Эссе
статья по теме
Предварительный просмотр:
В мой дом ступает мягко тишина,
И полумрак окутывает стены...
Лишь бледное пятно рабочего стола Освобождает лампы луч из тени...
Это мои строки. Они появились в один из тех вечеров, когда, прийдя с работы и наскоро справившись с домашними делами, садишься за стол, чтобы взвесить все “за” и “против” уходящего дня и подготовиться к дню грядущему, а точнее, к тем урокам, которые предстоит провести. И случается часто, что мысль останавливается на чьей-либо фразе, мелькнувшей в памяти, на какой-нибудь строчке, созданной воображением и рождающей затем стихи или целую цепь размышлений, переживаний...
Да... Мне, пожалуй, действительно есть о чем поразмышлять. Ведь я выбрала для себя профессию интересную, но в то же время сложную, требующую ответственности. Я учитель. Что это значит для меня? Отвечаю на этот вопрос почти каждый день, внося постоянно что-то новое в понимание столь сложного понятия. Учитель... Кто это? Не учитель начальных классов, кубановедения, математики, а именно Учитель, тот, кто “заслуживает это имя”, как сказал Гете?
Учитель - это Личность.
Быть ею самому, ценить ее и воспитывать непросто, но, на мой взгляд, необходимо, так же, как и верить в себя и детей, быть верным себе и детям. Вообще верность для меня - это тот критерий, по которому я и определяю, личность ли учитель. Так рассуждают и ученики, а ребенок, все знают, по природе своей очень тонкий психолог; он чувствует обман, и глаза его - как зеркало - отражают все негативное, обманчивое, что растущий человек видит в нас.
Учитель - это Эрудит.
Человек, знающий свой предмет, должен обладать еще и большим багажом знаний в разных областях: только это дает право учить других. Широко эрудированному учителю нечего боятся почемучек (которых, слава Богу, пока еще хватает в классах) и любопытных глаз, остро следящих за его реакцией: не засомневался ли? Молодец, ответил! И вера в учителя сохранена.
Учитель - это Профессионал.
Он владеет целым комплексом качеств, способствующих успешной передаче знаний, необходимых ребенку для успешного развития. Когда надо - артист, художник, потребуется - писатель, певец. Двумя словами: педагог и психолог. Безусловно, к этому я стремлюсь. Стараюсь научить ребенка учиться: самостоятельно мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.
Главное для меня заключается в том, чтобы ребенок почувствовал: учение – это радость познания, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Важно, чтобы на уроках дети переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы. Урок прошёл хорошо, если каждый ученик ушёл с новым открытием для себя, с желанием поделиться этим открытием с друзьями, родителями. Применить эти знания в дальнейшим.
Когда на пути ребенка, на этапе формирования его как личности появляются люди, способные своим примером дать толчок, по-хорошему «заразить», тогда меняется отношение ребенка к окружающему миру, тогда он «просыпается», становится активным, деятельным. Моя задача как учителя – обеспечить такие условия, организовать эти важные встречи с новым, необычным. Так, мои ученики о героическом прошлом курганинцев узнают на уроках кубановедения, на занятиях кружка «Край родной», но они познакомились с другим подходом к изучению истории города и края, общаясь с Щербаковым Денисом, руководителем военно-патриотического клуба «Память». Не удивительно, что они заинтересовались, начали свои исследования истории семей. А Никитин Марк со своим проектом стал призёром муниципального конкурса «Они сражались за Родину».
Учитель - это Ученик.
Пусть это немного банально, но из песни слов не выкинешь: век живи - век учись. Эта пословица будет актуальна ровно столько, сколько будет жить человечество, сколько будут существовать профессии, ремесла, увлечения. Время бежит вперед неумолимо, и, чтобы не остаться позади всех, учитель должен постоянно настойчиво искать новые знания, управлять ими, умело их использовать, находиться внутри непрерывного творческого процесса.
Наша профессиональная жизнь становится всё более трудной и стремительной, но не могу сказать, что неинтересной. Она заставила нас освоить новые технологии, по-другому взглянуть на организацию процесса обучения, и мне это нравится!
Изучение истории своего города, края - огромный простор для организации проектной деятельности учащихся. Так, в начале этого учебного года мы с ребятами познакомились с учебным материалом о быты казачьей семьи, культуре костюма казака, а в итоге была создана коллективная проектная работа ”Подворье казака”, которая заняла на районной выставке 1 место. Но главное в этом, я считаю, все же не итог, а сам процесс, который позволил каждому моему ученику проявить себя, высказать свое мнение, обсудить идеи одноклассников, позволил каждому почувствовать свою причастность к общему делу, свою нужность.
Внеурочная деятельность дает возможность расширить тематику проектов, выбирать самостоятельно тему. Вот здесь-то и раскрываются способности, склонности ребенка, его таланты. Так, моя ученица Терехова Ангелина стала призёром муниципального конкурса со своим проектом “Красная книга Кубани”. И как же приятно осознавать, что твоя работа приносит плоды, приятно, когда кипят мысли и идеи в голове, светятся глаза учеников! Тогда ты чувствуешь себя нужным. Тогда ты – Учитель. Способный творить, проявлять интерес ко всему, что позволит твоим ученикам быть успешными. Тогда ты тот, «кто заслуживает это имя», - Учитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе
Рассвет. Здравствуй новый день! Спешу в Родную МОУ "первомайская СОШ" к своим незнайкам и почемучкам. Ждут меня там двадцать пять упрямых пытливых ребят. Они непокорны, как горные реки, капризны, бесс...
Мое педагогическое эссе.
Размышление о том, почему я много лет работаю учителем самых маленьких жителей "школьной страны"....
Эссе
Моё педагогическое кредо...
Эссе «Новые информационные технологии в обучении»
Эссе «Новые информационные технологии в обучении». В работе отражается взгляд педагога на данную проблему....
Эссе "Счастливый дар-учить детей"
Эссе "Счастливый дар-учить детей". ...Есть на земле немало достойных профессий, но педагогами становятся по особому призванию и велению сердца те, кто изо дня в день дарит тепло своей души и отдает се...
Эссе "Дар души" Моя педагогическая философия
Эссе "Дар души"...