Материал по начальной школе
учебно-методический материал по теме

Тавлиханова Наталья Николаевна

Материал предназначен для учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПАПКА

І.   Диагностический инструментарий. (3 класс)

1. Личностные универсальные учебные действия.

«Опросник мотивации», 1—3 классы

2. Регулятивные универсальные учебные действия

«Проба на внимание» (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)

3.Познавательные универсальные учебные действия

Методика  «Нахождение  схем  к задачам» (по А. Н. Рябинкиной), 1—3 классы.

4. Коммуникативные действия

Методика «Кто прав» (Г. А. Цукерман и др.), 2—4 классы

3 класс

1. Личностные универсальные учебные действия.

«Опросник мотивации», 1—3 классы

Цель: опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. 

Возраст: может быть использован в работе со школьниками 2-5 классов.

Оцениваемые УУД:  действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Форма:  опросник.

Ситуация оценивания:  опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал:  1 - отметка,  2 – социальная мотивация одобрения - требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания), 3 – познавательная мотивация; 4 – учебная мотивация, 5 – широкие социальные мотивы;  6 - мотивация самоопределения в социальном аспекте;  7. прагматическая внешняя утилитарная мотивация; 8 – социальная мотивация – позиционный мотив; 9 – отрицательное отношение к школе.

            Ниже приведены высказывания, соответствующие каждой из перечисленных шкал.

1. Отметка

чтобы быть отличником

чтобы хорошо закончить школу

чтобы получать хорошие отметки

2. Социальная мотивация одобрения - требования авторитетных лиц

чтобы родители не ругали

потому что этого требуют учителя

чтобы сделать родителям приятное

3.Познавательная мотивация

потому что учиться интересно

потому что на уроках я узнаю много нового

потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы

4. Учебная мотивация

чтобы получить знания

чтобы развивать ум и способности

чтобы стать образованным человеком

5. Социальная – широкие социальные мотивы

чтобы в будущем приносить людям пользу

потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом

потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни

6.Мотивация самоопределения в социальном аспекте

чтобы продолжить образование

чтобы получить интересную профессию

чтобы в будущем найти хорошую работу

7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация

чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать

чтобы получить подарок за хорошую учебу

чтобы меня хвалили

8. Социальная – позиционный мотив

чтобы одноклассники уважали

потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали

потому что не хочу быть в классе последним

9. Негативное отношение к учению и школе

мне не хочется учиться

я не люблю учиться

мне не нравится учиться

Инструкция: «Ниже приведен ряд утверждений, высказанных твоими сверстниками о том, зачем и для чего они учатся. Прочитай их внимательно. Можешь ли ты сказать так о себе, о своем отношении к учению? С некоторыми из этих утверждений ты согласишься, с некоторыми – нет.

Пожалуйста, оцени степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 – совершенно согласен, 3 – скорее согласен, 2 – скорее не согласен, 1 – не согласен.

 

  1. Я учусь, чтобы быть отличником
  2. Я учусь, чтобы родители не ругали
  3. Я учусь, потому что учиться интересно
  4. Я учусь, чтобы получить знания
  5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу
  6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование
  7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать
  8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали
  9. Я не хочу учиться
  10. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу
  11. Я учусь, потому что этого требуют учителя
  12. Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового
  13. Я учусь, чтобы развивать ум и способности
  14. Я учусь, потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом
  15. Я учусь, чтобы получить интересную профессию
  16. Я учусь,  чтобы получить подарок за хорошую учебу
  17. Я учусь,  потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали
  18. Я не люблю учиться
  19. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки
  20. Я учусь, чтобы сделать родителям приятное
  21. Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы
  22. Я учусь, чтобы стать образованным человеком
  23. Я учусь, потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни
  24. Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу
  25. Я учусь, чтобы меня хвалили
  26. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним
  27. Мне не нравится учиться

Критерии оценивания:

Обработка результатов: подсчитывается количество  баллов, набранных по каждой из шкал. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

Интегративные шкалы:

Учебно-познавательная – суммируются баллы по шкалам (3 познавательная +4 учебная).

Социальная   – суммируются баллы по шкалам (5 широкие социальные мотивы +6 перспектива самоопределения социального и профессионального).

Внешняя мотивация – суммируются баллы по шкалам (1 отметка + 7 прагматический).

Социальная – стремление к  одобрению – суммируются баллы по шкалам  (2 требования авторитетных лиц +8 позиционный)

Негативное отношение к школе – 9.

Уровни: оценивается мотивационный профиль.

0 – пик на шкале «негативное отношение к школе»,

1 – пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная – одобрение)

2- нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.

3 – пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.

2. Регулятивные универсальные учебные действия

«Проба на внимание» (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые УУД:  регулятивное действие контроля;

Возраст: ступень начального образования (10.5 – 11 лет).

Форма и ситуация оценивания:  фронтальный письменный опрос.

Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст 1

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Текст 2

На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Критерии оценивания:

Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др.

Уровни сформированности внимания:

        0—2 — высший уровень внимания,

        3—4 — средний уровень внимания,

        более 5 — низкий уровень внимания.

3.Познавательные универсальные учебные действия

А) Методика «Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной)

 

Цель:  методика позволяет определить умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.

Оцениваемые УУД: моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия, регулятивное действие оценивания и планирования; сформированность учебно-познавательных мотивов (действие смыслообразования).

Возраст: ступень начального образования (7-9 лет).

Форма и ситуация оценивания: фронтальный опрос или индивидуальная работа с детьми.

Инструкция: «Найди правильную схему к каждой задаче. В схемах числа обозначены буквами». Предлагаются следующие задачи.

1.      Миша сделал 6 флажков, а Коля на 3 флажка больше. Сколько флажков
сделал Коля?

2.      На одной полке 4 книги, а на другой на 7 книг больше. Сколько книг на двух полках?

3.      На одной остановке из автобуса вышло 5 человек, а на другой вышли 4
человека. Сколько человек вышли из автобуса на двух остановках?

4.      На велогонке стартовали 10 спортсменов. Во время соревнования со старта
сошли 3 спортсмена. Сколько велосипедистов пришли к финишу?

5.      В первом альбоме 12 марок, во втором — 8 марок. Сколько марок в двух
альбомах?

6.      Маша нашла 7 лисичек, а Таня — на 3 лисички больше. Сколько грибов
нашла Таня?

7.      У зайчика было 11 морковок. Он съел 5 морковок утром. Сколько морковок
осталось у зайчика на обед?                                                                          

8.      На первой клумбе росло 5 тюльпанов, на второй — на 4 тюльпана больше,
чем на первой. Сколько тюльпанов росло на двух клумбах?

9.      У Лены 15 тетрадей. Она отдала 3 тетради брату, и у них стало тетрадей
поровну. Сколько тетрадей было у брата?

10.В первом гараже было 8 машин. Когда из него во второй гараж переехали две машины, в гаражах стало машин поровну. Сколько машин было во втором гараже?

4. Коммуникативные действия

А)Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: ребенку дают по очереди текст трех заданий и задают вопросы.

Т е к с т 1

Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?

Т е к с т 2

После школы три подруги решили готовить уроки вместе.

— Сначала решим задачи по математике, — сказала Наташа.

— Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, — предложила Катя.

— А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, — возразила Ира.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?

Т е к с т 3

Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения.

— Давай купим ему это лото, — предложила Лена.

— Нет, лучше подарить самокат, — возразила Аня.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?

Что бы ты предложил подарить? Почему?

Критерии оценивания:

— понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной;

— понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;

— учет разных мнений и умение обосновать собственное;

— учет разных потребностей и интересов.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета

(например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании

1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.

2. Средний уровень: частично правильный ответ — ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.

3. Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.

 

Мониторинг формирования  УУД  учащихся 3 «а» класса.

октябрь  2012 г.

1. Личностные УУД.

«Опросник мотивации», 1—3 классы

Цель: опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. 

Фамилия, имя

Высокий

Средний

Низкий

1

Бакаев Николай

6 б.

2

Большаков Андр

5 б.

3

Голубева Анна

7 б.

4

Гончаров Дан

5

Гусева Вера

6 б.

6

Ермолаева Вик

4 б.

7

Есин Максим

6 б.

8

Жидкова Екат

6 б.

9

Казнин Вениамин

6 б.

10

Калинина Анна

5 б.

11

Киселев Дмитр

6 б.

12

Кондратьева Владислава

6 б.

13

Корсукова Над

6 б.

14

Кулагина Анас

5 б.

15

Лбов Иван

6 б.

16

Левищенко Соф

5 б.

17

Лукащук Елена

7 б

18

Мазуров Никита

19

Можнов Артем

6 б.

20

Монахова Нат

7 б.

21

Никольская Вале

7 б.

22

Овчинников Владислав

5 б.

23

Павликов Арс

5 б.

24

Рябов Егор

25

Хомутов Илья

26

Уткин Арсений

5 б.

27

Корнева Арина

6 б.

28

Крючков Влад

7 б.

29

Шестова Анаст

5 б.

5

20

1

2. Регулятивные УУД

«Проба на внимание» (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Фамилия, имя

Высокий

Средний

Низкий

1

Бакаев Николай

3 б.

2

Большаков Андрей

6 б.

3

Голубева Анна

6 б.

4

Гончаров Даниил

5

Гусева Вера

5 б.

6

Ермолаева Виктория

4 б.

7

Есин Максим

6 б.

8

Жидкова Екатерина

6 б.

9

Казнин Вениамин

5 б.

10

Калинина Анна

4 б.

11

Киселев Дмитрий

2 б.

12

Кондратьева Владислава

13

Корсукова Надежда

3 б.

14

Кулагина Анастасия

3 б.

15

Лбов Иван

5 б.

16

Левищенко София

17

Лукащук Елена

5 б.

18

Мазуров Никита

3  б.

19

Можнов Артем

5 б.

20

Монахова Наташа

8 б.

21

Никольская Валерия

4 б.

22

Овчинников Владислав

3 б.

23

Павликов Арсений

3 б.

24

Рябов Егор

25

Хомутов Илья

26

Уткин Арсений

6 б.

27

Корнева Арина

3 б.

28

Крючков Владимир

5 б.

29

Шестова Анастасия

7 б.

1

12

11

3.Познавательные УУД

А)Методика «Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной)

Цель: методика позволяет определить умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.

Фамилия, имя

Высокий

Средний

Низкий

1

Бакаев Николай

+

2

Большаков Андрей

+

3

Голубева Анна

+

4

Гончаров Даниил

5

Гусева Вера

+

6

Ермолаева Виктория

+

7

Есин Максим

+

8

Жидкова Екатерина

+

9

Казнин Вениамин

+

10

Калинина Анна

+

11

Киселев Дмитрий

+

12

Кондратьева Владислава

+

13

Корсукова Надежда

+

14

Кулагина Анастасия

+

15

Лбов Иван

+

16

Левищенко София

+

17

Лукащук Елена

+

18

Мазуров Никита

+

19

Можнов Артем

+

20

Монахова Наташа

+

21

Никольская Валерия

22

Овчинников Владислав

+

23

Павликов Арсений

+

24

Рябов Егор

25

Хомутов Илья

26

Уткин Арсений

+

27

Корнева Арина

28

Крючков Владимир

+

29

Шестова Анастасия

+

1

11

12

4. Коммуникативные УУД

1. Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Фамилия, имя

Высокий

Средний

Низкий

1

Бакаев Николай

+

2

Большаков Андрей

+

3

Голубева Анна

+

4

Гончаров Даниил

5

Гусева Вера

+

6

Ермолаева Виктория

+

7

Есин Максим

+

8

Жидкова Екатерина

+

9

Казнин Вениамин

+

10

Калинина Анна

+

11

Киселев Дмитрий

+

12

Кондратьева Владислава

+

13

Корсукова Надежда

+

14

Кулагина Анастасия

+

15

Лбов Иван

+

16

Левищенко София

+

17

Лукащук Елена

+

18

Мазуров Никита

+

19

Можнов Артем

+

20

Монахова Наташа

+

21

Никольская Валерия

22

Овчинников Владислав

+

23

Павликов Арсений

+

24

Рябов Егор

25

Хомутов Илья

26

Уткин Арсений

+

27

Корнева Арина

28

Крючков Владимир

+

29

Шестова Анастасия

+

13

9

2

1. Личностные УУД.

«Опросник мотивации», 1—3 классы

Цель: опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. 

2. Регулятивные УУД

«Проба на внимание» (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

3. Познавательные УУД

А) Методика «Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной)

4.Коммуникативные УУД

А)Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

ІІІ Отслеживание динамики развития детей.

Мониторинг формирования  УУД  учащихся 2 «б» класса.

Декабрь   2012 г.

1. Личностные УУД.

А) Методика «Беседа о школе»  (модифицированный вариант  Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Фамилия, имя

Высокий

Средний

Низкий

1

Бакаев Николай

7 б.

2

Большаков Андр

7 б.

3

Голубева Анна

4

Гончаров Дан

5 б.

5

Гусева Вера

6

Ермолаева Вик

5 б.

7

Дианова Эльв

8

Жидкова Екат

7 б.

9

Казнин Вениамин

7 б.

10

Калинина Анна

7 б.

11

Киселев Дмитр

7 б.

12

Кондратьева Владислава

6 б.

13

Корсукова Над

7 б.

14

Кулагина Анас

6 б.

15

Лбов Иван

7 б.

16

Левищенко Соф

17

Лукащук Елена

7 б.

18

Мазуров Никита

5 б.

19

Можнов Артем

20

Монахова Нат

7 б.

21

Никольская Вале

7 б.

22

Овчинников Владислав

6 б.

23

Павликов Арс

7 б.

24

Рябов Егор

7 б.

25

Хомутов Илья

26

Уткин Арсений

27

Корнева Арина

28

Крючков Влад

7 б.

29

Шестова Анаст

16

3

3

2. Нравственно-этическое оценивание.

А) Анкета «Оцени поступок» (по Туриелю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой), 1—4 классы

Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм (см. табл. 4).

Оцениваемые универсальные учебные действия: выделение морального содержания действий и ситуаций

Фамилия, имя

Высокий

Средний

Низкий

1

Бакаев Николай

+

2

Большаков Андрей

+

3

Голубева Анна

+

4

Гончаров Даниил

+

5

Гусева Вера

+

6

Ермолаева Виктория

+

7

Дианова Эльвира

+

8

Жидкова Екатерина

+

9

Казнин Вениамин

+

10

Калинина Анна

+

11

Киселев Дмитрий

+

12

Кондратьева Владислава

+

13

Корсукова Надежда

+

14

Кулагина Анастасия

+

15

Лбов Иван

+

16

Левищенко София

+

17

Лукащук Елена

+

18

Мазуров Никита

+

19

Можнов Артем

+

20

Монахова Наташа

+

21

Никольская Валерия

+

22

Овчинников Владислав

+

23

Павликов Арсений

+

24

Рябов Егор

+

25

Хомутов Илья

+

26

Уткин Арсений

+

27

Корнева Арина

+

28

Крючков Владимир

+

29

Шестова Анастасия

+

29

2. Регулятивные УУД

1. Исследование уровня развития  саморегуляции

Методика разработана и адаптирована психологами центра «Доверие» г. Переславль-Залесский Ярославской области  на основе методики «Интеллектуальная лабильность».

Фамилия, имя

Высокий

Средний

Низкий

1

Бакаев Николай

8 б.

2

Большаков Андрей

6 б.

3

Голубева Анна

6 б.

4

Гончаров Даниил

3 б.

5

Гусева Вера

6

Ермолаева Виктория

1 б.

7

Дианова Эльвира

8

Жидкова Екатерина

5 б.

9

Казнин Вениамин

5 б.

10

Калинина Анна

6 б.

11

Киселев Дмитрий

4 б.

12

Кондратьева Владислава

7 б.

13

Корсукова Надежда

4 б.

14

Кулагина Анастасия

4 б.

15

Лбов Иван

16

Левищенко София

4 б.

17

Лукащук Елена

7 б.

18

Мазуров Никита

19

Можнов Артем

7 б.

20

Монахова Наташа

7 б.

21

Никольская Валерия

4 б.

22

Овчинников Владислав

3 б.

23

Павликов Арсений

5 б.

24

Рябов Егор

4 б.

25

Хомутов Илья

5 б.

26

Уткин Арсений

7 б.

27

Корнева Арина

4 б.

28

Крючков Владимир

6 б.

29

Шестова Анастасия

7 б.

1

14

10

3.Познавательные УУД

А)Методика «Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной)

Цель: методика позволяет определить умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.

Фамилия, имя

Высокий

Средний

Низкий

1

Бакаев Николай

+

2

Большаков Андрей

+

3

Голубева Анна

+

4

Гончаров Даниил

+

5

Гусева Вера

6

Ермолаева Виктория

+

7

Дианова Эльвира

8

Жидкова Екатерина

+

+

9

Казнин Вениамин

10

Калинина Анна

+

11

Киселев Дмитрий

+

12

Кондратьева Владислава

+

13

Корсукова Надежда

+

14

Кулагина Анастасия

+

15

Лбов Иван

16

Левищенко София

+

17

Лукащук Елена

+

18

Мазуров Никита

19

Можнов Артем

+

20

Монахова Наташа

+

21

Никольская Валерия

+

22

Овчинников Владислав

+

+

23

Павликов Арсений

+

24

Рябов Егор

+

25

Хомутов Илья

+

26

Уткин Арсений

+

27

Корнева Арина

+

28

Крючков Владимир

29

Шестова Анастасия

+

16

9

4. Коммуникативные УУД

1. Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Фамилия, имя

Высокий

Средний

Низкий

1

Бакаев Николай

+

2

Большаков Андрей

+

3

Голубева Анна

+

4

Гончаров Даниил

+

5

Гусева Вера

6

Ермолаева Виктория

+

7

Дианова Эльвира

8

Жидкова Екатерина

+

9

Казнин Вениамин

10

Калинина Анна

+

11

Киселев Дмитрий

+

12

Кондратьева Владислава

+

13

Корсукова Надежда

+

14

Кулагина Анастасия

+

15

Лбов Иван

16

Левищенко София

+

17

Лукащук Елена

+

18

Мазуров Никита

19

Можнов Артем

+

20

Монахова Наташа

+

21

Никольская Валерия

+

22

Овчинников Владислав

+

+

23

Павликов Арсений

+

24

Рябов Егор

+

25

Хомутов Илья

+

26

Уткин Арсений

+

27

Корнева Арина

+

28

Крючков Владимир

29

Шестова Анастасия

+

13

8

3

2.Тест для исследования навыков сотрудничества

Фамилия, имя

Высокий

Средний

Низкий

1

Бакаев Николай

+

2

Большаков Андрей

+

3

Голубева Анна

+

4

Гончаров Даниил

+

5

Гусева Вера

6

Ермолаева Виктория

7

Дианова Эльвира

+

8

Жидкова Екатерина

+

9

Казнин Вениамин

+

10

Калинина Анна

+

11

Киселев Дмитрий

+

12

Кондратьева Владислава

+

13

Корсукова Надежда

+

14

Кулагина Анастасия

+

15

Лбов Иван

16

Левищенко София

+

17

Лукащук Елена

+

18

Мазуров Никита

19

Можнов Артем

+

20

Монахова Наташа

+

21

Никольская Валерия

+

22

Овчинников Владислав

+

23

Павликов Арсений

+

24

Рябов Егор

+

25

Хомутов Илья

+

26

Уткин Арсений

+

27

Корнева Арина

+

28

Крючков Владимир

+

29

Шестова Анастасия

+

13

12

1. Личностные УУД.

Исследование сформированности внутренней позиции школьника

А) Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант  Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)

2. Нравственно-этическое оценивание.

Анкета «Оцени поступок» (по Туриелю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой), 1—4 классы

2. Регулятивные УУД

А) Исследование уровня развития  саморегуляции

Методика разработана и адаптирована психологами центра «Доверие» г. Переславль-Залесский Ярославской области  на основе методики «Интеллектуальная лабильность».

3. Познавательные УУД

А) Методика «Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной)

4.Коммуникативные УУД

А)Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Б) Тест для исследования навыков сотрудничества



Предварительный просмотр:

 Викторина  по  произведениям  Алексеева.

Задание 1.  Укажи правильный ответ

  1. 1 апреля 2015 года С.П. Алексееву исполнилось бы:

а) 150 лет        б) 93 года        в) 60 лет

  1. В каком городе жил писатель:

а) Москва       б) Коломна        в) Орёл

  1. Какое военное училище закончил Алексеев:

а)  лётное       б) танковое        в)  артиллерийское

  1. Где служил писатель в годы Великой Отечественной войны:

а) воевал         б) работал в газете           в) обучал будущих офицеров

  1. Как называлась первая книга писателя:

       а) учебник «История СССР» б) «Небывалое бывает» в) «Сто рассказов о русской      истории»

Задание 2.   Запиши цифру правильного ответа во второй колонке таблицы

  1. На сколько языков мира переведены книги Алексеева?

   

 1.

  1. Сколько боевых машин было в танковом батальоне , прибывших на подмогу в район станции Крюково?

   

 2.

  1. Сколько было героев – панфиловцев у разъезда Дубосеково?

 3.

  1. Сколько дней шли бои за Брестскую крепость?

           4.

  1. Сколько солдат вступили в бой за Сталинград из рассказа «Ни шагу назад!»?

           5.

 

Задание 3.   Соедини  стрелками

Село добрых людей                                          Крюково

Село героев – панфиловцев                             Дубосеково

Станция прибытия танкового батальона        Сергеевское

Город, где был Жуков                                       Ленинград

Город  оружейников                                          Юхнов

Город Тани Савичевой                                      Тула

Задание 4.  Укажи правильный ответ

  1. В каком звании окончил войну генерал Жуков?

а) полковник             б) генерал          в) маршал

      2. Как звали девушку-партизанку, которую фашисты казнили под именем Таня?

а) Таня                       б) Зоя                   в)  Лида

      3. От какой беды спасли  Наташку наши солдаты?

а) голода                      б) холода                   в) пожара

 

 

  1.  Какие глаза были у старшего лейтенанта Логвиненко?

а) синие                       б) карие                     в) серые

     5. Что дороже жизни для солдат Брестской крепости?

          а) глоток воздуха                б) кусок хлеба            в) глоток воды

Задание 5. « Викторина». Запиши правильный ответ

  1. Какой сюрприз приготовил Ваня Колосов для фашистов?

  1. Какому герою рассказа Алексеева был поставлен памятник недалеко от Москвы?

  1. Что написал на стене штыком защитник Брестской крепости?

  1. Какая фамилия девочки, дневник которой стал символом блокадного Ленинграда ?

Задание 6.  Соедини стрелками

 

Ключ ( станция «ЛИТЕРАТУРНАЯ»)        

Задание 1.  Укажи правильный ответ

1)1 апреля 2015 года С.П. Алексееву исполнилось бы:

а) 150 лет        б) 93 года        в) 60 лет

2)В каком городе жил писатель:

а) Москва       б) Коломна        в) Орёл

3)Какое военное училище закончил Алексеев:

а)  лётное       б) танковое        в)  артиллерийское

4)Где служил писатель в годы Великой Отечественной войны:

а) воевал         б) работал в газете           в) обучал будущих офицеров 

5)Как называлась первая книга писателя:

       а) учебник «История СССР» б) «Небывалое бывает» в) «Сто рассказов о русской      истории»

Задание 2.   Запиши цифру правильного ответа во второй колонке таблицы

1.На сколько языков мира переведены книги Алексеева?

   

 1. 50

2.Сколько боевых машин было в танковом батальоне , прибывших на подмогу в район станции Крюково?

   

 2. 1

3.Сколько было героев – панфиловцев у разъезда Дубосеково?

 3. 28

4.Сколько дней шли бои за Брестскую крепость?

           4. 32

5.Сколько солдат вступили в бой за Сталинград из рассказа «Ни шагу назад!»?

           5. 16

 

Задание 3.   Соедини  стрелками

Село добрых людей                                           Сергеевское

Село героев – панфиловцев                             Дубосеково

Станция прибытия танкового батальона         Крюково

Город, где был Жуков                                       Юхнов

Город  оружейников                                          Тула

Город Тани Савичевой                                      Ленинград

Задание 4.  Укажи правильный ответ

  1. В каком звании окончил войну генерал Жуков?

а) полковник             б) генерал          в) маршал

      2. Как звали девушку-партизанку, которую фашисты казнили под именем Таня?

а) Таня                       б) Зоя                   в)  Лида

     

     3. От какой беды спасли  Наташку наши солдаты?

а) голода                      б) холода                   в) пожара

 

 

4. Какие глаза были у старшего лейтенанта Логвиненко?

а) синие                       б) карие                     в) серые

     5. Что дороже жизни для солдат Брестской крепости?

          а) глоток воздуха                б) кусок хлеба            в) глоток воды

Задание 5. « Викторина». Запиши правильный ответ

  1. Какой сюрприз приготовил Ваня Колосов для фашистов?

Наклейки на мины с надписью «Тульский пряник»

  1. Какому герою рассказа Алексеева был поставлен памятник недалеко от Москвы?

Зое Космодемьянской

  1. Что написал на стене штыком защитник Брестской крепости?

«Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!»

  1. Какая фамилия девочки, дневник которой стал символом блокадного Ленинграда ?

  Савичева

Задание 6.  Соедини стрелками

 



Предварительный просмотр:

                                     Защита портфолио в 3 классе.

  1. Я хочу добиться успеха в

                             

________________________________________________________________

  1. Мои цели – мои ресурсы в

                                   цели

Есть в

наличии

Нет в

наличии

учёбе

хобби

общение

здоровье красота

 

  1. Учебный предмет.

предмет

Самый важный

лёгкий трудный

Самый

интересный

лёгкий трудный

Менее

важ

ный

Менее интерес

ный

Почему?

1.

русский

2

математика

3

чтение

4

окружающий

5

изо

6

технология

7

английский

8

физкультура

     4) Что ты умеешь делать хорошо. Напиши.



Предварительный просмотр:

Образовательный минимум по русскому языку в  3 классе (2-я четверть), 2014 г

Программа «Школа России»

1.

 Корень слова

 главная  значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренныхслов.

2.

Окончание

изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов и предложений.

 

3.

Приставка        

значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов

 

4.

Суффикс

значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов

5.

Основа

часть слова без окончания

6.

Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо

  1. или изменить слово (дворы – двор)
  2. или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным(дворы – дворник)

 

7.

Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне, надо

  1. или изменить слово (берег – берега)
  2. или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками /м/ /н/ /р/ /в/ (снежки – снежный)

8.

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо

подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо (местность – место)

9.

Суффикс ик, если

Суффикс ек, если

Суффикс ок, если

        при изменении формы слова гласная буква сохраняется

при изменении формы слова гласная буква исчезает

стоит под ударением

 

10.

Разделительный твёрдый знак пишется

только после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я

 .

11.

Приставка пишется

Предлог пишется

слитно, нельзя вставить слово

раздельно, можно вставить слово

 Образовательный минимум по математике 3 класс  ( 2-я четверть) 2014 г

1.

Формула нахождения площади

Единица площади

S = a ∙ b.

квадратный сантиметр

2.

Формула нахождения периметра

Прямоугольника

Квадрата

 

Р = (а+в)  х 2

Р = с х 4

3.

При умножении  любого числа на 1

получается то число, которое умножали

4 х 1 = 4       1 х 5 = 5

4.

 При умножении любого числа на нуль

 получается 0  

  3 х 0 = 0

5.

 При делении числа на то же самое число

получается 1

 7 : 7 = 1

6.

При делении числа на 1

 получается то же самое число 13 : 1 = 13

7.

 Радиус

 отрезок, который соединяет центр окружности с какой-нибудь её  точкой

8.

Диаметр окружности

отрезок, который проходит через центр окружности

 

9.

 1м = 10 дм

1дм = 10 см

1см = 10мм

1м = 100 см

                              2                 2

                       1дм   =   100см

 

Образовательный минимум по русскому языку в  3 классе (3-я четверть), 2015 г

1.

 Имя существительное

 часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы  кто?  или что?

2.

 Имя прилагательное

 часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы  какой?   какая?  какие?  какое?

3.

 Имя числительное

часть речи, которая обозначает количество предметов, а также порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы  сколько? который?    

4.

 Местоимение

 часть речи, которая указывает на  предмет, но не называет его.

5.

Глагол

 

 часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы  что делать?    что сделать?

6.

 10 частей речи

имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие

 

7.

 Собственные имена существительные (пишутся с заглавной буквы)

 имена, отчества, фамилии, географические     названия, названия улиц, площадей, художественных произведений

8.

 Мужского рода

Женского рода

Среднего рода

 имена существительные, которые можно заменить местоимением он.

имена существительные, которые можно заменить местоимением она

имена существительные, которые можно заменить местоимением оно

9.

 Не имеют рода

К среднему роду относятся

К мужскому роду относятся

имена  существительные, которые употребляются только во множественном числе (например, салазки)

иноязычные неодушевлённые имена существительные (например, эскимо, пальто, кафе)

названия животных (например, фламинго, шимпанзе), а также слова: кофе, шампунь)

10.

 Мягкий знак на конце существительных после шипящих пишется

Мягкий знак на конце существительных после шипящих не  пишется

 у существительных женского рода

 .

у существительных мужского рода

11.

 Склонение

  изменение по падежам

  12

Именительный падеж

Родительный падеж

Дательный падеж

Винительный падеж

Творительный падеж

Предложный падеж

кто? что? нет предлогов. Подлежащее.

нет кого? чего?  предлоги: у около от без из до для вокруг с после

дам кому? чему? предлоги: к по

вижу кого? что?  предлоги:  через про на за под о во в

доволен кем? чем? предлоги: с со перед под над за между

думаю о ком? о чём? предлоги: при о об на в во

 13

Пишутся через дефис

сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов

 14

Имя прилагательное

стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное

 Образовательный минимум по математике 3 класс  ( 3-я четверть) 2015 г

1.

Если делитель умножить на частное,

 то получится делимое.

2.

 Если делимое разделить на частное,

то получится делитель.

3.

 Деление можно проверить так

 частное умножают на делитель, тогда должно получиться делимое.

4.

Умножение двух чисел можно проверить так

   

 произведение делят на один множитель, тогда должен получиться другой множитель.

5.

При делении  

 

остаток всегда должен быть меньше делителя

6.

 Единицы

Десятки

Сотни

 Единицы первого разряда

Единицы второго разряда

Единицы третьего разряда

7.

 1 кг

 1.000 г

Образовательный минимум по окружающему миру в  3 классе (3-я четверть), 2015 г

1.

   Дорожные знаки

 Предупреждающие (белые треугольники с красной каймой): дорожные работы, опасности.

Запрещающие (белые или синие круги с красной каймой): въезд запрещён, движение запрещено..

Предписывающие (синие круги с белым рисунком): движение прямо, направо, налево.

Особых предписаний (синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками): пешеходный переход, место остановки.

Сервиса (обслуживание): телефон, пункт медицинской помощи.

2.

  Цепь загрязнения

 загрязняющие вещества движутся по цепочке

3.

  Экологическая безопасность

 защита человека от вредного воздействия    

4.

 Потребности

Главная задача экономики

Товары

Услуги

 всё, что нужно людям для жизни

удовлетворение разнообразных потребностей

вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности

работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей

5.

  Полезные ископаемые

 

 

 бесценное богатство Земли

6.

  Растениеводство

Николай Вавилов

Животноводство

выращивание культурных растений

учёный – биолог, который установил, что каждое растение имеет свою родину

разведение домашних сельскохозяйственных животных

7.

 Бартер

Деньги

Нумизматы

Бюджет

Налоги

 прямой обмен одних товаров на другие

особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги

люди, которые коллекционируют и изучают монеты

план доходов и расходов

установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства

Образовательный минимум по русскому языку в  3 классе (4 четверть), 2015 г

1.

  Местоимение

  Часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Я  ты  мы  вы  он  оно   она  они – личные местоимения

2.

  Неопределенная форма глагола

 Начальная форма глагола, которая отвечает на вопросы что делать, что сделать. Глаголы оканчиваются на ть ти чь

3.

 Настоящее время глагола

Будущее время глагола

Прошедшее время глагола

  Вопросы – что делает? Что делают? Изменяется по числам

Вопросы – что сделает? Что будет  делать? что сделают? Что будут  делать? Изменяется по числам

Вопросы – что сделал? Что  делал? что сделала? Что  делала? что сделало? Что  делало? что сделали? Что  делали?

Изменяется по числам и родам

     

4.

  Не с глаголом

  Пишется раздельно

5.

 Части речи:

самостоятельные

 

служебные

 

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол

Предлог. Союз, частица

6.

Разбор существительного

Прилагательного

Глагола  

  1. Семья – сущ., что?
  2. Н.Ф. – семья; неодуш, нариц, ж.р., в ед.ч
  3. Семья

  1. Чистая – прил. Какая?
  2. Н.ф. – чистый, в ед.ч, в ж.р, в И.п
  3. Чистая.

  1. Дремлет – гл. что делает?
  2. Н.ф. дремать. В наст, в, в ед. ч
  3. Дремлет

------------                    

                            

7.

 Разбор предложения

  1. Повествовательное, побудительное, вопросительное.
  2. Восклицательное, невосклицательное
  3. Подчеркнуть грамматическую основу
  4. Простое
  5. Распространённое, нераспространённое
  6. Части речи

 Образовательный минимум по математике 3 класс  ( 4-я четверть) 2015 г

1.

Равнобедренные треугольники

 У которых равны 2 стороны

2.

  Равносторонние треугольники

  У которых все стороны равны

3.

 Остроугольный треугольник

  У которого острые углы

4.

   Тупоугольный треугольник

  У которого тупой углы

5.

 Прямоугольный треугольник

 У которого прямой углы

6.

  Решение примеров вида

 864 – 357     303 х 3

505 – 465      480:3

735+ 265       1.000:5

234х2    325х3      548:2

Образовательный минимум по окружающему миру в  3 классе (4-я четверть), 2015 г

1.

 Золотое кольцо

  Туристический маршрут по древним русским городам: Сергиев Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Иваново, Суздаль, Владимир

2.

 На северо-западе с Россией  

По берегам Балтийского моря

Вдоль границы

К югу от границы

Обогнув Каспийское море

 Норвегия, Финляндия

Эстония, Латвия, Литва

Польша, Белоруссия, Украина

Абхазия, Южная Осетия, Грузия, Азербайджан

Казахстан

Монголия, Китай, Северная Корея

3.

   Страны:

Норвегия

Финляндия

Эстония

Латвия

Литва

Польша

Белоруссия

Украина

Абхазия

Южная Осетия

Грузия

Азербайджан

Казахстан

Монголия

Китай

Корейская Народно-Демократическая республика

Япония

 Швеция

Дания

Исландия

Бельгия

Нидерланды

Люксембург

Германия

Австрия

Швейцария

Франция

Великобритания

Греция

Италия

   

  Осло

Хельсинки

Таллин

Рига

Вильнюс

Варшава

Минск

Киев

Сухуми

Цхинвал

Тбилиси

Баку

Астана

Улан – Батор

Пекин

Пхеньян

Токио

Стокгольм

Копенгаген

Рейкьявик

Брюссель

Амстердам

Люксембург

Берлин

Вена

Берн

Париж

Лондон

Афины

Рим



Предварительный просмотр:

 

                                                                  « Педагогические системы специального образования детей с ЗПР».

Понятие:  ЗПР – форма психических нарушений, характеризующаяся замедленным темпом психического развития,  прежде всего личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Классификация ЗПР дана по этиологическому принципу (по К.С. Лебединской)

Компоненты по коррекционно – воспитательной работе даны по У.В.Ульенковой.

  Виды (формы) нарушения

Структура нарушения

Характеристика проявлений данного нарушения

Коррекционная работа при данном нарушении

Система специализированной помощи детям с данным нарушением

 1.Группа конституционального происхождения.

2.Группа соматогенного происхождения.

3.Группа психогенного происхождения.

4.Группа церебрально-органического происхождения.

Неосложнённый психический и психофизический инфантилизм, преобладание эмоционально-мотивационного поведения, затруднение в учёбе с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладание игровых интересов, связано с негрубыми обменно – трофическими, внутриутробными расстройствами

Обусловлен длительной соматической недостаточностью различного генеза: хронической инфекцией врождённого и приобретённого порока развития соматической среды, задержка эмоционального развития, невротические настроения, неуверенность, капризность связанные запретом, режимом ограничения.

Связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правилами формирования личности, неблагоприятные средовые условия, недостаток интеллектуального развития, гипоопека, агрессия.

Наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, патология беременности (токсикозы, инфекции, травмы, несовместимость крови), недоношенность, асфиксия, токсико-дистрофирующие заболевания первых лет жизни.

Частое замедление смены возрастных фаз развития: запаздывание формирования статических функций, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

Задержка физического развития, недоразвитие роста, мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, общая гипотрофия, нарушение вегетативной регуляции, трофических и иммунологических функций, диспластичность телосложения.

Гидроцефальные, гипертензионные стигмы, стёртый гемисиндром, нарушение черепно-мозговой иннервации, пирамидные знаки, явления вегетативно-сосудистой  дистонии, отсутствие альфа-ритма, преобладание генерализованных медленных волн тета и дельта-диапазона, либо высокочастотной активности, снижение порога судорожной готовности, очаговые корковые нарушения, чаще в теменных отделах коры, преобладание пароксизмальной активности в левом полушарии, несформированность, незрелость системы сенсорного анализа высших интегративных центров, незрелость мозга, его корковых отделов, поражение мозговых структур.

«Минимальное поражение мозга», «минимальная мозговая дисфункция», лёгкая степень церебральной недостаточности, не содержит дифференциации по этиологии и патогенезу, эмоционально – волевая незрелость, нарушение познавательной деятельности, отсутствие живости и яркости эмоций, слабая заинтересованность к оценке, низкий уровень притязаний, внушаемость имеет грубый оттенок, бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие, преобладание компонента двигательной расторможенности, желание  играть  возникает в случае необходимости целенаправленной интеллектуальной деятельности. Два вида органического инфантилизма: неустойчивый, тормозимый.  Инфантилизм при церебральном гиполнитализме, абберация в системе половых хромосом – синдром Шерешевского Тернера, склонность к рассуждательству, карикатурной  «взрослостью» оборотов речи и внешней манеры поведения. Неустойчивость вегетативного тонуса способствует эмоциональной хрупкости, ощущение физической слабости, пугливости, несамостоятельности, малая целенаправленность, слабость контроля. Нарушение познавательной деятельности, обусловленная недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, медлительная пониженная переключаемость, недостаточность фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза моторной и сенсорной речи, плохая ориентация в левом – правом, явление зеркальности в письме, испытание трудностей либо в письме, либо в математике, нарушено логическое мышление.

У В. Ульенкова   выделяет компоненты коррекционно-воспитательной работы, которые необходимо учитывать при работе с детьми с ЗПР:

  1. Делать всё необходимое для того, чтобы поправить и укрепить здоровье детей. Режим их жизни должен быть щадящий, охранительный, строго дозирующий нагрузку на нервную систему; должен создаваться спокойный и доброжелательный стиль воспитания с детьми и детей между собой; прогулки на свежем воздухе более продолжительны; значительную роль в общей системе работы по укреплению здоровья должен отводиться физкультурным занятиям, корректирующей гимнастике, занятиям ритмикой; дневной сон несколько продолжительный, стараться организовать его так, чтобы спал каждый ребёнок; учебные занятия обычно короче по времени, но методически целенаправленнее и результативнее; за здоровьем каждого ребёнка должен быть установлен тщательный контроль.

Вся работа проводится в тесном контакте с семьёй:  должна вестись работа по пропаганде популярных медицинских данных, в определённой системе даваться практические советы и рекомендации по воспитанию нервных, физически ослабленных детей, созданию для них необходимого режима жизни в семье.

  1. Учебные занятия должны строиться на основе тщательного индивидуального учёта знаний, умений, навыков ребёнка. Много внимания должно уделяться индивидуальной работе во внеурочное время.
  2. Система коррекции произвольного внимания: учить детей принимать задание во всех основных компонентах, сохранять их до конца работы, осуществлять самоконтроль по её ходу, оценивать результаты.
  3. Коррегировать индивидуальные особенности структуры деятельности: учить подчинять свои действия принятой от взрослого или поставленной самостоятельно цели, воспитывать желание узнавать новое, готовить к интеллектуальному напряжению. Новые знания, умения, навыки давать только в том случае, если уверены, что дети к их восприятию подготовлены - есть нужный опыт, интерес, желание научиться.
  4. В определённой системе формировать приёмы учебной деятельности.

          Эта система предполагает постепенное усложнение содержание деятельности, характера задач и поощрения.

  1. Коррегировать некоторые личностные аспекты психического развития через специально направляемое общение в трудовой деятельности и ролевой игре.
  2. Диагностическая работа должна пронизывать весь педагогический процесс, расширять и углублять знания о развитии детей, учитывать их продвижение в развитии.

 У.В.Ульенковой   разработаны общие принципы организации психолого-педагогической коррекционной работы с детьми с ЗПР на обучающих занятиях в условиях специализированного   учреждения:

1.овладение ребёнком в процессе обучения собственной интеллектуальной деятельностью, основными её структурными компонентами (мотивоционно -ориентировочным, регулятивным, операциональным);

2.формирование и закрепление действий самоконтроля на специально-отобранном дидактическом материале путём постепенного и последовательного перевода детей с внешнего контроля на самоконтроль;

3. построение коррекционно-педагогической работы с детьми на основе индивидуализации и дифференциации педагогических методов, приёмов и средств в условиях постоянного контроля за актуальными и потенциальными возможностями детей по формированию  саморегуляции.

Работа в основном должна проводиться в течение одного учебного года и в четыре этапа последовательно сменяющих друг друга. На каждом из этих этапов формируется то или иное действие самоконтроля.

1 этап – в процессе принятия решения;

2 этап – в ходе планирования предварительной деятельности;

3 этап – на этапе выполнения задания;

4 этап – при оценке результатов работы

Например, из практики, педагог В.В.Кисова сочла целесообразным разработать экспериментальную программу по формированию в учебной деятельности  с  детьми  с ЗПР средствами занятий  продуктивными видами деятельности – рисованием, аппликацией,  конструированием, ручным трудом. Процесс изображения предполагает обязательное наличие вещественного продукта деятельности, который даёт возможность оценивать как общий итог работы, так и её промежуточные результаты. Также очень важно и то, что создание рисунка или поделки интересно и доступно ребёнку, вызывает у него положительные эмоциональные переживания.

Большое внимание автор в работе отводит формированию у детей потребности в выполнении задания с учётом основных правил. Особенно эффективным, как отмечает В.В. Кисова, оказывается приём коллективного выполнения работы.

Значительная часть заданий направляется на развитие у детей ориентировки в предъявляемых требованиях на основе различных материализованных опор, например, с помощью поэтапной предметной модели.

Выполнение работы направлено формирование у детей самоконтроля в процессе предварительного планирования деятельности.

Учитывая возрастные особенности развития психики   детей с ЗПР, их обучение планированию предстоящих действий проводится на основе наглядных опор (занятия по ручному труду, лепке, рисованию).

Сначала дети учатся создавать предметные или графические модели будущей деятельности по образцу.

Затем составлять план в ходе коллективного обсуждения и планировать работу самостоятельно.

Особенно значимыми оказываются первые занятия, на которых взрослый совместно с детьми формирует у них алгоритм составления плана.

Например, педагог показывает детям образец и набор карточек, изображающих шаги продвижения в работе. Детям предлагается расположить карточки в нужной последовательности.

После этого один из детей повторяет правила деятельности, а затем всем предоставляется время, чтобы вспомнить и воспроизвести во внутреннем плане порядок выполнения работы. Когда план деятельности будет усвоен большинством детей, схема и образец со стенда убираются. По окончании занятия дети все вместе оценивают качество своих работ в соответствии с выделенными правилами.

Важным является момент перевода деятельности детей от составления плана-схемы к составлению плана рассказа.

Формирование самоконтроля происходит в процессе планирования деятельности на основе совместного со взрослым составления плана-схемы.

Детям предлагается образец. Педагог вместе с детьми составляет словесный план предстоящей работы. Работа идёт следующим образом: детям даётся время на обследование игрушки и тех материалов, которые приготовлены для её изготовления. Далее педагог с помощью наводящих вопросов составляет с детьми словесный план работы. После этого взрослый ещё раз воспроизводит последовательность поделки, специально допуская по ходу изложения ошибки и неточности. Обозначив ошибки и повторив план работы ещё раз, дети приступают к изготовлению игрушки. По окончании проводится анализ результатов деятельности, в ходе которого дети оценивают себя и других исходя из намеченного плана изготовления.

Чем раньше начата  коррекционная работа, тем большую компенсацию дефектов развития можно достичь.

 

        В настоящее время в школьной практике широко реализуется Концепция коррекционно-развивающего обучения, которая представляет собой оптимальное сочетание интегрированного и дифференцированного обучения детей с ЗПР. Коррекционно-развивающее обучение – это новая вариативная форма интегрированного обучения детей с нарушением в развитии общеобразовательной школы. Реализуя дифференцированный подход к целям, содержанию, срокам освоения программного материала, обеспечивая активную помощь, система коррекционно-развивающего обучения создаёт условия для интеграции детей с ЗПР в среду массовой школы. Коррекционно-развивающее обучение выстроено на системном подходе и будучи индивидуально-ориентированным обеспечивает успешность и качество усвоения знаний. В образовательном учреждении создаётся ПМПК , которая обеспечивает комплексное обучение и сопровождение развитие ребёнка . Как правило, это дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза по классификации К.С.Лебединского, у которых стойкость нарушения развития познавательно и эмоционально-волевой сферы обусловлена локальными поражениями центральной нервной системы.  Деятельность специалиста направлена на коррекцию развития познавательной сферы в динамике образовательного процесса. Коррекционная работа соотносится с уровнем сформированности УУД по предметам. Результативность работы определяется успешностью усвоения  и срокам прохождения учебного материала. Работа заключается в следующем:

1. комплексность и единство диагностики и коррекции;

2. построение коррекционно-педагогической работы  с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка на основе максимальной активизации , «зоны ближайшего развития»;

3. осуществление этиопатоснетического подхода к анализу нарушений;

4. моделирование вариантов взаимодействия специалистов в соответствии со структурой нарушений;

5. осуществление коррекционного анализа состояния сформированности УУД.

Психодиагностика – это направление практической психологии, изучающее принципы , средства построения и применение диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов . Цель диагностики при работе с детьми ЗПР состоит в выработке рекомендаций для всего реабилитационного  периода. Ведущие принципы диагностики включают установление обратной связи, оценку результативности, конструирование прогноза, как предсказание интеллектуального и личностного развития, способствует целенаправленному формированию высших психических функций, предупреждению и преодолению вторичных отклонений в коррекции. Например, в городе Волгограде проводилась экспериментальная работа по  теме  «Диагностико-коррекционная работа с детьми, имеющими задержку психического развития» .Эта работа проводилась в 3 этапа:

подготовительный;

технологический;

завершающий.

        Основной задачей 1 этапа стали – выявление, комплексное обследование и отбор детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и социальной адаптации. На технологическом этапе была организована коррекционная работа с учётом возрастных особенностей. В работе с детьми было выдвинуто изучение динамики развития при целенаправленном обследовании на основе постоянных наблюдений. Главной особенностью коррекционной работы стал комплексный подход при формировании определённых навыков у детей. На завершающем этапе обрабатывался и систематизировался материал для проведения диагностической коррекционной работы, отрабатывался наиболее оптимальный для развития ребёнка индивидуальный метод, уточнялись модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

     Чтобы помочь ребёнку с ЗПР, необходимо предварительно исчерпывающее изучить состояние его психики, физического здоровья, определить потенциальные возможности развития, а затем организовать для него с учётом всех этих данных педагогически целесообразную деятельность. В свою очередь, отсутствие специальной коррекционной оздоровительной работы приводит к тому, что состояние ребёнка не улучшается, но к нему наслаиваются различные личностные вторичные нарушения.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1+2=3        1+3=4      1+4=5       1+5=6     1+6=7    1+7=8       1+8=9        1+9=10

2+2=4        2+3=5      2+4=6       2+5=7     2+6=8    2+7=9       2+8=10      2+9=11

3+2=5        3+3=6      3+4=7       3+5=8     3+6=9    3+7=10     3+8=11      3+9=12

4+2=6        4+3=7      4+4=8       4+5=9     4+6=10   4+7=11    4+8=12      4+9=13

5+2=7        5+3=8      5+4=9       5+5=10   5+6=11   5+7=12    5+8=13      5+9=14

6+2=8        6+3=9      6+4=10     6+5=11   6+6=12   6+7=13    6+8=14      6+9=15

7+2=9        7+3=10    7+4=11     7+5=12   7+6=13   7+7=14    7+8=15      7+9=16

8+2=10      8+3=11    8+4=12     8+5=13   8+6=14   8+7=15     8+8=16     8+9=17

                                                                                                                       9+9=18

1+2=3        1+3=4      1+4=5       1+5=6     1+6=7    1+7=8       1+8=9        1+9=10

2+2=4        2+3=5      2+4=6       2+5=7     2+6=8    2+7=9       2+8=10      2+9=11

3+2=5        3+3=6      3+4=7       3+5=8     3+6=9    3+7=10     3+8=11      3+9=12

4+2=6        4+3=7      4+4=8       4+5=9     4+6=10   4+7=11    4+8=12      4+9=13

5+2=7        5+3=8      5+4=9       5+5=10   5+6=11   5+7=12    5+8=13      5+9=14

6+2=8        6+3=9      6+4=10     6+5=11   6+6=12   6+7=13    6+8=14      6+9=15

7+2=9        7+3=10    7+4=11     7+5=12   7+6=13   7+7=14    7+8=15      7+9=16

8+2=10      8+3=11    8+4=12     8+5=13   8+6=14   8+7=15     8+8=16     8+9=17

                                                                                                                       9+9=18

 

1+2=3        1+3=4      1+4=5       1+5=6     1+6=7    1+7=8       1+8=9        1+9=10

2+2=4        2+3=5      2+4=6       2+5=7     2+6=8    2+7=9       2+8=10      2+9=11

3+2=5        3+3=6      3+4=7       3+5=8     3+6=9    3+7=10     3+8=11      3+9=12

4+2=6        4+3=7      4+4=8       4+5=9     4+6=10   4+7=11    4+8=12      4+9=13

5+2=7        5+3=8      5+4=9       5+5=10   5+6=11   5+7=12    5+8=13      5+9=14

6+2=8        6+3=9      6+4=10     6+5=11   6+6=12   6+7=13    6+8=14      6+9=15

7+2=9        7+3=10    7+4=11     7+5=12   7+6=13   7+7=14    7+8=15      7+9=16

8+2=10      8+3=11    8+4=12     8+5=13   8+6=14   8+7=15     8+8=16     8+9=17

                                                                                                                       9+9=18

1+2=3        1+3=4      1+4=5       1+5=6     1+6=7    1+7=8       1+8=9        1+9=10

2+2=4        2+3=5      2+4=6       2+5=7     2+6=8    2+7=9       2+8=10      2+9=11

3+2=5        3+3=6      3+4=7       3+5=8     3+6=9    3+7=10     3+8=11      3+9=12

4+2=6        4+3=7      4+4=8       4+5=9     4+6=10   4+7=11    4+8=12      4+9=13

5+2=7        5+3=8      5+4=9       5+5=10   5+6=11   5+7=12    5+8=13      5+9=14

6+2=8        6+3=9      6+4=10     6+5=11   6+6=12   6+7=13    6+8=14      6+9=15

7+2=9        7+3=10    7+4=11     7+5=12   7+6=13   7+7=14    7+8=15      7+9=16

8+2=10      8+3=11    8+4=12     8+5=13   8+6=14   8+7=15     8+8=16     8+9=17

                                                                                                                       9+9=18



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕДЬКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПАСПОРТ

учебного кабинета

_______________

г.Бор

2013


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАБИНЕТА

1.

Направление кабинета

какой предмет преподаётся

2.

Год создания кабинета

3.

Расчётное количество учащихся

4.

Ответственный за кабинет

5.

Площадь кабинета


МЕБЕЛЬ

п.п.

Наименование

количество

инвентарный номер

год поставки


ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

(техника, аппаратура, оборудование и учебные материалы)

п.п.

наименование

марка

заводской номер

год

приобретения

инвентарный номер


НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

(индивидуальный раздаточный материал, таблицы, плакаты, альбомы, открытки, репродукции, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи и др.)

№ п.п.

Тематика

Название

год издания


БИБЛИОТЕКА КАБИНЕТА

  1. Дополнительное чтение

п.п.

автор

название

количество

место хранения

  1. Учебники

п.п.

автор

название

количество

Место хранения

  1. Методическая литература

п.п.

автор

название

количество

Место хранения

  1. Справочные материалы

п.п.

автор

название

количество

Место хранения

  1. Тематические папки

Название

Место хранения

СТЕНДЫ В КАБИНЕТЕ:

  1. ____________________________________________________________________
  2. ____________________________________________________________________
  3. ____________________________________________________________________
  4. ____________________________________________________________________
  5. ____________________________________________________________________

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ КАБИНЕТА:

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОМПЛЕКТАЦИЯ АПТЕЧКИ КАБИНЕТА

  1. ________________________________________________________________________
  2. ________________________________________________________________________
  3. ________________________________________________________________________
  4. ________________________________________________________________________
  5. ________________________________________________________________________
  6. ________________________________________________________________________
  7. ________________________________________________________________________
  8. ________________________________________________________________________
  9. ________________________________________________________________________
  10. ________________________________________________________________________
  11. ________________________________________________________________________
  12. ________________________________________________________________________
  13. ________________________________________________________________________
  14. ________________________________________________________________________
  15. ________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

Актив класса

1.

Староста

2.

Ответственные за дежурства

3.

Ответственные за культурно-массовую работу

4.

Ответственные за оздоровительную и спортивную деятельность

5.

Художники, редакторы

6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного материала "Прощай, начальная школа"

Этот сценарий для выпускников 4классов. Ведущие праздника- старшеклассники. Гости праздника родители и учителя. По сценарию главные герои - выпускники. Ребята танцуют, поют песни, читают стихи. Одним ...

Развитие логического мышления и познавательной активности на уроках математики при изучении геометрического материала в начальной школе

Данная работа включает в себя обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Ветренко С.А....

изучение алгебраического материала в начальной школе

Авторская работа по изучению алгебраического материала в начальной школе.Рассматриваются виды и методы работы по формированию алгебраических знаний у младших школьников.Может представлена на аттестаци...

Сценарий праздника "День Матери" для начальной школы

Мною составлен и проведен праздник, посвященный Дню Матери в начальной школе.К этому празднику родители ребят подготовили небольшие сюрпризы: сами приготовили  угощения национальной кухни, пели п...

Занимательный материал в начальной школе

Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой...

Сценарий ко дню матери в начальной школе "При солнышке-тепло, при матери-добро!"

Данный сценарий может использоваться учителями начальной школы....

Сценарий праздника "День Матери" в начальной школе.

Сценарий праздника.Цели: поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека-Матери; способствовать сплочению кла...