Рабочая программа по музыке 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по музыке 3 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke._3_b_klass._volodina_a.a.docx | 42.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № 1 « 24 » 08 2015 г. ________Галиуллина М.Н. | Согласовано зам. директора по УР _______ Зиганшина В.С. «28» 08 2015 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Затонская СОШ» _________Сорокин А.И. Приказ № 173 от «28 » 08 2015 г. |
Рабочая учебная программа по
музыке УМК «Школа России»
3Б класс
на 2015-2016 учебный год
Программу составила: Володина А. А.,
учитель начальных классов
Срок реализации программы 1 год
Программа рассмотрена
на педсовете №1
от 28.08.2015 г.
пгт. Куйбышевский Затон
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования по системе обучения «Школа России».
Рабочая программа разработана на основе обязательного минимума содержания начального общего образования, рассчитана на 34 часа в год.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, поэтому в программу не внесено изменений. Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живем на многонациональной земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для 3 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Виват, Россия!», образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве». При этом учтено, что этот устный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки во 3 классе:
- развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;
- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;
- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;
- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);
- развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
- совершенствование умения передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
- освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);
- развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
- Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- Метод эмоциональной драматургии;
- Метод создания «композиций»;
- Метод игры;
- Метод художественного контекста.
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема (глава) | Количество часов |
1 | Тема №1. “Россия – Родина моя” | 5 |
2 | Тема №2. “День, полный событий” | 4 |
3 | Тема №3. “О России петь – что стремиться в храм” | 7 |
4 | Тема №4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” | 3 |
5 | Тема №5. “В музыкальном театре” | 6 |
6 | Тема №6. “В концертном зале” | 4 |
7 | Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” | 5 |
итого | 34 |
Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (компьютер, музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), презентации Microsoft Power Point, портреты композиторов.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
Знать/понимать:
- Жанры музыки (песня, танец, марш);
- Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
- Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
- Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.
Уметь:
- Выявлять жанровое начало музыки;
- Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
- Определять средства музыкальной выразительности;
- Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
- Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
№ п\п | Раздел | Тема | Тип урока | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Дата проведения | ||||
Личностные УУД | Метапредметные УУД | Предметные УУД | План. | Факт. | ||||||
1. | Россия – родина моя (5 часов) | Мелодия – душа музыки Мелодизм – основное свойство русской музыки. Композитор П. Чайковский (2-я часть Симфонии № 4) | Расширение и углубление знаний | Развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий | Познавательные УУД: Осознание восприятие содержания музыкального сочинения. Действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки и её исполнения. Регулятивные УУД: Осознание качества и уровня усвоения (оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя) Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Оценка действий партнёра в коллективном пении. | основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы | Наблюдать за музыкой в жизни ребёнка. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Применять словарь эмоций. Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах | 2.09 |
2. | Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. Лирический пейзаж в живописи («Звучащие картины») | Изложение новых знаний. Интегрированный | Подбор рисунков, изображающих родную природу | 9.09 | |||||||
3. | Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. Образы защитников Отечества в музыке. | Сообщение и усвоение новых знаний | Заучивание стихов о русской природе, созвучных музыке | 16.09 | |||||||
4. | Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева | Расширение и углубление знаний | Подбор рисунков, изображающих родную природу | 23.09 | |||||||
5. | Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Особенности музыкального языка сольных (ария) и хоровых номеров оперы. | Сообщение и усвоение новых знаний | 30.09 | ||||||||
6. | День, полный событий (4 часа) | С утра до вечера: музыкальные впечатления ребенка. Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов (П.Чайковский, Э.Григ) | Расширение и углубление знаний | уважительное отношение к культуре других народов: эстетические потребности, ценности и чувства развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. | Познавательные УУД: Формирование устойчивого интереса к уроку через творчество. Учиться давать оценку результатам деятельности - рефлексия. Извлечение необходимой информации из исполняемых произведений. Регулятивные УУД: Постановка и выполнение учебной задачи. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать. Коммуникативные УУД: Продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе коллективного исполнения песен. | воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; | Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки. | Выполнение рисунков к музыке на темы «Утро» и «Вечер» | 7.10 | ||
7. | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Детские образы С.Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья», «Золушка») | Расширение и углубление знаний | Выполнение любого из понравившихся портретов | 14.10 | |||||||
8. | Детские образы М.Мусоргского («В детской», «Картинки с выставки» и П.Чайковского («Детский альбом») | Расширение и углубление знаний | Хоровое пение | 21.10 | |||||||
9. | Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий». | Расширение и углубление знаний | Выполнение рисунков к музыке на темы «Утро» и «Вечер» | 28.10 | |||||||
10. | О россии петь, что стремиться в храм (7часов) | Два музыкальных обращения к Богородице («Аве Мария» Ф.Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» С.Рахманинова) | Интегрированный | развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности | Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации (усвоение особенностей музыкального языка как средства создания музыкального образа. Умение строить речевое высказывание в устной форме. Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения. Регулятивные УУД: Элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии при прослушивании и исполнении музыки, способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки. Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Оценка действий партнёра в коллективном пении. | начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. | Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. | 11.11 | |||
11. | Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Эмоционально-образное родство образов | Расширение и углубление знаний | Портрет мамы | 18.11 | |||||||
12. | Образ матери в современном искусстве | Расширение и углубление знаний | 25.11 | ||||||||
13. | Праздники Православной церкви. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) | Сообщение и усвоение новых знаний | 2.12 | ||||||||
14. | Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке | Сообщение и усвоение новых знаний | 9.12 | ||||||||
15. | Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. | Повторение и обобщение полученных знаний | 16.12 | ||||||||
16. | Обобщение по темам первого полугодия. Музыка на новогоднем празднике. Итоговое тестирование учащихся. | Интегрированный | 23.12 | ||||||||
17. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло (3часа) | Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Былина о Добрыне Никитиче. Былина о Садко и Морском царе | Сообщение и усвоение новых знаний .! | целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий уважительное отношение к культуре других народов: | Познавательные УУД: Умение строить речевое высказывание в устной форме. Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения. Регулятивные УУД: Осознание качества и уровня усвоения (оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя) Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Оценка действий партнёра в коллективном пении. | воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; | Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов Знакомиться с элементами нотной записи Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов | Выполнение рисунка по теме «Бой Добрыни со Змеем Горынычем» | 13.01 | ||
18. | Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля | Расширение и углубление знаний | Нарисовать иллюстрацию | 20.01 | |||||||
19. | Масленица – праздник русского народа. Звучащие картины. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова | Сообщение и усвоение новых знаний | 27.01 | ||||||||
20. | В музыкальном театре (6 часов) | Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора. | Расширение и углубление знаний | эстетические потребности, ценности и чувства развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. | Познавательные УУД: Формирование устойчивого интереса к уроку через творчество. Учиться давать оценку результатам деятельности - рефлексия. Извлечение необходимой информации из исполняемых произведений. Регулятивные УУД: Постановка и выполнение учебной задачи. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать. Коммуникативные УУД: Продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе коллективного исполнения песен. | основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. | Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша. | Прочит.отрывок | 3.02 | ||
21. | Опера «Руслан и Людмила». Образы Фарлафа, Наины. Увертюра. | Сообщение и усвоение новых знании | 10.02 | ||||||||
22. | Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка. Контраст образов (Хор фурий.Мелодия). | Расширение и углубление знаний | 17.02 | ||||||||
23. | Опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. Образы природы в музыке Н.Римского-Корсакова | Расширение и углубление знаний | Выполнение рисунка по представлению: картины моря | 24.02 | |||||||
24. | «Океан – море синее» вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.Чайковского | Сообщение и усвоение новых знаний | 2.03 | ||||||||
25. | Мюзиклы: «Звуки музыки» Р.Роджерса. «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова | Сообщение и усвоение новых знаний | Повторить слова песни | 9.03 | |||||||
26. | В концертном зале (5 часов) | Жанр инструментального концерта. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского. Народная песня в Концерте. | Сообщение и усвоение новых знаний | развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности | Познавательные УУД: Умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем. Рефлексия способов и условий действия (индивидуальная оценка восприятия музыкального произведения) Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения. Анализ музыкального сочинения. Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт) Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы. | основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. | Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки. | 16.03 | |||
27. | Музыкальные инструменты –флейта, скрипка. Образы музыкантов в произведениях живописи. Обобщение. | Расширение и углубление знаний | Знать названа муз.инструментов | 30.03 | |||||||
28. | Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г.Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля». Женские образы сюиты, их интонационная близость: «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг» | Сообщение и усвоение новых знаний | Запомнить слова песни | 6.04 | |||||||
29. | Симфония № 3 («Героическая») Л.Бетховена (1 и 2 части) Особенности интонационно-образного развития образов. | Сообщение и усвоение новых знаний | 13.04 | ||||||||
30. | Финал Симфонии № 3. Мир Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора (инструментальные и вокальные сочинения) | Сообщение и усвоение новых знаний | 20.04 | ||||||||
31. | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4часа) | Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки. Джаз – одно из направлений современной музыки. | Сообщение и усвоение новых знаний | целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий уважительное отношение к культуре других народов: развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Регулятивные: Постановка и выполнение целей. Познавательные: Формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительство и игру на музыкальных инструментах. Формулирование цели своей деятельности. С какой целью мы поработали с этой песней? Формирование умения структурировать знания. Обобщать знания о средствах музыкальной выразительности. Коммуникативные: Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач. | воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов | Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. | Запомнить слова песни | 27.04 | ||
32. | Мир композиторов: Г.Свиридов (маленькие кантаты) и С.Прокофьев («Шествие солнца»), особенности стиля композитора | Повторение и обобщение полученных знаний | 4.05 | ||||||||
33. | Особенности музыкального языка разных композиторов: Э.Григ («Утро»), П.Чайковский («Мелодия»), В.Моцарт («Симфония № 40») | Повторение и обобщение полученных знаний | 11.05 | ||||||||
34. | Призыв к радости (Ода «К радости» из Симфонии № 9 Л.Бетховена). Обобщение изученного. Диагностика музыкального развития учащихся 3 класса | Сообщение и усвоение новых знаний | 18.05 |
Используемая литература
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2009
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: М.: Просвещение, 2011;
- Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».3 класс 1(СD) mp3,М., Просвещение, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")
МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...
Рабочая программа по музыке Критская "Школа России"
Программа для 1- 4 классов...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 1 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 2 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 3 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 4 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России"
Рабочая программа по музыке для 3-го класса разработана и составлена в соответствии с основными Положениями ФГОС второго поколения, концепцией духовно-нравственного...