Шахматный урок. "Борьба за центр".
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 21»
Нижнекамского муниципального района РТ
Шахматный урок.
Тема: «Основы дебюта. Принципы игры в дебюте.
Борьба за центр».
Рахова Елена Васильевна
учитель первой квалификационной
категории, МБОУ «СОШ №21»
Нижнекамск, 2013 год
Тема: «Основы дебюта. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр».
Цели:
а) образовательная: сформировать представление о начальной стадии игры, познакомить с общими идеями дебютов, показать несколько известных дебютов, научить определять хороший ход при выполнении дидактических заданий;
б) развивающая: развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы, память, логическое мышление, умение оценивать ситуацию и принимать решение;
в) воспитательная: воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, интерес к игре, формировать у детей настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о шахматах и что ещё нужно знать;
Познавательные: делать простейшие выводы о продвижении фигур в начале шхматной партии;
Личностные: уважительно относится к мнению других ребят, формировать своё мнение, развитие самостоятельности, интереса к шахматам;
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками, умение работать в парах, учиться слушать и понимать речь других;
Метапредметные: ввести в урок понятия дебют, гамбит, мобилизация, изучаемые на уроке.
Планируемые достижения учащихся:
- усвоить, что правильная постановка дебюта часто обеспечивает её хорошее окончание;
- приводить примеры некоторых дебютов;
- понимать, что умение играть в шахматы пригодится в жизни.
Оборудование: демонстрационная шахматная доска, магнитные фигуры, наглядные таблицы и индивидуальные карточки с дидактическими заданиями, шахматы на каждой парте, демонстрационные карточки для словарной работы, мультимедийная призентация-урок начальной стадии шахматной партии - борьба за центр.
Ключевые слова: дебют, гамбит, эндшпиль, мобилизация, борьба за центр.
План урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Повторение пройденного.
- Сообщение темы занятия, постановка учебных задач.
- Открытие нового знания. Побуждение к гипотезам.
- Физкультминутка.
- Изучение нового материала.
- Побуждение к плану проверки.
- Работа по иллюстрации из учебника.
Общая проверка всех решающих гипотез.
- Первичное закрепление.
- Закрепление самостоятельной работой с самопроверкой по эталону.
- Домашнее задание.
- Итог урока. Рефлексия.
Ход урока
- Организационный момент.
«Шахматы» И.А.Зайцев.
Они сильнее многих увлечений,
В них места нет ни скуке, ни тоске,
Ведь происходит столько приключений
За полчаса на шахматной доске!
Здесь короли, укрывшись в рокировке,
Командуют сражением фигур.
Слоны и кони, как на стометровке,
Пытаются сбежать от грозных тур.
А пешки, превращаясь в королевы,
Из пехотинцев, рядовых солдат,
К чужому королю пылая гневом,
Ему вдруг объявляют шах и мат.
Спасенья нет! Сражение сурово.
Но шахматы ведь тем и хороши –
Расставим мы фигурки снова,
Игрою мудрой насладимся от души!
- Чем интересна эта игра?
- Какие названия шахматных фигур прозвучали в стихотворении?
- Актуализация знаний.
- Почему король слабее ферзя, но главнее его? (Без ферзя игра продолжается, а без короля играть нельзя.)
- Что любит ферзь? Почему ферзь не вступает рано в игру? (Ферзь любит свой цвет.) (Ферзь – ценная фигура.)
- Где стоит ладьи на доске до начала игры? Может ли ладья побить сразу две пешки или две ладьи? (а1 и h1, а8 и h8) (Нет.)
- Какие слоны никогда не столкнутся? Какое количество полей может контролировать слон? (Белопольный и чернопольный.) (13 полей своего цвета.)
- Между какими фигурами на доске стоит конь? Чем отличается конь от других фигур?
(Между ладьёй и слоном.) (Конь ходит буквой «Г».)
- Как ходит пешка? Является ли пешка фигурой? (Прямо по вертикали.) (Нет,)
3. Повторение пройденного.
Разминка. Ответить: «ДА» или «НЕТ»
Согласны ли вы, что:
- Диагоналей больше, чем вертикалей? (да)
- Пешка передвигается по горизонтали? (нет)
- Из угла доски король держит под ударом три поля? (да)
- Король может бить защищённую фигуру? (нет)
- Ферзю ставят шах? (нет)
- Цель игры – поставить мат? (да)
- Мат – это шах, от которого нет защиты? (да)
- Лучше побить ферзя, чем объявить мат? (нет)
- Королю мат легче поставить в углу, чем в центре доски? (да)
- Если в партии нет победителя, то ничья? (да)
- Если на короля не напали, но ему некуда пойти – это мат? (нет)
- В дебюте случается мат? (да)
4. Сообщение темы занятия, постановка учебных задач.
- О чём мы говорили на прошлом уроке? (О неразумности игры в дебюте одними пешками.)
- Сегодня на занятии мы рассмотрим несколько вариантов дебюта.
- Что такое дебют? (Начальная стадия игры или начало партии.)
- Как называется начало партии с жертвой фигур или пешки? (Гамбит.)
- Правильная постановка дебюта обеспечивает её хорошее окончание (эндшпиль). Часто достаточно сделать несколько плохих ходов, чтобы получить мат.
5.Открытие нового знания. Побуждение к гипотезам.
- Что нужно делать, чтобы не попасть в ловушку?
Рассмотрим одну из ловушек в начальной стадии, в которую начинающие игроки часто попадаются. На демонстрационной доске расставлена позиция.
d4:e5 Kc6:e5
Чёрным следовало взять пешкой.
- Kf3:e5 Cg4:d1
- Сс4:f7+Kpe8-e7
- Kc3-d5х
Ещё пример. (Фигуры на доске в начальной позиции.)
1. f2-f3 e7-e5
2. g2-g4?? Фd8-h4х
Это самый короткий путь к мату. Белые не только не мешали чёрным, но и помогали им.
Подобная партия была сыграна в 1959 г. в открытом чемпионате США Мэнсфилдом и Тринксом. (Фигуры на доске в начальной позиции.)
- e2-e4 f7-f5
- Kb1-c3 g7-g5
- Фd1-h5х
6.Физкультминутка.
А теперь тихонько встали,
Руки медленно подняли,
Пальцы сжать, потом разжать,
Наклониться вправо, влево,
И садиться вновь за дело.
7. Изучение нового материала.
- Ознакомимся с общими принципами в дебюте:
а) Поля e4, d4, е5, d5 называются центральными. Они играют огромную роль в партии, и особенно, в дебюте.
б) Чтобы создать простор для движения слонов и ферзей, необходимо выдвинуть центральные пешки.
в) После вступления в игру коней и освобождения полей между ладьями и королём можно сделать рокировку.
г) Если ладьи поставить на открытые линии, силы обеих сторон можно считать мобилизованными.
д) Дебют должен быть закончен в пределах десяти или двенадцати ходов.
е) Если противник предлагает какую-нибудь жертву, не подвергая вас опасности, то её рекомендуется принять.
ж) Помнить о ценности фигур. (п-1, К-3, С-3, Л-5, Ф-9, К – фигура бесценная.)
- Рассмотрим несколько известных дебютов на видео-уроке:
Итальянская партия.
Защита двух коней.
Венская партия.
- Что общего в этих дебютах? (Борьба за центр.)
8. Побуждение к плану проверки.
Работа в парах: проведите начальную стадию игры – дебют (10-12 ходов), где постарайтесь занять центр.
- У кого получился дебют с захватом центральных полей?
- Кто провёл дебют, не потеряв фигуры или пешки?
- А кто в дебюте пожертвовал пешку или другую фигуру?
- Легко ли играть в дебюте? Почему?
Игра «Угадай фигуру »
(Фигуру в мешочке на ощупь определить, показать и рассказать о ней.)
9.Работа по иллюстрации из учебника.
Общая проверка всех решающих гипотез.
- Можно ли в дебюте поставить мат?
1) Рассмотрите иллюстрации (с.79)
- Посмотрите на карточки, где приведены четыре положения на мат в два хода в дебюте.
- Начинают белые, мат в два хода. Проверим.
2) На демонстрационной доске расставлены позиции.
1 позиция:
1. Фh5+ g6
2. Ф:g6Х
2 позиция:
1. С:f7+ Кре7
(или 1… Крd7)
2. Фе6Х
3 позиция:
1. С:f7 Кре7
2. Кd5Х
10. Первичное закрепление.
Дидактические задания «Объяви мат в два хода».
(работа по карточкам)
- На карточках рассмотрите 1-2 партии и решите их.
Фронтальная проверка решений.
11. Закрепление самостоятельной работой с самопроверкой по эталону.
Дополнительное задание по карточкам (для желающих): решить 3.4,5,6 позиции и отметить стрелками ходы. Проверить по эталону.
12. Домашнее задание.
Выполнить дидактические задания «Поиск хода, защищающего от мата.» (Уч.с.82)
- А сейчас послушайте басню «Шахматы» Сабанова А.М.
(Читают ученики.)
Фигуры как-то раз по воле игроков
По шахматной доске, болтая вздор, слонялись,
И между прочих пустяков
Друг перед дружкой величались:
Слон
Хвастался, что он,
Ферзя и короля храня покои,
Не знает ни на миг себе простоя,
Трудясь для общего добра,-
И что одним
Лишь им
Вся держится игра.
Ладья вопит всем без умолку,
Что, от других фигур совсем нет толку,
А конь – старинный хват –
Кричит на поле – всем подряд,
Что он ни в чём, нигде преград не знает,
Что говоря нередко «мат»,
По головам и ферзей и слонов шагает.
И, словом все – и пешки и табун коней,
Слоны и ферзи, и квартет ладей
Без всякой совести свои
Друг перед дружкою заслуги выставляли.
И верно б так кричали
И спорили, до сей поры,
А может быть, без дела стоя
На шахматной доске, крик подняли бы втрое,-
Но, к счастию, с концом игры
Хозяин прекратил их хвастовство пустое,
А вместе с ними нам урок он преподал
В одну коробку все фигурки покидал.
- Какова здесь мораль?
13. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
Использованная литература:
1.Мазанин С.В. Шахматы для всей семьи (+СД с обучающими видеоуроками и симуляторами игр). – СПб.: Питер, 2009.
2. Учебно-методическое пособие «Шахматы в школе». Нижнекамск, 2007.
3. Шахматы – школе. Сборник материалов по реализации пилотного проекта. Нижнекамск, 2010.
4. В стране шахматных чудес. Вопросы и задачи. Нижнекамск. 2012.
5. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
6. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для четырехлетней начальной школы, второй год обучения. – Обнинск: Духовное возрождение, 2002.
7. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь. - Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытия шахматного турнира "В стране шахматных чудес"
Формирование творчески мыслящей личности, развитие умственной культуры детей. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся. ...
Сценарий урока "Борьба Руси с западными завоевателями" 4 класс
предмет: интегрированный курс «Окружающий мир» в 2-х частях (2 часа в неделю, 68 часов в год)программа: Перспективная начальная школаавторы: О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимовтема урока: Борь...
Разработка шахматного урока по проекту В.Зарецкого "Шахматы для общего развития" по теме "Шахматные комбинации в дебюте". 3 класс.
Шахматный проект "Шахматы для общего развития" под руководством кондидата психологических наук, профессора МГППу Зарецкого В.К....
Презентация шахматный КВН "В шахматном королевстве Старика Хоттабыча"
Увлекательная игра....
Сценарий шахматного КВН «В шахматном королевстве Старика Хоттабыча»
Закрепление новых знаний о шахматах , привитие интереса к шахматной игре....
Презентация интеллектуально - развлекательная шахматная викторина (в рамках фестиваля "Шахматное королевство" 2 тур)
Интеллектуально - развлекательная шахматная викторина (в рамках фестиваля "Шахматное королевство" 2 тур)...
Презентация шахматная викторина (в рамках фестиваля "Шахматное королевство" 1 тур)
Шахматная викторина (в рамках фестиваля "Шахматное королевство" 1 тур)...