ПАМЯТКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2 КЛАСС.
Как готовить чтение. 1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки. 2. Прочитайте эти слова несколько раз (по слогам плавно и целым словом). 3. Выясните значение непонятных слов по словарю или у взрослых. 4. Прочитайте текст повторно. Чтение целыми словами!
Как читать правильно. 1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их. 2. Старайтесь понять то, о чём читаете. 3. При чтении будьте внимательны к каждому слову. 4. Не возвращайтесь к чтению прочитанного слова, если поняли его. 5. Читайте вслух.
Учитесь читать выразительно. 1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его. 2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете. 3. Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией. 4. Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста. 5. Выделяйте голосом важные места (логическое ударение).
Характеристика качеств характера героя. 1. Назовите качество характера. 2. Докажите примером из текста (своими словами и цитатой из текста). 3. Сделайте вывод («Мне понравилось, потому что…», «Мне бы пригодилось…»).
Характеристика героя (Рассказ о герое). 1. Имя героя. Кто он? 2. Его внешний вид, где живёт. 3. Привычки, особенности, поступки и любимые занятия. 4. Черты характера (смотрите предыдущую памятку). 5. Отношение автора к герою. 6. Моё отношение к герою. 1
Сказка. 1. Сказки бывают народные и авторские (литературные). 2. Сказки разделяются на волшебные, бытовые, о животных, богатырские. 3. Признаки сказки: - присказка, - зачин и концовка, - вымысел, - троекратный повтор, - волшебные герои и события, - -устаревшие слова и устойчивые выражения, - народная мудрость, - добро побеждает зло. 4. Герои сказки: положительные, отрицательные, герои-помощники и нейтральные персонажи.
Сказ (уральский). 1. В сказе описываются реальные события с элементами сказки, вымысла. 2. Главная тема – жизнь и быт рабочих Урала, главные герои – рабочие, добытчики, мастера. 3. Есть волшебные герои, события и предметы. 4. Повествование ведётся от лица рассказчика, через него автор передаёт свое отношение к героям и событиям.
Повесть. 1. Повесть имеет большой объём. 2. Она делится на главы. 3. В повести много героев (действующих лиц). 4. Рассказывается о многих событиях в жизни героев. 5. Эти события происходят в течение долгого времени. Повесть – сказка соединяет в себе признаки и повести, и сказки.
Рассказ. 1. Рассказ имеет небольшой объём. 2. Он не делится на главы. 3. В рассказе небольшое количество действующих лиц. 4. Описываются реальные события. 5. Эти события происходят в течение недолгого времени. 3 ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС
Предложение. 1. Предложение состоит из слов. Все слова в предложении связаны по смыслу. В предложении от слова к слову можно задать вопрос. 2. Предложение выражает законченную мысль. 3. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. 4. В конце предложения ставится знак . ? ! или … 5. В предложении есть грамматическая основа (главные члены предложения) – подлежащее и сказуемое.
Текст. 1. Текст состоит из предложений. 2. Предложения в тексте связаны по смыслу. 3. У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте. 4. У текста есть части: начало, основная часть, концовка.
Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова. гласные согласные А | О | У | Ы | Э | Н | М | Л | Р | Й | Б | В | Г | Д | Ж | З |
|
|
|
| Ъ | Я | Ё | Ю | И | Е |
|
|
|
|
| П | Ф | К | Т | Ш | С | Х | Ц | Ч | Щ | Ь |
Гласные звуки произносятся с голосом; воздух не встречает преград; можно пропеть; образуют слог (сколько в слове гласных, столько и слогов). Гласные звуки бывают ударными и безударными. Гласные 1 ряда – А, О, У, Ы, Э – указывают на твёрдость согласных. Гласные 2 ряда – Я, Ё, Ю, И, Е – указывают на мягкость согласных. Я, Ё, Ю, Е – обозначают 2 звука, когда стоят после гласной, разделительного Ъ и Ь, в начале слова. Согласные звуки произносятся с шумом (глухие) или с шумом и голосом (звонкие); воздух встречает преграды: язык, зубы, губы; нельзя пропеть; не образуют слог. Согласная буква обозначает твёрдый звук, если после неё стоит гласная 1 ряда; она стоит в конце слова; после неё стоит другая согласная или Ъ; всегда твёрдые звуки обозначают Ш, Ж, Ц. Согласная буква обозначает мягкий звук, если после неё стоит гласная 2 ряда или Ь; всегда мягкие звуки обозначают Ч, Й, Щ. Парные (звон. – глух.) согласные: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С. Например: Ясень, я – сень, 2 сл. [й` а с` э н`] я [й`а]-гл., уд. с [с`]-согл., парн., глух., мг. е [э]-гл., безуд. н [н`]-согл., непарн., звон., мг. ь – звука не обозначает. 5 б., 5 зв. 5 Орфограммы.
1. ЖИ – ШИ пиши с буквой И, ЧА – ЩА с буквой А, ЧУ – ЩУ с буквой У. жизнь, шина, часовой, площадка, чудесный, прищурил
2. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЩ, РЩ, НЧ пиши без Ь. девочка, ночной, мощный, барабанщик, сварщик, кончик
3. Безударная гласная в корне слова. Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным. лиса – лисы, лесник – лес
4. Парная согласная. Чтобы правильно написать парную звонкую или глухую согласную в конце и середине слова надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного звука был гласный. арбуз – арбузы, ошибка – нет ошибок, ловкий - ловок
5. Ь – показатель мягкости согласных. Буква Ь – показатель мягкости согласных пишется на конце слова после согласных и в середине слова между согласными. конь, коньки, большой
6. Разделительный Ь (мягкий знак). Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я, и. Он показывает, что согласный и гласный не сливаются. варенье, польёт, вьюга, семья, ульи
7. Разделительный Ъ (твёрдый знак). Разделительный Ъ пишется после приставок на согласный перед гласными е, ё, ю, я. отъезд, подъём, объявление
8. Удвоенная согласная. Удвоенная согласная в корне слова – это две согласные буквы, стоящие рядом. Их нельзя проверить, а надо запомнить. класс, рассказ, Россия, русский 7 ПАМЯТКА ПО МАТЕМАТИКЕ 2 КЛАСС
Состав чисел второго десятка «числовые домики». 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 1 | 9 | 2 | 9 | 3 | 9 | 4 | 9 | 5 | 9 | 6 | 9 | 7 | 9 | 8 | 9 | 9 | 9 | 2 | 8 | 3 | 8 | 4 | 8 | 5 | 8 | 6 | 8 | 7 | 8 | 8 | 8 | 9 | 8 |
|
| 3 | 7 | 4 | 7 | 5 | 7 | 6 | 7 | 7 | 7 | 8 | 7 | 9 | 7 |
|
|
|
| 4 | 6 | 5 | 6 | 6 | 6 | 7 | 6 | 8 | 6 | 9 | 6 |
|
|
|
|
|
| 5 | 5 | 6 | 5 | 7 | 5 | 8 | 5 | 9 | 5 |
|
|
|
|
|
|
|
| 6 | 4 | 7 | 4 | 8 | 4 | 9 | 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 | 3 | 8 | 3 | 9 | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 | 2 | 9 | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Компоненты сложения и вычитания, их взаимосвязь. 1-е СЛАГАЕМОЕ | 2-е СЛАГАЕМОЕ | СУММА |
47+39=86 Сорок семь плюс тридцать девять получится восемьдесят шесть. К сорока семи прибавить тридцать девять получится восемьдесят шесть. Первое слагаемое – 47, второе слагаемое – 39, сумма равна восьмидесяти шести. Сумма чисел сорока семи и тридцати девяти равна восьмидесяти шести. 47 увеличить на 39 получится 86. 47 – это часть, 39 – это часть, складываем части, получаем целое – 86. 47+40=87 48+39=87 Если одно из слагаемых увеличивается на 1, то и сумма увеличивается на 1. 46+39=85 47+38=85 Если одно из слагаемых уменьшается на 1, то и сумма уменьшается на 1. Чтобы найти неизвестное слагаемое (часть), надо из суммы (целого) вычесть известное слагаемое (часть). УМЕНЬШАЕМОЕ | ВЫЧИТАЕМОЕ | РАЗНОСТЬ |
86-47=39 Восемьдесят шесть минус сорок семь получится тридцать девять. Из восьмидесяти шести вычесть сорок семь получится тридцать девять. Уменьшаемое – 86, вычитаемое – 47, разность равна тридцати девяти. Разность чисел восьмидесяти шести и сорока семи равна тридцати девяти. 86 уменьшить на 47 получится 39. 86 – это целое, 47 – это часть, из целого вычитаем одну часть, получаем другую часть- 39. 87-47=40 85-47=38 Если уменьшаемое увеличивается на 1, то и разность увеличивается на 1. Если уменьшаемое уменьшается на 1, то и разность уменьшается на 1. 86-48=38 86-46=40 Если вычитаемое увеличивается на 1, то разность, наоборот, уменьшается на 1. Если вычитаемое уменьшается на 1, то разность, наоборот, увеличивается на 1. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое (целое), надо к разности прибавить вычитаемое (сложить части). Чтобы найти неизвестное вычитаемое (часть), надо из уменьшаемого (целого) вычесть разность (часть). Увеличить на __ единиц (+) | Уменьшить на __ единиц (-) | На сколько больше (меньше) (-) | 9 |
Свойства сложения и вычитания. Переместительное свойство сложения: а+в = в+а (От перестановки слагаемых сумма не изменяется) Сочетательное свойство сложения: (а+в)+с = а+(в+с) (Чтобы к сумме чисел а и в прибавить число с, можно к числу а прибавить сумму чисел в и с) (397+51)+(249+3) = (397+3)+(51+249) = 700 Вычитание суммы из числа: а-(в+с) = (а-в)-с = (а-с)-в (Чтобы вычесть сумму из числа, можно сначала вычесть одно слагаемое, а потом другое) 128-(28+4) = (128-28)-4 = 96 Вычитание числа из суммы: (а+в)-с = (а-с)+в = а+(в-с) (Чтобы вычесть число из суммы, можно вычесть его из одного слагаемого и прибавить второе слагаемое) (364+415)-264 = (364-264)+415 = 515
Компоненты умножения и деления, их взаимосвязь. 1-й МНОЖИТЕЛЬ | 2-й МНОЖИТЕЛЬ | ПРОИЗВЕДЕНИЕ |
3х4=12 (письменный знак умножения – точка) Три умножить на четыре получится двенадцать. По три взять четыре раза получится двенадцать. Первый множитель – 3, второй множитель – 4, произведение равно двенадцати. Произведение чисел трёх и четырёх равно двенадцати. Три увеличить в четыре раза получится двенадцать. 3 – это часть, 4 – это часть, умножаем части, получаем целое – 12. 3х5=15 3х6=18 При увеличении множителей произведение увеличивается. Чтобы найти неизвестный множитель (часть), надо произведение (целое) разделить на известный множитель (часть). 12:3=4 Двенадцать разделить на три получится четыре. Делимое – 12, делитель – 3, частное равно четырём. Частное чисел двенадцати и трёх равно четырём. Двенадцать уменьшить в три раза получится четыре. 12 – это целое, 3 – это часть, целое делим на одну часть, получаем другую часть – 4. 15:3=5 18:3=6 При увеличении делимого частное тоже увеличивается. 12:4=3 12:6=2 При увеличении делителя частное, наоборот, уменьшается. Чтобы найти неизвестное делимое (целое), надо частное (часть) умножить на делитель (часть). Чтобы найти неизвестный делитель (часть), надо делимое (целое) разделить на частное (часть). Увеличить в __ раз (х) | Уменьшить в __ раз (:) | Во сколько раз больше (меньше) (:) | 11 |
|
Составление плана. 1. Разделите текст на части, отметьте галочкой начало каждой части. 2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части. Определите основную мысль каждой части. 3. Озаглавьте каждую часть своими словами (предложением, словом) или цитатой из текста. Запишите заголовки. 4. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите текст; убедитесь в том, что план отражает главное, не содержит повторений.
Подробный пересказ по плану. 1. Прочитайте текст (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий). 2. Наметьте его смысловые части (картины). 3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста). 4. Перескажите весь текст по плану при закрытой книге. 5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев текст.
Краткий пересказ. 1. Перечитайте текст. 2. Определите смысловые части: а) озаглавьте их, составив план; б) или выделив в них ключевые (опорные) слова. 3. Расскажите о главном в каждой части. 4. Перескажите текст сжато (по плану или ключевым словам), отразите самое главное. 5. Проверьте, нельзя ли пересказать текст ещё короче, но не пропуская главного.
Заучивание стихотворения наизусть. 1. Прочитайте стихотворение вслух, объясните трудные слова. 2. Прочитайте выразительно. Почувствуйте настроение, ритм. 3. Прочитайте стихотворение ещё 2 – 3 раза. 4. Через несколько минут повторите по памяти, не заглядывая в текст. 5. Повторите ещё раз перед сном, а утром прочитайте по учебнику и расскажите по памяти. 6. Если трудно запоминается, учите по четверостишиям или смысловым отрывкам (1; 2; 1-2; 3; 1-2-3; …), а затем полностью. 2
Былина. 1. В основе лежит историческое событие. 2. Былины получили своё название от слов «быль», «было». 3. Неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. 4. Герои русских былин – богатыри. 5. Построена в стихотворной форме. 6. Былина имеет песенный характер: исполнялась на пирах сказителями, рассказывалась нараспев, сопровождалась игрой на гуслях. 7. Язык былины: устаревшие слова (архаизмы), устойчивые выражения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 8. Троекратный повтор, волшебные силы и персонажи.
Богатырская сказка. 1. В основе лежит историческое событие. 2. Неизвестные древние авторы. 3. Герои богатырских сказок – богатыри. 4. Построение – проза. 5. Язык богатырской сказки: устаревшие слова (архаизмы), устойчивые выражения. 6. Троекратный повтор, волшебные силы и персонажи.
Средства художественной выразительности.
1. СРАВНЕНИЕ – сопоставление, уподобление одного предмета другому на основании общего признака.
2. ЭПИТЕТ – художественное образное определение.
3. ГИПЕРБОЛА – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.
4. МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений.
5. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение признаков и свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. 4
Состав слова. 1. КОРЕНЬ – это главная значимая часть слова, в которой заключён смысл всех однокоренных слов. Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей. Вода, водица, подводный, наводнение, водяной, половодье. Однокоренные слова – это слова, у которых общий корень и значение. 2. СУФФИКС – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Дом – домик, домовой, домище. 3. ПРИСТАВКА – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Бежал – убежал, прибежал, отбежал, набежал. Приставка – часть слова, поэтому она пишется со словом слитно. 4. ОКОНЧАНИЕ – изменяемая часть слова. Не служит для образования новых слов. Образует формы слова. Чтобы найти окончание, надо изменить слово. Человек , у человека , человеком . Образец разбора слова по составу: Сказ – сказывать, рассказы, сказки, сказочный.
Заглавная буква. 1. С заглавной буквы пишется начало предложения. Осень. По небу плывут хмурые тучи. 2. С заглавной буквы пишутся имена, отчества, фамилии людей; имена сказочных героев, клички животных; Татьяна Павловна Комарова; Морозко; попугай Кеша географические и астрономические названия; страна Россия, город Курган, река Тобол, улица Пичугина, звезда Солнце, планета Земля названия кинофильмов, спектаклей, газет, пароходов, детских садов, театров и т.д. (для особой важности выделяются кавычками) книга ,,Маугли”, команда ,,Динамо”, театр ,,Гулливер”
Перенос слов. 1. Слова переносятся по слогам. Ха-рак-тер. 2. Ь, Ъ, Й не переносятся на следующую строку. Буль-он, отъ-езд, май-ка. 3. Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву. 4. Удвоенные согласные в середине слова разбиваются переносом. Кас-са. Например, разделите на слоги и для переноса слова: Любимая, лю-би-ма-я, лю-бимая, люби-мая. 6 Части речи.
1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? (кто?) птица, человек, тигр (что?) дверь, метель, мир, питание, дружба Имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными. ОДУШЕВЛЁННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ обозначают живые предметы и отвечают на вопрос КТО? (кто?) родители, второклассник, бабочка НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос ЧТО? (что?) учебник, мир, терпение
2. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? дети (какие?) милые, славные, симпатичные, вежливые, внимательные Имя прилагательное всегда связано с именем существительным. (что?) гриб (какой?) красный, (кто?) кошка (какая?) усатая, (что?) дерево (какое?) ветвистое, (кто?) дети (какие?) вежливые
3. ГЛАГОЛ – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? комар (что делал?) летал, звенел, комар (что делает?) кусает, изводит, комар (сделал?) укусил, усмехнулся
4. МЕЖДОМЕТИЕ – это часть речи, которая выражает разные чувства: радость, восторг, восхищение, страх, боль, жалость и др. К междометиям нельзя задать вопрос. ах, эх, ух, ох, ай, ой, хе-хе, фу
5. ПРЕДЛОГ – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлоги с другими словами пишутся раздельно. Гулял в_парке. Гулял в (красивом) парке.
Синонимы и антонимы. 1. Синонимы – слова различные по звучанию, но близкие по значению. бегемот – гиппопотам, бежать – мчаться, красный – алый 2. Антонимы – слова с противоположным значением. ранний – поздний, утро – вечер, вверх – вниз, кричать – шептать, громко – тихо 8 Рассказ о числе. Число 345 трёхзначное, т.к. состоит из трёх разрядов: сотен, десятков, единиц; записывается с помощью трёх цифр: 3, 4, 5. В натуральном ряду чисел стоит на 345-ом месте. Десятичный состав: 345=3с4д5е=3с45е=34д5е Именованное число: 345см=3м4дм5см=3м45см=34дм5см Соседи числа 345: предыдущее число 344, последующее 346. Сумма разрядных слагаемых: 345=300+40+5
Сложение и вычитание столбиком. 1 1 . 10 .10.10 . 10 . 9 10 . 9 10 385 _648 _521 _804 _800 _806 + 456 357 446 532 347 287 841 291 75 272 453 519
Действия с именованными числами (сложение и вычитание величин). 8м4см-2м7дм9см=5м2дм5см 8м4см=804см 2м7дм9см=279см . 9 10 _804 279 525 525см=5м2дм5см
Анализ и решение задачи. Магазин продал в понедельник 236 м ткани, во вторник – на 95 м больше, чем в понедельник и на 108 м больше, чем в среду. Сколько метров ткани продал магазин за 3 дня? ? м 236м ?(236+95)м ?(В.-108)м На главный вопрос задачи Сколько метров ткани продал магазин за 3 дня? мы сразу ответить не можем, т.к. не знаем сколько метров ткани продал магазин во вторник и в среду. Зная, что в понедельник магазин продал 236 м ткани, а во вторник – на 95 м больше, чем в понедельник, мы сможем найти, сколько метров ткани продал магазин во вторник действием сложения, нам подсказывают слова на __ больше. Узнав, сколько метров ткани продал магазин во вторник, мы сможем найти, сколько метров ткани продали в среду. В условии задачи сказано: во вторник – на 95 м больше, чем в понедельник и на 108 м больше, чем в среду. Это косвенное условие, подсказывает слово и. Значит в среду на 108 м меньше, чем во вторник. Находим действием вычитания, нам подсказывают слова на __ меньше. Узнав, сколько ткани продал магазин во вторник и в среду, мы сможем ответить на главный вопрос задачи Сколько метров ткани продал магазин за 3 дня? действием сложения, чтобы найти целое надо сложить части (складываем 3 части). Задача решается в три действия… 1) 236+95=331(м)-продал магазин во вторник. 2) 331-108=223(м)-продал магазин в среду. 3) 236+331+223=790(м) Ответ: 790 метров ткани продал магазин за 3 дня. 10
Свойства умножения и деления. Переместительное свойство умножения: а х в = в х а (От перестановки множителей произведение не изменяется) Сочетательное свойство умножения: (а х в) х с = а х (в х с) (Чтобы произведение чисел а и в умножить на с, можно число а умножить на произведение чисел в и с) 2х(7х5)=(2х5)х7=10х7=70 Распределительное свойство умножения (умножение суммы на число) (а+в) х с = а х с + в х с (Чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и полученные результаты сложить) (10+4) х 6 = 10 х 6 + 6 х 6 = 60 + 24 = 84 Деление суммы на число: (а + в) : с = а : с + в : с (Чтобы разделить сумму на число, можно разделить на это число каждое слагаемое и полученные результаты сложить) (40+8):4 = 40:4 + 8:4 = 10 + 2 = 12
Умножение и деление с 0 и 1. а х 1 = 1 х а = а При умножении числа на 1 получается то же самое число. а х 0 = 0 х а = 0 При умножении числа на 0 получается 0. а : а = 1 При делении числа на себя получается 1. а : 1 = а При делении числа на 1 получается то же самое число. 0 : а = 0 При делении нуля на любое число получается нуль. Делить на 0 нельзя!
Соотношения между единицами измерения длины.
1 км ____ 1 м ____ 1 дм ____ 1 см ____ 1 мм 1000 10 10 10
Периметр (P) и площадь (S) прямоугольника и квадрата. а S = а х в а = S : в в = S : а P = (а+в) х 2 P = а х 2 + в х 2 в а = P : 2 – в в = P : 2 – а
а S = а х а P = а х 4 а = P : 4 12
|