материалы улусного конкурса "Учитель года- 2015 "
материал на тему
В материалах представлены конкурсное задание эссе "Я- учитель", описание педагогического опыта, презентация "Методический семинар "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_dorofeevoy_s_v_mbou_mar-kyuelskaya_sosh.docx | 21.4 КБ |
obyasnitelnaya_zapiska_dorofeevoy_s.v.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсное задание «эссе»
Дорофеева Саргылана Витальевна, учитель начальных классов
МБОУ «Мар-Кюельская СОШ» Сунтарского улуса
«Я – учитель »
«Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику,
как отец, мать, - он будет лучше того учителя,
который прочел все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он - совершенный учитель».
Л.Н.Толстой
Учитель…. Как много сказано об этой профессии. И каждый по-своему понимает, воспринимает её. Но, на мой взгляд, нет на свете прекраснее, чем профессия-учитель. С самого первого вступления на порог школы учитель становится всем для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания. Недаром все дети любят играть в учителей в раннем возрасте. Вот и меня не обошла стороной игра в школу. Я любила обучать своих игрушек, сестренку, братишку, ставить им оценки за поведение, за домашние задания.
Выйдя за порог родной Сунтарской средней школы №1, отправившись в первое длинное путешествие по школе жизни, я выбрала себе профессию учителя. Студенческие годы пролетели незаметно. Были и первые разочарования, и первые успехи, первое восхищение от того, что на тебя смотрят милые доверчивые создания-детишки, которые ждут от тебя чего-то интересного и нового.
Успешно закончив в 1983 году Магаданский государственный педагогический институт, я получила направление в Мар-Кюельскую восьмилетнюю школу Сунтарского района. Было очень трудно привыкать ко всему вчерашней студентке, стоять перед учениками и учить их жизни, учить тому, чему меня в свое время учили. Конечно, не передать словами мое состояние, когда я вела свой первый в жизни класс. Не передать того, что чувствовала в то время, какие эмоции заполняли мою душу.
С тех пор прошел 31 год. В моей трудовой книжке стоит одна единственная запись о том, что с 15 августа 1983 года назначена учительницей начальных классов в Мар-Кюельскую восьмилетнюю школу.
Я по-прежнему живу в селе Мар-Кюель и работаю в той же школе. И каждый день я убеждаюсь, что не зря выбрала профессию учителя. Приятно, когда тебя окружает толпа детишек и все что-то рассказывают свое, каждый стремится быть первым. Только дети-малыши понимают состояние учителя. Поэтому в школу прихожу всегда в приподнятом настроении, ведь дети всегда чувствуют настроение. Для меня моя работа-это смысл жизни.
Современному учителю нужно знать многое, чтобы не разочаровать пытливый ум. Младший школьный возраст является тем временем в жизни человека, когда формируется основа умения учиться. В этом возрасте важно не упустить то, что будет залогом не только обучения в школе, но и фактором успешности на протяжении всей жизни.
Так как я работаю в якутской школе, особое внимание уделяю обучению детей русскому разговорному языку с первого класса. Ведь зная русский язык с младших классов, ребёнок может хорошо усвоить другие предметы.
При проектировании своей деятельности я использую чтение так, чтобы оно выполняло не столько контролирующую функцию, сколько воспитывающую, формирующую. И с первых дней в школе у детей формирую не только умение быстрого чтения, но и вдумчивое чтение содержания .
Считаю важным учить детей проектной деятельности, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому не только значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, но и внеурочные занятия могут быть использованы для организации проектной деятельности.
Мною успешно были разработаны и реализованы проекты «Моя семья в годы войны», «Реликвии моей семьи», «Сквер в селе Мар-Кюель». Такой вид деятельности сплачивает коллектив, приобщает к изучении истории родного края, истории семьи, воспитывает взаимопонимание, взаимоуважение.
Без объективной оценки своих действий ребенку очень сложно двигаться к успеху. Поэтому одним важным педагогическим средством, на мой взгляд, является демонстрация ученику положительных изменений в нём относительно самого себя. Для этого в образовательном пространстве нашего класса я использую ситуации, настраивающие на успех. Лист успеха и Урок успеха – это названия педагогических средств, которые позволяют не только обратить внимание ученика на его успех, но и зафиксировать продвижение. Чтобы «крайний» результат стал следующей точкой отсчета, требуется ситуация успеха, где учитель как бы «ловит на хорошем» ребенка. Тогда, понимая, что продвижение состоялось благодаря приложенным усилиям, ребенок испытывает желание двигаться дальше.
Еще одним важным педагогическим средством для меня является портфель достижений. Это собрание фактов, материалов, демонстрирующих ученику его успехи за длительный период времени и в разных сферах деятельности. Работая с портфелем достижений, ученик понимает, что он успешный и сам может строить траекторию своего развития. Так в своем последнем выпускном классе я предложила выпустить книгу «Саҥа саҕахтары арыйыахпыт», где были внесены творческие работы, рисунки, доклады учащихся.
Учителем может быть не каждый. Учитель-это дар природы, талант. Учитель должен быть примером для подражания. Для меня быть учителем - счастье. Каждый день видеть своих учеников, видеть их глаза, а глаза полны ожидания, чуда, новых открытий. Я готова к вопросам и неожиданным ответам.
Простое правило успешной работы с детьми: доброта, чистое сердце, творчество, терпенье и понимание. Ответственность, энтузиазм, эмоциональный настрой - слагаемые педагогического успеха.
Предварительный просмотр:
Описание педагогического опыта
Дорофеевой Саргыланы Витальевны, учителя начальных классов
МБОУ «Мар-Кюельская СОШ».
Активизация познавательной деятельности младших школьников как условие успешного обучения.
Активность личности в обучении является важнейшим фактором для достижения целей обучения, общего развития личности.
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. В Федеральных стандартах сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, — это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.
Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познаёт законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Активность младшего школьника на уроке прямо связана с его познавательным интересом, поэтому можно утверждать, что развитие этого качества личности ученика положительно повлияет на его познавательную активность.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой — путём определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников — это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление — сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперёд. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Я остановлюсь на некоторых способах развития познавательной активности младших школьников.
Очень нравятся учащимся уроки необычные по организации и форме проведения, например: уроки-соревнования, уроки-КВН («Животные нашего края»), уроки-конкурсы, уроки-обобщения, уроки-игры («Знатоки»), уроки-экскурсии («В гости к осени», «Наша школа»), уроки-путешествия («Путешествие в Страну Знаний»), интегрированные уроки.
В книге Шалвы Амонашвили «Здравствуйте, дети», есть такие слова: «… без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». Поэтому стремлюсь создать на каждом уроке такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребёнку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. С большим успехом у нас на уроке проходят такие игры как «Цепочка», «Почтальон», «Прогулка по лесу», «Помоги Незнайке», «Решето» и т. д.
Существенно повышает интерес учащихся к учебному предмету и использование на уроке ИКТ. На уроке используются мультимедийные диски «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», презентации, проектор для проведения уроков и внеклассных мероприятий, мультимедийные пособия, тренажеры, компьютерные тесты. С помощью программы Movie Maker, Camtasia Studio 6 делаю монтаж видеофильмов, клипов. В 2011 году по итогам экскурсии в Тойбохойский краеведческий музей создан рекламный ролик. После демонстрации фильма 100% учащихся начальных классов посетили музей. К 80-летнему юбилею школы был создан фильм об истории , о традициях школы «Уерэммит оскуолам». Фильм занесен в фонд улусной библиотеки. Постоянно пользуюсь Интернет –ресурсом. Зарегистрирована на сайтах www.vot-zadachka.ru, www.nic-snail.ru, http://festival.1september/ru, www.pedsovet.su. Создала персональный сайт в социальных сетях работников образования nsportal.ru.
Использование занимательного материала на уроках также способствует развитию познавательной активности. Включённые в урок загадки, сказки, легенды, просто интересные факты, кроссворды, карточки с заданиями, тесты — всё это, несомненно, интересует младших школьников.
Способствует развитию познавательной активности учащихся и внеурочная деятельность, в частности, предметные недели. В рамках предметных недель проводятся олимпиады, беседы, познавательные игры и викторины, конкурсы рисунков и наглядных пособий, плакатов и стенгазет. Эти мероприятия стимулируют интерес младших школьников к учебной деятельности, познанию окружающего мира, формируют устойчивый познавательный интерес, позволяют проявить и развить свои интеллектуальные и творческие способности.
В целях активизации познавательных интересов учащихся, развития творческих способностей пользуюсь возможностями Интернета. Мои ученики активно участвуют на дистанционных конкурсах, олимпиадах. Так Иванов Дима, Соколов Алеша ( 3 класс) приняли участие во II международном литературном конкурсе « Сказка в новогоднюю ночь». В 2012 году успешно участвовали в III Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку для 3-4 классов, были отмечены дипломами II и III степени 3 учащихся - во Всероссийском конкурсе детских рисунков «Страна Безопасности». Также мои учащиеся стали обладателями поощрительного приза республиканского конкурса молодых корреспондентов. Иванов Дима стал победителем республиканского конкурса рассказов «Я и мои финансы». Работы учащихся выставлены на сайтах www.vot-zadachka.ru, www.pedsovet.su,
В наслежном конкурсе плакатов по пропаганде ЗОЖ 3 работы учащихся заняли призовые места. Администрация наслега заказала по этим рисункам баннеры, они установлены на улицах села.
Развивает любознательность, повышает познавательную активность школьников и проектная деятельность, прочно вошедшая в систему работы начальной школы. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нём, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать её; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнёрами. Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности. Свидетельством моей успешной работы над формированием первичных навыков исследовательской деятельности младших школьников являются достижения моих учащихся. Так по итогам проекта « Моя семья в годы войны», посвященного 65-летию Победы, вышел в печать сборник воспоминаний ветеранов войны и тыла « Уйэлэргэ умнуллубат». Были успешно реализовали проект « Моя родословная», «Помоги птицам!». В 2012 году 50 % учащихся класса представили свои работы на кустовом НПК « Первые шаги» по теме «Зеленый росток» . Из них доклад Соколова Алеши на улусном этапе занял 3 место. В 2013 году на улусной НПК «Ломоносовские чтения» коллективный проект «Сквер в селе Мар-Кюель» занял 3 место. Доклад Иванова Димы занял 1 место в улусной НПК «Мин тыа сирин о5отобун» и 1 место в улусной НПК «Сунтаар улууьун уустара».
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
В заключение хочется отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого учителя — совершенствовать, варьировать формы, методы, приёмы и способы работы так, чтобы детям было интересно учиться. А для этого и сам педагог должен быть человеком любознательным, интересующимся, активным. Ведь только такой учитель может помочь учащимся научиться испытывать радость от процесса познания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий Нового Года 2015
Сценарий Нового Года 2015...
педагог года -2015
Рекомендация образовательного учреждения.Разрешение родителей на размещение видеоматериалов.Информационная карта участника конкурса "Педагог года - 2015"....
Конкурс "Учитель года-2015". Визитка
В наше время при знакомстве принято обмениваться визитными карточками. По ним можно составить некоторое представление о характере, интересах и особенностях человека. Позвольте предложить вам мою визит...
"Учитель года - 2015"
Содержатся информационная карта, рекомендация ОУ...
Технология проблемного обучения. выступление на семинаре проводимого в рамках "Учитель года 2015"
В наших же учительских руках есть огромная возможность создать такой процесс обучения ,при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятель...
Мое эссе-учитель года 2015.
Из педагогического опыта работы Шаяхметовой Лейсан Рафкатовны, учителя начальных классов МБОУ «Габишевская СОШ»....