Стартовая диагностика УУД
презентация к уроку (1 класс) на тему
Цели, задачи мониторинга, методики, для определения уровней сформированности УУД, рекомендации для учителя, родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
диагностические методики для определения сформированности УУД | 362.13 КБ |
Подписи к слайдам:
Для успешного формирования УУД у учащихся начальной школы необходимо вести мониторинг, делать необходимую корректировку, планировать дальнейшую работу по развитию действий учащихся.
Цель: определить уровень сформированности УУД учащихся 1 класса на начало года Задачи:Осуществить количественный и качественный анализ сформированности личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУДВыявить уровень готовности к учебной деятельностиРазработать рекомендации учителю и родителям по формированию УУД для каждого ученика данного класса Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Виды универсальных учебных действий:
ЛичностныеПознавательныеРегулятивныеКоммуникативные
Личностные УУД:
внутренняя позиция школьника;адекватная мотивация учебной деятельности;ориентация на моральные нормы и их выполнение
Познавательные УУД:
использование знаково-символических средств;действие моделирования;широкий спектр логических действий и операций;общие приёмы решения задач
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную цель и задачу;планировать её реализацию;контролировать и оценивать свои действия;вносить соответствующие коррективы в их выполнение
Коммуникативные УУД:
учитывать позицию собеседника(партнёра);организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;адекватно передавать информацию;отображать предметное содержание и условия деятельности в речи
Диагностика познавательных УУД
Цели:Выявление умений выделять согласный звук в начале слова.Оценить индивидуальные стартовые познавательные возможности.
Методики:
«Первая буква». «Математика (стартовая работа)»
Диагностика коммуникативных УУД
Цели: Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Выявление уровня развития, направленного на учёт позиции собеседника
Методики:«Рукавички» (в парах) Цукерман Г.А.Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по осуществлению сотрудничества (кооперация)2) «Левая и правая сторона» Пиаже, 1997
«Рукавички»
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми. Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания: продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; взаимопомощь по ходу рисования,эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания: 1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем; 2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия; 3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Диагностика регулятивных УУД
Цели:Выявление умения развивать предметную и речевую деятельностьВыявление умения находить различия в изображении
Методики:«Проба на определение количества слов в предложении» Карпова Н.С.Оцениваемые УУД: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов в предметный план«Проба на внимание»Оцениваемые УУД: умственное действие контроля, направленное на выявление различий в двух подобных изображениях
Диагностика личностных УУД
Цели:Выявление уровня самооценкиВыявление уровня школьной мотивацииВыявление нравственных представлений Методики: 1) «Лесенка» 2) «Анкета для изучения школьной мотивации» Лусканова Н.Г. 3) «Что такое хорошо, что такое плохо»
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации).Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев.Метод оценивания: индивидуальная беседа.
Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось. Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла банка, была высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.
Вопрос №1: Кто из детей больше виноват? Уровни оценивания:Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка — ответа нет, оба виноваты.Ориентация на объективные следствия поступка — виноват больше Сережа, потому что разбил 5 чашек, а Петя только одну.Ориентация на мотивы поступка — Сережа хотел помочь маме, а Петя — съесть варенье, виноват больше Петя.Вопрос №2: Кто заслуживает наказания? Почему? Уровни оценивания:Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка следует наказать обоих: оба виноваты.Ориентация на объективные последствия поступка — следует наказать Сережу: он разбил много чашек.Ориентация на мотивы поступка — Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя – удовлетворить свои желания. Ориентация на намерение героя.
Диагностика учебной деятельности Цель:Определение уровня сформированности навыков учебной деятельностиМетодика: 1) «Рисование бус» Аргинская И.И.Назначение задания: выявить количество условий, которое может удержать ребёнок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю Результаты мониторингасформированности УУД (1 класс, начало года)
средний
низкая
средний
1
3,5
средний
высокий
средний
средний
1
завышенная
Ж
3
средний
высокий
средний
1
1
низкая
высокий
высокий
средний
2
завышенная
Д
2
средний
высокий
средний
5
3,8
высокий
высокий
низкая
высокий
3
адекватная
М
1
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Левая и правая сторона
«Руковичкики»
«Бусы»
max - 5 баллов
max- 9 баллов
определение слов в предложении
проба на внимание
что такое хорошо, что такое плохо
проба на познавательную инициативу
беседа о школе(уровень)
«лесенка»
Общениесо сверстникам
Тест«Перваябуква»
Математика
Нравственно-этические ценности
Смысло-образование
Само-определение
Коммуникативные УУД
Учебная деятельность
Познавательные УУД
РегулятивныеУУД
ЛичностныеУУД
Имя
№ п/ п
Положительное отношение к школе
г
Положительное отношение к школе
к
Хорошая мотивация
в
Положительное отношение к школе
с
Положительное отношение к школе
с
Низкая
ж
Высокая
к
Хорошая мотивация
к
Положительное отношение к школе
д
Положительное отношение к школе
м
Уровень мотивации
Имя ученика
Уровень школьной мотивации Сформированность УУД ученика Д У данного ученика Д на высоком уровне развиты нравственно-этические ценности, наблюдается положительное отношение к школе. Самооценка завышена. Регулятивные УУД сформированы на уровне знаково-символических познавательных действий, но умственное действие контроля сформировано на низком уровне. Познавательный УУД сформированы на низком уровне. Учебная деятельность и коммуникативные УУД развиты на среднем уровне, но действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера), сформированы на низком уровне.Рекомендации для учителя: Организуя учебную деятельность учитывать индивидуально- психологические особенности ученика, создавать ситуацию успеха и поощрять за положительный результат. Для развития познавательных УУД привлекать обучающихся к работе с различными источниками информации, развивать основные мыслительные операции и умения устанавливать логические связи. Для развития регулятивных УУД формировать произвольную учебную деятельность через постановку целей урока и рефлексии действий, навыки проектно-исследовательской деятельности. Для развития коммуникативных УУД формировать навыки работы в группе, в парах, умения вести беседы и дискуссии.Рекомендации для родителей: Поддерживать ребенка в стремлении быть школьником, обсуждать с ребенком правила и нормы, которые установлены в данной школе. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, помогите ему. Обнимайте ребенка 8 раз в день. Если вас что - то беспокоит в поведении ребенка, не стесняйтесь обращаться к школьному психологу Сформированность УУД ученика Ж У данного ученика Ж личностные УУД сформированы на низком и среднем уровне, самооценка завышена, наблюдается низкая мотивация к школе. Регулятивные УУД сформированы на высоком и среднем уровне. Познавательные УУД сформированы на низком уровне. Учебная деятельность и коммуникативные УУД развиты на среднем уровне, но коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества сформированы на низком уровне.Рекомендации для учителя: Организуя учебную деятельность необходимо учитывать индивидуально- психологические особенности ученика, создавать ситуацию успеха и поощрять за положительный результат. Для развития познавательных УУД привлекать к работе с различными источниками информации, развивать основные мыслительные операции и умения устанавливать логические связи. Продолжить формирование навыков пространственного отношения предметов, умения сравнивать длины и величины. Для развития регулятивных УУД включать в проектно-исследовательскую деятельность. Для развития коммуникативных УУД формировать навыки работы в группе, в парах, умения вести беседы и дискуссии, умения проявлять себя в различных социальных ролях.Рекомендации для родителей: Поддерживать ребенка в стремлении быть школьником, обсуждать с ребенком правила и нормы, которые установлены в данной школе. Составить вместе с ребенком распорядок дня, подготовить рабочее место, приучать ежедневно собирать портфель. Поддерживать первоклассника в его желании добиться успеха. Не перегружать. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, помогите ему. Обнимайте ребенка 8 раз в день. Если вас, что - то беспокоит в поведении ребенка, не стесняйтесь обращаться к школьному психологу. РегулятивныеУУД
Учебнаядеятельность
сроки
ЛичностныеУУД
ПознавательныеУУД
Коммуникативные УУД
Школьнаямотивация
стартовая диагностика
Конец 1 класса
Конец 2 класса
Конец 3 класса
Конец 4 класса(выпускникначальной школы)
Диагностика сформированности УУД ученика 1 класса М
Использованная литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стартовая диагностика, ФГОС
Стартовая диагностикав первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса...
Стартовая диагностика первоклассников
В этой работе описана диагностика первоклассников....
Стартовая диагностика эстетических способностей детей
Проверяемые умения:1. Умение передавать эмоциональное состояние сочетанием цветов.2. Владение простейшим способом декоративного письма – «примакивание».3. Композици...
Стартовая диагностика (ФГОС)
Показатели, дидактические и раздаточные материалы....
Стартовая диагностика учащихся 1 класса
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данног...
стартовая диагностика
материал для проведения стартовой диагностики в 1 классе...
Задания для стартовой диагностики в 1 классе
Стартовая диагностика проводиться в начале обучения (в конце сентября – в начале октября 1 класса). Критериями диагностики этого этапа выступают не те универсальны...