занятие внеурочной деятельности "Где прячется крахмал?" для 2 класса
материал (2 класс) на тему

На занятии дети путем наблюдений, экспериментов и простейших исследований делают выводы о том, что такое крахмал, как определить наличие крахмала и где прячется крахмал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gde_pryachetsya_krahmal.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие внеурочной деятельности

Тема: Где прячется крахмал?

Цели:

  1. Создать условия для поисковой деятельности по выявлению наличия крахмала в продуктах питания.
  2. Развивать мыслительную активность с помощью проблемных вопросов.
  3. Обеспечить самостоятельное проведение опытов детьми, соблюдая технику безопасности.
  4. Учить рассуждать, сравнивать.
  5. Развивать умение формулировать задачи, делать выводы, фиксировать результаты.

Ход занятия.

- Здравствуйте, ребята. Мы начинаем очередное занятие исследовательского клуба «Узнаем сами».

- Сегодня на занятии вы будете не просто учениками, а настоящими учеными-исследователями.

-  Скажите, кто такие ученые? Чем они занимаются?

- Правильно, ученые занимаются научной деятельностью. Любая наука – это познание. Ученые проводят различные опыты, эксперименты. Сначала ученые задают вопросы, а потом сами пытаются на них ответить. Полученные результаты своих исследований учение обязательно фиксируют в специальных журналах.

- Поскольку, вы сегодня тоже будете учеными, то вам тоже предстоит поставить проблемный вопрос, найти на него ответ, проведя опыты, зафиксировать результаты своих опытов и конечно, сделать выводы.

- Ребята, а где ученые проводят свои эксперименты, исследования? (в научной лаборатории).

- У нас сегодня на занятии будет работать 3 научные лаборатории.

- Но чтобы попасть в лабораторию и начать исследование нам надо выяснить,  что, же будет объектом нашего исследования.

- Ребята, у вас на столах тарелочки с неизвестным веществом. Это и есть объект нашего исследования.

- Потрогайте это вещество.

- Что ощущаете? (поскрипывает на пальцах)

- Давайте опишем это вещество. Какое оно? (порошок белого цвета)

- А теперь я предлагаю вам проверить еще одно свойство этого вещества – растворимость в воде.

- Как можно это проверить? (добавить в воду и размешать)

- Добавьте в стакан  с водой ложку этого вещества и размешайте.

- Какой вывод можно сделать? (это вещество в холодной воде не растворяется)

- Итак, давайте обобщим свойства, которыми обладает объект нашего исследования. (порошок белого цвета, не растворяется в воде, поскрипывает при сжатии)

- Чтобы узнать, как называется вещество, обладающее указанными свойствами вам нужно отгадать загадку:

Как хрустит он хорошо –

Этот белый порошок.

Он в блины идет, в кисель.

Очень вкусно, ты поверь.

Ты уж, верно, угадал?

То – картофельный …… (крахмал)

- Итак, объект нашего исследования – крахмал.

- Ребята, кто знает или догадался, из чего получают крахмал?

- А зачем людям крахмал? Где его используют? (крахмал используют для приготовления киселя, при выпечке тортов, как компонент лекарственных средств – его добавляют в таблетки. А еще при помощи крахмала можно накрахмалить рубашки и юбки).

- Ребята, а как думаете, вы употребляете крахмал в пищу?

- Конечно, ложками мы крахмал не едим. Но оказывается, что крахмал – это невидимое вещество, которое содержится в большинстве продуктов, которые мы с вами употребляем в пищу. Но просто так увидеть крахмал в продуктах мы не можем.

- Сегодня на занятии, в ходе проведенных экспериментов мы с вами должны будем ответить на следующие вопросы:

1. Как обнаружить крахмал?

2. Где прячется крахмал?

- Если в конце занятия мы сможем ответить на эти вопросы, то наше занятие прошло успешно.

- Итак, начинаем. Чтобы обнаружить, где содержится крахмал, нам понадобится «волшебная» жидкость – обычная настойка йода из домашней аптечки.

- Давайте сначала выясним, какого цвета йод.

- Капните йод при помощи пипетки на ватный диск на тарелочке.

- Что увидели? Какого цвета йод? (коричневого)

- А теперь давайте посмотрим, что произойдет, если капелька йода встретится с крахмалом.

- Для этого проведем следующий опыт.

ОПЫТ

- Возьмем 3 стакана с чистой водой.

В  Ι стакан добавлять ничего не будем.

Во ΙΙ стакан добавим 1 ложку крахмала.

В ΙΙΙ стакан добавим 1 ложку пищевой соды.

- А теперь добавим несколько капель йода в каждый из стаканов.

- Что наблюдаете? (В стаканах №1 и №3 раствор пожелтел. В стакане №2, где был раствор с крахмалом, йод изменил цвет на фиолетовый)

- Итак, какой вывод можно сделать? (если крахмала нет, то йод сохраняет свой цвет, а если есть крахмал, то йод меняет цвет на фиолетовый)

- Химики используют эту реакцию для того, чтобы установить, содержится ли в том или ином пищевом продукте крахмал.

- То есть присутствие крахмала во всех продуктах можно проверить одной каплей йода.

- Ребята, теперь вы можете ответить на первый вопрос нашего занятия?

- Так как же обнаружить крахмал? (при помощи йода)

- Итак, на первый вопрос ответ мы получили. Осталось выяснить - где прячется крахмал – «невидимка».

- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в своих лабораториях и протестировать продукты питания на наличие крахмала. У нас будет работать  3 лаборатории. У каждой лаборатории свое задание.

- Чтобы начать экспериментировать, нужно знать правила лаборантов. (на экране)

1. Внимательно слушать или читать задание.

2. Точно выполнять инструкции.

3. Аккуратно работать с оборудованием.

4. Фиксировать результаты наблюдений.

5. В конце опытов делать выводы.

Практическая часть.

Ι лаборатория – хлеб, макаронные изделия, рис, печенье, сыр, колбаса

ΙΙ лаборатория – картофель, яблоко, банан, лимон, морковь, капуста, лук репчатый, огурец.

ΙΙΙ лаборатория – сметана, чудо-йогурт, сырок творожный, «Актимель»,  «Растишка», фруктовое пюре.

- А теперь давайте заслушаем выступления представителей лабораторий.

- В каких продуктах реакция была более интенсивная, сильная?

- Что это значит? (чем больше крахмала содержится в пищевом продукте, тем интенсивнее реакция – ярче фиолетовое пятно)

- Ребята, мы ответили на второй из поставленных вопросов?

- Теперь вы знаете, в каких продуктах содержится крахмал, а в каких его нет.

- А теперь давайте подведем итог нашего занятия.

- Закончите фразы.

На занятии я узнал(а)……..

Для меня было открытием …….

Мне было интересным ………

- Я думаю, что обо всем интересном, что вы узнали, вы расскажете своим друзьям и родителям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие внеурочной деятельности в 1 классе "Урок доброты"

Данное занятие направлено на дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; на воспитание у них стремления совершать добрые дела....

"Снежинка" к занятию внеурочной деятельности в 1 классе

Презентация к занятию внеурочной деяятельности по теме: "Изготовление ёлочной игрушки из бросового материала" - изготовление снежинки....

Конспект занятия внеурочной деятельности для 4 класса "Не идется и не едется, потому что гололедица"

Цель занятия: научить воспитанников безопасному поведению на улицах во время гололеда и гололедицы, развивать память, мышление, расширять кругозор учащихся о природных явлениях, об обеспечении безопас...

конспект занятия внеурочной деятельностью в 3 классе

Конспект занятия внеурочной деятельностью в 3 классе поможет интересно провести занятия с учащимися....

Занятие внеурочной деятельности в начальных классах "Аппликация божья коровка"

Ребята сделают своими руками симпатичную аппликацию «Божья коровка» так, что результат принесёт радость и удовлетворение. Каждый обучающийся проявит свою творческую способность....

Сценарий занятия внеурочной деятельности в 1 классе по математике "Путешествие по сказочному лесу"

Данное  занятие из раздела  «Лесная математика» предназначено для учащихся первого класса и представляет собой интеграцию окружающего мира и математики. При разработке занятия  была пос...

Конспект открытого занятия внеурочной деятельности в 4 классе по теме: "Цветок лотоса (оригами)",

Данное занятие разработано и проведено для детей 4 класса в кружке "Волшебный мир оригами"....