Использование ИКТ в образовании детей с задержкой психического развития
статья (4 класс) на тему
Описание наработок по итспользованию ИКТ для детей с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в образовании детей с задержкой психического развития
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО). Но до этого периода была выполнена огромная подготовительная работа. В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы были определены главные направления, которые предусматривали не только обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой, но также изменения касались в применении методов, форм и содержания обучения в связи с проникновением в учебный процесс информационных технологий [1]. Но информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в специальные (коррекционные) образовательные организации включались с трудом. Этому препятствовали различные факторы, в частности предубеждение, что детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) сложно овладеть данной технологией. Следующей причиной являлась слабая обеспеченность компьютерами специальных школ.
В настоящее время образованию детей с ОВЗ уделяется очень много внимания. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» написано, что для образования детей с ОВЗ должны быть созданы специальные условия или приняты специальные стандарты [1]. В настоящее время приняты ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, в котором рекомендуется повышение потенциала образования детей с ОВЗ за счет реализации деятельностного, компетентностного, личностно-ори- ентированного, культуросообразного, дифференцированного подхода в образовании, особого структурирования содержания образования. Через эти рекомендации мы отслеживаем связи между специальным (коррекци- онным) образованием и общим образованием. В основе ФГОС НОО лежит деятельностный подход, и особое внимание уделяются компетенциям, в частности ИКТ. Этими компетенциями должны овладеть и дети с ЗПР, получается, в основе обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) предлагаются те же технологии, но их следует адаптировать для обучающихся с ОВЗ, модифицировать.
Информационную компетентность рассматривают в своих работах Е.Е. Вахромов, B.C. Гершунский, С.Д. Каракозов, С.А. Писарева, Дж. Ра- вен, М.А. Холодная и др. Они указывают, что она предполагает владение не только способами работы с персональным компьютером, но и с информа- цией в целом. Эта способность должна быть достаточной для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества .[5].
В свете современных требований к образованию при работе с детьми с ЗПР возникла необходимость применения ИКТ в образовательном процессе. К тому же в классный кабине был установлен «Мобильный класс», который включает в себя: ноутбук для учителя, 12 детских нетбуков, комплект зарядных устройств, тележка для оборудования. Также класс оборудовали магнитной доской, приставкой «Мимио» и проектором. Мне предстояло изучить данную технологию. Возникла необходимость повышения своих компетенций в данной области. Мной были определены
направления повышения квалификации:
Выделила вопросы по самообразованию:
- изучение литературы по данной проблеме;
- разработка программно – методического обеспечения учебно- воспитательного процесса с применением ИКТ;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся до и после;
- изучение педагогический опыт других преподавателей владеющих данной технологией;
- планомерное и систематическое совершенствование учебно–вос- питательного процесса.
- Прошла курсы на базе АУ «Региональный центр информатизации и оценки качества образования»:
- «Основы компьютерной грамотности»
- «Современные информационно-педагогические технологии в образовательных организациях по теме «Урок с использованием информа- ционных технологий»
- «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональ- ной деятельности».
В результате, на данный момент ИКТ технологии применяю, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. При проведении уроках использую программы Microsoft Word, приложения Power Point. К урокам разработаны презентации по литературному чтению, математике, приро- доведению, русскому языку с использованием компьютерных технологий.
Это позволило мне в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи [2].
Часто дети получают самостоятельное задание на дом по нахождению дополнительной информации, информацию по подготовке к введению новых знаний. Результат сразу стал виден. Задания выполняются с удовольствием, да и качество заданий повысилось.
ИКТ вызывает у младшего школьника интерес, включение анимацион- ных фрагментов приближают изучаемые процессы к жизни ребенка. Также, ИКТ включаются во внеурочную деятельность: используем проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр и видеокамеру. У нас с детьми есть возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать видеокопилку, которую демонстрируем родите-
лям, совместно пытаемся создавать мультимедиа презентации.
Но все же, в начальном звене при работе с детьми с ЗПР, ИКТ технологии срабатывают больше как средство развития познавательной активности. Но даже в такой роли, оно оправдывает себя во всех отношениях, повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, позволяет опираться на знания детей и готовить их к восприятию сложных тем, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. Ребенок становится активным участником образовательного процесса, которому хочется узнать новое, самому познакомится с интересным знанием и рассказать об этом другим.
ИКТ помогли мне разработать интересные уроки, включить детей в процесс познания, повысить интерес к «добыванию» знаний. Интернет- ресурсы позволили повысить интерес к изучаемым предметам. Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в начальной школе при работе с детьми с ЗПР. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Хочется отметить, что мы, учителя коррекционных школ, должны пересматривать традиционные взгляды и уверенно включаться, и включать своих учеников в современный ритм жизни. Обучая детей с ЗПР, надо помнить, что они такие же члены нашего общества и, воспитав их должным образом, они принесут пользу себе, своей семье, окружающим людям и государству.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- base.garant.ru/189041
- http://nsportal.ru/nachalnaya shkola/obshchepedagogicheskieuipk. narod.ru/diskons/nach_108.dok
- http://moimummi.ru/publ/multimedia_tekhnologii_i_fgost/ispol- zovanie_informacionno_kommunikacionnykh.
- http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-dissertaciya-razvitie-infor- matsionnoy-kompetentnosti-uchitelya-kak-uslovie-effektivnogo-resheniya- professionalnyh-zadach.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах
Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах...
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития
Адаптированная основная образовательная программа начального ...
рабочая адаптированная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития предмета "Литературное чтение " для 4 класса
Обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности....
Адаптированные общеобразовательные программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития (ЗПР VII вида)
в разделе представлены программы по русскому языку, литературному чтению, математике, музыке, технологии,окружающему миру, физической культуре....
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1.) для 1 класса по окружающему миру.
Адаптированная основная образовательная программа начальногообщего образования для детей с задержкой психического развития по окружающему миру для 1 класса....
Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития (ЗПР VII вида) по математике
Программа разработана с учётом требований ФГОС...
Использование элементов по социально-эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития на занятиях с учителем-логопедом
При работе с обучающимися с задержкой психического развития возможно, применять различные коррекционно-развивающие, воспитательные, педагогические технологии, позволяющие добиваться положительно...