Эссе
статья на тему
Предварительный просмотр:
Твердят:
Вначале было слово,
А я провозглашаю снова,
Всё начинается с любви-
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка,
Всё начинается с Любви.
(Р.Рождественский)
Учитель…. Как много в этом слове ноток гордости, уважения и понимания. Нет на свете прекраснее и милее, чем профессия-учитель. С первого дня работы в школе учитель заменяет детям самого дорого человека - маму. Он становится всем для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания. Недаром ребята любят играть в учителей в раннем возрасте. Вот и меня не обошла стороной игра в школу. Я любила обучать своих кукол, ставить им оценки за поведение, за домашние задания. Выйдя за порог любимой школы, отправившись в первое длинное путешествие по школе жизни, я выбрала себе профессию учителя.
А сейчас я сама стою перед учениками и учу тому, чему меня в свое время учили учителя. Конечно, не передать словами, чувства испытанные мной, когда я впервые вела в класс своих учеников. Не передать того, что чувствовала в то время, какие эмоции заполняли мою душу. Постепенно я влилась в школьную жизнь, нашла подход к детям и коллегам.
Учитель, педагог - кто он? Педагог в переводе с греческого означает «детоводитель». Но идущий должен знать, куда идет; ведущий – куда ведет. Чем лучше знаем дорогу, тем она безопаснее. Чем радостнее путь, тем легче он будет пройден. Учитель должен думать о том, куда он хочет привести детей, каким будет их ум, какой станет их душа.
В наше время учителя носят почетные звания «учитель высшей категории», «заслуженный учитель России», а до революции самым почетным было звание «народный учитель». Федор Михайлович Достоевский однажды написал: «Учитель – это штука тонкая; народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Деньгами вы, например, настроите школ, но учителей сейчас не наделаете. Люди, люди – это самое главное. Люди дороже даже денег. Людей ни на каком рынке не купишь и никакими деньгами, потому что они не продаются и не покупаются, а опять-таки только веками выделываются...». Это очень актуально для нашего времени. Если слишком увлечься идеей учителя как менеджера, как продавца образовательных услуг, то кто же будет воспитывать наших детей? Чтобы стать действительно народным, учителю необходимо у себя самого формировать целостное мировоззрение. И тогда про учителя можно будет сказать евангельскими словами: «Благíй человѣ́къ от благáго сокрóвища сéрдца своегó изнóситъ благóе: и злы́й человѣ́къ от злáго сокрóвища сéрдца своегó изнóситъ злóе: от избы́тка бо сéрдца глагóлютъ устá егó.»(Лк.6:45). К этим словам можно добавить, что от избытка сердца учителя строится его поведение и организуется вся его дидактика. У человека, которого мы воспитываем, должны быть святые истины и святые имена, святые принципы и святые, непререкаемые правила поведения. А где мы воспитываем? Где учим? Конечно же в школе.
Школа - это не здание и не учебные предметы, а лица, характеры, личности твоих учеников. Глядишь на своих учеников и кажется, что это не они пару лет назад с трудом находили дверь своего класса, не они путали звонки с урока и с перемены. Как они себя чувствуют рядом с тобой, что думают? Так необходимо знать, что ты им нужен здесь и сейчас; вселять в них уверенность в свои силы, просто улыбнуться всем и сказать: «Здравствуйте!».
Сохранить душевную близость на долгие годы со своими учениками – мечта, наверное, любого учителя. А умеем ли мы любить детей по – настоящему и проявлять эту любовь так, чтобы ребёнок это почувствовал. Важным условием этого является школьная атмосфера, психологический климат в классе. Ведь класс для ребёнка должен стать семьёй, где он чувствует себя равным среди других детей, защищённым, где ему уютно и тепло. Роль учителя здесь ключевая, и она огромна. Это учитель, как мать, наводит порядок, мирит драчунов, переживает с детьми их приключения, справедливо наказывает и жалеет.
Любовь учителя к детям должна быть без каких – либо условий. Любить ребёнка безусловно – значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешности, способностей, достоинств, недостатков, плюсов и минусов. Это, конечно, вовсе не означает, что нам всегда нравится его поведение. Безусловная любовь означает, что любить ребёнка мы должны, даже если поведение его вызывает у нас неприятие.
И ещё не менее важный момент в общении с детьми: как бы вы ни были заняты, крайне необходимо выкраивать время на индивидуальное общение с ребёнком. Не должно быть в классе детей, с которыми вы хотя бы раз в неделю не разговаривали лично. Пусть даже это совсем не школьная тема разговора. Чтобы ребёнок мог в такие минуты сказать себе: «В эту минуту моя учительница только со мной, я для неё сейчас самый главный». Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Ведь учитель - это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знает свой предмет, знает, что только большой багаж знаний дает право учить других. Учитель сегодняшнего дня – это человек, преданный своему делу и своим ученикам. Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник; потребуется – писатель, певец. Учитель - помощник, советчик, воспитатель ещё неокрепших юных сердец, защитник, стремящийся уберечь от плохого своих воспитанников в водовороте жизни. Учитель - человек, который старается сформировать у своих учеников определённое мировоззрение. Именно в общеобразовательной школе учащиеся на всем протяжении предметного обучения в определенной системе овладевают основами наук о природе, обществе и человеке. Они усваивают ведущие мировоззренческие, исторические, нравственные, эстетические, экологические идеи и понятия, закладывают убеждения, что является научной основой формирующегося самосознания, мировоззрения школьника. Существуют различные подходы в определении мировоззрения, однако все ученые сходятся в оценке значимости формирования мировоззрения личности, которая реализуется через учебный процесс, поэтому он должен быть построен таким образом, чтобы, в конечном итоге, привести к формированию у учащихся научного мировоззрения. Достаточно глубоко понятие «мировоззрение» раскрывается в работах Лернера И.Я., который сделал попытку выделить глубинные характеристики явления, раскрывающие взаимосвязь усвоенных мировоззренческих знаний с фундаментальными личностными образованиями: потребностями, идеалами, ценностными ориентациями. Формирование научного мировоззрения – сложный и многосторонний процесс. Рубинштейн С.Л. писал: "Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. В этом заключается основной закон психологического развития ребенка". Он отмечал, что каждая концепция обучения, которую сформирует педагог, включает в себя (осознает он это или нет) определенную концепцию развития, которая опирается на соответствующую теорию образования. Следовательно, в процессе обучения у него формируются убеждения, выстроенные на определенной системе образования, возникает собственная точка зрения, складывается абстрактно-логическое мышление и появляется система обобщенных знаний об окружающем мире и месте в нем человека. Мировоззрение в данном случае основывается на базе более углубленного восприятия окружающей действительности. Школа - это вечная молодость, постоянное движение вперёд.
Конечно же школа не остаётся в стороне от перемен, происходящих в обществе. Работая по системе развивающего обучения, я поняла, что научить детей, это ещё не значит дать им максимум знаний, умений и навыков, а это значит помочь детям самим понять смысл учения.
Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару в душе ребёнка. Желание ребёнка учиться во многом зависит от учителя, его умения определить возможности школьника, его индивидуальность. Без интереса к личности учителя нет интереса к учению. А я не просто учитель. Я – первая учительница, которая входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение для него будет радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Миссия учителя – быть проводником. Проводником доброго, светлого, вечного. Поэтому, как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой собственный неповторимый стиль жизни. Это умение общаться, искусство говорить и слушать. Особенно важным я считаю аспект развития творческих способностей учителя, так как только собственный опыт творчества, по моему глубокому убеждению, позволяет ему воспитывать творческую личность ребёнка. Я убеждена в том, что учитель, а тем более учитель начальных классов, должен быть артистом. Педагог должен владеть способностью перевоплощаться, умением входить в роль, удивлять.
Очень важно, чтобы на каждом уроке ребёнок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы. Поэтому каждый успех ученика я делаю достоянием всего класса, поддерживаю инициативу и начинания своих ребят, тем самым стараюсь создать ситуацию успеха на уроке и проложить мост к взаимопониманию. Быть одним целым: ты и дети – это цель, наверное, каждого учителя. Главная моя задача, как учителя, воспитывать в ученике человечность и доброту. Еще я должна научить детей самостоятельно добывать знания. Для этого нужно постоянно совершенствоваться, только тогда я смогу быть интересной и полезной своим ученикам.
Спор о том, кто важнее: специалист-ученый или философ - подобен спору о том, кто нужнее для продолжения рода - мужчина или женщина. Очевидно, что каждый, выполняя свои функции в культуре, зависит от другого и каждый является главным в определенном аспекте видения мира.
Для меня профессия учителя всегда была воплощением доброты и понимания детей. Учитель – это человек, который закладывает в своих учениках любовь к знаниям, желание учиться, направляет их в жизни, делает их мир ярче и интереснее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе
Рассвет. Здравствуй новый день! Спешу в Родную МОУ "первомайская СОШ" к своим незнайкам и почемучкам. Ждут меня там двадцать пять упрямых пытливых ребят. Они непокорны, как горные реки, капризны, бесс...
Мое педагогическое эссе.
Размышление о том, почему я много лет работаю учителем самых маленьких жителей "школьной страны"....
Эссе
Моё педагогическое кредо...
Эссе «Новые информационные технологии в обучении»
Эссе «Новые информационные технологии в обучении». В работе отражается взгляд педагога на данную проблему....
Эссе "Счастливый дар-учить детей"
Эссе "Счастливый дар-учить детей". ...Есть на земле немало достойных профессий, но педагогами становятся по особому призванию и велению сердца те, кто изо дня в день дарит тепло своей души и отдает се...
Эссе "Дар души" Моя педагогическая философия
Эссе "Дар души"...