Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
рабочая программа (1 класс) на тему

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки здоровья» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Л.А. Обуховой, О.Е. Жиренко. Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжироватьшкольные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: - стрессовая педагогическая тактика; - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; - провалы в существующей системе физического воспитания; - интенсификация учебного процесса; - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни. Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоро¬вья, чем от 15 лет до 60. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Планета Здоровья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_po_vn.deyat-ti_uroki_zdorovya.zip56.48 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Наименование

разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

Плановые сроки прохождения

Скорректиро

ванные сроки прохождения

Дружи с водой (2ч)

1

Советы доктора Вода

Раскрывать   понятие   «здоровье». Описывать факторы, влияющие на укрепление здоровья человека. Соблюдать правила личной гигиены. Формировать навыки самообслуживания.  

Рассказывать об общих и индивидуальных основах гигиены, соблюдать эти правила.

Описывать правила ухода за зубами и дёснам.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Оценивать результаты своей деятельности, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Оценивать результаты своей работы.

Анализировать положительное влияние игр на укрепление здоровья и развитие человека.

2

Друзья Вода и Мыло

Забота о глазах (2ч)

3

Глаза – главные помощники человека

4

Подвижные игры

Уход за ушами (1ч)

5

Чтобы уши слышали

Уход за зубами (4ч)

6

Почему болят зубы

7

Чтобы зубы были здоровыми

8

Как сохранить улыбку красивой

9

Подвижные игры

Уход за руками и ногами (1ч)

10

«Рабочие инструменты человека»

Забота о коже (4 ч)

11

Зачем человеку кожа

12

Надежная защита организма

13

Если кожа повреждена

14

Подвижные игры

Как следует питаться (2ч)

15

Питание – необходимое условие для жизни человека

Формировать потребность в выборе  здорового образа жизни. Приобретать навыки рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды). Осваивать умения оказывать себе и другим первую помощь при отравлении продуктами питания.

Познакомиться с работой органов пищеварения, строением полости рта, их функциями.  Описывать этапы процесса пищеварения. Обсуждать правила рационального питания и  режим, режим употребления жидкости. Объяснять необходимость разнообразно питаться. Анализировать основные группы витаминов и продуктов питания, их значение для организма. Обсуждать методы профилактики заболеваний органов пищеварения, способы хранения продуктов, приготовления простых блюд. Перечислять роль питательных веществ.

16

Здоровая пища для всей семьи

Как сделать сон полезным (1ч)

17

Сон – лучшее лекарство

Осваивать первоначальные умения различать способы и средства познания окружающего мира. Анализировать влияние окружающей среды на здоровье человека.  Объяснять необходимость чередования труда и отдыха. Рассказывать о своём режиме дня. Составлять рациональный режим дня школьника. Формировать потребность в здоровом образе жизни, соблюдении нравственных представлений и убеждений. Оценивать результаты своей работы.

Настроение в школе (1ч)

18

Как настроение?

Коллективно обсуждать правила школьной дружбы. Оценивать свои личные качества и их проявление в школе. ознакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности во  взаимоотношениях со сверстниками. Различать с позиции нравственных норм формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Выбирать в  игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Регулировать эмоции в процессе игровой деятельности, уметь управлять ими. Общаться и взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой  деятельности. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях игровой деятельности

Настроение после школы (2ч)

19

Я пришел из школы

Иметь представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, понимать и поддерживать нравственные устои семьи.

Объяснять пользу подвижных игр. Излагать правила и условия   проведения   подвижных игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий  в подвижных играх. Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр. Использовать подвижные игры для организации активного отдыха и досуга. Выбирать для проведения подвижных игр водящего и капитана команды. Распределяться на команды с помощью считалочек. Подготавливать площадки для проведения подвижных игр в соответствии с их правилами. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Проявлять смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игры. Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности. Моделировать игровые ситуации.

20

Подвижные игры

Поведение в школе (2ч)

21

Я – ученик

Формулировать и выполнять правила хорошего тона, направленные на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам. Коллективно обсуждать правила школьной дружбы

22

Я  - ученик

Вредные привычки (3ч)

23

Вредные привычки

Формулировать и выполнять правила хорошего тона, направленные на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам.

24

Вредные привычки

25

Подвижные игры

Мышцы. Кости и суставы (2ч)

26

Скелет – наша опора

Объяснять и соблюдать социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении. Рассказывать об общих и индивидуальных основах гигиены, соблюдать эти правила. Иметь представление о причинах возникновения сколиоза, нарушениях зрения, осанки, способах профилактики данных заболеваний. Вырабатывать привычку и умение следить за своей осанкой. Обсуждать методы профилактики детского травматизма.

Характеризовать роль скелета и мышц, правильной осанки для здоровья человека. Вырабатывать привычку и умение следить за своей осанкой. Осваивать и применять  упражнения для сохранения правильной осанки. Обсуждать методы профилактики нарушений.

27

Осанка – тройная спина!

Как закаляться. Обтирание и обливание (1ч)

28

Если хочешь быть здоров

Формировать потребность в здоровом образе жизни, соблюдении нравственных представлений и убеждений. Оценивать результаты своей работы. Анализировать негативное влияние  вредных привычек на состояние здоровья людей.

Как правильно вести себя на воде (1ч)

29

Правила безопасности на воде

Формулировать и применять правила поведения на водоёмах. Применять умение оказывать первую помощь при переохлаждении, при солнечном и тепловом ударе.

Подвижные игры (2ч)

30

Подвижные игры на улице

Выбирать в  игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении ролевых и психологических игр. Излагать правила и условия   проведения   ролевых и психологических игр. Взаимодействовать в парах и группах при проведении ролевых и психологических игр. Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности, управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Соблюдать дисциплину, правила техники безопасности и этикета в условиях игровой деятельности и в жизни.

31

Подвижные игры на улице

Обобщение (2ч)

32

Доктора природы (обобщение)

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

33

Доктора природы (обобщение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровое питание"

       В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровое питание "

Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества.Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический и т.д. Одно из ведущих ме...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровье"

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; стремление  быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым!" 1класс

Рабочая программа разработана для учителей 1-х классов по внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым!"(спортивно-оздоровительное направление).Для учителей начальной школы разработаны и у...