рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс) на тему

Рабочие программы разработаны в соответствии ФГОС второго поколения. Программы содержат пояснительную записку с описанием УУД, КТП с описанием видов учебной  деятельности, форм текущего  контроля  успеваемости и  промежуточной  аттестации  учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_tekstovedenie_3_klass.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАМЕНСКОХУТОРСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

   Рассмотрено  

на  заседании ШМО

28.08.2015 г., протокол №1

______________________

______________________

Согласовано

Зам. по УВР ___________/Л.С. Ковалева/  

_________________2015г.

________________________

________________________

     Утверждено

приказом по МБОУ Каменскохуторской СОШ  от _______2015 г. №____

____________________________

____________________________

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Текстоведение»

(Модуль «Чтение.

Работа с текстом»)

           (духовно-нравственное  направление)

 для 3 класса на

 2015/2016учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

       Рабочая программа внеурочной  деятельности  для  обучающихся 3 класса по  курсу «Чтение. Работа  с  текстом»  составлена на основе:

-  Федерального   государственного   образовательного    стандарта    начального общего образования (утвержден  приказом Министерства  образования и науки РФ от 06 октября 2009 года  № 373 (зарегистрирован   Минюстом России 22 декабря  2009 года, регистрация № 17785), внесены изменения  приказами  Министерства  образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года №1241, от 22 сентября 2011 года №2357, от 18  декабря 2012г. № 1060),  источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия  в  распечатанном виде)

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 8 апреля       2015 года №1/15)

- Информационного  письма Департамента общего образования Минобрнауки России № 03-296 от 12 мая 2011 года "Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

     Рабочая программа курса  внеурочной деятельности духовно-нравственной  направленности «Текстоведение. (модуль «Чтение. Работа  с  текстом»)  для  3 класса является приложением к Основной общеобразовательной программе начального общего образования МБОУ Каменскохуторской СОШ на 2015-2016  учебный год, соответствует  годовому календарному  учебному  графику  МБОУ Каменскохуторской СОШ  на 2015-2016 учебный год.  

        Цели курса:

- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;                        

 - развитие интереса к чтению и книге;

 - формирование читательского кругозора и приобретение  опыта в выборе книг самостоятельной читательской деятельности.

 Задачи курса:

1.Формирование умения  находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

2. Формирование умения определять тему и главную мысль текста;

3.  Формирование умения  делить тексты на смысловые части, составлять план текста.

4. Формирование умения  вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию.

5.   Формирование умения  сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака.

6.  Понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов).

7. Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.

8. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

9.  Формирование умения   использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.

10.Формирование умения   ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Общая характеристика  курса внеурочной деятельности

     Работа с  текстом - это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только  проверить уровень  понимания текста, но и умение его анализировать.

        При работе  текстом прослеживается слияние  обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать определённые языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.

       К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.

       В систему вопросов для анализа текста  включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. В ходе работы учащиеся:

      - определяют тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания;    

        - определяют главную мысль текста;

      - озаглавливают текст;

      - определяют последовательность пунктов плана текста;

      - различают абзацы;

      - подбирают антонимы и синонимы к словам;

          - определяют сравнение;

    Вставляя пропущенные орфограммы, подбирая проверочные слова, учащиеся используют ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.

         Особое внимание уделено работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога, словообразование. Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым   текстовым  материалом , ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.          

      Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к  деталям.        

С целью развития познавательной активности продумана работа с иллюстративным материалом.

 При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка. А также прослеживаются межпредметные связи.

Место курса    в  программе  внеурочной   деятельности  обучающихся 3 класса

В  рамках  внеурочной  деятельности   обучающихся  3 класса  на курс  «Текстоведение. (Модуль «Чтение. Работа с текстом»)  отводится   34 часа (1 час в неделю)  с  целью  реализации   духовно-нравственного   направления  в  развитии личности  третьеклассника.

   

Ценностные ориентиры содержания занятий

Главная  ценностная  установка  курса -  осознание  значимости  чтения первоклассниками для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. У учащихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Они   будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, участвуя  в  формах  организации познавательной  деятельности, отличной  от  урочной: инсценировка, игра, викторина, путешествие и т.д.  Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.

 Третьеклассники  овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

     Они научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

 Планируемые  результаты  освоения курса внеурочной деятельности

«Текстоведение».  (Модуль  «Чтение. Работа с текстом»)

  обучающимися  3 класса

                                           (универсальные  учебные  действия)

В  ходе  занятий  в рамках  внеурочной  деятельности  по  курсу  у третьеклассника  будут сформированы основные метапредметные умения:

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного:

• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации:

• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Работа с текстом: оценка информации

• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

В  ходе  внеурочной  деятельности  по  духовно-нравственному   направлению  развития  личности  будут  решены  следующие  задачи:

▪ определение духовно-нравственных ориентиров жизнедеятельности человека;

▪  готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

▪  знакомство с основными нормами морали, понимание их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

▪ понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

▪ формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

▪ становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

▪ воспитание нравственности, основанной на духовных традициях народов России;

▪ осознание ценности человеческой жизни;

▪ развитие коллективные отношения со сверстниками;

▪ формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и религиозную специфику;

▪ включение обучающихся в различного рода духовно-творческую деятельность;

▪ создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать и на практике использовать полученные знания;

▪ формирование у обучающихся активной жизненной позиции.

Контроль  уровня достижения планируемых результатов по  курсу  внеурочной  деятельности  

«Текстоведение». (Модуль  «Чтение. Работа с текстом»)

Формы, периодичность и порядок  проведения  контроля   уровня   достижения планируемых  результатов  обучения учащихся   3 класса  по  курсу  внеурочной  деятельности     определяются  в   соответствии с   разделом   основной  образовательной  программы  начального общего образования «Система оценки  достижения   планируемых   результатов  освоения   основной образовательной  программы»,  локальным    актом   «Положение      о  текущем контроле успеваемости и  промежуточной  аттестации учащихся МБОУ Каменскохуторской  СОШ»   (приказ от ___________ г. №____) в рамках  безотметочной  оценки,   находят  отражение  в  разделе  календарно-тематического планирования «Виды внеурочной деятельности, формы текущего  и итогового  контроля планируемых результатов»,  а также  фиксируются  в  «Портфолио учащегося  начальной  школы»  в  разделе №4 «Мои учебные  достижения».

 

Также  в  программу  включены  комплексные  работы по текстам ( промежуточная (2), итоговая), на которых проводится диагностика  уровня достижения планируемых  результатов  обучения: личностных, метапредметных  и предметных (навыки работы с текстом с целью выполнения заданий  по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению)  

 Календарно-тематическое  планирование  

№ урока

     Дата  проведения     урока

Тема занятий

Виды внеурочной деятельности, формы   текущего  и итогового  контроля планируемых результатов

План

факт

1

Третий класс- хорошее время читать!

Г .Скребицкий «Синица»

Читать текст самостоятельно.

Определять главную тему ,тип текста, заполнять таблицу.

2

А. Тихонов «Длинноносые птицы»

Читать текст самостоятельно.

Определять главную тему

Выписывать из текста предложение.

Отвечать на вопросы.

Определять последовательность событий.

3

Мой читательский паспорт.

«Фламинго» Э. Бауэр.

Читать текст самостоятельно  делить текст на части ,подбирать антонимы.

4

Материалы из энциклопедии «Хочу все знать»

«грызуны»

Определять стиль текста, главную мысль,

Отвечать на вопросы.

Составлять предложение.

5

Материалы из энциклопедии «Хочу все знать»

«Бактерии»

Читать текст самостоятельно.

Наблюдать, делать выводы ,заполнять таблицу

Подбирать синонимы.

6

По Г. Ханнелору  «..появление растений на земле»

Читать текст самостоятельно.

Определять тип текста ,объяснять выражения

7

С.Михалков «Ответ».

Читать текст самостоятельно ,по ролям ,умение сравнивать, разгадывать кроссворды

8

Материалы энциклопедии «Что такое. Кто такой»

Божья коровка

Читать текст самостоятельно.

Анализировать содержание текста ,подбирать

Антонимы.

9

Материалы энциклопедии «Хочу всё знать» О воздухе.

Читать текст самостоятельно.

Определять тип текста, уметь анализировать по вопросам

10

 А.Старостин «Олени-друзья людей»

Делить текст на части ,восстанавливать последовательность событий.

11

По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой» Змеи.

Читать текст самостоятельно, анализировать  прочитанное. Наблюдать за животными.

12

Э. Шум «Птицы зимой»

Читать текст самостоятельно .Определять  главную мысль. Наблюдать за животными.

13

По материалам энциклопедии «Что такое. Кто такой»

Дрессировщик -укротитель

Читать текст самостоятельно, анализировать  прочитанное.

Рисовать картины  ,определять тип текста..

14

Л. Киселёва «И так бывает»

Читать текст самостоятельно.

Делить текст на части ,сравнивать предметы.

15

По материалам энциклопедии

Что такое радуга? А.Тихонов «Лето»

Определять главную мысль, предложения по интонации. Выбирать из текста эпизоды.

Пересказывать текст .Заполнять схемы. Расставлять знаки препинания.

16

Промежуточная  комплексная диагностическая  работа по тексту «Кто как зимует»

Промежуточный  контроль. Диагностика  уровня достижения планируемых  личностных и метапредметных  результатов  обучения в рамках комплексной работы по тексту

17

И Соколов –Микитов

«Сосновый бор»

Читать текст самостоятельно.

Озаглавливать ,,делить на части

18

По материалам энциклопедии «Что такое .Кто такой»

Дельфины.

Читать текст самостоятельно.

Выписывать из текста предложение.

Отмечать заданные предметы. Заполнять таблицу.

19

Л. Киселёва «Башмачки»

Читать правильно слова. Оформлять обложку книги. Разгадывать кроссворд.

20

По Э. Бауэру

Немецкая овчарка

Читать текс самостоятельно. Выбирать и записывать название. Отвечать на вопросы.

Составлять предложения.

21

С. Михалков

«Осёл и бобр»

Читать текст самостоятельно .Определять главную тему , мысль.

Определять последовательность событий.

22

По записям В.Васильева

Ранняя весна

Читать текст самостоятельно.

Выбирать заголовок .Устанавливать последовательность событий.

23

По записям В.Васильева

Ранняя весна

Читать текст самостоятельно. Разгадывать кроссворд.  Рисовать рисунки.

24

В Осеева .Рассказ.

Определять тип текста, стиль, сравнивать ,анализировать. Отвечать на вопросы

Составлять предложение.

25

Промежуточная  комплексная диагностическая  работа по тексту «Почему нельзя играть с мячом возле дороги?»

Промежуточный  контроль. Диагностика  уровня достижения планируемых  личностных и метапредметных  результатов  обучения в рамках комплексной работы по тексту

26

Книги- наши друзья. Викторина.

Разгадывать кроссворд.

27

С. Аксаков. Рассказ.

Читать текст самостоятельно. Заполнять таблицу.

Ставить ударения. Подбирать синонимы. Определять последовательность событий.

28

 По материалам энциклопедии.

«Хочу всё знать»

Растения.

Определять последовательность событий ,тему текста.

29

И.Соколов – Микитов

Калина

Читать правильно слова.

Выбирать и записывать название.

Отвечать на вопросы.

Составлять предложение.

30

В мире мудрых мыслей

Читать правильно слова.

Оформлять обложку книги.

31

М.М. Пришвин  По страницам

«Лесной газеты»

Определять тип текста, умение делить текст на части..

32

М.М. Пришвин  По страницам

«Лесной газеты»

Подбирать синонимы. Определять последовательность событий.

Определять стиль текста.

33

Итоговая  комплексная диагностическая работа  по тексту  «Жаба  ага»

Итоговый   контроль. Диагностика  уровня достижения планируемых  личностных и метапредметных  результатов  обучения в рамках комплексной работы по тексту

34

Итоговое занятие. Как хорошо уметь читать ! Мои достижения.

Крестики-нолики. Какая польза от чтения.

Создавать свою книгу.

Оформлять обложку книги. Анализировать свою работу.

Отвечать на вопросы.

Материально-техническое  обеспечение   образовательного процесса по курсу  внеурочной деятельности  «Чтение. Работа с текстом» в 3  классе

Д - демонстрационный экземпляр (1 экземпляр на класс);

К - полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (1 экземпляр на двух учеников);

П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).

N

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

  1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт начального  общего образования  - сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия  в  распечатанном виде)

Д

1.2.

 Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15)

Д

1.3.

Рабочие  тетради:

-КрыловаО.Н. Чтение. Работа с текстом.3 класс. М.:Экзамен, 2014

-Учимся успешному чтению. Портфель читателя.3 класс/ Т. Г. Галактионова, С. О. Саввинова, Я. Г. Назарова, С. Г. Жук.М.:  Просвещение, 2013

К

К

1.4.

Дополнительные  пособия  для  учащихся:

Новейшая хрестоматия  для дошкольников 6-7 лет /авт.-сост.: О. Александрова. М. : Эксмо,2010.

Полная хрестоматия для начальной школы, М.: Эксмо, 2006

К

К

                                2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1.

 Холодова О.А., Мищенкова Л.В. Комплексные работы по текстам (чтение, русский язык, математика, окружающий мир)  3 класс в 2-х частях – РОСТкнига, 2014

К

2.2.

Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы 3 класс – М: Просвещение, 2014  

К

2.3

Стандарты второго поколения. Портфолио обучающегося начальной школы. Авторы составители Е.А.Андреева, Н.В.Разваляева. Москва. Планета, 2012г

К

2.3.

Детские книги разных типов из круга детского чтения

Д

2.4.

Портреты поэтов и писателей

Д

3. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ  И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  РЕСУРСЫ  

3.4.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения

Д

4. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

4.1.

Телевизор

Д

4.2.

Видеомагнитофон/ видеоплейер

Д

4.3.

CD / DVD-проигрыватели

Д

4.4.

Музыкальный центр

Д

4.5.

Слайд-проектор

Д

4.6.

Мультимедийный проектор

Д

4.7.

Экран для мультимедийного проектора

Д

4.15.

Сканер

Д

4.16.

Принтер лазерный А4

Д

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...