"Формирование самооценки младших школьников".
учебно-методический материал (2 класс) по теме

Папян Эличка Эдуардовна
 
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменения в системе контроля и оценивания школьников. Уже в начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи: развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Чтобы успешно реализовать свои замыслы, ученика необходимо научить определенным оценочным умениям. Для того чтобы ребята могли создавать оценочное высказывание, необходимо формировать следующие умения: умение определять предмет оценивания, умение воспринимать предмет оценки, умение устанавливать критерии оценки. Следующим этапом в этой работе, было научить учеников осознавать и оценивать собственные действия, которые предполагали наличие эталонов и возможность получить сведения о контролируемых действиях. Важно также помочь ребенку осознать свое незнание и стремиться его ликвидировать. При организации урока передо мной стоит задача - стимулировать рефлексию на всех этапах учебно-познавательной деятельности. При проведении урока на закрепление и повторение, формируя потребности к самоконтролю, я выделила моменты, на которые необходимо обратить внимание. На протяжении всего урока или его части, после выполнения задания и его проверки, учащиеся фиксируют свой результат цветовой гаммой. Внешние выражения уровня самоконтроля и самооценки можно вносить на каждом этапе урока в индивидуальный лист успешности, который имеет несколько видов и функций. Хорошим наглядным примером учебного и личностного роста ребенка служат «Карты самооценки ученика». Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение школьников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности. Для определения сформированности навыка самоконтроля школьников, я пользуюсь критериями, анкетами и показателями, анализирую их письменные работы и работу на уроке по результатам каждой четверти.Однако для, того, чтобы данный подход реализовался, необходимы определенные условия. Практика показала, что основным условием, от которого зависит становление самооценки младших школьников, является оценка деятельности. В ходе эксперимента я отошла от традиционных способов оценки детей.  В процессе работы над перечисленными приемами у учащихся сформировалась объективная самооценка. У детей не складываются комплексы неполноценности по поводу отставания в чем-то от товарищей, дети принимают участие не только в оценивании своих успехов, но также и во взаимооценке. Учащимся проще выстраивать отношения, потому что в людях они видят больше хорошего и сосредотачиваются на их достоинствах, а не на недостатках. Ребята открыты для нового (людей, знаний), для любого общения, они толерантны и владеют способностью к коммуникации. В конечном счете, поменялась самооценка личности. У ребят появился интерес к собственной познавательной деятельности. Повысилась активность и работоспособность на уроках. Все это повлияло на заинтересованность в формировании объективной самооценки школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_samootsenki_mladshih_shkolnikov_2.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование самооценки младших школьников Папян Эличка Эдуардовна учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №17» г. МытиЩи

Слайд 2

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции , самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции . Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания.

Слайд 3

1-й уровень наиболее высокий 2-й уровень – средний 3-й уровень - низкий

Слайд 4

Пути формирования самооценки младших школьников: р ешающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих (в младшем школьном возрасте, в частности, семьи и педагогов) осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов.

Слайд 5

Новые подходы к оцениванию учебных достижений в образовательной системе В сфере эмоциональноценностных отношений - способность к осуществлению коммуникации учитель - ученик, ученик - ученик. В предметной сфере это умение осуществлять деятельность по известным алгоритмам, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий. В сфере учебной деятельности -способность к самостоятельному овладению новыми видами деятельности.

Слайд 6

Место самооценивания в структуре урока основа - первый этап урока, где вводятся критерии для оценивания критерии выводятся через общее обсуждение показ на конкретных примерах ознакомление с бальной шкалой пробы совместного оценивания обсуждение результатов

Слайд 7

Методики самооценки ЦВЕТОВЫЕ ДОРОЖКИ -Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями. - Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь. - Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь!

Слайд 8

Пятиуровневая шкала оценивания письменной и устной работы в ысокий в ыше среднего с редний н иже среднего н изкий

Слайд 9

Алгоритм самооценки Понимаю задание и определяю цель его выполнения. Алгоритм понимания задания: читаю задание представляю результат определяю форму выражения результата составляю план действий

Слайд 10

Взаимооценивание : Оценка группового выступления. Парное взаимооценивание . Может быть ранжированная шкала, качественное оценивание. Использование знаков + и – для оценки согласия или несогласия с решением одноклассника.

Слайд 11

Советы педагогу для формирования адекватной самооценки младшего школьника рекомендуется: педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха проводить с детьми релаксационные игры предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе) предоставлять детям возможность делать выбор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)

В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Что влияет на формирование самооценки младших школьников

Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников являются: школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания....

Безотметочное обучение - как условие формирования самооценки младшего школьника

Использование различных видов самооценки обучающихся в условиях безотметочного обучения....

Безотметочное обучение - как условие формирования самооценки младшего школьника

Использование различных видов самооценки обучающихся в условиях безотметочного обучения....

Презентация"Формирование самооценки младших школьников".

Хочу поделиться опытом формирования самооценки младших школьников в учебно-воспитательном процессе....