Особенности организации урока
статья (1 класс) на тему
В современном мире, стремительно изменяющемся возникает необходимость перемен в образовательном процессе. Современный урок приобретает новое качество и новые особенности его организации. Сегодня мне бы хотелось рассказать о важных моментах организации современного урока.
К.Д. Ушинский – суть хорошего урока в том, чтобы организовать работу всех учеников именно на уроке, а не перекладывать ее на дом.
С.И. Гессен – хороший урок, правильно организованный урок, он предполагает творческую совместную деятельность учителя и ученика по решению образовательных целей.
Р.Г. Лемберг - основой хорошего урока является «внутреннее единство», его целостность.
Какой он, современный урок?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_uroka.docx | 44.69 КБ |
Предварительный просмотр:
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроках.
Ю.А. Конаржевский
В современном мире, стремительно изменяющемся возникает необходимость перемен в образовательном процессе. Современный урок приобретает новое качество и новые особенности его организации. Сегодня мне бы хотелось рассказать о важных моментах организации современного урока.
К.Д. Ушинский – суть хорошего урока в том, чтобы организовать работу всех учеников именно на уроке, а не перекладывать ее на дом.
С.И. Гессен – хороший урок, правильно организованный урок, он предполагает творческую совместную деятельность учителя и ученика по решению образовательных целей.
Р.Г. Лемберг - основой хорошего урока является «внутреннее единство», его целостность.
Какой он, современный урок?
Сл. 3. Современный взгляд на урок.
Эффективный урок - искусственная, открытая, динамичная, централизованная и деятельностная система, предусматривающая взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящая к появлению нового качества.
Новое качество определяется новой целью – овладением учащимися УУД в ходе ОП.
Сл. 4.
УРОК - это форма технологичной организации учебной деятельности учащегося по достижению целей образования как результата ученика.
Сл. 3-5 Структура урока.
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
3.Проблемное объяснение нового знания
4.Первичное закрепление во внешней речи
5.Самостоятельная работа с самопроверкой
6. Включение нового знания в систему знаний. Повторение
7. Рефлексия. Итог урока
Сл. 6. Проблемно-диалогическая технология.
Сл. 7. Технология продуктивного чтения.
Сл. 8. Технология оценивания учебных успехов.
Сл. 9-10. При поурочном планировании следует учитывать:
1.Понятийный анализ материала: объем материала и цель его изучения, основные понятия, структуру знаний, репродуктивное и творческое усвоение, связь понятий, актуализация, варианты формулировок и др.
2. Логический анализ: последовательность изучения материала, материал для коллективной и групповой деятельности, противоречия и проблемы развертывания материала и др.
3. Психологический анализ: приемы и способы создания проблемных ситуаций, возможность самостоятельного решения (изучения) того или иного вопроса, средства усиления новизны материала, приемы развития интереса, вопросы диагностики усвоения, предупреждение неуспеваемости, смена видов деятельности и др.
4.Анализ воспитательных сторон урока: как лучше организовать воспитательный вклад материала? Какие понятия и способы деятельности в наибольшей степени влияют на формирование мировоззрения ?
5. Дидактический анализ: какие понятия и способы деятельности должны быть усвоены, дидактические задачи и способы их решения, уточнение объема материала, структура урока, дополнительный материал, выбор методов и приемов, способы решения проблем, система самостоятельных работ, способы работы с учебником, дидактический материал, технические средства обучения, список учеников для проверки знаний, для индивидуальной работы, варианты «подсказок, межпредметные связи, связь с жизнью и опытом школьников, система упражнений для применения знаний и умений, материал для домашнего задания и др.
Центральным звеном в дидактической
подготовке урока является выбор методов обучения
Зона творчества учителя
Могут изменяться:
1. время, отводимое педагогом на каждый этап (т.е. длительность этапа);
2.содержание (система дидактических развивающих заданий) этапа;
3.методы и способ обучения;
4. средства и формы организации учебно-воспитательного процесса.
Сл. 11-13. Методические требования к современному уроку.
Знание каждым учителем типологии уроков, и только обоснованный выбор типа урока.
Разумное использование образовательных технологий, форм организации учебной деятельности, средств и методов обучения.
Обязательный учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Стремление к поиску и по возможности формулирование кроме темы еще и так называемого «имени урока» (эмоционально выраженная суть идеи урока).
Специально спланированная деятельность по обеспечению воспитательной функции урока.
Комплексное планирование задач по трем группам целей : педагогическим, развития образовательного процесса, саморазвития учителя.
Выделение в содержании материала главного и второстепенного.
Продумывание и по возможности формулирование ценностного основания выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке
Опора на межпредметные связи для формирования целостного представления о системе знаний.
Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса (переход от человека знающего – к человеку знающему, понимающему и деятельному).
Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
Обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
Знание различных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение.
Обоснованный выбор форм обучения или сочетания форм.
Индивидуализированный подход к обучающимся на основе диагностики их реальных учебных возможностей.
Специально спланированная работа по формированию УУД, метапредметных результатов.
Обоснованный выбор средств обучения.
Специально продуманная работа по мотивации учебной деятельности.
Создание условий для проявления самостоятельности школьников.
Продуманное и целесообразное использование ИКТ.
Дифференциация д/з (разумная).
Знание и использование основных принципов здоровьесбережения.
Обеспечение благоприятных гигиенических условий на уроке.
Обеспечение благоприятных эстетических условий.
Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности и безусловного уважения к личности школьника.
Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащихся.
Оптимальное сочетание рационального и эмоционального в работе на уроке.
Использование в работе режиссуры урока.
Использование дискурсивных умений при четком следовании замыслу урока.
Сл. 14. Дискурсивные умения.
Рефлексия.
Импровизация.
Прогнозирование и предвосхищение.
Эффективное слушание и запоминание.
Проявление эмпатии и толерантности в общении.
Противостояние деструктивным явлениям в педагогическом диалоге: речевой агрессии, словесному манипулированию, вульгаризации, жаргонизации речи.
Сл. 15. Гигиенические критерии рациональной организации урока.
Сл. 16. Основные компоненты современного урока.
1.Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока
Сл. 17. Алгоритм подготовки урока.
- Определение предполагаемых образовательных результатов учеников.
- Актуализация ресурса учащихся в сознании учителя (способы).
- Ценностная ориентация педагога к проблематике темы урока.
- Определения смысла урока.
- Разработка идеи урока.
- Формулировка заданий.
- Соотнесение результатов учеников с требуемыми ФГОС.
- Формулирование целей урока.
- Разработка структуры урока.
- Написание конспекта урока
Сл. 18-19. Отличительные признаки современного урока.
Обучение через открытие.
Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском истинной точки зрения.
Развитие личности.
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Демократичность, открытость.
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно понятие.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно–поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
При переходе к стандартам нового поколения учителю необходимо учесть, что принципиальным их отличием является опора на деятельностную парадигму образования, что предполагает включение в тематическое планирование специальной структурной единицы – характеристики деятельности учащихся. Деятельность школьника рассматривается как обязательная компонента содержания образования, что и определяет новизну и современность (инновационность) образования. При этом изменяется традиционная модель взаимодействия «учитель-ученик» на модель «обучения в группе». Существенно изменяются функции педагога. Учитель становится «указателем» на дороге, ведущей к знаниям. И он должен:
-помогать ученикам получать новую информацию;
-исправлять неправильную информацию, оказывать академическую помощь, когда это необходимо;
-организовывать процесс групповой работы;
-демонстрировать партнерский стиль взаимоотношений;
-обеспечивать обратную связь, создавать и поддерживать положительный психологический климат в группе;
- способствовать успешному профессиональному самоопределению.
Т.е. решать проблемы социализации, хорошо понимая, что «Урок- это маленькая жизнь».
Из задач, которые общество ставит перед школой, вытекают требования к современному уроку. Эти требования можно разделить на 4 группы:
- воспитательные;
- дидактические;
- психологические;
-гигиенические.
1. Воспитательные требования к уроку:
- формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших моральных качеств, трудолюбия;
- формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью;
- формирование активного отношения к жизни;
- формирование высокой гражданственности.
2. Дидактические требования к уроку:
- четкая организация проведения урока, рациональное использование каждой минуты;
- правильная постановка перед учащимися цели и конкретных задач урока;
- эти требования выполняются па основе хорошо продуманного тематического и поурочного планирования;
- каждый элемент /структуры /урока - это определенный шаг к достижению общей дидактической цели задачи;
- структура /урока /должна связываться с его методикой , она должна быть гибкой и учитывать, как методы влияют на результат урока;
- обеспечение познавательной активности детей на уроке, рациональное сочетание словесно-наглядных, практических методов с проблемными;
- связь данного урока с предыдущим;
- вооружение учащихся новыми способами выполнения действий;
- формирования на их основе навыков и умений;
3. Психологические требования к уроку:
- учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности каждого ученика: его мышления, памяти, узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения, внимания, воображения, воли;
- психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты урока, поэтому учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке;
- на результаты урока влияет отношение учащихся к знаниям. Оно зависит от мотивов учения и других факторов, поэтому учитель должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные мотивы, формировать интерес и потребности к знаниям, создавать чувство радости, познания, удовлетворения успехами в работе;
- все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для школьника, они должны быть уверены, что эти требования диктуются необходимостью;
- учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования, все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям.
4. Гигиенические требования к уроку:
- соблюдение температурного режима, норм освещения;
- учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно;
- не должно быть однообразия в учебной работе, должно быть чередование слушания с практическими работами.
Таковы общие требования к современному уроку. Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
∙ Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
∙ Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему упражнений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
∙ Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
∙ Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
∙ Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
∙ Продумать форму подведения итогов урока.
∙ Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание и возможность достижения планируемых результатов.
Структура технологической карты:
∙ название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
∙ планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
∙ межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
∙ этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
∙ контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволит учителю:
∙ реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
∙ системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
∙ проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
∙ на практике реализовать межпредметные связи;
∙ выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы .
На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки. Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания.
На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности