Игровые приемы обучения
материал по теме

Рудая Марина Петровна

Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_priemy_obucheniya.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОШ № 11

Рудая Марина Петровна –

Учитель начальных классов,

высшей аттестационной категории

МОАУ СОШ №11

г. Белогорск

Тема: «Игра - средство обучения»

Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Ребёнок, отправляясь в школу, ждёт что-то новое, радостное, интересное. Надеется на успех, одобрение учителя. И эти ожидания должны оправдаться. В первое время пребывания в школе большинство детей не воспринимают учебную деятельность, как это положено со всеми её особенностями, правилами и требованиями. Для выполнения учебной деятельности у них ещё нет необходимых умений и навыков, не развиты внимание, усидчивость, работоспособность. У 6-летних детей преобладает непроизвольное внимание и память. Но у них есть огромное желание учиться. Фантазия 6-летнего ребёнка развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает его игра. Он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру.

Игровые моменты, игры, игры-путешествия, игры-экскурсии, игры- спектакли, урок-сказка, урок-КВН, урок-аукцион, ярмарка, телепередача - вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, помогает повысить активность детей, усвоить знания.

Игра может использоваться учителем как для ознакомления с новым материалом, так и для его закрепления. Важно с самого начала заинтересовать, поэтому можно начать урок с игрового момента. На первый урок обучения грамоте к детям приходят сказочные персонажи Аз и Буки, маленькие гномы, жители «Азбуки». Они вводят малышей в страну звуков и букв. Они потом ещё часто появлялись на уроках грамоты, знакомя детей с новыми буквами, помогали в заучивании орфограмм. Новая буква - именинница. И, конечно, к ней в гости приходят игрушки, в словах, названиях которых есть новый звук. Например, к букве «К» пришли не только кот, собака, но и медведь, слон; дети сразу же реагируют на это. Одни говорят: «Слон и медведь - лишние, здесь нет этого звука» Другие же говорят: «Жалко отправлять их домой, что их можно назвать по-другому: слоник, мишка».

В гости приходят игрушки - сказочные герои: Буратино с письмом от папы Карло, Весёлые человечки с разноцветными конвертами. Дети рады помочь любимцам.

Была у нас на уроке и Матрёшка, кукла с секретом. Дети открывали по одной матрёшке, а в ней задание. Так мы проводили устный счёт, а весь другой урок (спустя время) полностью работали с Матрёшкой. И считали, и решали задачи, и танцевали танец матрёшек.

Когда перешли к работе по письму в тетрадях, не у всех всё ладилось. Приходилось искать пути, чтобы прививать аккуратность в работе. У куклы Маши был день Рождения. Она обратилась с просьбой красиво подписать приглашения на праздник. Подписывать будет тот, кто лучше всех напишет в тетрадях. А потом кукла угощала всех конфетами и тортом, а дети читали написанные слова и переводили на письменный текст.

Игра помогает оживить и сделать продуктивной традиционно скучную работу по выработке вычислительных навыков. Для этого неинтересные упражнения представлены в несколько необычной формулировке в сказочной форме.

Например, задание решить примеры вида 3+5, 7-2, 6+4, особого интереса не вызывают, но если сказать, что Хрюша и Степашка учились считать, им каждому дан листок с заданием и вот что получилось: 3+5=8, 6+4=2 и т.д. Что скажет учитель каждому? Почему похвалит Хрюшу и останется недоволен работой Степашки?

После проверки проверочных работ организую, как всегда, работу над ошибками. Но дети 1 класса не умеют акцентировать внимание на своих ошибках, поэтому использую игру «Уроки для Незнайки», где дети объясняют приёмы «+» или «-», решают примеры. Но, подводя итог игры не забываю сказать им о том, что надо быть внимательнее и не допускать ошибок как Незнайка. Для ознакомления с новым м усвоения темы использую игры, например, «Звёздное небо». На небе было 7 звёздочек, 2 закрыла туча. Сколько осталось? Так выводится состав числа 7.

Выработке умения сосредоточить своё внимание и проверить себя помогает пособие-игра «Лесная школа». Мы решаем примеры и ученики лесной школы. У зверят такие ответы. А у вас? Кто из зверят ошибся? А как получил такой ответ? (вместо «+» - «-»).

Помогают проверить знания по пройденному материалу и увидеть, как он усвоен, такие игры:

  1. «Кто у кого гость? Зверята приглашают гостей. Определите, кто к кому идёт в гости (плюс-минус в пределах 10);
  2. «Незадачливый математик». Необходимо выяснить, умеют ли осуществлять постановку знака путём рассуждения: было , стало меньше и т.д. Я говорю: Медвежонок решал примеры и записывал на кленовых листиках; подул ветер, листики разлетелись; очень расстроился: как быть? Надо помочь.
  3. Проверить порядковый счёт помогает игра «Удивительное дерево». Оно возникает на нашем пути, когда мы идём на прогулку в лес. На нём цифры, вырезанные из цветной бумаги: синие - счёт в прямом, красные - в обратном направлении.
  4. Побывав в сказке «Гуси-лебеди», встречаем «Две яблоньки». На них растут математические яблоки. Надо собрать отдельно по корзинам опавшие яблоки (Состав числа).
  5. Игра «Доставь игрушки в детский сад» (закрепляем и проверяем навыки «+» и «-» в пределах 10). Одна машина загружается для детского сада № 8, другая для детского сада № 6. есть два водителя и два контролёра. По примерам, прикреплённым к игрушкам, определи № детского сада. Но есть игрушки и с другим ответом.
  6. Часто использую «Ловушки учителя». Они заставляют детей действовать не шаблонно, а мыслить.
  7. Очень любят дети помочь бабочке сесть на цветок в игре «На лугу», из игры «Ну, погоди!» - убежать от волка, спасти от волка Красную

Шапочку. Деревья дополняют. «Чудесный мешочек» - выяснить знание букв - из наждачной бумаги определить на ощупь букву.

8. Есть игры, которые не требуют особого оформления, но помогают мне в работе: «Угадай», «Найди ответ», «Игры с мячом».

Во 2-х классах использую подобные игры, изменив задание. В 3-4 классах игры присутствуют на уроке, но, конечно, отличаются от этих («Конструктор»). Например, чтобы лучше усвоить терминологию, то есть название компонентов и результатов, можно провести «Ролевую игру».

«Угадай пример». На доске 2 столбика примеров на знание таблицы:

45 : 9        56:7

5*7                                 0*8

42 : 6                                 6 *0

Ученик становится лицом к классу. Учитель показывает пример, класс хором говорит ответ. Ученик поворачивается и находит такой пример.

«Поле чудес». Примеры. Дан код для расшифровки, какому числу какая буква соответствует.

«В мире интересного». Дана цепочка примеров. Список деревьев или озёр и т.д. и №. Если решил, то узнаем, какое дерево самое высокое, озеро - глубокое.

«Лотерея игрушек». (Не всегда дифференцированный подход). Выставка игрушек. Пример: лотерейные билеты; кто какую игрушку выиграл? Это укажет номер билета или, наоборот. Более усложненная форма этой игры - это когда и под игрушками и на билетах записаны примеры. Надо найти совпадение ответов. Иногда это происходит не у всех. Тогда выигрывают не все билеты.

В 4-х классах вместо игрушек - ребусы, кроссворды, головоломки, которые они потом разгадывают.

«Лучший лодочник»:

1 вариант: сам проверяет выбор лодки пассажирами по билетам.

2 вариант: лодочник сам отбирает пассажиров.

Кто раньше найдёт пассажиров? Сигналы: фишки.

Дети любят путешествовать. Поэтому на уроках провожу игры- путешествия. Пример такой игры вы видели сегодня.

В один из дней отправляемся на паруснике в путешествие открывать новые острова - острова цифр, заданные, жители которых только и делают, что решают задачи. Пробуем и мы решить их.

В страну Математики отправляемся на паровозике. Сначала формируем состав, затем выбираем вагон (для этого придумываем пример с ответом - № вагона).

В солнечный день отправляемся на прогулку в лес. Находим в лесу грибную поляну, но грибы можно сорвать, если решить пример. Ягодку тоже. Так же собираем шишки. Однажды в одном из путешествий я предложила двум мальчишкам «сорвать» цветы, кто сколько хочет и т.д. мальчикам стало неловко и я предложила самим найти выход. Они вышли и часть цветов вернули на поляну. Мне не пришлось читать лекцию о бережном отношении к природе. Мне помогла игра.

Путешествие в сказку «Теремок», «Колобок», «Цветик-семицветик», «Путешествие в зимний лес» на уроке математики. Дети кормят птиц заработанными призами.

Путешествие по городу с экскурсией в зоопарк и другие.

Очень любят дети уроки, когда главным героем сюжета являются куклы. Особенно часто на уроках чтения и письма. Кукла гладит их по голове, заглядывает в тетрадь, садится рядом.

В 3, 4 классах - это телеуроки, которые начинаются с программы «Новости и закрепления пройденного», которое проводят подготовленные ребята. Рубрики этих передач: «Счастливый случай», «Культура общения», «Это интересно знать». Во время телеуроков часто звучит похвала диктора: «Спасибо за труд», «Желаю удачи», «Ты молодец» и т.д. Часто провожу интегрированные уроки с использованием единого сюжета.

При проведении любой игры я не забываю поощрять детей, особенно отмечаю тех, кто мало активен и несмело включается в работу. Если в 3-4 классах это отметки и словесные формы одобрения, то в 1-2 классах это словесные формы и игровые приёмы:

  1. «Кому споёт песенку колобок» (ученику правильно отвечавшему выдаётся изображение колобка).
  2. «Чьё желание исполнит золотая рыбка?»
  3. Награждение самого активного «Совушкой - большой головушкой».
  4. «Кому улыбается Солнышко?»
  5. «Кому вручит Золотой ключик лягушка?»
  6. Открытки с ребусом.

Но последнее время чаще использую формы коллективной оценки. Сегодня на уроке вы видели игру-поощрение. При этом я исходила из того, что оценка не должна будить чувство соперничества и зависти у учеников, а должна побуждать их работать дружно. Назову некоторые из них:

  1. Кто подарит этот букет (ваза, цветы)?
  2. Кто соберёт картинку?
  3. Кто построит дом?
  4. Соберём корзину яблок.
  5. Узнайте название сказки.
  6. Кого ждём в гости? (На перемене собирают и узнают, кто придет на следующий урок).
  7. Яблоки и яблони (вырастишь богатый урожай).

Всё сказанное позволяет сделать работу интересной, а знания прочными.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы обучения на уроках изобразительного искусства.

Это материал-классификация о различных игровых методах и приемах для уроков ИЗО с практической частью....

Игровые приемы обучения на уроках изобразительного искусства

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и ...

Игровые приемы обучения грамоте

Данный материал можно использовать при планировании уроков обучения грамоте в 1 классе...

Игровые приемы обучения чтению.

Многие лингвисты считают, что лишь научив бегло раскодировать графические символы родного языка, можно через сравнивание буквенной и звуковой системы английского языка обучать детей читать на ан...

«Узоры на крыльях» Игровые приемы обучения на уроках изобразительного искусства

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки...

«Узоры на крыльях» Игровые приемы обучения на уроках изобразительного искусства

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки...

Игровые приемы обучения детей с ЗПР в начальной школе

Презентация предназначена для учителей, работающих с детьми с ОВЗ...