"Оригами"
рабочая программа (1 класс) на тему

Хаева Ирина Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Оригами" Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Программа предназначена учителям начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Оригами"49.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОУ начальная школа-детский сад№53 г.Подольск

Рабочая программа внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Оригами».

Программа разработана Хаевой И.В, учителем начальных классов I квалификационной категории.

2011 – 2012 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая Программа  разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, СанПин. Содержание программы «Оригами» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой  МОУ начальная школа-детский сад №53, построено по концентрическому принципу, с повышением уровня требований к результатам обучения и воспитания каждого последующего учебного года.

         Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  •  быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

           Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

          Одним из видов конструирования является оригами. Этот вид деятельности:

  • развивает пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру    кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
  • знакомит с основными геометрическими понятиями;
  • улучшает способность следовать устным инструкциям;
  • расширяет коммуникативные способности;
  • воспитывает личность как члена общества с его нравственными,   патриотическими, интернациональными чувствами;
  • воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей,   самостоятельность и аккуратность при работе.

Программа «Оригами» ориентирована на обучающихся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения  (135 ч.). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий составляет 35-45 мин). Программа разработана  для детей 6,5-11 лет. Занятия проводятся в классе-кабинете.

           Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Цель программы:

  • всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи программы: 
Обучающие

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • обучение различным приемам работы с бумагой.
  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к искусству оригами.
  • расширение коммуникативных способностей детей.
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

                     Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
        Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

            Оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.            

Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

Программа «Оригами» является программой общеинтеллектуальной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В результате изучения курса Оригами обучающиеся

Узнают:

что такое оригами, историю возникновения оригами, основные приемы работы, способ складывания базового треугольника, название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов, название, приемы складывания модулей, необходимые  правила  техники  безопасности  в  процессе всех этапов работы.

Научатся:

подбирать бумагу нужного цвета, выполнять разметку листа бумаги, пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой, пользоваться чертежными инструментами, ножницами, собирать игрушки – «оригамушки», составлять композицию из готовых поделок, красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Оценка  результатов  образовательной деятельности

        Наиболее  плодотворным  фактором, в  оценочной  работе  итогов  обучения, являются  выставки  работ  учащихся. В  одном  месте  могут  сравниваться  различные  модели, макеты, различные  направления  творчества. Параметры  оценивания  представленных  участниками  работ  могут  изменяться  в  зависимости  от  уровня  и  целей  проводимых  выставок. Выставки  позволяют  обменяться  опытом, технологией, оказывают  неоценимое  значение  в  эстетическом  становлении  личности  ребенка. Однако  выставки  проводятся  один–два  раза  в  учебный  год, творческая  же  работа  ребенка  постоянно  требует  поощрения  в  стремлениях.      

          Большое  значение  в  оценивании  итогов  обучения  имеют  разнообразные  конкурсы  к  «красным»  дням  календаря. Подарки, поделки, сувениры  с  элементами  художественного  конструирования  ребята  готовят  к  праздникам  с  большим  удовольствием. В  декоративном  решении  работы  детей  выглядят  красочно, празднично, а  иногда  и  фантастически.  Результативность  развития  художественного  мышления  ребят  оценивается  по  следующим  критериям: степень  оригинальности  замысла, выразительность  выполненной  работы, овладение  приемами  работы  в  материале. В  процессе  таких  занятий  более  интенсивно  развиваются  творческие  способности  детей (воображение, образное  и  техническое  мышление, художественный  вкус).

Тематический план

1 год обучения

(33 часа)


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Знакомство с оригами

1

1

2.

Квадрат- основная фигура оригами

1

3

4

3.

Базовая форма «Треугольник»

1

4

5

4.

Базовая форма «Воздушный змей»

1

4

5

5.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

3

4

6.

Базовая форма «Двойной квадрат»

3

3

7.

Базовая форма «Конверт»

3

3

8.

Цветы к празднику 8 марта

1

2

3

9.

Впереди - лето!

2

2

10.

Итоговое занятие. Оформление выставочных работ

1

2

3

ИТОГО:

7

26

33

2 год обучения

 (34 часа)


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся

1

1

2

2.

Простые базовые формы оригами

2

2

3.

Осенние композиции

2

2

4.

Базовая форма «Треугольник»

3

3

5.

Базовая форма «Воздушный змей»

2

2

6.

Базовая форма «Двойной треугольник»

2

2

7.

Базовая форма «Двойной квадрат»

3

3

8.

Базовая форма «Конверт»

3

3

9.

Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба»

1

3

4

10.

Базовая форма «Дверь»

1

3

4

11.

Поздравительная открытка к празднику 8 марта

3

3

12.

Итоговое занятие

1

1

2

13.

Оформление выставочных работ

2

2

ИТОГО:

4

30

34

3 год обучения

(34 часа)


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Диагностика обученности учащихся

1

1

3.

Чудесные превращения бумажного листа

5

5

4.

Модульное оригами

1

4

5

5.

Оригами на праздничном столе

1

5

6

6.

Валентинки из оригами

1

1

7.

Объёмные цветы к празднику 8 Марта

3

3

8.

Оригами - почта!

3

3

9.

Базовая форма «Дом»

2

2

10.

Впереди – лето!

3

3

11.

Итоговое занятие

1

1

2

12.

Оформление выставочных работ

2

2

ИТОГО:

4

30

34

4 год обучения

(34 часа)


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводные занятия.

1

1

2

2.

Оригами в Интернете

1

2

3

3.

Изделия из складки

4

4

4.

Базовая форма «Катамаран»

1

4

5

5.

Новогодние украшения

4

4

6.

Базовая форма «Птица»

4

4

7.

Цветы и вазы оригами

4

4

8.

Базовая форма «Лягушка»

2

2

9.

Творческие работы

2

2

10.

Итоговое занятие

1

1

2

11.

Оформление выставочных работ

2

2

ИТОГО:

4

30

34


Содержание программы

1 класс (33 часа)

п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Часы

1

Знакомство с оригами 

Беседа. Знакомство  с  видами  бумаги  и её основными  свойствами, с инструментами для   обработки.  

Правила  безопасности  труда  при  работе  ручным  инструментом.

             

1 ч.

2

Квадрат – основная форма оригами 

Творческая мастерская.  Знакомство с понятием «базовые формы».

Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).

Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.               Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.

4 ч.

3

Базовая форма:
«Треугольник»
 

Игра - сказка.  Стилизованный цветок.

Лисёнок и собачка.

Яхта и пароход.

Стаканчик.

Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».

5 ч.

4

Базовая форма:
«Воздушный змей»

Театрализованное представление. Кролик и щенок.

Курочка и петушок.

Сова.

Сказочные птицы.

Композиция «Домашние птицы на лужайке».

5 ч.

5

Базовая форма:
«Двойной треугольник»

Творческая мастерская. Рыбка и бабочка.

Головастик и жук.

Лилия.

4 ч.

6

Базовая форма:
«Двойной квадрат»

Игра - сказка. Жаба.

Яхта.

Композиция «Островок в пруду».

3 ч.

7

Базовая форма «Конверт»

Соревнование. Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».

3 ч.

8

Цветы к празднику             8 Марта

Творческая мастерская. 8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника).             Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

3 ч.

9

Впереди – лето!

Конкурс. Изготовление игрушек-оригамушек по памяти.

2 ч.

10

Итоговые занятия

Оформление выставочных работ

Выставка. Подведение  итогов  работы  за  год.

Беседа  на  тему «Чему  мы  научились  на занятиях?»

Выставка моделей, изготовленных  в  течение  года. Проведение  конкурса «Самые  умелые  руки». Вручение  грамот, призов.


3 ч.

Содержание программы

2 класс (34 часа)

п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Часы

1

Вводные занятия

Беседа. Творческая мастерская. Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности.

Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».

2 ч.

2

Простые базовые формы оригами

Творческая мастерская. Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.

3 ч.

3

Осенние композиции

Игра. Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов.

Оформление композиций.

2 ч.

4

Базовая форма:
«Треугольник»
 

Творческая мастерская. Домик с крыльцом, домик с трубой.  

Домик с верандами. Деревья и травы.

3 ч.

5

Базовая форма:
«Воздушный змей»

Творческая мастерская. Лебеди (2 способа).

Утка с утёнком.

2 ч.

6

Базовая форма:
«Двойной треугольник»

Конкурс. Тропическая рыбка.

Отделка модели.

2 ч.

7

Базовая форма:

«Двойной квадрат»

Творческая мастерская. Золотая рыбка.

Краб.

Композиция «Аквариум».

3 ч.

8

Базовая форма:

«Конверт»

Творческая мастерская. Рыбка-бабочка.

Водоросли и камешки.

Оформление аквариума.

2 ч.

9

Базовая форма:

«Рыба»

Презентация работ. Царевна-Лебедь.

Пингвин (2 способа).

Композиция «Пингвины на льду».

4 ч.

10

Базовая форма:

«Дверь»

Творческая мастерская. Мышь и поросёнок.

Бурёнка.

 Композиция «В деревне».

4 ч.

11

Поздравительная открытка к празднику             8 Марта

Конкурс.  Оформление поздравительной открытки.
Конкурс «Я люблю свою маму».

3 ч.

12

Итоговые занятия.

Круглый стол.  Изготовление мобиля  «Бабочки и цветы».

Подведение  итогов  работы  за  год.

 

2 ч.

Оформление выставочных работ

Выставка. Выставка моделей, изготовленных  в  течение  года.

1 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс (34 часа)

п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Часы

1

Вводное занятие

Беседа. Диагностика. История развития искусства оригами.

Входная диагностика.            

2 ч.

2

Чудесные превращения бумажного листа

Презентация работ. Закладки.

Коробки.

Изготовление и оформление подарков.

5 ч.

3

Модульное оригами

Конкурс. Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Бусы для елки.  

Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».

5 ч.

4.

Оригами на праздничном столе

Игра. Правила этикета.

Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.

Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.

5 ч.

5.

Валентинки из оригами

Творческая мастерская. Изготовление валентинок.

1 ч.

6.

Цветы к празднику 8 Марта

Творческая мастерская. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.

3 ч.

7.

Оригами – почта

Творческая мастерская. Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.

Датское и английское письмо.
Оригинальный конверт (2 варианта).

3 ч.

8.

Базовая форма «Дом»

Творческая мастерская. Знакомство с новой базовой формой.

Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.

2 ч.

9.

Впереди – лето!

Соревнование. Складывание самолетов и истребителей.

Летные соревнования моделей.

3 ч.

10.

Итоговое занятие

Игра – сказка. Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами 

2 ч.

11.

Оформление выставочных работ

Выставка. Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».

2 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс (34 часа)

п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Часы

1.

Вводное занятие

Беседа. Беседа по охране труда.

Входная диагностика обученности. 

2 ч.

2.

Оригами в Интернете

Презентация. http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.
http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
«Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации.

3 ч.

3.

Изделия из складки

Презентация работ. Гвоздика. Роза.

Цветок в уголок. Декоративная композиция.

Китайская ваза.

4 ч.

4.

Базовая форма «Катамаран»

Творческая мастерская. Знакомство с базовой формой «Катамаран».

Модульное оригами.

Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.

5 ч.

5.

Новогодние украшения

Творческая мастерская. Звезда из 8 модулей.

Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка.

Бумажный конструктор: игрушки из модулей.

4 ч.

6.

Базовая форма «Птица»

Компьютерная презентация. Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик.

Ваза «Два журавля».

4 ч.

7.

Цветы и вазы оригами

Выставка. Игольчатая астра. Космея.

Крокус с листом.

Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов.

4 ч.

8.

Базовая форма «Лягушка»

Творческая мастерская. Знакомство с базовой формой «Лягушка».

Складывание объемного цветка ирис.

2  ч.

9.

Творческие работы

Презентация работ. Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».

2 ч.

10.

Итоговое занятие

Конкурс. Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни».

Анализ работ.

2 ч.

11.

Оформление выставочных работ

Выставка. Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей.

2 ч.

Список источников информации:

  1. Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
  2. Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю.  Игрушки из бумаги [Текст]   /     Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
  3. Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой     [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994
  4. Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты      [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
  5. Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами      [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
  6. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999
  7. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение.    Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
  8. Долженко,  Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.-  Ярославль: Академия холдинг, 2007.
  9. Коротеев,  И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.
  10. Сержантова,  Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]:  книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова.  М.:  Айрис-пресс, 2006
  11. Сержантова,  Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]:  книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова.  М.:  Айрис-пресс, 2007
  12. Соколова,  С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/  С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
  13. Соколова,  С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/             С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
  14. Соколова,  С.В. Театр оригами. Теремок [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/             С.В.Соколова. - СПб: Нева, 2005
  15. http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.
    http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
    «Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Подарочный Конверт-оригами для маленькой открытки и сердечко-оригами

Развитие творческих способностей детей. В презентациях содержится технология изготовления конверта и сердца с помощью техники оригами....

Положение проведения Городской недели детского творчества «Оригами – творчество и мастерство» «Путешествие в мир ОРИГАМИ…»

Положение разработано для проведения городского мероприятия, с целью ознакомления детей других школ с таким видом работы с бумагой, как оригами. Была проведена беседа, мастер - класс, экскурсия по выс...

Занятие по конструированию "Знакомство с оригами". «Осенний лист» в технике «оригами»

Занятие для педагогов ОДОД. Можно применить материал на уроках технологии....

Технологическая карта по технологии на тему "Модульное оригами" Изделие: Орнамент из модулей оригами 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование знаний об истории возникновения техники, формирование и развитие ценностного отношения учащихся в современной учебно-познавательной деятельности по способу знак...

Конспект урока технологии «Оригами». Изделие: композиция с тюльпанами, выполненными в технике «оригами» (2 класс)

Цели деятельности учителя: изготовление тюльпанов в технике «оригами»; повторение технических приемов сгибание, складывание; повторение чтения схемы; изготовление композиции с тюльпанами.П...

Конспект урока технологии «Оригами». Изделие: композиция с кошкой и собакой, выполненными в технике «оригами» (1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления об «оригами»; изготовление собаки и кошки в технике «оригами»; повторение технических приемов сгибание, складывание; закре...

Конспект урока технологии «Оригами» Изделие: композиция с кошкой и собакой, выполненными в технике «оригами» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления об «оригами»; изготовление собаки и кошки в технике «оригами»; повторение технических приемов сгибание, складывание; закре...