Внеурочная деятельность "Секреты орфографии".
материал на тему
Данная программа общеинтеллектуального направления по курсу «Кружок «Секреты орфографии» представляет собой программу организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_orfografii_3-4kl.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа общеинтеллектуального направления по курсу «Кружок «Секреты орфографии» представляет собой программу организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса.
Программа рассчитана на 2 года обучения (общим объёмом 68 часа: по 34 часа в 3, 4 классах). Выбор курса определяется самостоятельным выбором учащихся 3 и 4 классов.
Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю из 10 возможных часов внеурочной деятельности в неделю). Она реализует концепцию языкового образования с опорой на творческую, исследовательскую деятельность младших школьников.
Цель данного курса заключается в том, чтобы повысить и усовершенствовать грамотность младших школьников.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- ни в коем случае не повторять уже имеющиеся курсы;
- не стремиться к максимально полному охвату всех сложных случаев правописания;
- сосредоточить внимание на ошибках, которые чаще всего допускаются выпускниками начальной школы:
- сгруппировать все правила правописания вокруг нескольких «горячих точек», т.е. тех вопросов, которые чаще всего задаёт себе пишущий.
Тематический план программы
№ | Название модуля, разделы | Всего часов | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||||
2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||
Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
Общеинтеллектуальная деятельность: курс «Кружок «Секреты орфографии» | 68 | 34 | 34 | ||||||
| Кто-кто в алфавите живёт? | 7 | 7 | Называть правильно буквы алфавита, знать их последовательность. Соотносить звук и соответствующую ему букву. Использовать алфавит для упорядочивания слов | |||||
| В путь за «главным» правилом | 7 | 7 | Моделировать в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил. Группировать слова по месту и типу орфограммы. Объяснять написание слов, используя орфографический словарь. | |||||
| «Фонемные» и «нефонемные правила | 10 | 10 | Моделировать в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил. Группировать слова по месту и типу орфограммы | |||||
| Приставки – труженицы | 16 | 8 | 8 | Анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов; слов с заданными приставками. При определении состава слова приводить доказательства (в игровых упражнениях). | ||||
| Как «оседлать» правило? | 2 | 2 | Прогнозировать наличие определенных орфограмм: письмо с пропуском определенных орфограмм. Контролировать правильность написания: письмо со знаками вопросов на месте сомнения. | |||||
| Дорога к письменности | 6 | 6 | Объяснять значение слова - давать развернутое его толкование. | |||||
| Из чего строятся слова? | 4 | 4 | Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами). | |||||
Смотри в корень | 10 | 10 | Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами). | ||||||
| Маленький «загадочный» театр | 6 | 6 | Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения. Использовать нормы речевого этикета в повседневной жизни. |
Основное содержание программы
1 раздел
Кто-кто в алфавите живёт? – 7 часов
1. Когда возникла наша письменность? Застывшие звуки. Кириллица
или глаголица
- Меня зовут морфема. Звуки-смыслоразличители.
- Познакомьтесь с фонемой поближе. Поиграем с фонемами. Для всех ли фонем есть буквы?
- Как рождаются звуки? Звонкие и глухие «двойняшки». Звонкие и глухие «одиночки».
- Как обозначить твёрдые и мягкие фонемы? Буква – помощница (ь знак).Таинственная фонема ( j ). Буква – подсказчица (ъ знак). Вторая
нагрузка ь знака.
6. Буквы – «актёры» (йотоносители). Ещё одна буква (ы). Вот и
алфавит.
7.Давайте поиграем: «Найди своё место», «Расставь по алфавиту», «Кто
за кем?», «Оживи алфавит». Викторина «Азбука и алфавит».
2 раздел
В путь за «главным» правилом – 7 часов
1. «Ошибкоопасные» места. «Зеркальные» и «незеркальные» слова.
2. Что такое орфографическая зоркость?
3. Тайна фонемы. Ключ к тайне фонемы.4. Опасные согласные: звуки-«волшебники» (сонорные).
5. Давайте поиграем: «Проверь звучание сонорных», «Где сонорные?»
6. Звуки «живут» по закону. На сцене гласные: добрый «волшебник» -
ударение.
7. Выходим на «главное» (фонемное) правило. Олимпиада.
3 раздел
«Фонемные» и «нефонемные» правила – 10 часов
1. Фонемы повелевают буквами. Когда ь знак пишется, а когда не пишется?
2. Добро пожаловать, Ь знак! Как получаются мягкие согласные?
3. Давайте поиграем: «Поймай мягкий согласный», «Каждому своё»,
«Твёрдый – мягкий – твёрдый».
4. Отгадай загадку. Занимательные квадраты. Хитрые вопросы. Эстафета.
5. Рассказ «Хвастун» (Г. Сорокин). Ь знаку въезд запрещён, но … не всегда!
6. «Масло масляное» (сочетания чн, чк, нч, нщ).
7. Давайте поиграем: «Большие – маленькие», «Кто больше?», «Из чего какой?»
8. Ваши старые знакомые (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу).
9. Правило о непроизносимых согласных – «фонемное»!
Давайте поиграем: «Запоминай-ка», «Кто больше?», «Т – не Т».
10.Стихотворение В.Данько «Ягодка». «Нефонемное» правило (гласные
после Ц).
4 раздел
Приставки – труженицы – 16 часов
1. Игра с приставками. Много ли на свете приставок?
2. Для разных приставок – разные законы.
3. Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа).
4. Секрет безошибочного письма.
5. Игры с приставками: «Поймай приставку», «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?», «Раскрой скобки», «Подбери пару».
6. Коварная приставка с-. Нарушители «главного» правила (приставки второй группы: на З и С). Не «съешьте» второе С!
7. Самые трудные! (приставки третьей группы: пре-, при-)
8. Игры с приставками: «Приставка или нет?», «Прятки с приставками».
9. Правописание приставок пре-, при-.
10. Что может означать приставка при-?
11. Первое значение приставки при-
12. Второе значение приставки при-. В переносном смысле.
13. Третье значение приставки при-.
14. Четвёртое значение приставки при-.
15. Что может означать приставка пре-? Первое значение приставки пре-.
16. Второе значение приставки пре-. Тренируемся на всё вместе. Весёлые рифмы.
5 раздел
Как «оседлать» правило? – 2 часа
1. Волшебное слово – самоинструкция.
2. Составляем самоинструкцию (правописание частицы НЕ с разными
частями речи). Давайте поиграем: «Раскрой скобки».
6 раздел
Дорога к письменности 6 часов
1. Как обходились без письма?
2. Понятно без слов. Древние письмена.
3. Рисуночное письмо.
4. «Священные знаки».
5. Договор между читающим и пишущим.
6. Рисунки и буквы.
7 раздел
Из чего строятся слова? - 4 часа
1. Строительная работа морфем.
2. Приставкины «смыслиночки».
3. «Смыслиночки» суффиксов.
4. «Смыслиночки» окончаний.
8 раздел
Смотри в корень! – 10 часов
1. Слова –«родственники». Правильные корни и корни-уродцы.
2. Давайте поиграем: «Третий лишний». Сколько бывает родственных
слов?
3. Кто «командует» корнями? Полногласные и неполногласные
сочетания (-оро/-ра; -оло/-ла; -ере/-ре; -ол/ле).
4. Стихотворение Б.Корнилова «Лошадь». Орфограмма с девичьим
именем (-…ир + -а- = -…ира-).
5. Суффикс -а- продолжает командовать. Ещё два почти девичьих
имени(-има-, -ина-).
6. Суффикс -а- командует гласными о и а. Рассказ К.Паустовского
«Зарница и заря».
7. Командуют согласные звуки. Командует смысл. Текст «Царь и
вечерняя заря» Б.Сергунков.
8. Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!».
Конкурс эрудитов.
9. Откуда «вылетают» проверочные слова? Слова, «убежавшие» от
первоначальных значений. «Пересаженные» корни.
10. Олимпиада.
9 раздел
Маленький «загадочный» театр – 6 часов
1. Попробуем сочинять сами.
2. Шуточные вопросы.
3. Головоломки.
4. Конкурс эрудитов.
5. Ребусы.Шарады.
6. КВН «Трудно ли быть грамотным?»
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня: интерес учащихся к родному языку, его загадкам, интересным фактам; приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах правописания и произношения слов.
Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества: развитие умения извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).
Результаты третьего уровня: приобретение школьниками опыта исследовательской деятельности; опыта публичного выступления по интересующим вопросам; организации совместной деятельности с другими детьми и работе в команде.
Формы контроля
Олимпиады
КВНы
Конкурсы эрудитов
Методические рекомендации
Наблюдение за письменной речью младших школьников свидетельствует о том, что встречается немало ошибок и отклонений от орфографических норм современного русского языка
Практическое назначение факультативных занятий по курсу «Секреты орфографии» состоит в том, чтобы дать учащимся представление о существующих нормах правописания, помочь им разобраться в трудных случаях написания слов. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить, что и является предметом данного курса со своим содержанием и логикой построения.
Каждый раздел программы приоткрывает одну из тайн родного языка и направлен на то, чтобы вызвать у школьников интерес к результату.
Подобранные игры, кроссворды, шарады, ребусы, загадки дают пищу для детского ума, пробуждают у детей чувство удивления, вызывают удовольствие от открытого нового.
Использованная литература
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М., «Просвещение», 1995
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М., «Астрель», 2004
3. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках.
М., «Просвещение», 1995
4. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. М., «Просвещение», 1991
5. Волина В.В. Весёлая грамматика. М., «Знание», 1995
6. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. М., «АСТ»,1996
7. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М., «Просвещение», 1991
8. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах.
М., «Просвещение», 1991
9. Руссова Н.Ю. Как стать грамотным. Нижний Новгород, «ДЕКОМ»,
1994
10. Соболева О.Л. Когда правила смеются, М., «Новая школа», 1996
11. Соловьёва Н.Н. Говорим и пишем грамотно. М., «ОНИКС», 2008
12. Тоцкий П.С. Орфография без правил М., «Просвещение», 1991
Материально-техническое обеспечение программы
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
Учебные пособия: «Конкурс грамотеев», «Весёлая грамматика» | ||
2. | Печатные пособия | |
Учебные пособия: «Офография, грамматика – в рифмовках занимательных», «Секреты орфографии», «Говорим и пишем грамотно» | 4 комплекта | |
3. | Технические средства обучения | |
Экспозиционный экран Видеомагнитофон DVD проигрыватель Телевизор Ноутбук Интерактивная доска | 5 штук 5 штук 4 штук 16 штук 10 штук 7 штук | |
4. | Экранно-звуковые пособия | |
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия» | 4 комплекта 4 комплекта | |
5. | Игры и игрушки | |
Электронные игры развивающего характера | ||
6. | Оборудование кабинетов | |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц Магнитная доска Экспозиционный экран Видеомагнитофон DVD проигрыватель Телевизор Ноутбук Интерактивная доска Сканер, принтер Цифровая фотокамера | 16 штук 16 штук 5 штук 5 штук 4 штук 16 штук 10 штук 7 штук 9 штук 3 штуки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Секреты орфографии".Программа внеурочной деятельности 2 класс.
Программа внеурочной деятельности учителя начальных классов МБОУ СОШ №2Садовниковой Ольги Викторовны2 класс « Секреты орфографии»Программа рассчитана на 1 год из расчёта 2 часа в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" для 2 класса, из расчёта 2 часа в неделю
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" для 2 класса, из расчёта 2 часа в неделю. Данная программа поможет учителю строить дополнительную работу по русскому языку. Детям буде...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты орфографии"
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Секреты орфографии"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Секреты орфографии"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты орфографии"
Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Секреты орфографии» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на возможность познавательной деятельности.Реализуя...
программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" 2 класс
внеурочная деятельность 2 класс "Секреты орфографии"...
Программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" 3 класс
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...