"Оригами"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Оригами" Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Программа предназначена учителям начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Оригами" | 49.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОУ начальная школа-детский сад№53 г.Подольск
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Оригами».
Программа разработана Хаевой И.В, учителем начальных классов I квалификационной категории.
2011 – 2012 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, СанПин. Содержание программы «Оригами» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой МОУ начальная школа-детский сад №53, построено по концентрическому принципу, с повышением уровня требований к результатам обучения и воспитания каждого последующего учебного года.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Этот вид деятельности:
- развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
- знакомит с основными геометрическими понятиями;
- улучшает способность следовать устным инструкциям;
- расширяет коммуникативные способности;
- воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
- воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Программа «Оригами» ориентирована на обучающихся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения (135 ч.). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий составляет 35-45 мин). Программа разработана для детей 6,5-11 лет. Занятия проводятся в классе-кабинете.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Цель программы:
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- обучение различным приемам работы с бумагой.
- применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- воспитание интереса к искусству оригами.
- расширение коммуникативных способностей детей.
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Программа «Оригами» является программой общеинтеллектуальной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате изучения курса Оригами обучающиеся
Узнают:
что такое оригами, историю возникновения оригами, основные приемы работы, способ складывания базового треугольника, название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов, название, приемы складывания модулей, необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы.
Научатся:
подбирать бумагу нужного цвета, выполнять разметку листа бумаги, пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой, пользоваться чертежными инструментами, ножницами, собирать игрушки – «оригамушки», составлять композицию из готовых поделок, красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Тематический план
1 год обучения
(33 часа)
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Знакомство с оригами | 1 | 1 | |
2. | Квадрат- основная фигура оригами | 1 | 3 | 4 |
3. | Базовая форма «Треугольник» | 1 | 4 | 5 |
4. | Базовая форма «Воздушный змей» | 1 | 4 | 5 |
5. | Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 | 3 | 4 |
6. | Базовая форма «Двойной квадрат» | 3 | 3 | |
7. | Базовая форма «Конверт» | 3 | 3 | |
8. | Цветы к празднику 8 марта | 1 | 2 | 3 |
9. | Впереди - лето! | 2 | 2 | |
10. | Итоговое занятие. Оформление выставочных работ | 1 | 2 | 3 |
ИТОГО: | 7 | 26 | 33 |
2 год обучения
(34 часа)
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся | 1 | 1 | 2 |
2. | Простые базовые формы оригами | 2 | 2 | |
3. | Осенние композиции | 2 | 2 | |
4. | Базовая форма «Треугольник» | 3 | 3 | |
5. | Базовая форма «Воздушный змей» | 2 | 2 | |
6. | Базовая форма «Двойной треугольник» | 2 | 2 | |
7. | Базовая форма «Двойной квадрат» | 3 | 3 | |
8. | Базовая форма «Конверт» | 3 | 3 | |
9. | Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба» | 1 | 3 | 4 |
10. | Базовая форма «Дверь» | 1 | 3 | 4 |
11. | Поздравительная открытка к празднику 8 марта | 3 | 3 | |
12. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
13. | Оформление выставочных работ | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 4 | 30 | 34 |
3 год обучения
(34 часа)
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Диагностика обученности учащихся | 1 | 1 | |
3. | Чудесные превращения бумажного листа | 5 | 5 | |
4. | Модульное оригами | 1 | 4 | 5 |
5. | Оригами на праздничном столе | 1 | 5 | 6 |
6. | Валентинки из оригами | 1 | 1 | |
7. | Объёмные цветы к празднику 8 Марта | 3 | 3 | |
8. | Оригами - почта! | 3 | 3 | |
9. | Базовая форма «Дом» | 2 | 2 | |
10. | Впереди – лето! | 3 | 3 | |
11. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
12. | Оформление выставочных работ | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 4 | 30 | 34 |
4 год обучения
(34 часа)
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводные занятия. | 1 | 1 | 2 |
2. | Оригами в Интернете | 1 | 2 | 3 |
3. | Изделия из складки | 4 | 4 | |
4. | Базовая форма «Катамаран» | 1 | 4 | 5 |
5. | Новогодние украшения | 4 | 4 | |
6. | Базовая форма «Птица» | 4 | 4 | |
7. | Цветы и вазы оригами | 4 | 4 | |
8. | Базовая форма «Лягушка» | 2 | 2 | |
9. | Творческие работы | 2 | 2 | |
10. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
11. | Оформление выставочных работ | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 4 | 30 | 34 |
Содержание программы
1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Часы |
1 | Знакомство с оригами | Беседа. Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.
| 1 ч. |
2 | Квадрат – основная форма оригами | Творческая мастерская. Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. | 4 ч. |
3 | Базовая форма: | Игра - сказка. Стилизованный цветок. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Стаканчик. Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу». | 5 ч. |
4 | Базовая форма: | Театрализованное представление. Кролик и щенок. Курочка и петушок. Сова. Сказочные птицы. Композиция «Домашние птицы на лужайке». | 5 ч. |
5 | Базовая форма: | Творческая мастерская. Рыбка и бабочка. Головастик и жук. Лилия. | 4 ч. |
6 | Базовая форма: | Игра - сказка. Жаба. Яхта. Композиция «Островок в пруду». | 3 ч. |
7 | Базовая форма «Конверт» | Соревнование. Пароход и подводная лодка. Композиция «В море». | 3 ч. |
8 | Цветы к празднику 8 Марта | Творческая мастерская. 8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. | 3 ч. |
9 | Впереди – лето! | Конкурс. Изготовление игрушек-оригамушек по памяти. | 2 ч. |
10 | Итоговые занятия Оформление выставочных работ | Выставка. Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?» Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов. | 3 ч. |
Содержание программы
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Часы |
1 | Вводные занятия | Беседа. Творческая мастерская. Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности. Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы». | 2 ч. |
2 | Простые базовые формы оригами | Творческая мастерская. Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. | 3 ч. |
3 | Осенние композиции | Игра. Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций. | 2 ч. |
4 | Базовая форма: | Творческая мастерская. Домик с крыльцом, домик с трубой. Домик с верандами. Деревья и травы. | 3 ч. |
5 | Базовая форма: | Творческая мастерская. Лебеди (2 способа). Утка с утёнком. | 2 ч. |
6 | Базовая форма: | Конкурс. Тропическая рыбка. Отделка модели. | 2 ч. |
7 | Базовая форма: «Двойной квадрат» | Творческая мастерская. Золотая рыбка. Краб. Композиция «Аквариум». | 3 ч. |
8 | Базовая форма: «Конверт» | Творческая мастерская. Рыбка-бабочка. Водоросли и камешки. Оформление аквариума. | 2 ч. |
9 | Базовая форма: «Рыба» | Презентация работ. Царевна-Лебедь. Пингвин (2 способа). Композиция «Пингвины на льду». | 4 ч. |
10 | Базовая форма: «Дверь» | Творческая мастерская. Мышь и поросёнок. Бурёнка. Композиция «В деревне». | 4 ч. |
11 | Поздравительная открытка к празднику 8 Марта | Конкурс. Оформление поздравительной открытки. | 3 ч. |
12 | Итоговые занятия. | Круглый стол. Изготовление мобиля «Бабочки и цветы». Подведение итогов работы за год.
| 2 ч. |
Оформление выставочных работ | Выставка. Выставка моделей, изготовленных в течение года. | 1 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Часы |
1 | Вводное занятие | Беседа. Диагностика. История развития искусства оригами. Входная диагностика. | 2 ч. |
2 | Чудесные превращения бумажного листа | Презентация работ. Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков. | 5 ч. |
3 | Модульное оригами | Конкурс. Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Бусы для елки. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками». | 5 ч. |
4. | Оригами на праздничном столе | Игра. Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола. | 5 ч. |
5. | Валентинки из оригами | Творческая мастерская. Изготовление валентинок. | 1 ч. |
6. | Цветы к празднику 8 Марта | Творческая мастерская. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов. | 3 ч. |
7. | Оригами – почта | Творческая мастерская. Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. Датское и английское письмо. | 3 ч. |
8. | Базовая форма «Дом» | Творческая мастерская. Знакомство с новой базовой формой. Изготовление пилотки и шапочки с козырьком. | 2 ч. |
9. | Впереди – лето! | Соревнование. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей. | 3 ч. |
10. | Итоговое занятие | Игра – сказка. Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами | 2 ч. |
11. | Оформление выставочных работ | Выставка. Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам». | 2 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Часы |
1. | Вводное занятие | Беседа. Беседа по охране труда. Входная диагностика обученности. | 2 ч. |
2. | Оригами в Интернете | Презентация. http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами. | 3 ч. |
3. | Изделия из складки | Презентация работ. Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза. | 4 ч. |
4. | Базовая форма «Катамаран» | Творческая мастерская. Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама. | 5 ч. |
5. | Новогодние украшения | Творческая мастерская. Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей. | 4 ч. |
6. | Базовая форма «Птица» | Компьютерная презентация. Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля». | 4 ч. |
7. | Цветы и вазы оригами | Выставка. Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. | 4 ч. |
8. | Базовая форма «Лягушка» | Творческая мастерская. Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис. | 2 ч. |
9. | Творческие работы | Презентация работ. Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами». | 2 ч. |
10. | Итоговое занятие | Конкурс. Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Анализ работ. | 2 ч. |
11. | Оформление выставочных работ | Выставка. Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей. | 2 ч. |
Список источников информации:
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
- Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999
- Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
- Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.
- Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.
- Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006
- Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
- Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
- Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
- Соколова, С.В. Театр оригами. Теремок [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Нева, 2005
- http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.
http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
«Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Подарочный Конверт-оригами для маленькой открытки и сердечко-оригами
Развитие творческих способностей детей. В презентациях содержится технология изготовления конверта и сердца с помощью техники оригами....
Положение проведения Городской недели детского творчества «Оригами – творчество и мастерство» «Путешествие в мир ОРИГАМИ…»
Положение разработано для проведения городского мероприятия, с целью ознакомления детей других школ с таким видом работы с бумагой, как оригами. Была проведена беседа, мастер - класс, экскурсия по выс...
Занятие по конструированию "Знакомство с оригами". «Осенний лист» в технике «оригами»
Занятие для педагогов ОДОД. Можно применить материал на уроках технологии....
Технологическая карта по технологии на тему "Модульное оригами" Изделие: Орнамент из модулей оригами 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование знаний об истории возникновения техники, формирование и развитие ценностного отношения учащихся в современной учебно-познавательной деятельности по способу знак...
Конспект урока технологии «Оригами». Изделие: композиция с тюльпанами, выполненными в технике «оригами» (2 класс)
Цели деятельности учителя: изготовление тюльпанов в технике «оригами»; повторение технических приемов сгибание, складывание; повторение чтения схемы; изготовление композиции с тюльпанами.П...
Конспект урока технологии «Оригами». Изделие: композиция с кошкой и собакой, выполненными в технике «оригами» (1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления об «оригами»; изготовление собаки и кошки в технике «оригами»; повторение технических приемов сгибание, складывание; закре...
Конспект урока технологии «Оригами» Изделие: композиция с кошкой и собакой, выполненными в технике «оригами» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления об «оригами»; изготовление собаки и кошки в технике «оригами»; повторение технических приемов сгибание, складывание; закре...