Рабочая программа внеурочной деятельности
учебно-методический материал на тему
рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost.docx | 61.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса «В мире книг» (1-4 классы)
Пояснительная записка
Одним из главных изобретений человечества является книга. Книга является средством познания окружающего мира, источником знаний и эмоциональных впечатлений, способствует развитию познавательного интереса младших школьников, воспитанию нравственных и гражданско-патриотических качеств личности.
Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Подбор произведений для изучения в рамках данного курса обусловлен спецификой кадетской школы, реализующей задачи гражданско-патриотического воспитания. Произведения для данного курса объединены единой темой – темой образа защитника отечества на страницах произведений русских писателей – но разнообразны по жанрам: фольклорные произведения малых и больших форм, рассказы, повести, поэтические произведения.
Программа курса отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности.
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия проводятся один раз в неделю. Каждое занятие направлено как на формирование читательских умений и расширение читательского кругозора ребенка, так и на формирование нравственных и патриотических качеств: сострадание, сопереживание, жалость, гордость за свою родину и пр.
Для повышения эмоционального воздействия занятий и снижения утомляемости обучающихся предусмотрены разнообразные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: беседы, коллективные творческие дела, музейные уроки, выставки, конкурсы, викторины, просмотр и обсуждение кинофильмов, устные журналы, встречи с интересными людьми, кинолектории, экскурсии, публичная презентация книг для самостоятельного чтения, читательские конференции, сюжетно-ролевые игры, творческие проекты.
Также данный курс направлен на поддержание традиций семейного чтения, так как предполагает широкое привлечение родителей.
Цели и прогнозируемый результат реализации программы
- Оптимальное развитие читательских умений как основных метапредметных результатов обучения: техника чтения, навыки работы с книгой (оперирование справочным аппаратом для получения необходимой информации о книге), навыки работы с текстом (в соответствии с требованиями ФГОС).
- Расширение читательского кругозора (знание авторов, их произведений, жанров литературы, умение выбирать произведения для самостоятельного чтения в соответствии с рекомендациями).
- Формирование таких понятий, как честь, честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло, долг и пр.
- Формирование понимания значения литературы как средства, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы, осознание себя гражданином России.
- Формирование умения коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт.
- Развитие традиций семейного чтения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. В результате освоения программы факультатива «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое); - уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
—уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умении:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения; - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию; - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,
дома и т. д.
Диагностические средства
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1.Проверка читательских умений: сформированность техники чтения, навыков работы с книгой, знание ее элементов, навыков работы с текстом.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)
Учебно-тематическое планирование для 1-го класса.
№ | Тема | Кол-во часов | Вид занятий | Содержание |
1 | Вводное занятие. «Книга – наш друг и учитель». | 1 | Беседа. Презентация детских книг | Рассказ учителя о роли книги в жизни человека. Презентация детских книг о защитниках Отечества, с которыми предстоит познакомиться в процессе данного курса). |
2 | Где живут книги? | 1 | Экскурсия в библиотеку школы. | Знакомство со школьной библиотекой. Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг. |
3 | Из чего состоит книга? | 1 | Практикум. | Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. Беседа о бережном отношении к книгам. Просмотр мультфильма «Гришины книжки». |
4-6 | Малые фольклорные жанры: народные пословицы, поговорки, по теме «Родина, Отечество». | 3 | Беседа. Работа с источниками. Детское творчество. | Знакомство с пословицами и поговорками соответствующей тематики. Творческие мини-проекты «Моя первая книжка-малышка» (изготовление книжки с пословицами, поговорками и загадками определенной темы). |
7-9 | К.Г.Паустовский Солдатские сказки. | 3 | Чтение произведения. Викторина. Детское творчество. Викторина по содержанию сказки. | Изучение произведения К.Г.Паустовского «Похождения жука-носорога», иллюстрирование сказки (рисунок, лепка). Просмотр одноименного мультфильма. |
10 | Наш кинозал. Мультфильмы о защитниках Родины. | 1 | Просмотр и обсуждение мультфильмов. | Мультфильмы: «Детство Ратибора», «Два богатыря», «Солдатский долг». |
11-13 | Поэтическая тетрадь: стихи об Отечестве. | 3 | Прослушивание произведений (с использованием аудиокниг). Беседа. Иллюстрирование поэтической тетради. Конкурс выразительного чтения. | С.Михалков «Мир», И.Агеева «Флаг России»; М.Волкова «Колыбельная маленькому россиянину»; А.Гаврюшкин «10 правил маленького россиянина»; О.Высокая «Салют»; И.Токмакова «Красная площадь». |
14-19 | С. П. Алексеев «Сто рассказов о войне». | 7 | Совместное чтение, прослушивание произведений. Семейное чтение. Викторина по содержанию. Детское творчество. | Книга состоит из коротких рассказов о Великой Отечественной войне, о героических подвигах советских воинов, о торжестве советского оружия.
|
20 | Устный журнал «По страницам книг С.П.Алексеева» | 1 | Обобщающее творческое занятие (с участием родителей). Презентация творческих работ семей учащихся. | |
21-23 | Поэтическая тетрадь: стихи о защитниках Отечества. | 3 | Прослушивание произведений (с использованием аудиокниг). Беседа. Иллюстрирование поэтической тетради. Конкурс выразительного чтения. | Т.Шапиро «Я в солдатики играю», «Была война», «Мой брат», «Дедушка», К.Авдеенко «Маленький офицер», «Защитники Отечества родного». Г.Башеев «Поклон солдату», Е.Благинина «Шинель». |
24-30 | Л.Ф. Воронкова. Лучшие произведения для детей о Великой Отечественной войне. | 6 | Знакомство с рассказами Л.Ф. Воронковой из сборника «Девочка из города». Иллюстрирование рассказов. Инсценирование рассказов. Обсуждение (в том числе на форумах социальной сети). | Чтение рассказов «Солнечный денек», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу», «Девочка из города». |
31 | Наш кинозал. Просмотр кинофильма «Девочка из города» | 1 | Просмотр и обсуждение кинофильма. | Художественный фильм «Девочка из города». |
32 | Читательская конференция по произведениям Л.Ф.Воронковой. | 11 | Обобщающее занятие по произведениям Л.Ф.Воронковой (участники конференции – учащиеся, родители). | |
33 | «Я – читатель». | 1 | Библиотечный урок в городской библиотеке. | Знакомство с возможностями городской библиотеки. Рекомендации для летнего самостоятельного чтения и чтения с родителями. |
Итого | 33 часа |
Учебно-тематическое планирование для 2 класса
№ | Тема | Количество часов | Вид занятий | Содержание |
1. | «Путешествие в мир книг». | 1 | Презентация виртуальной библиотеки. Детское творчество. | Обзор новых книг для чтения во 2 классе. Правила пользования виртуальной библиотекой социальной сети. Выставка рисунков по книгам, прочитанным за лето. |
2-4 | Фольклорные произведения о родине и ее защитниках: песни, сказы. | 3 | Беседа. Работа с источниками. Детское творчество. | Знакомство с песнями и сказами соответствующей тематики. Творческие мини-проекты «Книга сказов и песен о родине». |
5-6 | Наш кинозал. Мультфильмы о защитниках Родины. | 2 | Просмотр и обсуждение мультфильмов. | Просмотр мультфильмов о защитниках Родины: «Легенда о старом маяке», «Солдатская лампа», «Теплый хлеб», «Василек», «История одной куклы». |
7-10 | Произведения В.В.Голявкина о войне. «Мой добрый папа» | 4 | Чтение и обсуждение произведения (с использованием аудиокниги). Семейное чтение. Иллюстрирование произведения. Семейные отзывы о книге. Обсуждение на форуме. | |
11-12 | Наш кинозал. Художественный фильм «Мой добрый папа» | 2 | Просмотр и обсуждение кинофильма по произведению В.Голявкина «Мой добрый папа». | |
13-16 | Произведения В.В.Голявкина о войне. «Полосы на окнах». | 4 | Чтение и обсуждение произведения (с использованием аудиокниги). Семейное чтение. Иллюстрирование произведения. Семейные отзывы о книге. Обсуждение на форуме. | |
17 | Читательская конференция по произведениям В.Голявкина. | 1 | Обобщающее занятие по произведениям В.В.Голявкина (участники конференции – учащиеся, родители). | |
18-21 | Произведения А. Митяева о защитниках Отечества: «Письмо с фронта». «Подвиг солдата». | 4 | Чтение (с использованием аудиокниг) и обсуждение произведений. | Сборники рассказов А.Митяева «Письмо с фронта», «Подвиг солдата». |
22 | Викторина по произведениям А.Митяева | 1 | Викторина. Презентация лучшей обложки для сборников Митяева. Анонс рассказов писателя для самостоятельного чтения. | |
23 | Наш кинозал. Просмотр кинофильма «Садись рядом, Мишка». | 1 | Просмотр и обсуждение кинофильма «Садись рядом, Мишка» (о детях в блокадном Ленинграде). | |
24-26 | Поэтическая тетрадь: стихи об Отечестве, о защитниках Родины | 3 | Прослушивание произведений (с использованием аудиокниг). Беседа. Иллюстрирование поэтической тетради. Конкурс выразительного чтения. | А.Усачев «Русский дом», Д.Абдрахманова «Гражданин», В.Боков «Я своей Россией горжусь», И.Агеева «Отчизна», И.Кузьминов «Офицер». |
27-29 | Н.Чуковский. «Морской охотник» | 3 | Знакомство с произведением: чтение, прослушивание, семейное чтение. Обсуждение. | Повесть Н.Чуковского «Морской охотник» о маленькой девочке, совершившей подвиг, помогая морякам во время войны. |
30 | Наш кинозал. Просмотр кинофильма «Морской охотник» | 1 | Просмотр и обсуждение одноименного кинофильма. Создание детских киноафиш к фильму. | |
31-33 | «Дети - герои Великой Отечественной войны». | 3 | Чтение рассказов. Устный журнал «Дети – герои». | Сборник рассказов А. Печерской «Дети – герой Великой Отечественной войны». |
34 | «Папа, мама, я –читающая семья». | 1 | Праздник для родителей и детей. | Викторина по изученным произведениям. Презентация любимых книг родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет». Семейный проект «Мы любим книгу». |
Итого | 34 часа |
Учебно-тематическое планирование для 3 класса
№ | Тема | Кол-во часов | Вид занятий | Содержание | |
1-2 | «По страницам любимых книг о защитниках Отечества». | 2 | Презентация творческих работ учащихся. | Защита читательских дневников. | |
3-4 | Наш кинозал. Мультфильмы о героических страницах нашей Родины. | 2 | Просмотр и обсуждение мультфильмов. Создание группового проекта-мультфильма по сказке. | Мультфильмы серии «Гора самоцветов». | |
5-6 | «Слава русского штыка не померкнет никогда». | 2 | Уроки-викторины. Групповая деятельность. | Загадки, загаданные русскими пословицами о защите Отечества. Загадки-шарадки с Бородинского поля. | |
7-10 | Анатолий Митяев «Книга будущих командиров». | 4 | Чтение произведений. Выпуск групповых стенгазет. | Занимательные истории о воинской смекалке - от сражений в Древнем Риме до II мировой, рассказы об оружии, форме, правилах, кодексах. | |
11-12 | Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова». | 2 | Чтение произведения. Инсценировка. Презентация страниц блокадного дневника. | Рассказ Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова». Виртуальная экскурсия по Васильевскому острову. | |
13 | Наш кинозал. Просмотр кинофильма «Жила-была девочка» | 1 | Просмотр и обсуждение кинофильма по произведению И.Миксона «Жила-была девочка» о судьбе Тани Савичевой. | ||
14-15 | Поэтическая тетрадь: стихи о блокаде Ленинграда для детей. | 2 | Чтение стихотворений. Анализ. Конкурс чтецов. | С.Маршак. С.Давыдов. О.Бергольц. | |
16 | Наш кинозал. Просмотр кинофильма «Зеленые цепочки» | 1 | Просмотр и обсуждение кинофильма по произведению Н.Матвеева «Зеленые цепочки» о детях – защитниках блокадного Ленинграда. | ||
17 | Читательская конференция «Дети в блокадном Ленинграде». | 1 | Обобщающее занятие по произведениям о блокаде Ленинграда. Презентация творческих работ учащихся. Семейные презентации. Презентация книг по теме для самостоятельного чтения: Алексеев С.П. «Подвиг Ленинграда 1941-1944»: рассказы для детей; Васильева Е. Маленькая ночная няня: повесть; Воскобойников В. Девятьсот дней мужества. | ||
18-21 | Лев Кассиль «Рассказы о войне». | 4 | Чтение и обсуждение сборника рассказов. | Рассказы Льва Кассиля о мужестве и героизме русского народа на фронте и в тылу (на основе реальных событий). | |
22 | Наш кинозал. Просмотр кинофильма «Мальчишки» | 1 | Просмотр и обсуждение кинофильма по произведению Л.Кассиля «Дорогие мои мальчишки». | ||
23 | Устный журнал «Творчество Льва Кассиля – страницы мужества нашей родины» | 1 | Обобщающее занятие по теме. Презентация детских мини-проектов. | ||
24-27 | Семяновский Ф. «Повесть о фронтовом детстве». | 4 | Чтение и обсуждение произведения. Встречи с ветеранами – детьми войны. Создание альбома «Дети на войне». | ||
28-29 | Наш кинозал. Просмотр кинофильмов о детях на линии фронта. | 2 | Просмотр и обсуждение кинофильмов «Смелого пуля боится или Мишка принимает бой», «Это было в разведке». | ||
30-32 | Поэтическая тетрадь: стихи о детях войны | 3 | Чтение стихотворений. Анализ. Конкурс чтецов. | С.Михалков «Детский ботинок», «Десятилетний человек», А.Твардовский «В пилотке мальчик босоногий», С.Маршак «Не и ни», А.Барто «Вернулся». А.Молчанов «13 миллионов детских жизней». | |
33-34 | Фотоконкурс «Я читаю! Мы читаем!» | 2 | Фотоконкурс. Творческая презентация.
| Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке, в музее. | |
Итого | 34 часа |
Учебно-тематическое планирование для 4 класса
№ | Тема | Количество часов | Вид занятий | Содержание |
1-2 | «Лето с героями любимых книг». | 2 | Презентация творческих проектов учащихся. | Защита читательских дневников. |
3-5 | Фольклорные произведения защитниках Родины: былины, баллады. | 3 | Беседа. Работа с источниками. Детское творчество. | Знакомство с былинами соответствующей тематики. Творческие мини-проекты «Книга героических былин и баллад». |
6-8 | Наш кинозал. Мультфильмы по мотивам былин о русских богатырях | 3 | Просмотр и обсуждение мультфильмов. Создание группового проекта -образ былинного богатыря. Защита. | «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сказ о Евпатии Коловрате», «Князь Владимир», «Василиса Микулишна». |
9-11 | Жанна Браун. «Зорька». | 3 | Чтение и обсуждение книги. Беседа с ветеранами – детьми войны. | Книга о военном детстве, о жизни детей в детском доме во время эвакуации. |
12-13 | Наш кинозал. Просмотр кинофильмов о подвиге мирного народа в войне. | 2 | Просмотр и обсуждение кинофильмов «Девочка ищет отца», «Среди добрых людей». | |
14-18 | Лев Кассиль, Макс Поляновский «Улица младшего сына». | 5 | Чтение и обсуждение книги. Просмотр одноименного кинофильма (отрывки). Сочинение по книге. Сочинение родителей о детских впечатлениях от книги. | Повесть о пионере-герое Володе Дубинине, о мальчишках и девчонках, которые жили и росли рядом со взрослыми и рядом с ними вставали на защиту родного города, рядом с ними совершали подвиги, рисковали жизнью, теряли близких... |
19-21 | Наш кинозал. Просмотр кинофильмов о действиях в тылу врага. | 3 | Просмотр и обсуждение кинофильмов «Зимородок» (по одноименной повести Юрия Яковлева), «Пятерка отважных», «Всадники». | |
22 | Конференция «У войны не детское лицо» | 1 | Обобщающее занятие по произведениям о детях в тылу врага, в нашем тылу. Презентация продуктов детского и семейного творчества. | |
23-25 | Поэтическая тетрадь: стихи о городах воинской славы. | 2 | Чтение стихотворений. Анализ. Конкурс чтецов. | Т.Лаврова «Царицын, Сталинград и Волгоград». «Курск». «Тула». «Смоленск» и пр. |
26-28 | Произведения о преемственности поколений. Н.Матвеева «Школа на горке». | 4 | Чтение и обсуждение книг. Семейное чтение. Подготовка семейных проектов. Диспут по прочитанным книгам. | Повесть о современных школьниках – членов поискового кружка школьного музея. |
29-33 | Произведения о преемственности поколений. А.Лиханов. «Мой генерал» | 5 | Повесть о взаимоотношении деда-ветерана и внука. | |
34 | Конференция «Ветеран живет рядом». | 1 | Обсуждение темы книг А.Лиханова и Н.Матвеевой. Представление проектов «Мои родственники – защитники Родины», «Мои земляки – защитники родины» | |
Итого | 34 часа |
Литература для учителя
- Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
- Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
- Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 2008
- Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2007
- Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2008
- Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
- Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – Москва, «ВАКО», 2006
- Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
Литература для учащихся
- Сергей Петрович Алексеев «Сто рассказов о войне». «От Москвы до Берлина». Книга состоит из коротких рассказов о Великой Отечественной войне. Юные читатели познакомятся с героическими подвигами советских воинов, ставших на защиту своей Родины в суровом 1941 году.
- Константин Георгиевич Паустовский « Похождения жука-носорога» (Солдатская сказка).
- Любовь Воронкова «Девочка из города». Повести. Одноименный фильм. В книгу вошли лучшие произведения Любови Федоровны Воронковой (1906-1976) для школьников: "Солнечный денек", «Снег идет», «Золотые ключики», "Подружки идут в школу", "Девочка из города", "Гуси-лебеди" и др.
- Анатолий Митяев «Письмо с фронта». «Подвиг солдата». Сборник рассказов о Великой Отечественной войне. Она предназначена детям младшего возраста для самостоятельного чтения. Автор - участник войны, проработавший четверть века в "Пионерской правде".
- Голявкин В.В. «Рисунки на асфальте», «Полосы на окнах», «Мой добрый папа». Одноименный фильм.
- А. Печерская «Дети - герои Великой Отечественной войны». В годы Великой Отечественной войны дети наравне со взрослыми боролись против врага. Многие из них были награждены медалями и орденами посмертно. О некоторых из них, чьи имена донесла до нас история, написаны эти рассказы.
- Николай Чуковский. «Морской охотник». Одноименный фильм. Книга известного писателя Н. Чуковского рассказывает о маленькой девочке, совершившей подвиг, помогая нашим морякам во время Великой Отечественной войны.
- Лев Кассиль «Рассказы о войне». Рассказы, собранные в этой книге, Лев Кассиль написал в годы Великой Отечественной войны. За каждым из них стоит реальная история — о мужестве и героизме русского народа на фронте и в тылу.
- Илья Миксон «Жила-была девочка». Одноименный фильм. Книга о Тане Савичевой.
- Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова».
- Семяновский Ф. «Повесть о фронтовом детстве».
- Евгений Рысс. «Девочка ищет отца». Одноименный фильм. В этой повести рассказывается о маленькой дочке знаменитого советского генерала, которая во время Великой Отечественной войны осталась одна на земле, оккупированной гитлеровцами.
- Анатолий Митяев «Книга будущих командиров». Занимательные истории о воинской смекалке - от сражений в Древнем Риме до II мировой, рассказы об оружии, форме, правилах, кодексах, и всё - именно для ребёнка, занимательно и интересно.
- Лев Кассиль, Макс Поляновский «Улица младшего сына». Одноименный фильм. Повесть о пионере-герое Володе Дубинине. О мальчишках и девчонках, которые жили и росли рядом со взрослыми и рядом с ними вставали на защиту родного города, рядом с ними совершали подвиги, рисковали жизнью, теряли близких...
- Валентина Осеева «Васек Трубачев и его товарищи». Фильм «Отряд Трубачева сражается». Книга о многом: о дружбе, патриотизме, взаимоотношениях и просто о жизни пионеров.
- А.Лиханов «Мой генерал».
- Жанна Браун. «Зорька». В первые дни войны девятилетняя героиня повести Зорька осталась без родителей и попала в детский дом. В детском доме Зорька встретится и познакомится с девчонками и мальчишками, у которых родители тоже на фронтах войны. Встретит ли Зорька здесь настоящих друзей, которые помогут пережить ей разлуку с родителями в самое тяжелое для нее время? А сможет ли она сама стать верным другом, выдержав все испытания?
- Вильям Козлов «Витька Грохотов и его компания»,«Витька с Чапаевской улицы». Жестокая правда о войне, увиденная глазами мальчика-подростка.
- Подборка стихотворений на сайте «Заем и любим Россию».
Фильмы:
- «Зимородок». По одноименной повести Юрия Яковлева.
Узнав от бывшего военного летчика Седого о подвиге партизана-подрывника, известного под именем Зимородок, пионеры идут по местам военных подвигов земляка и пока не подозревают о том, что верный путь поиска ведет к любимому учителю... - ."Зимнее утро" Фильм снят по мотивам повести Т.Цинберг «Седьмая симфония».
Действие фильма происходит в блокадном Ленинграде. - "Пятерка отважных", Действие происходит в пограничном городке в первые дни Второй мировой войны. Не зная, что взрослые готовятся к партизанской войне, пятеро отважных ребят решают действовать самостоятельно…
- "Мальчишки". По повести Л.Кассиля «Дорогие мои мальчишки».
- «Зеленые цепочки». Приключенческий фильм о блокадном Ленинграде. Трое ленинградских мальчишек осенью 1941 года, случайно найдя ракетницу, вышли на след шпионской банды и под руководством опытного чекиста Буракова обезвредили фашистского диверсанта, орудующего в облике однорукого дяди Пети.
- «Всадники». В июне 1941 года двум подросткам поручают эвакуацию в тыл породистых скаковых лошадей. Много трудных испытаний ждёт их впереди. Пробиваясь по военным дорогам, они спасают сбитого советского лётчика, попадают в окружение, где встречаются с группой красноармейцев, помогают вывезти на захваченом у немцев самолёте тяжело раненого генерала. В созданом партизанском отряде, рядом со взрослыми, с честью сражаются и наши юные бойцы.
- «Девочка из города». Великая Отечественная война. Героиня фильма, маленькая девочка Валя, в одночасье теряет все: дом, где она жила, разбомбили, маму убили фашисты... Вместе с другими детьми ее эвакуируют на Урал, но по дороге она случайно отстает от поезда. Расстроенная малышка прячется на ночь в стог сена - там ее и находит жительница расположенного неподалеку села Дарья. Добрая женщина приводит девочку к себе домой и решает оставить в семье.
Поначалу Валя немного дичится и никак не может найти общего языка с чужими ей людьми. Но в конце концов Дарья и ее дети согревают девочку своим теплом и становятся ей по-настоящему родными... - «Среди добрых людей». В фильме рассказывается о добрых сердечных людях, приютивших девочку, потерявшую родителей в дни Отечественной войны. В первые дни войны мать потеряла маленькую дочь. Ее нашла Михайлина и взяла к себе, не сомневаясь в том, что она сможет стать ей настоящей матерью. Все последующие годы она жила ради девочки. Но шло время, настоящая мать продолжала искать своего ребенка...
- «Смелого пуля боится или Мишка принимает бой». 22 июня 1941 года. Обычное утро в обычном пионерском лагере у самой границы. Дети плещутся на речке, и спускающийся с неба десант воспринимают с восторгом, полагая, что идут учения. Но это немцы. Они сгоняют детей в лагерь, обносят его колючей проволокой и объявляют, что скоро всех отправят в Германию. Находящийся неподалеку батальон советских танков, попытался прорваться к детям на выручку, но был разбит. Уцелел только один танк и танкист дядя Вася (М. Чигарев). На него-то случайно и натыкается Мишка Скворцов, которому немцы поручили сжечь пионерские галстуки, а он их обманул и из лагеря сбежал. Обрадованный такой встрече, Мишка просит дядю Васю помочь выручить ребят из немецкого плена. Танкист соглашается. На единственном танке с одним маленьким помощником начинается операция по спасению юных пионеров.
- «Это было в разведке». Фильм создан по реальным событиям из боевой биографии разведчика Александра Ивановича Колесникова. Юный Саша, как и герой фильма Вася Колосов, сбежал со своим другом в 1943 году на фронт.
В отличие от прототипа, герой фильма - сирота. В эшелоне Вася знакомится с сержантом, который проявил участе к судьбе паренька. Сержант его привозит в танковую часть. Во избежания хлопот, связанных с появлением мальчугана, командир приказывает отправить парня в тыл. Но Вася сбегает от провожатых и даже умудряется в лесу обнаружить немецкого парашютиста. Получив медаль за поимку фашиста, Василий становится своим для танкистов. Впереди новые приключения: плен, чудесное спасение из лап врага и новая встреча с танкистами. - «Бой под Соколом». Ребята-тимуровцы устроили военную игру, очень похожую на настоящие боевые действия. Воюют между собой "северные" и "южные". Всё у них почти по-настоящему: разведка в тылу врага, захват пленных, "стрельба" из водомётов вместе пулемётов и пушек, штурм крепости... Но вдруг прибежал мальчишка и закричал: "Война! Фашисты напали на нашу страну!" И тогда уже тимуровцы включаются в настоящую боевую работу: тушат "зажигалки" на крышах, дежурят по ночам, помогают семьям фронтовиков.
- «Садись рядом, Мишка». О блокадном Ленинграде, семилетнем Мишке Афанасьеве, его брате Гене и сестренке Оксане, которые зачастую оставались без присмотра родителей. Выступая с концертами в госпиталях, ребята общались с фронтовиками и верили в победу.
Приложение
Материалы для проведения диагностики
Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-
-нет-
2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет-
4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
-могу
-не могу
Проверка читательских умений во 2 классе
В работе с книгой второклассник должен уметь:
- использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
- определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
- пользоваться сносками и примечаниями книги;
- отвечать на типовые вопросы о книге;
- составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
- Что мы узнаем о книге с ее обложки?
- Что мы узнаем о книге с титульного листа?
- Назови писателей - авторов сказок
- Скажи, каких поэтов ты знаешь.
- Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
- О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
- Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
- Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
- Чем отличаются стихи от прозы?
- О чем вы любите читать?
- Что отличает произведения народного творчества и литературы?
- Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
- Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Проверка читательских умений в 3 классе
В работе с книгой третьеклассник должен уметь:
- выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
- характеризовать книгу в целом;
_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;
- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.
В работе с текстом третьекласснику нужны умения,
-готовиться к восприятию нового произведения;
- эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
- составить рассказ о герое произведения;
- кратко передать события (сюжет);
- самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.
Проверка читательского кругозора
- Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
- Назовите фамилии отечественных поэтов.
- Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
- Какие басни вы знаете?
- Кто из писателей пишет о природе?
- Назовите авторов зарубежной литературы.
- Назовите известные вам жанры произведений.
- Назовите любимые темы чтения.
Проверка читательских умений в 4 классе
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
выборочно);
-ставить перед собой цель чтения книги.
-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
- Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
- Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
- Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
- Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
- Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
- Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
- Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...