рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочие программы разработаны в соответствии ФГОС второго поколения. Программы содержат пояснительную записку с описанием УУД, КТП с описанием видов учебной деятельности, форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_tekstovedenie_3_klass.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАМЕНСКОХУТОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено на заседании ШМО 28.08.2015 г., протокол №1 ______________________ ______________________ | Согласовано Зам. по УВР ___________/Л.С. Ковалева/ _________________2015г. ________________________ ________________________ | Утверждено приказом по МБОУ Каменскохуторской СОШ от _______2015 г. №____ ____________________________ ____________________________ |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Текстоведение»
(Модуль «Чтение.
Работа с текстом»)
(духовно-нравственное направление)
для 3 класса на
2015/2016учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса по курсу «Чтение. Работа с текстом» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрация № 17785), внесены изменения приказами Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года №1241, от 22 сентября 2011 года №2357, от 18 декабря 2012г. № 1060), источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде)
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15)
- Информационного письма Департамента общего образования Минобрнауки России № 03-296 от 12 мая 2011 года "Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «Текстоведение. (модуль «Чтение. Работа с текстом») для 3 класса является приложением к Основной общеобразовательной программе начального общего образования МБОУ Каменскохуторской СОШ на 2015-2016 учебный год, соответствует годовому календарному учебному графику МБОУ Каменскохуторской СОШ на 2015-2016 учебный год.
Цели курса:
- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
- развитие интереса к чтению и книге;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг самостоятельной читательской деятельности.
Задачи курса:
1.Формирование умения находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
2. Формирование умения определять тему и главную мысль текста;
3. Формирование умения делить тексты на смысловые части, составлять план текста.
4. Формирование умения вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию.
5. Формирование умения сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака.
6. Понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов).
7. Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.
8. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.
9. Формирование умения использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.
10.Формирование умения ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Работа с текстом - это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.
При работе текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать определённые языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.
В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. В ходе работы учащиеся:
- определяют тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания;
- определяют главную мысль текста;
- озаглавливают текст;
- определяют последовательность пунктов плана текста;
- различают абзацы;
- подбирают антонимы и синонимы к словам;
- определяют сравнение;
Вставляя пропущенные орфограммы, подбирая проверочные слова, учащиеся используют ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.
Особое внимание уделено работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога, словообразование. Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом , ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
С целью развития познавательной активности продумана работа с иллюстративным материалом.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка. А также прослеживаются межпредметные связи.
Место курса в программе внеурочной деятельности обучающихся 3 класса
В рамках внеурочной деятельности обучающихся 3 класса на курс «Текстоведение. (Модуль «Чтение. Работа с текстом») отводится 34 часа (1 час в неделю) с целью реализации духовно-нравственного направления в развитии личности третьеклассника.
Ценностные ориентиры содержания занятий
Главная ценностная установка курса - осознание значимости чтения первоклассниками для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. У учащихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Они будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, участвуя в формах организации познавательной деятельности, отличной от урочной: инсценировка, игра, викторина, путешествие и т.д. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.
Третьеклассники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Они научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Текстоведение». (Модуль «Чтение. Работа с текстом»)
обучающимися 3 класса
(универсальные учебные действия)
В ходе занятий в рамках внеурочной деятельности по курсу у третьеклассника будут сформированы основные метапредметные умения:
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного:
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации:
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
В ходе внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности будут решены следующие задачи:
▪ определение духовно-нравственных ориентиров жизнедеятельности человека;
▪ готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
▪ знакомство с основными нормами морали, понимание их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
▪ понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
▪ формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
▪ становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
▪ воспитание нравственности, основанной на духовных традициях народов России;
▪ осознание ценности человеческой жизни;
▪ развитие коллективные отношения со сверстниками;
▪ формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и религиозную специфику;
▪ включение обучающихся в различного рода духовно-творческую деятельность;
▪ создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать и на практике использовать полученные знания;
▪ формирование у обучающихся активной жизненной позиции.
Контроль уровня достижения планируемых результатов по курсу внеурочной деятельности
«Текстоведение». (Модуль «Чтение. Работа с текстом»)
Формы, периодичность и порядок проведения контроля уровня достижения планируемых результатов обучения учащихся 3 класса по курсу внеурочной деятельности определяются в соответствии с разделом основной образовательной программы начального общего образования «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы», локальным актом «Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ Каменскохуторской СОШ» (приказ от ___________ г. №____) в рамках безотметочной оценки, находят отражение в разделе календарно-тематического планирования «Виды внеурочной деятельности, формы текущего и итогового контроля планируемых результатов», а также фиксируются в «Портфолио учащегося начальной школы» в разделе №4 «Мои учебные достижения».
Также в программу включены комплексные работы по текстам ( промежуточная (2), итоговая), на которых проводится диагностика уровня достижения планируемых результатов обучения: личностных, метапредметных и предметных (навыки работы с текстом с целью выполнения заданий по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения урока | Тема занятий | Виды внеурочной деятельности, формы текущего и итогового контроля планируемых результатов | |
План | факт | |||
1 | Третий класс- хорошее время читать! Г .Скребицкий «Синица» | Читать текст самостоятельно. Определять главную тему ,тип текста, заполнять таблицу. | ||
2 | А. Тихонов «Длинноносые птицы» | Читать текст самостоятельно. Определять главную тему Выписывать из текста предложение. Отвечать на вопросы. Определять последовательность событий. | ||
3 | Мой читательский паспорт. «Фламинго» Э. Бауэр. | Читать текст самостоятельно делить текст на части ,подбирать антонимы. | ||
4 | Материалы из энциклопедии «Хочу все знать» «грызуны» | Определять стиль текста, главную мысль, Отвечать на вопросы. Составлять предложение. | ||
5 | Материалы из энциклопедии «Хочу все знать» «Бактерии» | Читать текст самостоятельно. Наблюдать, делать выводы ,заполнять таблицу Подбирать синонимы. | ||
6 | По Г. Ханнелору «..появление растений на земле» | Читать текст самостоятельно. Определять тип текста ,объяснять выражения | ||
7 | С.Михалков «Ответ». | Читать текст самостоятельно ,по ролям ,умение сравнивать, разгадывать кроссворды | ||
8 | Материалы энциклопедии «Что такое. Кто такой» Божья коровка | Читать текст самостоятельно. Анализировать содержание текста ,подбирать Антонимы. | ||
9 | Материалы энциклопедии «Хочу всё знать» О воздухе. | Читать текст самостоятельно. Определять тип текста, уметь анализировать по вопросам | ||
10 | А.Старостин «Олени-друзья людей» | Делить текст на части ,восстанавливать последовательность событий. | ||
11 | По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой» Змеи. | Читать текст самостоятельно, анализировать прочитанное. Наблюдать за животными. | ||
12 | Э. Шум «Птицы зимой» | Читать текст самостоятельно .Определять главную мысль. Наблюдать за животными. | ||
13 | По материалам энциклопедии «Что такое. Кто такой» Дрессировщик -укротитель | Читать текст самостоятельно, анализировать прочитанное. Рисовать картины ,определять тип текста.. | ||
14 | Л. Киселёва «И так бывает» | Читать текст самостоятельно. Делить текст на части ,сравнивать предметы. | ||
15 | По материалам энциклопедии Что такое радуга? А.Тихонов «Лето» | Определять главную мысль, предложения по интонации. Выбирать из текста эпизоды. Пересказывать текст .Заполнять схемы. Расставлять знаки препинания. | ||
16 | Промежуточная комплексная диагностическая работа по тексту «Кто как зимует» | Промежуточный контроль. Диагностика уровня достижения планируемых личностных и метапредметных результатов обучения в рамках комплексной работы по тексту | ||
17 | И Соколов –Микитов «Сосновый бор» | Читать текст самостоятельно. Озаглавливать ,,делить на части | ||
18 | По материалам энциклопедии «Что такое .Кто такой» Дельфины. | Читать текст самостоятельно. Выписывать из текста предложение. Отмечать заданные предметы. Заполнять таблицу. | ||
19 | Л. Киселёва «Башмачки» | Читать правильно слова. Оформлять обложку книги. Разгадывать кроссворд. | ||
20 | По Э. Бауэру Немецкая овчарка | Читать текс самостоятельно. Выбирать и записывать название. Отвечать на вопросы. Составлять предложения. | ||
21 | С. Михалков «Осёл и бобр» | Читать текст самостоятельно .Определять главную тему , мысль. Определять последовательность событий. | ||
22 | По записям В.Васильева Ранняя весна | Читать текст самостоятельно. Выбирать заголовок .Устанавливать последовательность событий. | ||
23 | По записям В.Васильева Ранняя весна | Читать текст самостоятельно. Разгадывать кроссворд. Рисовать рисунки. | ||
24 | В Осеева .Рассказ. | Определять тип текста, стиль, сравнивать ,анализировать. Отвечать на вопросы Составлять предложение. | ||
25 | Промежуточная комплексная диагностическая работа по тексту «Почему нельзя играть с мячом возле дороги?» | Промежуточный контроль. Диагностика уровня достижения планируемых личностных и метапредметных результатов обучения в рамках комплексной работы по тексту | ||
26 | Книги- наши друзья. Викторина. | Разгадывать кроссворд. | ||
27 | С. Аксаков. Рассказ. | Читать текст самостоятельно. Заполнять таблицу. Ставить ударения. Подбирать синонимы. Определять последовательность событий. | ||
28 | По материалам энциклопедии. «Хочу всё знать» Растения. | Определять последовательность событий ,тему текста. | ||
29 | И.Соколов – Микитов Калина | Читать правильно слова. Выбирать и записывать название. Отвечать на вопросы. Составлять предложение. | ||
30 | В мире мудрых мыслей | Читать правильно слова. Оформлять обложку книги. | ||
31 | М.М. Пришвин По страницам «Лесной газеты» | Определять тип текста, умение делить текст на части.. | ||
32 | М.М. Пришвин По страницам «Лесной газеты» | Подбирать синонимы. Определять последовательность событий. Определять стиль текста. | ||
33 | Итоговая комплексная диагностическая работа по тексту «Жаба ага» | Итоговый контроль. Диагностика уровня достижения планируемых личностных и метапредметных результатов обучения в рамках комплексной работы по тексту | ||
34 | Итоговое занятие. Как хорошо уметь читать ! Мои достижения. Крестики-нолики. Какая польза от чтения. | Создавать свою книгу. Оформлять обложку книги. Анализировать свою работу. Отвечать на вопросы. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по курсу внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом» в 3 классе
Д - демонстрационный экземпляр (1 экземпляр на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (1 экземпляр на двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).
N | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество |
| ||
1.1. | Стандарт начального общего образования - сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде) | Д |
1.2. | Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15) | Д |
1.3. | Рабочие тетради: -КрыловаО.Н. Чтение. Работа с текстом.3 класс. М.:Экзамен, 2014 -Учимся успешному чтению. Портфель читателя.3 класс/ Т. Г. Галактионова, С. О. Саввинова, Я. Г. Назарова, С. Г. Жук.М.: Просвещение, 2013 | К К |
1.4. | Дополнительные пособия для учащихся: Новейшая хрестоматия для дошкольников 6-7 лет /авт.-сост.: О. Александрова. М. : Эксмо,2010. Полная хрестоматия для начальной школы, М.: Эксмо, 2006 | К К |
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||
2.1. | Холодова О.А., Мищенкова Л.В. Комплексные работы по текстам (чтение, русский язык, математика, окружающий мир) 3 класс в 2-х частях – РОСТкнига, 2014 | К |
2.2. | Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы 3 класс – М: Просвещение, 2014 | К |
2.3 | Стандарты второго поколения. Портфолио обучающегося начальной школы. Авторы составители Е.А.Андреева, Н.В.Разваляева. Москва. Планета, 2012г | К |
2.3. | Детские книги разных типов из круга детского чтения | Д |
2.4. | Портреты поэтов и писателей | Д |
3. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ | ||
3.4. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения | Д |
4. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ) | ||
4.1. | Телевизор | Д |
4.2. | Видеомагнитофон/ видеоплейер | Д |
4.3. | CD / DVD-проигрыватели | Д |
4.4. | Музыкальный центр | Д |
4.5. | Слайд-проектор | Д |
4.6. | Мультимедийный проектор | Д |
4.7. | Экран для мультимедийного проектора | Д |
4.15. | Сканер | Д |
4.16. | Принтер лазерный А4 | Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...