Рабочая программа "Секреты родного языка"
рабочая программа (3, 4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности, позволяющая глубже изучить предмет. Темы занятий подобраны соответственно младшему школьному возрасту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_rodnogo_yazyka.docx | 41.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение.
Программа составлена на базе основного курса русского языка для начальной школы, в частности коммуникативно- ориентированного варианта программы Л. Я. Желтовской, по которой обучаются школьники в системе УМК «Планета знаний».
1. Актуальность.
Анализ педагогической практики показывает, что при отсутствии дифференцирования в комплектовании первых классов в образовательном пространстве одновременно оказываются учащиеся с разноуровневой подготовкой к школе, что в рамках начального образования приводит к снижению учебной мотивации у школьников с высоким уровнем готовности к обучению. Первоклассники, овладевшие ещё в предшкольный период элементарными учебными навыками, имеющие высокий уровень развития познавательных интересов, как правило отличаются любознательностью, а отсюда и высокой степенью учебной мотивации.
Но, к сожалению, эта мотивация быстро утрачивается при подходе к детям в условиях работы с классом. Ребенок с первого дня ошибочно утверждается в мысли о том, что учиться в школе очень легко, что ему все доступно (сравнивая себя с неподготовленными детьми). У ребенка, с одной стороны завышенная самооценка, с другой – ощущение невостребованности его знаний и умений, что приводит к торможению развития, снижению познавательного интереса, формальному отношению к учебе и, наконец, убеждению, что учиться скучно.
Данная программа создана для активации работы с детьми. Она призвана способствовать их опережающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения.
Выбор создания программы по курсу русского языка обусловлен желанием повысить уровень сформированности ключевых компетенций младших школьников, важнейшими из которых являются коммуникативно-речевые и познавательные, связанные с универсальным умением читать.
2.Концепция программы
Концепция программы базируется на двух связанных понятиях: с одной стороны, углубленное изучение русского языка повышает уровень речевого и языкового развития детей, их компетентности в области «Чтение» и опосредованно способствует более эффективному освоению других предметов. С другой стороны, креативная работа над изучением явлений русского языка способствует общеинтеллектуальному развитию ребенка.
Цель программы – активизировать развитие детей через изучение русского языка для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком.
Задачи:
- обучить решению языковых и речевых задач;
- раскрыть творческие способности детей;
- стимулировать интеллектуальное развитие детей;
- формировать эффективную речевую деятельность;
- формировать ключевые компетенции учащихся;
- корректировать речевые недочеты;
- формировать умение самостоятельной работы с тестами;
- формировать основы общей культуры через изучение родного языка и литературы;
- активизировать работу с талантливыми детьми на начальной степени обучения;
- способствовать успешности, самореализации и саморазвитию ребенка.
Программа и курс ориентированы на 60 учебных часов в 3 и 4 классах (по 30 часов). На каждый раздел языка выделяется по 2 занятия. Используется материал повышенного уровня, а также упражнения и задания познавательных, занимательных книг, литература по подготовке младших школьников к олимпиадам по русскому языку. Каждая ступень реализует данную программу на более высоком уровне и формирует целостностное представление о языке, его основах, культуре, музыке и правилам. Программа реализуется на занятиях по внеурочной деятельности. Подробное содержание занятий раскрывается в тематическом планировании.
В качестве основных подходов в реализации данной программы приняты: культурологический, системный, личностно-деятельностный, компетентностный.
Культурологический подход призван акцентировать внимание учащихся на мотивацинно-ценностной стороне знаний и информации, направленной на изучение родного языка, его мелодики и богатства как субъекта жизни и культуры.
Системный подход предполагает анализ и проектирование общеобразовательной среды в рамках реализации программы в аспекте взаимодействия элементов в их педагогических, психологических и других характеристиках.
Личностно-деятельностный подход ориентирует учащихся на активное усвоение и выработку предметного деятельностного подхода в формировании культуры речи, овладение компетентностью эффективной речевой деятельностью как основы самореализации, самосовершенствования и создание условий для личностного развития ребенка. Основой деятельностного подхода являются диалогизация образовательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление учащимся педагогически обоснованной свободы выбора (способа выполнения заданий), а в конечном итоге – модели грамотной речевой деятельности.
Компетентностный подход преимущественно ориентирован на развитие личности учащегося и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека, и одновременно отражает те требования к личности, которые будут оценены как качество его подготовки к социальной и личной жизни во всех ее проявлениях.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 40 минут.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (60 часов)
Тема | Количество часов | Формы, виды занятий | ||
общее | теоретич. | практич. |
3 класс
1.Фонетика | 5 | 2 | 3 | |
1.1.Вводное занятие «В гости к Алфавиту» | 1 | 0,5 | 0,5 | Деловая игра «Друзья русского языка» |
1.2.Наши помощники звуки, буквы и слова | 1 | 0,5 | 0,5 | Входное тестирование |
1.3.К тайнам звуков и букв | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческие игры и задания |
1.4.Встреча с «йотиком» (расширение представлений) | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный журнал |
Конкурс знатоков | 1 | 1 | Игра | |
2.Морфемика (словообразование) | 5 | 2 | 3 | |
2.1.В глубь веков | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с текстами, родословными |
2.2.К дедам, прадедам и пра-, пра-,пра- | 2 | 1 | 1 | Составление опорной таблицы. Работа с текстами и интерактивной доской |
2.3. К словам-родственникам | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Работа с текстами. Упражнения, дидактические игры. |
2.4. Умники и умницы | 1 | 1 | Ролевая игра | |
3.Морфология | 5 | 2 | 3 | |
3.1. К несметным сокровищам Страны Слов | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Игра с «Митрофанушкой» |
3.2. В городе Имен Существительных | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Составление координационных схем и работа с интерактивной доской |
3.3. В гостях у дядюшки Глагола. | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Составление опорного конспекта. Игровые упражнения. |
3.4. Прилагательное к чему прилагается? | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Кроссворды, игры, ребусы. |
3.5. Знаешь ли ты части речи? | 1 | 1 | Защита рефератов. | |
4. Пунктуация | 5 | 1, 5 | 3, 5 | |
4.1. Эмоциональная и интонационная выразительность. | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Разработка плана мини-сочинения. |
4.2. «Казнить нельзя помиловать». | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Игровой разбор фраз. |
4.3. «Найди меня в тексте». | 2 | 1 | 1 | Игра: поиск знаков препинания в тексте. |
4.4. Поговорим? Литературная гостиная. | 2 | 1 | Конкурс чтецов. | |
4.5.Турнир любителей русского языка. | 1 | Игра «Что? Где? Когда?» | ||
5. Лексика | 5 | 1, 5 | 3, 5 | |
5.1. К словам разнообразным, одинаковым и разным. | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра «Определипортрет слова, кроссворд, лесенка слов. |
5.2. В театре близнецов | 1 | 0,5 | 0,5 | Упражнения, кроссворд с синонимами и антонимами. |
5.3. Литературная гостиная | 1 | 1 | Проба пера (эссе) | |
5.4. Эмоциональные языковые средства | 1 | 0,5 | 0,5 | Ролевые игры. |
5.5 Что? Где? Когда? языка | 1 | 1 | Конкурс | |
6. Орфоэпия | 3 | 0, 5 | 2, 5 | |
6.1. Ударение-молоток. Нормы произношения | 1 | 1 | Стихотворная мастерская | |
6.2. Что такое рифма | 1 | 0,5 | 0, 5 | Проба пера |
6.3. Литературная гостиная | 1 | 1 | Стихотворные презентации | |
7. От слова к речи | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Образное изображение рождения речи |
8. Олимпиада по русскому языку | 1 | 1 | ||
Итого: | 30 часов | 10 | 20 | |
4 класс | ||||
| 4 | 1 | 3 | |
1.1.Вводное занятие. «В мире звуков» | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Деловая игра «От А до Я». |
1.2. Угадай чей голосок. | 1 | 1 | Игровые упражнения. | |
1.3. Хитрый звук | 1 | 0, 5 | 0,5 | Игра «Найди звук» и «Слова-перевертыши» |
1.4. Играем с Л. Керролом | 1 | 1 | Игра-соревнование | |
2.Язык и речь | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Образный рисунок |
3.Морфемика (словообразование) | 5 | 2 , 5 | 2, 5 | |
3.1. Экскурсия к истокам слова | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Работа с текстами и интерактивной доской |
3.2. Собирал человек слова | 2 | 1 | 1 | Игровые упражнения |
3.3. Встреча с с Дедом Русоведом | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Цепочки слов, упражнения, дидактические игры |
3.4. Умники и умницы | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Ролевая игра |
4.Морфология | 6 | 2 | 4 | |
4.1. Откуда происходят наши корни? | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Игровые упражнения, дидактические игры. |
4.2. Слова знаменательные и служебные | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Составление координационных схем. Работа с интерактивной доской. |
4.3. Где приставка, где предлог? | 1 | 1 | Упражнения, схемы строения слов, викторина «Что могут предлоги?» | |
4.4. Группы слов-помощников глаголов и существительных. | 2 | 1 | 1 | Кроссворд, ребусы, шарады, игры. |
4.5. Знаешь ли ты части речи? | 1 | 1 | Игра викторина. | |
5. Пунктуация | 6 | 1, 5 | 4, 5 | |
5.1. А есть ли здесь смысл? | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Деформированный текст с вводными словами и междометиями |
5.2. Литературная гостиная | 1 | 1 | Проба пера (эссе) | |
5.3. Помощь ИКТ в изучении русского языка. Поиск дидактических игр в Интернете. | 1 | 0, 5 | 0, 5 | |
5.4. Выразительные средства языка. | 2 | 0, 5 | 1, 5 | Мини-сочинения. Творческие задания. |
5.5. Турнир любителей русского языка. | 1 | 1 | Школьный тур олимпиады по русскому языку. | |
6. Лексика | 4 | 1, 5 | 2, 5 | |
6, 1. Крылатые выражения. | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Игровой разбор фраз |
6.2. Литературная гостиная. | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Творческие задания |
6.3. Почему мы так говорим? | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Работа с текстами и интерактивной доской |
6.4. Брейн-ринг. | 1 | 1 | Игры. | |
7. Орфоэпия | 4 | 1, 5 | 2, 5 | |
7.1. Рифмуем вместе | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Проба пера. Творческие задания. |
7.2. Литературная гостиная. | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Устный журнал |
7.3. Антология стиха. | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Конкурс чтецов |
7.4. Антология прозы. | 1 | 1 | Защита рефератов | |
8. Олимпиада по русскому языку. | 1 | 1 | ||
Итого: | 30 | 10, 5 | 19, 5 |
Содержание программы
Введение в язык ( 3 кл. – 1 ч , 4 кл. – 1 ч )
О взаимосвязи языка и речи. Разнообразие ресурсов языка и речи для выражения мыслей и эмоций. Основные средства языка: слово, предложение. Система языка глазами лингвистов – от простейших знаков языка (звуков, букв) до сложных конструкций. Разделы науки о языке: фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис. Взаимосвязь изучения признаков, свойств языковых средств и развитие речевых умений.
Практические упражнения.
Составление (придумывание) схем (в рисунках, в графических элементах), отражающих представление о рождении речи, через работу средств языка.
Фонетика. Графика. ( 3 кл. – 5ч, 4 кл. – 4 ч)
Фонетическая система русского языка. Звуки речи. Звуковое строение слов. Слоги. Позиционное чередование гласных и согласных в слове. Оглушение, озвончение парных звонких и глухих согласных.
Порядок букв в алфавите. Из истории создания алфавита. Практическое использование знания алфавита. Работа со словарями разных типов.
Смыслоразличительная роль звуков и букв. Обозначение йотированных звуков. Общее представление о фонеме. Сильные и слабые позиции фонем. Особенности обозначения гласных и согласных на письме.
Практические упражнения.
Упражнения в отчетливом произношении звуков в словах(скороговорки, шуточные стихи, игры в «испорченный телефон», узнай, чей голосок и др.)
Упражнения на сопоставление и подбор слов, отличающихся одной буквой. Игры со словами. Наблюдение над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмовка слов.
Упражнения на развитие фонематического слуха. Звуковая запись слов с использованием транскрипции. Звуко-буквенные анализы слов. Письмо под диктовку текстов, более сложных в лексическом и орфографическом отношении.
Упражнения на запоминание алфавита (сочинение запоминалок, проверим друг друга) и правильное использование этого знания в практических ситуациях (работа со словарем, классным журналом, расписанием транспорта, каталогом книг в библиотеках и др.)
Орфоэпия ( 3 кл. – 3ч, 4 КЛ. – 3 Ч )
Более расширенное ознакомление с произносительными нормами: произношение твердых и мягких согласных перед е, произношение звукосочетаний чн(шн), стн (сн), ться (ца) и др.
Практические упражнения.
Упражнение на соблюдение орфоэпических норм при произношении слов, текстов. Игра в дикторов радио и телевидения
Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова.
Упражнения на запись слов с произносительными пометами.
Лексика ( 3 кл. – 5 ч, 4 кл – 5 ч )
Слово и разнообразие его лексических значений. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Омофоны.
Устойчивые выражения (словосочетания), их образность, точность.
Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествие» слов во времени. Пути пополнения словарного запаса русского языка.
Эмоциональная окрашенность речи. Образные средства языка: эмоциональная, оценочная лексика, уменьшительно-ласкательные морфемы слов, голосовые средства (интонация)
Практические упражнения.
Лексические анализы учебных и художественных текстов.
Упражнения в развитии языкового чутья, понимание контекста.
Упражнения на выбор различных конструкций, лексики в соответствии с заданной речевой ситуацией.
Упражнения на редактирование, корректирование текстов.
Морфемика ( 3 кл. – 5 ч, 4 кл. – 5 ч )
Морфема как составная значимая часть слова: корень, суффикс, приставка, окончание.
Роль морфем в образовании однокоренных слов. Однокоренные слова и формы слова. Отличие однокоренных слов с омонимичными корнями (водный, водитель), от слов – синонимов.
Исторический корень слова. Этимологические экскурсии слов. Способы проверки орфограмм в корнях однокоренных слов.
Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово приставками или суффиксами.
Практические упражнения.
Упражнения на морфемный состав слов Исследования речи младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа «намакаронился». «отземлился».
Упражнения на выбор рациональных способов, приемов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.
Морфология ( 3 кл. – 6 ч, 4 кл. – 6 ч )
Наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением) как отражение основных реалий окружающего мира: предметы – существительные, их признаки – прилагательные, их действия и состояния – глаголы, их количество – числительные и т. д. Роль и правописание местоимений. Общее представление о наличии в языке групп слов-помощников глагола (наречие, деепричастие), помощников существительного (причастий – признак по действию)
Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая форма имен прилагательных.
Практические упражнения.
Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений.
Упражнение на морфологический анализ слова (признаки слова, как части речи).
Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи содержанием (составление предложений по схемам).
Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для выражения определенной мысли, чувства.
Упражнения на подбор эмоционально-оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.
Синтаксис. Пунктуация. (3 кл. – 5 ч, 4 кл. – 6 ч )
Словосочетание и предложение (Общее, различие). Систематизация сведений о признаках предложения. Предложение с однородными членами. Интонационная окраска предложений. Знаки препинания, употребляемые в предложении.
Простые и сложные предложения. Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.
Практические упражнения.
Упражнения на построение высказываний в объеме предложения, текста.
Упражнения на «чтение» знаков препинания, достижения нужной интонационной окраски.
Упражнения на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами, составление схем.
Выразительное чтение художественных текстов (ситуация чтецов на сцене, чтение маленьким детям и др.)
Инсценирование, составление и разыгрывание диалогов (соблюдение интонационной окраски согласно речевой задаче).
Упражнение на запись текста ( под диктовку, самостоятельное составление и запись с соблюдением орфографических и пунктуационных норм).
Планируемые результаты
Реализация курса «Секреты русского языка» содействуют повышению мотивации к обучению, созданию поля успешности, самореализации, развитию ребенка и повышению уровня культуры обучающихся, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения, а также способствует:
- осознанию связи языка и речи, воспитанию мотива к изучению, разнообразия языковых средств;
- формированию эффективной речевой деятельности;
- формированию ключевых компетентностей через изучение русского языка на повышенном (творческом) уровне;
- подготовке обучающихся к теоретическому мышлению, необходимому в основной школе;
- получению первичных навыков исследовательской деятельности;
- созданию активной среды с талантливыми детьми.
Список литературы
Желтовская Л. Я. Программа по русскому языку (УМК «Планета знаний») – М,:АСТ, Астрель.
Лосева Л. М. «Как строится текст». – М., 1980.
Горбачевич К. С. «Нормы современного русского литературного языка». – М., 1989.
Антонова Е. С. «Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход». Учебное пособие, 2007.
Оконь В. И. «Основы проблемного обучения». – М., Академия, 2004.
Сидоренков В. А. «Углубленное изучение русского языка». Книга для учителя. – М., Просвещение, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Родной язык (русский)
Программа для 1-2 классов по родному языку (русскому)....
Рабочая программа "Родной язык", 4 класс, УМК "Школа России"
Рабочая программа, тематическое планирование по курсу родной язык для 4 класса. Рабочая программа по курсу родной язык в 4 классе составлена в соответствии с Федеральным государственн...
Рабочая программа Родной язык (русский)
Примерная рабочая программа "Родной (русский) язык....
Рабочая программа "Родной язык"
Предлагаю рабочую программу курса "Родной язык" для начальной школы и календарно-тематическое планирование в 1, 2 классах общеобразовательной школы...
Рабочая программа "Родной язык"
Рабочая программа "Родной язык"...
Рабочая программа_Родной язык (русский)_3 класс
Рабочая программа по родному русскому языку для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержде...