ЭССЕ
материал на тему
Предварительный просмотр:
Ахатова Гаухар Ойбековна
Педагогическая культура: реальность или миф?
Учитель – это не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
Главная задача педагога – привить ребенку любовь к «жажде» познаний, научить его, терпеливо преодолевая трудности, уверенно идти по лабиринтам загадочной и удивительной страны знаний. Я счастлива тем, что иду в ногу с современностью, что помогаю своим ученикам найти себя, сделать первое и самое важное открытие – раскрыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что сегодня учитель должен постоянно работать над собой, обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, так как только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика.
Обучение и воспитание – это не просто работа. Это образ жизни. Если сам учитель испытывает радость от учения, то это не может не передаться его ученикам.
Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения глобальных задач. Но этого, я считаю, сегодня мало – он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.
В чем же секрет успеха учителя? Фундаментом мастерства педагога, на мой взгляд, является то, насколько умело он владеет педагогической культурой.
Что же такое педагогическая культура? Это миф или реальность? Педагогическая культура в концепции профессора Е. В. Бондаревской – это часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, предполагающие возрождение и самореализацию творчества педагога и воспитанников.
Проблема формирования педагогической культуры в настоящее время очень актуальна, так как инновационные процессы, предъявляют серьезные требования к учителю.
Впервые в отечественной педагогике проблема педагогической культуры как научная проблема была поставлена А.В. Барабанщиковым.
Понимая педагогическую культуру преподавателя как определенную степень овладения им педагогическим опытом, как достигнутый уровень развития личности, автор выделяет слагаемые педагогической культуры. К ним относит педагогическую эрудицию и интеллигентность, педагогическое мастерство, умение сочетать педагогическую и научную деятельность, систему профессионально-педагогических качеств, педагогическое общение и поведение, требовательность, потребность в самосовершенствовании.
Понятие «Педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности, но нет специальных работ, посвященных целостному теоретическому изучению данного феномена. Как научное понятие «педагогическая культура» не раскрыта ни в педагогическом словаре, ни в педагогической энциклопедии.
В понятии педагогическая культура выделяют такие компоненты, как педагогическое мастерство (Н.М. Бавченко, А.В. Барабанщиков, С.Б. Елканов, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Левков, А.И. Лобач, Г.Н. Оботурова, и др.); педагогические знания (Т.Ф. Белоусова, В.М. Галузинский, В.В. Запевина, Е.Ф. Логинова, И.Н. Невский, А.Н. Растрыгина и др.); педагогические умения (В.В. Гаврилюк, О.З. Краснова, А.И. Лобач, И.А. Нейштатд, В.И. Писаренко и др.); личностные качества учителя (Н.М. Бавченков, С.Б. Елканов, С.В. Захаров, М.Н. Скаткин и др.); стремление к самосовершенствованию (В.М. Галузинский, С.Б. Елканов, Н.В. Воробьев, Т.В. Иванова, и др.); педагогическое творчество (Т.Ф. Белоусова, Н.Е. Воробьев, В.К. Суховецева, Л.А. Нейштатд, и др.); педагогический опыт (А.В. Барабанщиков, Л.М. Герасимов, В.А. Мартынов, В.П. Фоменко и др.) и другие компоненты.
Из этого следует, что суть педагогической культуры – это функция регулирования, сохранения, воспроизведения, развития педагогической реальности. Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовывать и интерпретировать их.
Н.А.Бердяев писал: «Творчество есть огонь, культура же, есть охлаждение огня». Творческий акт находится в пространстве субъективности, а продукт культуры – в объективной реальности.
Развитый интеллект позволяет учителю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся.
Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей.
Л. В. Толстой отмечал, что если «хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но если ты сам не любишь ее, то сколько бы ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния». Эту же мысль развил и В. А. Сухомлинский. Он считал, что «мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда.
Значит, педагогическая культура – это реальность, не возникающая самопроизвольно вследствие действия законов природы, а огромный труд и стремление педагога к совершенству.
Я переступаю порог школы для того, чтобы учить, учиться, сотрудничать, расти вместе со своими учениками. Поддерживаю в своих воспитанниках стремление быть честными, порядочными, целеустремлёнными. Я убеждена, что в школе должны работать люди неравнодушные, те, которые могут стать для своих подопечных примером, те, кто может их вести за собой, идти вместе с ними. Я не просто учитель. Я – первая учительница. И я - первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне своих любимых, единственных, драгоценных чад. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе. Какие у него взаимоотношения сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. Я понимаю, что то, как сложится школьная жизнь ребёнка, зависит во многом и от меня. И я много думаю о том, как помочь ребёнку в его развитии, в его физическом, умственном и духовном росте и становлении. Думаю и ищу. Я часто произношу слова одобрения и рада за детей даже тогда, когда успехи ученика более чем скромны. Ведь это воспитывает у ребенка уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более твердым.
Одним из компонентов педагогической культуры является использование учителем в своей работе инновационной педагогической технологии.
Надо сказать, что становление и развитие инновационных процессов напрямую связано с новым, более качественным уровнем деятельности как педагогов-воспитателей, так и руководителей школы, с повышением уровня их технологичности, владения педагогической техникой.
Эффективность развития педагогического коллектива зависит от того, насколько будет обеспечено:
- грамотное руководство этим процессом, включающее установку учителей на инновационную технологию;
- анализ имевшихся технологических ресурсов;
- умение проектировать;
- организацию и анализ деятельности коллектива;
- умение осваивать опыт коллег через рефлексию и выражать его в технологичной форме, умение перестраивать уже освоенные технологии.
Я активно внедряю в практику различные системы развивающего обучения: технологии КСО, моделирования, проектирования, деятельностного подхода, интерактивного обучения и т. д.
По моему мнению, именно в начальной школе требуется разбудить мысль каждого малыша. Развивающее обучение как раз и направлено на то, чтобы обучать детей думать, размышлять. Оно помогает решать задачи, волнующие сегодня учителей: как учить детей без двоек и принуждения; как развивать у них устойчивый интерес к знаниям, потребность в самостоятельном поиске; как сделать учение радостным. Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который бы не задумался над ней.
Моя задача как педагога сделать так, чтобы душевный мир детей был наполнен любовью, верой и надеждой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе
Рассвет. Здравствуй новый день! Спешу в Родную МОУ "первомайская СОШ" к своим незнайкам и почемучкам. Ждут меня там двадцать пять упрямых пытливых ребят. Они непокорны, как горные реки, капризны, бесс...
Мое педагогическое эссе.
Размышление о том, почему я много лет работаю учителем самых маленьких жителей "школьной страны"....
Эссе
Моё педагогическое кредо...
Эссе «Новые информационные технологии в обучении»
Эссе «Новые информационные технологии в обучении». В работе отражается взгляд педагога на данную проблему....
Эссе "Счастливый дар-учить детей"
Эссе "Счастливый дар-учить детей". ...Есть на земле немало достойных профессий, но педагогами становятся по особому призванию и велению сердца те, кто изо дня в день дарит тепло своей души и отдает се...
Эссе "Дар души" Моя педагогическая философия
Эссе "Дар души"...