Электронные образовательные ресурсы в современной школе
статья по теме
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г. Владимира
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36 г. Владимира»
Электронные образовательные ресурсы - неотъемлемая часть
информационно-образовательной среды современной школы
Веселова Наталья Владимировна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Владимир
2014
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) стали неотъемлемой частью информационно-образовательной среды современной школы, позволяя повышать эффективность обучения за счет введения элементов интерактивности и мультимедиа.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это наиболее общий термин, объединяющий средства обучения, учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - частный случай ЭОР, образовательные ресурсы, созданные и функционирующие на базе цифровых технологий. Разница в терминах состоит в том, что цифровые технологии -всего лишь способ обработки и записи информации. Поэтому, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР, следуя межгосударственному стандарту.
Согласно ГОСТ Р 53620-2009, ЭОР нового поколения это уже не просто картинки, видео- или аудиозаписи, это образовательный ресурс, включающий в себя структуру, предметное содержание, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.Это мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что пользователь сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.
ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:
1. Мультимедийность.
Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.
2. Интерактивность ("взаимодействие") в ЭОР обеспечивается возможностью манипулировать с объектами, вмешиваться в процессы, перемещать объекты, изменять их свойства, т. е. возможность воздействия и получения ответных реакций.
3. Доступность.
Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещение в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время.
4. Универсальность.
Универсальность – качество ЭОР, заключающееся в том, что он строго не привязан к конкретному УМК по учебному предмету и позволяет формировать знания, умения, УУД на материале, который может быть включен в уроки по любым УМК.
5. Производительность.
Благодаря автоматизации поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.
Зачем нужно применение ЭОР учителю?
- экономия времени на уроке;
- глубина погружения в материал;
- повышенная мотивация обучения;
- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
- привлечение разных видов деятельности.
Что дает применение ЭОР ученику?
- содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
- позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
- делает занятия интересными и развивает мотивацию.
- помогает раскрыть творческие способности и придает уверенности в себе.
При построении учебного процесса с использованием ЭОР
- основной акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности учащихся;
- учитель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера учебного процесса, готового предложить учащимся необходимый комплект средств обучения, а не только передать учебную информацию;
- ученик выступает в качестве субъекта деятельности наряду с педагогом, а его личностное развитие является одной из главных образовательных целей;
- учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения.
Компьютерные программы обеспечивают введение учебного материала, моделирование ситуаций общения, организацию игровых заданий, контроль и оценку знаний, позволяют использовать все виды наглядности.
Электронные образовательные ресурсы позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Проекты, выполненные с использованием электронных образовательных ресурсов, помогают разнообразить занятия, реализуют комплексный подход в обучении и значительно повышают мотивацию к изучению материала.
Методика работы с электронными образовательными ресурсами
ЭОР могут быть использованы на всех этапах урока. В зависимости от этого классифицируются по следующим типам:
1. ЭОР – введения в проблему. ЭОР представляют собой мотивационный ввод в проблему с постановкой проблемных вопросов. Предполагают фронтальную форму работы. Место ЭОР – в начале урока (около 5-6 мин.).
Этапы работы:
1) Презентация-показ. Учитель демонстрирует ЭОР на общий экран, предлагает ученикам ознакомиться с его содержанием.
2) Обсуждение. Учитель предлагает ученикам ответить на проблемные вопросы, актуализирует их на основе личного опыта учащихся. Дети высказывают свои суждения, обсуждают проблему.
3) Постановка проблемы.
В результате обсуждения учитель совместно с учащимися формулирует проблему и пути её разрешения.
2.ЭОР – интерактивное задание. Особенностью введения новых знаний с помощью интерактивного задания является то, что перед предъявлением плакатов, содержащих собственно новые знания, ребятам предварительно предлагается в интерактивном режиме выполнить задание (иногда несколько), подготавливающее их к восприятию нового. Работу класса с этим типом ЭОР лучше всего организовать в малых группах, дав ребятам возможность выполнить интерактивные задания максимально самостоятельно. Общее время, затрачиваемое на этот тип ЭОР, не должно превышать 10 минут.
3. ЭОР – плакат, содержащий непосредственно новые знания.
4.ЭОР закрепления нового являются набором игр, упражнений, творческих практических заданий, флеш-анимаций, видео- и аудиофрагментов. Место и количество используемых ЭОР в структуре урока по усмотрению учителя (в сумме – 7-10 мин.).
Работа по ЭОР закрепляющего характера может строиться как индивидуально, так и коллективно в зависимости от поставленных учителем и решаемых учащимися задач урока, а также в зависимости от подготовленности ученической аудитории. При этом имеются две основные возможности организации такой работы, которые можно сочетать между собой. Первая возможность – это работа в классе на этапе закрепления уже полученных знаний. Вторая возможность – это работа дома, т.е. данный ЭОР предлагается как часть домашнего задания. ЭОР на закрепление знаний этого типа имеют свои особенности построения. В них предъявляется набор заданий – редко одно, чаще - несколько. При неправильном выполнении задания учащийся тут же получает сообщение об этом – либо «прямым текстом» фразой вида «НЕВЕРНО», либо задание упорно предлагается для выполнения снова и снова. Таким образом, ученик вынужден работать с заданием до тех пор, пока не выполнит его верно.
5. ЭОР – контроль.
ЭОР являются набором тестов вербального и иллюстративного характера. Место ЭОР – в конце урока или темы (около 20 мин.).
Учащиеся выполняют задание в соответствии с его спецификой индивидуально на ПК. Самоконтроль, по возможности – самооценка учащимися. Фиксация конечных результатов выполнения задания учителем.
Все ЭОР могут быть использованы как в урочной, так и во внеурочной и внешкольной деятельности учащихся.
Электронные образовательные ресурсы.
Информационно-образовательная среда УМК «Школа России» представлена не только учебниками, но и современными электронными пособиями, интернет поддержкой.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) – Коллекция включает в себя разнообразные методические материалы, тематические и предметные коллекции для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
Электронная версия пособия «Современные образовательные технологии. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе» (авт. Е. А. Бондаренко, С.В. Корнилаев, В.Б. Багирян, В.Г.Смелова, И.Ю.Хабибрахманова) для педагогов начальной ступени обучения общеобразовательных школ, методистов. Все материалы в пособии разделены на 4 папки по предметам: математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир. По каждому предмету и классу есть примерный перечень изучаемых тем с активными ссылками на интернет-страницы различных сайтов.
Программа «Отличник»
Программа способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок; с помощью редактора задач можно добавить самостоятельно составленные задачи; каждый ученик может принять участие в рейтинге, который определяет лучших учеников; в программу встроена игра "Математические гонки на воздушных шарах", в которую можно играть одному или вдвоем, а также Игра-тренажёр "Таблица умножения".
Программа «Знайка» Выполнение заданий в программе развивает логическое мышление, помогает подготовиться к участию в школьных олимпиадах. Задания состоят из вопросов, сопровождаемых картинками. С помощью редактора можно самостоятельно составлять вопросы на различные темы.
Уроки Кирилла и Мефодия
Это сборник уроков начальной школы по предметам: математика, русский язык, окружающий мир, обучение грамоте.
Сказочная библиотека Хобобо - одна из крупнейших онлайн-библиотек и медиатек сказок в Рунете. Здесь более 6 тысяч сказок 154 стран мира, сказки классиков, диафильмы и богатейшая коллекция аудиосказок и мультфильмов.
Персональный сайт Пановой Оксаны Владимировны, где представлены презентации по окружающему миру УМК «Школа России»
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".
Литература
1. Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе
Методические рекомендации.2011г Автор-составитель: Карзакова О.В 2. Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы. Михайлова Светлана Викторовна 3.Электронная версия пособия «Современные образовательные технологии. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе»(В. Б. Багирян, В. Г. Смелова, Е. А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова) МОСКВА Бизнес Меридиан 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе
«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму», - гласит китайская мудрость. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в совре...
Электронные образовательные ресурсы в начальной школе
Образовательные ресурсы сегодня - это, в первую очередь, цифровая среда, в которой учитель может, ориентируясь в электронных каталогах и пользуясь поисковыми системами, найти тот материал, который ему...
каталог электронно-образовательных ресурсов для начальной школы
В помощь учителям начальных классов перечень ЭОР. Буду рада помочь коллегам....
Педсовет."Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе."
Выступление на Педагогическом совете Центра....
Использование электронно - образовательных ресурсов в начальной школе
Использование электронно - образовательных ресурсов в начальной школе:- статья-презентация...
Выступление на педсовете ГБОУ школы № 695 "Радуга" №ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".
школа должна давать прежде всего знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от образованных людей ...
Научно-исследовательская статья "Электронные образовательные ресурсы в современном образовании."
Сегодня школа не может раз и навсегда вооружить молодого человека всей необходимой ему информацией, поскольку эта информация постоянно и интенсивно обновляется.Таким образом, перед школой стоит задача...