Эссе на тему "Если имя твоё-учитель"
статья на тему
Эссе на тему "Если имя твоё-учитель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе на тему "Если имя твоё-учитель" | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЕСЛИ ИМЯ ТВОЕ – УЧИТЕЛЬ»
«Если вышел ты в этот путь,
Преисполнится мечтой высокой
Честным рыцарем – без упрека!
За открытые правде сердца
На нелегкой земной орбите
Будь всегда в бою до конца,
Если имя твое – Учитель!»
Учитель… Как много скрыто в этом слове!
Мне очень хочется быть настоящим учителем. Но запаса знаний иногда не хватает, нужен долгий и нелегкий труд души.
В жизни каждого человека учитель играет очень важную роль, и, выйдя за школьный порог, став взрослыми, вспоминаем мы первого учителя, любимого учителя, лучшего учителя.
Каждый год школа принимает новых учащихся в 1 класс, и каждый год ее стены покидают взрослые, сформировавшиеся молодые люди. С каким багажом знаний выйдут питомцы школы в свою самостоятельную жизнь, что будут знать и уметь, какими гражданами станут – это во многом зависит от учителя. Учитель первым открывает детям горизонты науки, учит их добру, правде, красоте, он формирует человека. Труд учителя всегда устремлен в будущее. Учитель не может не учитывать новых требований общества к людям, не может не считаться с тем, что ученики, которых мы сегодня принимаем в школу, не похожи на его прежних воспитанников. Дети больше знают, у них более обширные запросы и потребности. И снова перед учителем встанет целый комплекс разнообразных задач: как познакомить их друг с другом, на кого опереться в работе с классом, как зажечь интерес к знаниям у одних, как воспитать самостоятельность и активность у других. От уровня решений этих задач зависит успех учительского труда.
Когда я только – только начинала с моими первыми малышами, у меня иногда возникало ощущение: а не иностранцы ли они? Говорю им самые простые вещи, нет, не понимают! Спрашиваю о чем-то, а они отвечают совсем другое…
Всегда стараешься понять ребятишек, найти к ним наилучший подход, чтобы они понимали слова, слышали интонации, реагировали на улыбку. Для того, чтобы усилия достигли цели, чтобы они дали результат, требуется всего – навсего время. Казалось бы так просто, а понимаешь это не сразу.
Я. Корчак сказал так: «Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает законов и обычаев. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнание!»
Дети, дети… обязательно нужно считать их людьми. Людьми, имеющими собственные понятия, свой опыт, свои чувства. У них конечно же иной масштаб представлений, чем у нас, но все равно они люди с самого дня своего рождения. И не покорять, не завоевывать этот народец нужно, а терпеливо постигать. Есть у А. Блока такая строчка: «Жить на свете и страшно и прекрасно». Если нам, взрослым страшно, какого же приходится детям, тем, кто нам едва по пояс? С детьми, понятно, трудно: они держат тебя в постоянном напряжении не только в школе, после занятий – тоже. Они подбрасывают далеко не простые домашние задания, милые наши деточки.
Сережа обидел Таню. Скажу только, что Таню не так – то просто обидеть: она сама кого хотите, доведет до слез. Но на этот раз плачет Таня, а Сережа, наблюдая, как всхлипывает девочка, откровенно радуется.
Ерундовый конфликт, не заслуживающий серьезного внимания: дети постоянно плачут, а потом успокаиваются. Но, как и на что тут посмотреть.
Меня напугали не только Танины слезы, сколько – Сережина радость! Из тех, кто чувствует себя счастливым от чужих слез, вырастают самые страшные нелюди… Теперь нужно подумать, что противопоставить подлой Сережиной радости? Как дать ему убедительный урок сострадания? Приходиться напрягать память, не спать… А иначе зачем я в классе?
Нам, учителям, необходимо учить ребенка, не детей – ребенка, радоваться чужому успеху. Этому надо учить индивидуально, терпеливо – радоваться чужому успеху куда труднее, чем сочувствовать чьей – то беде. И, осознав, убедившись – удалось! – поздравь себя с собственным успехом.
Проработав немного с классом, обязательно замечаешь, не все дети – ангелы. И грубят, и ведут себя вызывающе; конечно, есть и лентяи, есть и распущенные… Класс может оказаться чуть лучше, или чуть хуже, но трудности есть непременно. Прежде всего, надо быть готовым морально и не нужно безвольно отпускать руки.
Во – первых, необходимо набираться мудрости – из книг, от людей, от жизни…
Во – вторых, надо улыбаться детям! Невзирая ни на какие временные ограничения, надо оставаться доброжелательным. Это очень и очень важно: доброжелательность генерирует сочувствие, она сближает, а жестокость всегда вызывает протест, скрытое сопротивление, неприязнь… любимый учитель… По мнению И. Гетте «Учатся у тех, кого любят.» А за что его любят школьники разных поколений? За щедрость души, справедливость, глубокую убежденность, преданность своему делу. Заслужить любовь своих воспитанников – об этом не раз задумывался каждый педагог.
В – третьих, и это, пожалуй, самое трудное – при любых ситуациях, в педагогической практике каких только неожиданных поворотов не случается, надо стремиться быть самим собой. Если на уроке вспылишь, дети поймут и простят взрослого. А вот притворства – ни в гневе, ни в воображаемой радости – они не прощают и всякую фальшь чуют за версту.
Едва ли есть такой безгрешный учитель на всем белом свете, который бы никогда не ошибся. И я в том числе. Нужно уметь признаваться в своих промахах и не повторять ошибок. И тогда восхождение в учительской сословие пройдет без особых потрясений. Не зря же нас учили учить.
Наверное, практическое творчество учителя должно начинаться с самооценок: интересно ли классу со мной? Могу ли я увлечь ребят? Чем их заинтересовать завтра? И – послезавтра, и потом?.. Учителю необходимо думать, искать, оценивать себя.
Раньше я думала, что урок – это только та схема, которую мы в муках родили, оторвав время от сна, у родной семьи, и вписали в план – конспект. Я упускала из виду, что урок – это сотрудничество и диалог, а диалог может происходить не только на уровне слов. Ниша учительские интонации, жесты, мимика выпадают из сферы внимания, хотя именно они чаще всего раскрывают истинные цели. Или выдают их отсутствие. Но как много, оказывается, можно сделать при помощи голоса и взгляда!
Режиссерские навыки педагогу нужны – мы имеем дело с живыми людьми и стоим перед необходимостью направлять их действия. То есть образовывать, целостность. Хороший учитель не будет педантично и бессмысленно вдалбливать ребенку материал, а попытается пронести его через сознание ученика, работая не на ученика, а вместе с ним. А личность ребенка хрупка и непредсказуема. И чем больше вариантов ребячьих «отчего» и «почему» мы мысленно проиграем, тем я думаю, будет лучше: привычка ставить себя на место ученика, привычка находить альтернативные решения, всегда укрепляет позицию учителя.
Нужно радоваться тому, что педагогика – как живопись, как поэзия, как театр, как литература; в своих высочайших достижениях – это великое искусство. И к искусству педагогике надо подходить как к великому режиссированию. Нужно давать чувство знания, говоря высоким языком. Просто давать знания нам.
Тушнолобова С.В.
учитель начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе
Рассвет. Здравствуй новый день! Спешу в Родную МОУ "первомайская СОШ" к своим незнайкам и почемучкам. Ждут меня там двадцать пять упрямых пытливых ребят. Они непокорны, как горные реки, капризны, бесс...
Мое педагогическое эссе.
Размышление о том, почему я много лет работаю учителем самых маленьких жителей "школьной страны"....
Эссе
Моё педагогическое кредо...
Эссе «Новые информационные технологии в обучении»
Эссе «Новые информационные технологии в обучении». В работе отражается взгляд педагога на данную проблему....
Эссе "Счастливый дар-учить детей"
Эссе "Счастливый дар-учить детей". ...Есть на земле немало достойных профессий, но педагогами становятся по особому призванию и велению сердца те, кто изо дня в день дарит тепло своей души и отдает се...
Праздник - концерт. Имя твоё учитель.
Внеклассное мероприятие посвящённое Дню учителя...