Проектная и учебно-исследовательская деятельность как инструмент реализации ФГОС
опыты и эксперименты на тему

Клопова Галина Александровна

В данной статье раскрывается опыт работы по проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная и учебно-исследовательская деятельность

как инструмент реализации ФГОС

Школа должна превратиться из супермаркета, где раздают «замороженные идеи», в место, где можно искать и  самостоятельно находить новые знания.

Карл Рэнсом Роджерс

психолог

Изменения, происходящие в современном российском образовании, связанные с внедрением федеральных государственных стандартов НОО, потребовали пересмотра целевых установок, приоритетных направлений, применения новых технологий, форм и методов обучения в профессиональной деятельности учителя начальных классов.

От учителя требуется владение новыми технологиями обучения и  воспитания, которые позволяют всесторонне развивать личность ребёнка, его индивидуальность, творческую  инициативу.

Младшему школьнику свойственно проявление инициативы в разных видах деятельности. Учителю очень важно заметить эту инициативу, поддержать и развить её,  научить ребенка мыслить самостоятельно, добывать и применять знания на практике, планировать свои действия, плодотворно сотрудничать с товарищами и учителями.

В ФГОС НОО сказано: «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности».

Наибольший эффект в достижении поставленных задач, на наш взгляд,  может быть достигнут в условиях организации единого проектно-исследовательского пространства школы.

При этом важно осознавать, что исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности:

1. По определению

2. По цели

3. По наличию гипотезы

4. По этапам проектной деятельности

        5. По продукту

Проектирование и исследование - принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.

Исследование — бескорыстный поиск истины, а проектирование — решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

И все же есть общие, объединяющие эти виды деятельности, принципы:

- Критическое мышление;

- Информационная культура;

- Творческие способности;

- Готовность к коммуникации

-  Умение ставить цели и находить пути их реализации;

- Навыки публичного выступления и слушания

- Владение связной, убеждающей и выразительной речью

- Умение корректно решать спорные вопросы и проблемные ситуации

В чем особенность подходов к организации проектно-исследовательской деятельности в новых условиях?

При организации исследовательской работы ставим такие задачи, в первую очередь, перед собой:

1.      Диагностика выявления детей с неординарными способностями, развитие целостного миропонимания, творческого мышления.

2.     Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика в проектно-исследовательской деятельности.

3.     Мониторинг уровня развития творческого потенциала личности.

4.     Формирование у учащихся устойчивой мотивации к проектно-исследовательской деятельности.

5.      Организация всех видов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в проектно-исследовательскую работу и развивающей у них личностно значимые УУД.

В нашей школе на протяжении нескольких лет работает ТИГ «Проектно-исследовательская  деятельность», основная цель деятельности которой развитие качества единого исследовательского пространства школы. Работа ведется  по двум направлениям:

1.      урочная практика

2.      внеурочные социокультурные практики.

В связи с переходом на новые образовательные стандарты особое внимание уделяется внеурочной деятельности школьников. Система внеурочной деятельности в  нашей школе представлена 5 направлениями: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное. При организации любой деятельности необходимо учитывать возрастные особенности школьников, создавать условия для их развития, определять ясные задачи и цели их работы.

Исследование и проектирование дает возможность скоординировать всю образовательную и воспитательную работу в соответствии с главной целью учителя -  подготовить успешного ученика.

Основы проектно-исследовательской деятельности закладываются в урочной практике и в практике преподавания курса «Я-исследователь».

Методическим объединением учителей начальных классов была разработана программа этого курса на 4 года обучения.

Работу начинаем вести с 1 класса, используя комплект методических материалов по исследовательскому обучению А. И. Савенкова (тетрадь и методическое пособие «Методика исследовательского обучения младших школьников»). Кратко представим целевые установки курса.

В 1 классе отдельные занятия, посвященные исследовательской работе, не проводятся. Ведется пропедевтическая работа:

-        проблемным, частично — поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;

Во 2 классе  организуем специальные занятия по исследовательской работе, что позволяет системно целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся.

В 3 классе на теоретических и практических занятиях по исследовательской работе учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований (история исследований, предназначение исследований, их место в жизни человека, человечества в целом, требования к выбору темы исследования, планирование исследования, его задачи). На этом же этапе проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность достаточно высока больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

К концу года значительная часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить 1–2 задачи, найти материал, представить доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования.

В 4 классе обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели, презентации.

Этап защиты проектно-исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. Защита — венец исследования. Защиту следует проводить как праздничное мероприятие. Это важный мотивирующий фактор.

Работа по проектно-исследовательской деятельности ведется не только на внеурочных занятиях, но и широко применяется в урочной практике.

Нами проведен анализ всех учебно-исследовательских проектов предложенных в учебниках УМК «Школа России».

Количество учебных часов - из них на проектную деятельность отводится

Класс

Количество учебных часов

%  на проектную деятельность

1 класс

403 ч.

15%

2 класс

510 ч.

15,5%

3 класс

544 ч.

18,6%

4 класс

544 ч.

23,1%

В период обучения в начальной школе УМК «Школа России» предлагается создать 62 проекта.

Таким образом, каждый обучающийся получает возможность проявить свои способности, выбирая проект по своим интересам.

Оптимально организованная работа показывает, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постоянно возрастает. Это подтверждается результатами мониторинга.

В условиях единого исследовательского пространства школы ежегодно проводится общешкольная учебно-исследовательская конференция. Секции созданы по смешанному возрастному типу, критерии оценки презентации исследования и проектирования отражают все составляющие образованности. В число экспертов конференции включаются все педагоги школы также по смешанному типу.

Уже реализовано пять Мегапроектов и сейчас готовится шестой, который будет посвящен Году Литературы.

1 Мегапроект – 2009-2010 «Семья. Родина. Россия. Мир»

        2 Мегапроект – 2010-2011 «Времен связующая нить» (37 поектов)

        3 Мегапроект – 2011-2012 «Азы философии» ( 34 проекта)

        4 Мегапроект – 2012-2013 «Наш Наукоград»  (32 проекта)

        5 Мегапроект – 2013-2014 «Мир. Человек. Жизнь» (35 проектов)

        6 Мегапроект – 2014-2015 «Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно».

Данные мониторинга: за 3 года в УИК приняло участие 60 учеников начальной школы. Это составляет 41% от общего числа участников.

Проектно-исследовательская деятельность становится «стартом в науку, в жизнь», обеспечивая высокий уровень участия ребят начальных классов  в интеллектуальных конкурсах и исследовательских конференциях.

Результатом нашей совместной работы являются многочисленные победы в конкурсах и фестивалях муниципального, регионального, областного уровней.

С 2011   года по 2015 год нашими обучающимися в сотрудничестве с родителями и учителями было  разработано 38 (предметных и метапредметных) проектов,  23 из них были представлены на муниципальном этапе конкурса исследовательских проектов  «Я-исследователь», 13 из них завоевали призовые места. 9 проектов были представлены на региональном этапе в г. Серове, отмечены грамотами и благодарностями.

На протяжении 5 лет  ученики нашей школы занимают призовые места в муниципальном туре конкурсов «Экоколобок», «Азбука экономики», выступая с коллективными проектами по самым разным социально и личностно значимым проблемам.

В рамках юбилейного года, посвященного 70 летию Победы в ВОВ команда нашей школы в муниципальном туре заняла призовые места. В областном туре…

Высокий результат качества организации исследовательского пространства в школе подтверждают и результаты участия в международные сетевых проектах.

Что такое сетевой проект? Мы говорим сетевой, подразумеваем телекоммуникационный, реализующийся через ресурсы удаленного взаимодействия детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами, методами исследования.

Что может дать сетевой проект нашим ученикам? Выполнение заданий проекта поможет формированию следующих качеств, необходимых человеку 21 века: готовность к взаимодействию с другими людьми на творческом уровне в том числе, любознательность, умение работать с информацией и медиасредствами, социальную успешность

Ознакомившись с сетевыми проектами, мы планируем развивать это направление в условиях нашей школы.

         «Обучая других, обучаешься сам» — эта точная мысль Я.А. Коменского пришла к нам из глубины веков.

2015 год это переход на ФГОС ООО. Следовательно, нынешний и следующий учебные годы требуют и от нас, учителей, развития собственных ключевых компетенций: особенно востребованной становится потребность взаимодействия с учителями – предметниками среднего звена.

На ступени основного общего образования у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. То есть работа учителя будет строится на тех ключевых умениях, которые им прививаются в начальной школе.

         Организация проектно-исследовательской деятельности, как приоритетного направления работы школы в развитии УУД – один из ресурсов организации оптимального и результативного сотрудничества учителей разных ступеней и развития положительной мотивации к учебному труду у обучающихся.

Проект, как метод и результат обучения, может быть использован в изучении любого предмета. Исследование эффективно, так как формирует опыт деятельности. Неуспешных учеников, если они вовлечены в деятельность, быть не должно. Конечно, каждый реализует свой потенциал. Но главное – реализует!

«Все дети рождаются, чтобы быть успешными.  Единственное, в чем они нуждаются — в развитии своих талантов. Мы твердо верим в это. Вера — двигает горы…»

«Вера в учеников, может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить…»

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе действительно становится инструментом качественной реализации требований Стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОС "Школа 2100" как инструмент реализации ФГОС

методические принципы, приёмы, методы, технологии ОС "Школа 2100". Реализация ФГОС...

"Школа 2100" -инструмент реализации ФГОС

ФГОС второго поколения нацеливает на смену образовательной парадигмы (цели): вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.Эта идея очень близка у...

УМК «Гармония» как инструмент реализации ФГОС в начальной школе

                          МБОУ  Начальная школа – детский сад  Выступление на городском методическом объединении ...

Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе как инструмент реализации ФГОС

Данная технология учит детей «не сидеть сложа руки», не быть пассивными слушателям, а самим включаться в работу. В этом развиваются очень важные качества - умение слушать других и высказывать свои мне...

Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования

В данном материале представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №12"  по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности  в условиях реализации ФГОС общего образования....

Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования

Презентация иллюстрирует сообщение по теме "Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации  проектной и учебно-исследовательской деятельности  в условиях реализации ФГОС о...

Требования ФГОС к организации проектной и учебно - исследовательской деятельности

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходим...