Положение о портфолио ученика начальных классов
материал на тему
Положение
о портфолио ученика начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_portfolio.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на заседании Методического совета Протокол №__от _____________ | Утверждаю: Директор МОУ СОШ пгт Лальск Лузского района Кировской области _______________А.А.Зарубин |
Положение
о портфолио ученика начальных классов
1. Общие положения
1.1.Настоящее положение разработано для реализации введения в действие федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения, личностного самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
1.2. Настоящее положение определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.
1.3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социально-коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой, протекающих как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами; является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
1.4. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведутся с позиции достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандартов.
2. Цели и задачи.
2.1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
- поддерживать высокую учебную мотивацию учащегося;
- поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
- формировать навыки учебной деятельности; формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации образования ученика;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.
2.3. Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:
- Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.
- Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
- Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
- Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
- Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
- Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
3. Порядок формирования портфолио
3.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2. Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).
3.3. Ученик в любой момент может поместить в раздел любой материал о
своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных
заданий, награды и т.п.
Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное
время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в
портфеле; в конце четверти или учебного года – сразу все материалы или
некоторые. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим
достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме
результатов обязательной части.
Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть
помещает в папку ученика предметные контрольные работы. В конце
учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные
работы (кроме личностных результатов) и их систематизированные данные.
3.4. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.
3.5. Портфолио хранится в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нём. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.
4. Структура портфолио ученика начальной школы:
4.1. Портфолио представляет собой папку печатных материалов формата А4 (желательно с файлами), в который входят: листы-разделители с названиями разделов; документы и материалы, сгруппированные по разделам, указанным в пункте 4.2.
Рукописные материалы должны быть написаны разборчивым почерком.
4.2. Портфолио ученика начальной школы имеет следующую структуру:
- титульный лист, который содержит: основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика), оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с учеником;
- основную часть, которая включает в себя:
1) Раздел «Содержание»
2) Раздел «Мой мир»- помещается информация, которая важна и интересна для ребенка:
- «Мое имя» (информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает)
- «Моя семья» (здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье, составить родословное дерево)
- «Мой посёлок» (рассказ о родном посёлке (деревне), о его интересных местах.
- Безопасный маршрут «Дом – Школа – Дом» (можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог).
- «Мои увлечения» (небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок)
- «Мои впечатления» - помещаются творческие работы по итогам посещения музеев, выставок и т.п.
Этот раздел содержит личностную рефлексию ученика, в том числе и по материалам самого «Портфеля», это часть его личностных результатов.
3) Раздел «Моя учёба»- достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам и т.д. В этом разделе выделены главы:
- «Моя школа» (рассказ о школе и о педагогах)
- «Мой класс» (фотографии одноклассников, информация об их интересах, увлечениях)
- «Мои любимые школьные предметы» ( небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится..., потому что…»)
- «Чему я научился на ВСЕХ предметах» (содержит материалы по диагностике учащихся за всё время обучения, а также итоговые листы успеваемости)
Этот раздел представляет предметные результаты ученика, а также личностные метапредметные результаты – универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
4) Раздел «Моя внеурочная деятельность»
- Расписания кружков, занятий в спортивных секциях, в музыкальной школе и т.д.
- «Моё творчество» (в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сочинения, стихи, аудио-, видеокассеты с записью выступления. Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить ее фотографию; Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также рекомендуется дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось)
Этот раздел, прежде всего, отражает личностные результаты ученика.
5) Раздел «Мои достижения» - размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма.
Этот раздел отражает личностные результаты ученика.
6) Раздел «Отзывы и пожелания» - размещается положительная оценка педагогом стараний ученика и итоговая оценка портфолио (общая сумма баллов)
4.2. В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются.
5. Критерии оценки достижений обучающихся
5.1. Портфолио ученика проверяется и оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:
Раздел «Мой мир»
- красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие фото:
- 5 баллов –полностью соответствует требованиям;
- 3 балла – незначительные замечания
- «Мои впечатления» - наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д. :
- 5 баллов – наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д.(более 3-х работ);
- 3 балла - наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д.(3 работы и меньше);
Раздел «Моя учеба» («Моя школа»; «Мой класс»; «Мои любимые школьные предметы»)
- красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие фото:
- 5 баллов –полностью соответствует требованиям;
- 3 балла – незначительные замечания
- «Чему я научился на ВСЕХ предметах»
Показатели | Измерители | Балл |
Учебная деятельность | 1-4 класс – результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ | До 5 баллов |
4 класс – результаты диагностической работы за курс начальной школы:
| До 5 баллов До 5 баллов До 5 баллов |
Раздел «Моя внеурочная деятельность»:
- наличие поручений, участие в кружках:
- 5 баллов – наличие поручений в классе, участие в 3 и более кружках;
- 4 балла – отсутствие поручений в классе, участие в 2- 3 кружках;
- 3 балла – наличие поручений, участие в 2 – 3 кружках;
- 2 балла - наличие поручений, участие в 1 кружке;
- 1 балл – отсутствие поручений в классе, участие в 1 кружке
- «Мое творчество» - наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ:
- 5 баллов – наличие от 5 и более работ;
- 3 балла – количество работ составляет 3-4;
- 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика
Раздел «Мои достижения» - наличие грамот, дипломов, сертификатов:
Показатели | Измерители | Балл |
Учебная деятельность | ||
Дипломы и грамоты по итогам школьных олимпиад:
| 3 балла 2 балла 1 балл | |
Дипломы и грамоты по итогам муниципальных олимпиад:
| 4 балла 3 балла 2 балла | |
Дипломы и грамоты по итогам областных олимпиад:
| 5 баллов 4 балла 3 балла | |
Дипломы и грамоты по итогам всероссийских олимпиад:
| 10 баллов 7 баллов 5 баллов | |
Научно-исследовательская деятельность | Участие в школьных проектах и мероприятиях:
| 3 балла 2 балла 1 балл |
Участие в муниципальных проектах и мероприятиях:
| 4 балла 3 балла 2 балла | |
Участие в областных проектах и мероприятиях:
| 5 баллов 4 балла 3 балла | |
Участие во всероссийских проектах и мероприятиях:
| 10 баллов 7 баллов 5 баллов | |
Дополнительное образование | ||
Дипломы и грамоты по итогам школьных конкурсов, фестивалей:
| 3 балла 2 балла 1 балл | |
Дипломы и грамоты по итогам муниципальных конкурсов, фестивалей:
| 4 балла 3 балла 2 балла | |
Дипломы и грамоты по итогам областных конкурсов, фестивалей:
| 5 баллов 4 балла 3 балла | |
Дипломы и грамоты по итогам всероссийских конкурсов, фестивалей:
| 10 баллов 7 баллов 5 баллов | |
Спортивных достижений | Дипломы и грамоты по итогам школьных конкурсов, фестивалей:
| 3 балла 2 балла 1 балл |
Дипломы и грамоты по итогам муниципальных конкурсов, фестивалей:
| 4 балла 3 балла 2 балла | |
Дипломы и грамоты по итогам областных конкурсов, фестивалей:
| 5 баллов 4 балла 3 балла | |
Дипломы и грамоты по итогам всероссийских конкурсов, фестивалей:
| 10 баллов 7 баллов 5 баллов |
5.2. Итоговая оценка портфолио может определяться как простая сумма баллов.
В 4 классе в конце учебного года рекомендуется проведение презентации портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях:
- « Самый оригинальный портфолио»;
- « За лучшее оформление работ»;
- « Идея!»;
- « За многогранность таланта»;
- « За трудолюбие»;
- « За творческий подход»
5.5. Положение действительно до внесения следующих изменений.
Приложение.
3 раздел
«Моя учеба»
(на каждый предмет имеется свой «файл»,
в него вкладываются диагностические работы)
№ п/п | Класс | Предмет | Дата проведения | Форма контроля | Вид диагностики | Баллы | Подпись учителя |
Учебно-исследовательская, творческая и др. виды деятельности учащегося.
№ п/п | Тема работы | Место проведения | Руководитель | Выход (заполняется учителем) |
Общее количество баллов __________
Подпись классного руководителя _________
4 Раздел
«Моя внеурочная деятельность»
Листок общественной активности
Поручение | Инициативность (до 2 баллов) | Ответственность (1 балл) | Качество (до 2 баллов) | Балл | Подпись классного руководителя |
Общее количество баллов ___________
Подпись классного руководителя _________
5 раздел Мои достижения
(дипломы, грамоты, сертификаты и др.)
- Участие в олимпиадах.
№ п/п | Класс | Дата участия | Предмет | Уровень | Занятое место, участие | Баллы | Подпись учителя |
- Участие в научно-практических конференциях.
№ п/п | Класс | Дата участия | Название работы | Уровень | Наличие грамоты, диплома лауреата и т.д. | Баллы | Подпись учителя |
- Участие в мероприятиях и конкурсах в рамках дополнительного образования.
№ п/п | Класс | Дата участия | Название | Уровень | Занятое место, участие | Баллы | Подпись классного руководителя |
- Информация о спортивных достижениях
№ п/п | Класс | Дата участия | Наименование соревнований | Уровень | Дипломы, грамоты | Подпись учителя физической культуры |
- Информация о занятиях в кружках и секциях.
№ п/п | Название курса | Место проведения | Подпись классного руководителя |
Общее количество баллов ___________________
Подпись классного руководителя ___________
6 Раздел «Отзывы и пожелания»
Общее количество баллов ________
Подпись классного руководителя _________
Подпись учащегося _____________
Подпись директора
М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио ученика начальных классов
Структура портфолио ученика начальных классов, работа с родителями...
Портфолио ученика начальных классов.
В материале представлены возможные страницы для портфолио....
портфолио ученика начальных классов
Здесь можно увидеть как сделать портфолио ученика при выходе из 4 класса....
Проект«Педагогическое сопровождение процесса апробации портфолио ученика начальных классов»
Сегодня идёт обсуждение стандартов II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни....
Родительское собрание на тему:"Портфолио ученика начальных классов"
Формирование у родителей потребности в оформлении ПОРТФОЛИО, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных, творческих способностей учащихся. Рекомендации по созданию ПОРТФОЛИО....
Портфолио ученика начальных классов
Шаблоны портфолио ученика...