Программа работы с родителями
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Программа работы с родителями
срок реализации 4 года
составитель: Шинкарева Л.В.
Пояснительная записка
Семья - один из шедевров природы.
Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей.
Д.И. Писарев
Социальный мир семьи - сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить и не учитывать. Социальное поле отношений в семье, если оно противостоит в своем содержании и влиянии школьной воспитательной среде, становится разрушительным фактором, а ребенок вырастает личностью маргинального порядка, «пограничного» характера, лишенного способности иметь собственные отношения, обладать устойчивыми отношениями к миру вокруг себя.
Классный руководитель не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью – это лежит за пределами его полномочий. Но классный руководитель мог бы содействовать наиблагоприятнейшим условиям личного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. Подчеркну: объектом профессионального влияния выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание, именно оно волнует педагога и на такое волнение он имеет право как профессионал. И только в границах такой профессиональной заботы располагается его взаимодействие с родителями.
Поэтому первой составной частью такого взаимодействия является информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями о воспитательной концепции школы, о педагогических позициях классного руководителя, о методике воспитания, в целях и задачах личностного развития школьника на данный учебный год; а также о ходе духовного развития ребенка, особенностях его школьной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, текущих успехах во всех сферах обучения. Реализуется функция педагогического просвещения.
Информация такого плана чрезвычайно влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, придает их влиянию на детей целесообразный характер, повышает уровень положительного отношения к школе, придает серьезность в отношении родителей к своим родительским обязанностям. Мне не раз доводилось фиксировать как дети подмечают плодотворность общения родителей с педагогами.
Вторую составную часть взаимодействия педагога с родителями выполняет педагогическое корректирования семейного воспитания, а именно той его стороны, которая касается, прежде всего, отношения к ребенку «искусство любить ребенка», а далее режима жизни и деятельности ребенка.
Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.
Я постоянно нахожусь в поиске новых форм взаимодействия с семьями своих учеников. И решила реализовать программу работы с родителями «Академия любящих родителей». Программу, которая объединит и семью, и школу, научит родителей более эффективно общаться со своими детьми, строить внутрисемейные отношения.
Содержание моей работы с родителями определили пять функций:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия, шефская помощь, участие в управляющем совете школы);
- психолого-педагогическое просвещение родителей (классные тематические конференции для родителей, родительские университеты, лектории, беседы на родительских собраниях, индивидуальные консультации психолога, учителей-предметников);
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности);
- корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
-организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (посещение семей, памятки для родителей).
Это определило следующие цели совместной работы с родителями учащихся:
- Объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действие в формировании единого воспитательного процесса «Семья-школа».
- Обучить родителей умению быть родителями.
- Подготовить родительский коллектив с большей самостоятельности гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене.
- Укреплять партнерские отношения между родителями и классным руководителем.
- Повысить педагогическую культуру родителей.
Задачи:
1.Познакомить родителей с особенностями воспитательного процесса в семье.
2.Организовать сотрудничество с родителями учеников.
3.Определить основные формы взаимодействия с родителями.
Основные формы работы с родителями:
- Родительские собрания;
- Индивидуальные беседы;
- Вечера вопросов и ответов;
- Тестирование, анкетирование;
- Работа по микрогруппам;
- Круглые столы;
- Совместные дела с родителями;
- Дни открытых дверей;
- Родительские лектории.
- Организация родителей для участия в работе Попечительского совета школы.
- Посещение семей, патрулирование с родительской общественностью.
- Поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года, по окончанию начальной школы.
- Организация работы классного родительского комитета.
- Участие родителей в жизни класса:
- совместные культпоходы на экскурсии;
- совместная организация проведения детских праздников;
- проведение спортивных мероприятий;
- приобщение родителей к совместному труду в классном кабинете;
- участие родителей в творческих проектах;
- участие в художественной самодеятельности;
- организация совместных выставок.
В этом году работу с родителями буду проводить по микрогруппам. Это дает более эффективный результат достижения цели.
Срок реализации программы – 2012-2016г.
Планирование работы с родителями
1 класс.
№ | Вид деятельности | Сроки выполнения | Ответственные |
1. | Родительское собрание «Как здорово, что вместе мы сегодня собрались» | сентябрь | Кл. руководитель |
2. | Вечер вопросов и ответов для родителей первоклассников. | октябрь | Кл. руководитель |
3. | Родительское собрание «Результаты 1 четверти». Конференция родителей «Традиции в семье и их значение в воспитании» | ноябрь | Кл. руководитель, родители. |
4. | Совместное празднования Нового года. | декабрь | Кл. руководитель |
5. | Встреча с психологом и социальным педагогом. | январь | Кл. руководитель |
6. | Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» Родительское собрание «Мой вопрос школьному учебнику» | февраль | Кл. руководитель родители |
7. | Совместный праздник к 8 Марта. | март | Кл. руководитель |
8. | Неделя совместного творческого общения детей и родителей класса. | апрель | Кл. руководитель |
9 | Итоговое родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей» | май | Кл. руководитель |
Планирование работы с родителями
2 класс
№ | Вид деятельности | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья». Совместная творческая выставка рисунков. | сентябрь | Классный руководитель, родительский комитет. |
2 | Родительский лекторий. Анкетирование родителей. Организованный культпоход в кинотеатр. | октябрь | Классный руководитель |
3 | Родительское собрание по итогам 1 четверти. Рейд родителей по проверке школьной формы. | ноябрь | Классный руководитель |
4 | Совместное празднование Нового года. Лыжные прогулки. | декабрь | Классный руководитель |
5. | Родительское собрание» Первые уроки школьной отметки» Рожественские посиделки совместно с родителями. | январь | Классный руководитель |
6. | Лекторий для родителей. | февраль | Классный руководитель |
7 | Работа микрогруппы родителей учащихся. Праздник 8 Марта. Родительское собрание за 3 четверть. Культпоход в музей. | март | Классный руководитель |
8 | Организация родителями подвижных игр на свежем воздухе. Индивидуальные консультации. Встреча с учителями – предметниками. | апрель | Классный руководитель |
9 | Итоговое собрание за го. Праздник «Здравствуй, 2 класс» | май | Классный руководитель |
Планирование работы с родителями
3класс
№ | Вид деятельности | Сроки | Ответственные |
1 | Родительское собрание «Причины детской агрессии» Рейтинг родителей. Операция «Дневник» | сентябрь | Классный руководитель |
2 | Родительский лекторий «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка» | октябрь | Классный руководитель |
3 | Спортивный конкурс» Папа, мама, я - спортивная семья» Родительское собрание по итогам четверти | ноябрь | Классный руководитель |
4 | Празднование Нового года. Культпоход в библиотеку. Посещение семей с родительским комитетом. | декабрь | Классный руководитель |
5 | Рождественские посиделки. Индивидуальные консультации для родителей. Лыжные прогулки. Родительское собрание «Эстетическое воспитание ребенка в семье» | январь | Классный руководитель, родители |
6 | Праздник совместно с папами «Защитники Отечества» | февраль | Классный руководитель |
7 | Выставка работ «Мамины руки» Индивидуальные беседы. | март | Классный руководитель |
8 | Лекторий «Домашняя школа интеллектуального развития» Экскурсия по городу. | апрель | Классный руководитель |
9 | Родительское собрание «Здравствуй, 4 класс» Экскурсия в природу. | май | Классный руководитель |
Планирование с родителями
4 класс
№ | Вид деятельности | Сроки | Ответственные |
1 | Родительское собрание «Особенности последнего учебного года в начальной школе» Поход на природу «Возьмемся за руки, друзья» | сентябрь | Кл.руководитель |
2 | Открытый урок для родителей по чтению. Конференция «Традиции чтения в нашей семье» | октябрь | Кл.руководитель |
3 | Родительское собрание по итогам 1 четверти. Подготовка сценария к Новому году. | ноябрь | Кл.руководитель |
4 | Новогодний праздник. Родительское собрание. Встреча с медиком. | Декабрь | Кл.руководитель |
5 | Смотр-конкурс «Маленькие тайны дневника школьника» Подготовка к празднику . | январь | Кл.руководитель |
6 | Праздник День Отечества. Рейд по проверке школьной формы. | февраль | Кл.руководитель |
7 | Конкурс на лучший рассказ «Радости и горести маминого детства» Заседание микрогруппы. Родительское собрание «Как научить своего ребенка жить в мире людей» | март | Кл.руководитель |
8 | Участие родителей в неделе творчества в классе. Посещение уроков внеурочной деятельности. Индивидуальные консультации для родителей. | апрель | Кл.руководитель, родители |
9 | Подготовка праздничного шоу «Фабрика звезд 4-б» Родительское собрание «Трудности адаптации пятиклассников» | май | Кл.руководитель |
Список литературы.
1.Н.И. Дереклеева, «Родительские собрания», 2004г.издательство «Вако»
2.Н.Е. Щуркова, «Классное руководство», 2000г. издательство Москва
3. Работа с родителями: Сборник статей. Под общ.Ред Осиповой М.П., Бутрим Г.А.Минск: УП «Экоперспектива».
4. Мозаика детского отдыха. «Праздник – ожидаемое чудо.
5. Н.О.Урбанская «Работа с родителями младших школьников», «Просвещение» Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями " Навстречу друг другу"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Назначение ПрограммыНастоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руко...
Программа работы с родителями на 2007-2011 гг
Данная программа способствует развитию классного коллектива с активным включением родителей...
Программа работы с родителями
Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся....
Программа работы с родителями "Сотрудничество".
В программе отображены формы и методы совместной работы школы с родителями детей начальной школы, основные задачи и направления, проведён краткий анализ по реализации программы за 1 год работы....
Программа работы клуба"Родители и дети"
Программа клуба "Родители и дети" содержит основные аспекты работы с родителями и детьми в современных условиях.Целью клуба является активизациясотрудничествамежду школой и семьями воспитанников...
Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....
Участие родителей в формировании воспитательной системы класса, школы. (На основе программы работы с родителями)
Сохранение, приумножение и реализация интеллектуального потенциала общества, его нравственное оздоровление и духовное возрождение определяются качеством формирования ценностных ориентации де...