Сценарий "Брейн-Ринга"
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий «Брейн-ринг»
Класс разделён на четыре команды, у каждой команды свой порядковый номер. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся, класс оформлен плакатами: «Брейн-ринг», «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И. С. Тургенев), задания командам написаны на плакатах, есть секундомеры (3 шт.), на игровых столах – листочки бумаги, ручки или карандаши.
Ход игры
- Выступление ведущего
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего брейн-ринга!
Посмотрите на оформление класса, и вы без труда узнаете тему нашего брейн-ринга. Итак, главный гость сегодня – его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и зарубежные писатели.
Дети читают высказывания о русском языке.
Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».
Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».
Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – кА не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».
Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».
Ведущий. В сегодняшнем брейн-ринге, посвящённом русскому языку, участвуют четыре команды. Чтобы установить порядок выступления команд, приглашаю капитанов для жеребьёвки.
Капитаны вытягивают листочек с обозначениями порядкового номера выступления.
Итак, приглашаются к игровым столам команды 1 и 2. Напоминаю правила игры:
- На обсуждение вопроса даётся 45 секунд.
- До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан – поднять карточку с номером или руку.
- Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
- Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть некоторое время для обсуждения.
Вопросы для «Брейн-ринга»
- Назовите твёрдые согласные в скороговорке:
Летели лебеди с лебедятами (т).
- Расшифруйте слова, найдите «лишнее» слово:
Жыил (лыжи)
ански (санки)
кьионк (коньки)
нолс (слон)
- Запишите слова (ведущий диктует). Определите род имен существительных:
Мебель (ж. р.).
Кофе (м. р.),
Тюль (м. р.),
Такси (ср. р.),
Рояль (м. р.), концертный рояль,
Хрусталь (м. р.), горный хрусталь,
Кенгуру (м. р.),
Какао (ср. р.).
- Разгадайте ребус (Портфель)
т т т
т т
т т
т т
т т т т
- Вопрос- шутка. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (100 п- стоп).
- Измените по лицам и числам слово хотеть.
(Я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят).
- Внимательно прочитайте указанные ниже глаголы с приставками и значение этих приставок. Сгруппируйте эти слова по указанным значениям:
надписать,
подгрузить,
надстроить,
надкусить.
- Прочитайте слова. Произнесите звуки в обратном порядке. Скажите слова, которые получились:
Дог(код), кот(ток), араб(пара).
- На каком языке написаны эти слова? Попробуйте их прочитать:
с о л
м в е
е с п
к я о
а к м
л о о
к м ж
а д е
в е т
(Смекалка во всяком деле поможет).
- Вам даны несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, заменёнными точками.
Отгадайте их:
… об … . Из … вон плохо. Мастер на все … . Сидеть сложа … . Золотые … . Как … сняло.
- Найдите и выпишите слова, которые перемешались:
ё сто ки за
л ро ас ро Ра
жи т го
ра д бо та
(Ёжики, стол, роза, город, астра, работа).
- Какие слова можно составить из букв слова «Грамотей»?
(Герой, море, тема, атом, рота, март, гора, гром, грот, том.)
- Разберите однокоренные слова по составу:
подснежники, подъехать, поездка, складывать, подводник и т.д.
- Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, т.е. говорить «экономно».Как вы думаете, какие слова в приведённых выражениях являются «лишними», т.е. не содержат никакой информации?
Май месяц,
апрель месяц,
два рубля денег.
(Месяц, денег)
- Попробуйте разобрать, что было написано:
Рыбу не скотина крыше съел.
(Рыбу нес кот и а крыше съел)
Примечание: После ответов каждый раз подводится итог.