УУД
статья (1 класс) на тему

Козьмина Ирина Ивановна

Универсальные учебные действия и способы их формирования у первоклассников УМК «Школа 2100»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23_aprelya.docx39.15 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Универсальные учебные действия

и способы их формирования

у первоклассников

УМК «Школа 2100»

Учитель начальных классов

Козьмина Ирина Ивановна

2013

Краснокаменск

 Живя и работая в 21 веке,  мы не можем отрицать, что современный мир меняется с высокой скоростью. Претерпевает изменения абсолютно всё:  будь то мышление человека, наука, образование. Объём информации, доступный человеку,  уже недостаточен для понимания и осмысления происходящего вокруг. Те знания, которые человек получил в школе, не отвечают современным требованиям.

 Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка, не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений:

 1) универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться;

 2) формировать у детей мотивацию к обучению.

         В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса.  Поэтому результатом обучения в начальной школе должно стать формирование

у обучающихся “умения учиться”, т.е. формирование универсальных учебных действий, позволяющих в дальнейшем решать различные задачи и не только учебные.  Успешность обучения в школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.

         Универсальные учебные действия (УУД) как совокупность способов действий обучающегося обеспечивают способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.

 Одно из ключевых понятий предметных программ образовательной системы «Школа 2100» – это линия развития ученика средствами предмета, что означает совокупность связанных друг с другом умений, последовательное развитие которых обеспечивает достижение предметных результатов. Каждый учебный предмет решает задачи достижения предметных, личностных и метапредметных результатов.

 В учебниках по УМК образовательной системы «Школа 2100» («Математика» авт. Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких; «Окружающий мир», авт. А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан; «Литературное чтение» авт. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеев :

задания, ориентированные на формирование метапредметных умений, маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (● личностные - красным,● регулятивные - оранжевым,● познавательные - синим,● коммуникативные - зеленым). Задания, нацеленные на предметный результат, обозначаются точками серого цвета - ●).

 Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и

специфических способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

С первых уроков учимся с детьми ставить учебные задачи, сначала с моей помощью, а затем уже дети самостоятельно обьясняют последовательность учебных операций (действий), которые нужно осуществить для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Сделать они это могут только после того, как научились определять количество звуков в слове, давать характеристику звука (гласный: ударный или безударный; согласный: звонкий или глухой; мягкий или твёрдый, парный - непарный), обозначать каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ребёнок  будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием.

Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.

В УМК образовательной системы «Школа 2100» предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений детей переносить конкретные предметные умения, сформированные при решении учебных задач, для решения задач практического характера.

Чем хорош УМК «Школа 2100», так это то,  что уроки, связанные с приобретением нового знания или умения   сконструированы таким образом, что ведётся   диалог  педагога с классом. При этом диалог организован на страницах самих учебников как на основе предложенных проблемных ситуаций и сопровождающих их проблемных вопросов, так и инструкций к отдельным заданиям, носящих исследовательский характер;  предусмотрена совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.

Постоянно ведётся  совместная работа  учителя с классом и учащихся друг с другом (во фронтальном диалоге, при работе в парах и малых группах). В частности, технология продуктивного чтения, реализованная во всех составляющих данного УМК, "работает" только в режиме учебного

сотрудничества.

 Для того чтобы УУД стали залогом успешного образования школьника, необходимо поэтапное формирование их.

Так,  для формирования  регулятивных УУД, применяю такие формы работы с детьми:

- проговариваем  последовательность действий на уроке,

 - высказываем  своё  предположение (версию),

 - работаем  по предложенному плану,

 - совместно даём  эмоциональную оценку  деятельности класса на уроке.

 - учимся отличать верно выполненное  задание от неверного. Познавательные универсальные учебные действия (в том числе чтение и работа с информацией):

- дети учатся ориентироваться в учебнике (разворот, оглавление, словарь),

- находят  ответы  на вопросы, при этом используют учебник,  свой жизненный опыт  и информацию, полученную  на уроке,

 - умеют  сделать выводы в результате совместной работы всего класса,

 -  сравнивать и группировать предметы,

 - находят  закономерность в расположении фигур по значению одного признака,

 - называют  последовательность простых знакомых действий, находят пропущенное действие в знакомой последовательности,

 - подробно  пересказывают  небольшие  тексты,  определяют  и формулируют  их темы.

Для формирования коммуникативных  универсальных  учебных действий необходимо:

 - научить ребенка доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

 - содействовать пониманию других позиций (взглядов, интересов);

 - научить договариваться с людьми  согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что-то сообща.

 Сейчас, когда близится окончание первого класса, у детей наблюдается  стремление к осмыслению: объяснение, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил (личностные результаты)

  - Стремление к самосознанию: объяснение самому себе, какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества), что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы), что у меня получается хорошо, а что нет (результаты).

 - Стремление к самоопределению: осознание себя ценной частью большого

разнообразного мира (природы и общества); объяснение, что связывает меня с моими близкими, друзьями, одноклассниками, с земляками, народом, с Родиной, со всеми людьми, с природой.

 - Стремление к совершению «поступков»: выбор действия в однозначно оцениваемых ситуациях на основе: известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения; сопереживания в радостях и в бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников; сопереживания чувствам других, не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.

- Умение признавать свои плохие поступки.

Работа по новым стандартам - это применение учителем нестандартных

приемов и методов обучения, формирующих нестандартную личность,

способную успешно адаптироваться в нестандартных условиях современного

динамично развивающегося общества.

         Современный урок - это не просто передача сведений и работа на конечный  результат; это формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию, технология проблемно-диалогического обучения готовит учеников к поиску самостоятельного решения, а учитель только направляет эту деятельность.

 Главное для учителя - помнить, что каждый ребёнок – личность, со своим характером, способностями и умениями. Каждый по-своему интересен, каждый – звёздочка, которая выбирает свою траекторию полёта. Каждая звёздочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

 Первый класс – самый трудный, не только для ребёнка, познающего азы, но и для учителя, который должен сформировать у школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е универсальные учебные действия. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Так, для формирования коммуникативных УУД применяю такие виды работ на уроках, как работа в парах и работа в группах.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

-  полное внимание к однокласснику;

-  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

 - терпимость, дружелюбие:

 никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

Урок русского языка, повторение изученного:

На данном уроке прослеживались межпредметные связи с уроками русского языка и  музыки – давайте послушаем, как идёт дождь.

- Как называется дождь, который льёт как из ведра?

- Какой дождь называется ситничек?

- Что за дождь косохлёст?

- Какой дождь мы называем грибной?

На доску прикрепляю  название дождей. Начинается работа в группах.

 -Возьмите карточки, соберите пазлы и узнайте, какой дождик нарисован на вашей картинке?

- К слову дожди подберите родственное слово.

И вновь работа в группах. Задание: составьте предложение из слов с новым словом дождевик. Все выполненные работы помещаются на доску.

 Перед детьми возникает новая проблема:

- Знаете ли вы, почему дождь бывает косой?

- Откуда появляется ветер?

- Почему он дует?

Ребята отвечают на эти вопросы после небольших опытов. Проводится физминутка «Ветер дует нам в лицо…»

 

- Что вы чувствовали, когда махали руками у себя перед лицом?

Ребята сделали вывод о том, что ветер – это движущийся ветер.  Итогом данного этапа урока послужило задание:  Какой ветер бывает, а какой не бывает? За активную работу на уроке каждая группа получила в подарок капельку дождя.

Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

- Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.

- А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.

 Я работаю по этому УМК первый год, учусь вместе с детьми преодолевать все трудности, поддерживаю их, постоянно подбадриваю. Вместе с детьми мы взяли себе за правило такой девиз: «Я всё смогу. Я всё сумею».. Это своего рода настрой класса на работу. Если в классе на уроке слышим чьё-то хныканье типа: «…а я не могу, у меня не получается..», ребята сами проговаривают этот девиз…Сначала кто-то один, тихонечко (вроде про себя), а потом уже хором подхватывает весь класс. И уже тому ученику, кто позволил сказать  это, приходится работать вместе со всеми. Так вместе, сообща, идём дальше…на малой скорости, но движемся вперёд, только вперёд..

 

ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА НЕОБХОДИМО:

- Создать атмосферу успеха

- Помогать ребёнку учиться легко

- Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях

- Не скупиться на поощрения и похвалу

Дети пришли в первый класс с разным уровнем школьной подготовки: 5 человек совершенно не умели читать, знали не все буквы; не знали счёта в пределах десяти. Было интересно за ними наблюдать и отслеживать их успехи. К концу первой четверти 2 ребёнка научились читать по слогам, а трое только называли буквы. Родители этих учащихся приходили с жалобой на то, что ребёнок не хочет дома читать, на что я говорила им: не торопите ребёнка, не  действуйте с позиции силы, нельзя насильно заставить делать что-либо. Дайте ему время, он будет читать, осознание алгоритма чтения придёт позднее; когда он поймёт принцип чтения, он сам будет заинтересован в нём. Так и вышло… Дети, пришедшие в класс нечитающими, догнали своих товарищей, которые умели читать до школы.

Интересно наблюдать за тем, как дети в классе  учатся самооценке. Начинаю формирование правильной самооценки с проверки домашнего задания

Таблица проведения инструктажа в 1 «в» классе МАОУ «СОШ №6»

г.Краснокаменска  от 06.03.2013г

Фамилия, имя, отчество

ПДД

Действие в случае обнаружения взрывчатых веществ

Абдурахманов Расул

Бушин Семен

Безъязыков Максим

Белых Кристина

н

Банбан Артур

Гордеева Екатерина

Гладких Алексей

Данилов Данил

н

Гавриленко Ирина

н

Золотарев Данил

Иванов Егор

Коверина Кристина

Шестакова Ксения

Кузнецов Дмитрий

Лелеков Максим

Марукова Ульяна

Свистунов Максим

Слышак Александр

Федоров Данил

Щербакова Диана

Орлов Тимофей

Шмелева Мария

23.

Якимов Сергей

24.

Чернецова Зоя

25

Чернецов Вова

26

Гребцова Яна

Инструктаж провела:

 классный руководитель 1 «в»  Козьмина Ирина Ивановна_______________

Отчёт по воспитательной работе за 3 четверть 2012\2013 уч.г

1 «в» класс

  1. Количество детей, занятых в УДОД : 2 (ДЮЦ, ДШИ)
  2. Количество детей, занятых в кружках и секциях школы (22 уч.)
  3. Мероприятия, проведённые с классом в 3 ч:

Классные часы:

  •  «Посиделки»;
  • Посвящённый Дню Защитников Отечества
  • Мамин день
  • «Прощай, Букварь!»
  • Весна пришла!

Беседы:

  • Где и как готовят пищу
  • Молоко и молочные продукты
  • Дороже алмазов наши два глаза

Конкурсы:

  • Слагаемые здоровья
  • Конкурс рисунков «Мой папа»
  • Природа нашего края
  • Мамин день. «Мамочка любимая моя»

  1. Пропаганда  здорового образа жизни
  •  «Табак приносит вред телу,   разрушает разум, отупляет целые нации».
  • Игры на улице
  1. План мероприятий на апрель 2013

Гражданско-правовое и патриотическое

Классный час «День Земли»

Классный час «Путешествие по неизведанным планетам»

Час общения: «Жить в мире с собой и другими»

Физкультурно-оздоровительное

Всемирный День Здоровья

Работа с родителями

Беседа «Развитие  коммуникативных навыков»

Классный руководитель:  Козьмина Ирина Ивановна