План мероприятий по введению ФГОС ООО в МБОУ "СОШ №21"
материал на тему

Зятина Людмила Сергеевна

Анализ итогов введения ФГОС  ООО в МБОУ «СОШ № 21» г. Нижневартовска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_meropriyatiy_po_vvedeniu_fgosooo.docx65.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС ООО

В МБОУ «СОШ № 21»

на 2013-2014 учебный год

Нижневартовск, 2013 г.


Анализ итогов введения ФГОС ООО

в МБОУ «СОШ № 21» г. Нижневартовска

1.  На современном этапе развития общества уже недостаточно обеспечивать   выпускника   знаниями    на   десятилетия   вперед. На рынке труда и с точки зрения жизненных перспектив более востребованными становятся способность и готовность всю жизнь учиться, переучиваться. А для этого необходимо обучать по иному, другими способами. Поэтому новое качество образования связано, прежде всего, со сменой характера взаимоотношений между школой, семьей, обществом, государством; учителем и учеником. Данная совокупность взаимоотношений представлена, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», образовательным стандартом второго поколения. Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

Согласно приказу Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 19 сентября 2011г.  № 744  «О присвоении статуса пилотных площадок опережающего введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования образовательным учреждениям, расположенным на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011, 2012 годах»  МБОУ «СОШ №21» г. Нижневартовска является пилотной площадкой опережающего введения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Выполняя задачу создания условий для перехода на  федеральные государственные стандарты второго поколения в 5 классах, в школе реализовывался план мероприятий по переходу на новые ФГОС. Все учебные кабинеты оборудованы современным компьютерным оборудованием. Педагоги прошли курсы повышения квалификации. Творческой группой педагогов школы разработаны методические рекомендации. Получены новые учебники для 5-х классов по всем учебным предметам. Разработана образовательная программа с учетом требований ФГОС ООО. Разработаны подпрограммы: «Программа по духовно-нравственному воспитанию», «Программа внеурочной деятельности»,  «Программа формирования УУД»,  «Школа успеха (выявление и поддержка одарённых детей)». «Программа коррекционной работы с учащимися». Проведен мониторинг готовности образовательного учреждения к переходу на новые стандарты.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная задача создания условий для перехода на новые ФГОС ООО  в 2011-2012  учебном году решалась успешно.

С 1 сентября 2012 года в МБОУ «СОШ № 21» в  5-х  классах была начата работа по  введению Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования. Работа потребовала серьёзных изменений на основной ступени образования, в организации школьной жизни, в деятельности всего педагогического коллектива.

Переход на ФГОС ООО осуществлялся через:

  • изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального и муниципального  уровней по внедрению ФГОС ООО.
  • составление основной образовательной программы ООО.
  • внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС ООО.
  • анализ условий на соответствие требованиям ФГОС ООО.
  • информирование родителей обучающихся 5-х классов о подготовке к переходу на новые стандарты.

По итогам 2012–2013 учебного года подготовлен анализ работы по реализации ФГОС в основной  школе. 

Цель анализа: проанализировать эффективность введения ФГОС в 5 классах, выявить  проблемы и   наметить пути их решения на 2013–2014 учебный год.

Нормативно-правовое обеспечение введения  ФГОС ООО

Достижение основной цели и решение поставленных задач по внедрению ФГОС ООО      

осуществлялось через:    

  • создание совета  и рабочей группы по введению ФГОС ООО;
  • координацию деятельности администрации школы, Управляющего Совета, педагогического совета, рабочей группы учителей 5-х классов, психолога, учителей-предметников школы;
  • создание нормативно-правовой  базы, регламентирующей внедрение ФГОС;
  • приведение в соответствие с требованиями ФГОС основного общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения (директора, заместителя директора по УВР, ВР, учителей-предметников, педагогов, проводящих занятия внеурочной деятельностью, классного руководителя, психолога, социального педагога);
  • изучение педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения: осуществление  подбора и расстановки кадров; прохождение курсов повышения квалификации педагогическими кадрами;
  • совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды в основном звене;  
  • составление плана деятельности школы по внедрению ФГОС ООО;
  • разработку и утверждение плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС  ООО;
  • определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС  ООО, которые будут в полном объёме использоваться в учебном процессе в 5-х классах в 2012/13 учебном году;
  • разработку на основе примерной основной образовательной программы ОУ основной образовательной программы МБОУ «СОШ № 21»;
  • составление  рабочих образовательных  программ по учебным дисциплинам;
  • проведение  систематического анализа результатов работы по внедрению ФГОС ООО;
  • оказание методической помощи классным руководителям, учителям;

                В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база. Имеется в наличии  нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Документация школьного уровня, которая основывается на документах федерального, регионального и муниципального уровней, также подготовлена в полном объёме:

  • разработаны и утверждены школьные локальные акты, регламентирующие введение ФГОС ООО;
  • составлены план-график, план рабочей группы по введению и апробации ФГОС ООО;  
  • составленная дорожная карта по ФГОС второго поколения, содержит перечень мероприятий по апробации материалов, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы основного общего образования.

       Возможность апробации  введения ФГОС второго поколения на базе МБОУ «СОШ №21» была рассмотрена на Управляющем совете, педагогическом совете, родительских собраниях, заседаниях ШМО учителей-предметников. Интенсивно проводилась информационная работа с родителями будущих пятиклассников по вопросам организации обучения детей по новым стандартам –  в октябре 2012 г. на общешкольном родительском собрании обсудили новизну стандартов, познакомили родителей с образовательной программы школы.

Методическое сопровождение перехода на ФГОС ООО

Главным субъектом, на который ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения, является учитель.

Основной задачей успешного введения ФГОС ООО является необходимость перестроить или перенастроить сознание носителя знаний, умений, навыков и ключевых компетенций – учителя.

Изменения ФГОС не могут не  отразиться на личной профессиональной деятельности педагога. Это связано и с изменением образовательных программ, нормативной базы образовательных учреждений, с новой логикой построения учебников и новым построением содержания учебных предметов.

 Осложняется работа и огромным лексическим материалом, который учитель должен освоить, осознать, использовать в своей работе.

Меняется концепция обучения, переход на ФГОСы  заставляет изменить мировоззрение педагога, поэтому на протяжении 2010–2011 годов   шло активное освещение и  разъяснение  концепции государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения среди педагогических работников школы:

  • проведены педагогические советы школы по вопросу введения ФГОС ООО, практические семинары по написанию рабочих учебных программ педагогов в соответствии с требованиями стандарта;
  • организована деятельность рабочей группы по созданию основной образовательной программы;
  • в течение года велась работа рабочей группы по доработке, реализации основной образовательной программы;
  • организована психолого-педагогическая диагностическая работа; организовано психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в 5 классах: (ведется индивидуальная работа по устранению психологических проблем учащихся,
  • консультации педагога-психолога по адаптации пятиклассников к условиям обучения в средней школе, по формированию мотивации пятиклассников, даются методические рекомендации по развитию внимания, мышления, памяти школьников);
  • проведены диагностические работы по апробации Федерального государственного стандарта основного общего образования;  
  • педагогами начата работа по отслеживанию формирования УУД;

              Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам основного образования.  Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим  учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта:  оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием во внеурочной деятельности позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.

  • В школе проведён анализ ресурсов учебной и методической  литературы, программного обеспечения, используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса.

Кадровое обеспечение введения ФГОС ООО

Успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от кадрового потенциала школы. Настоящее внедрение новых стандартов возможно лишь в том случае, если большая часть учителей будет мотивирована на перелом в методах и приемах своей обучающей деятельности. Мало быть готовым к реализации ФГОС, необходимо понять, что изменений в образовательной системе требует наша реальная действительность. Результаты подобного анализа  должны стать основой для целенаправленного развития профессиональных компетентностей учителя. Решая задачу совершенствования кадрового обеспечения, в МБОУ «СОШ № 21»

  • приведены в соответствие с ФГОС и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников"» должностные инструкции педагогов и классных руководителей, работающих в 5-х классах;   
  • составлен график повышения квалификации учителей основной школы по проблемам внедрения ФГОС ООО (в настоящее время прошли  курсы повышения квалификации директор, заместители директора, методист, педагог-психолог, учителя  основной школы, задействованные в данном проекте);
  • обеспечена непрерывность профессионального развития педагогических работников МБОУ «СОШ № 21» через участие в конференциях, практических семинарах различного уровня по опережающему введению ФГОС ООО (в школе работает постоянно действующий практический семинар, целью которого является педагогическое просвещение по определённой теме, исходя из образовательных потребностей и запросов учителей школы; проведены семинары-практикумы: «Анализ УМК  по реализации ФГОС», ««Внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса» (определение направлений реализации внеклассной воспитательной работы и их содержания, обмен опытом руководителей кружков, секций, «Планируемые результаты в условиях реализации новых образовательных стандартов» (членами рабочей группы, руководителями ШМО  определены содержание диагностических работ личностных, предметных, метапредметных результатов);  в рамках преемственности между начальной и средней школой проведен круглый стол «Внедрение ФГОС в основной школе»; с  программой психологического сопровождения ФГОС ООО познакомила педагог-психолог школы).  Результаты деятельности проектных групп были  внесены в  разработку ООП. 
  • опыт работы по введению ФГОС ООО педагоги представляли на заседаниях городских методических объединений, на окружном практическом семинаре «Первые итоги опережающего введения ФГОС основного общего образования в МБОУ «СОШ № 21».

Информационное обеспечение введения ФГОС ООО

Для успешного введения ФГОС в основной школе организована обратная связь с общественностью по проблемным вопросам введения ФГОС ООО:

  • проведены классные и общешкольные родительские собрания (сентябрь 2012 – «Первый раз в пятый класс», май 2013 – «Первые итоги обучения по – новому»), на которых  родителям была представлена информация о переходе школы на новые ФГОС и обобщены первые итоги введения ФГОС ООО:

-  представлена программа действий по реализации стандартов нового поколения;

- представлена разработанная оптимизационная модель организации внеурочной деятельности в основной школе при введении ФГОС ООО;

- организована работа по созданию портфолио как способа накопительной оценки личностных результатов детей;

- проанализированы результаты стартовой диагностики обучающихся пятых классов в рамках введения ФГОСС  ООО при переходе из начальной в основную школу;

- определена роль родителей в формировании УУД  школьника;

- подведены итоги обучения в 5 классе, определены особенности обучения по ФГОС ООО в 6-ом классе;

  • организовано информирование участников образовательного процесса и изучение общественного мнения родителей (законных представителей)  по вопросам введения ФГОС ООО
  • в публичных докладах общеобразовательного учреждения за 2011–2012, 2012–2013 учебный год имеется раздел, содержащий информацию о ходе реализации ФГОС ООО.
  • размещена информация о ходе реализации ФГОС ООО на сайте школы.

Материально-техническое обеспечение перехода на ФГОС ООО

Одним из важнейших условий реализации  основной образовательной программы основного общего образования является материально-техническое обеспечение как общепредметное, так и оснащение внеурочной деятельности – это, в первую очередь, библиотечный фонд, технические средства обучения, экранно-звуковые пособия, наглядные средства – приоритеты отдаются средствам и объектам обучения нового поколения, учитывающим современные тенденции в технике и технологиях, ориентированным на применение и реализацию  компетентностного подхода. Администрацией школы было принято решение создать единое образовательное пространство для учащихся основной школы за счет внутренних возможностей:

  • все учебные кабинеты школы  находятся в удовлетворительном состоянии согласно требованиям СанПин 2.4.2.821-10;
  • все учащиеся обеспечены учебниками федерального перечня для общеобразовательных учреждений, рекомендованными (допущенными) к использованию в общеобразовательном процессе,  из фонда школьной библиотеки;    
  • в  школе организован доступ к сети Интернет (к запрещенным сайтам доступ ограничен контентной фильтрацией);
  • для успешной  учебной деятельности учащихся основная школа оснащена печатными  и электронными  носителями учебной (образовательной) информации, мультимедийными, аудио и видеоматериалами, цифровыми образовательными ресурсами;
  • выполнен монтаж локальной сети, завершено подключение всех учебных кабинетов к сети Интернет;

Но для полной реализации условий и ресурсного обеспечения образовательных программ основного общего образования  школа должна решить  следующие задачи:

- обеспечение современным нормативно-программным и учебно-методическим сопровождением содержательной части новых стандартов;

-     своевременное обеспечение комплектом учебников для 5-х классов;

-  обеспечение диагностическим инструментарием по оценке достижения планируемых результатов обучения.

-  продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиями   ФГОС и модельного стандарта материально-технического обеспечения образовательного процесса.

             2. Выполнение требований стандарта осуществлялось не только через учебную деятельность школьников, но и через внеурочную, которая  является принципиально новым требованием  ФГОС  ООО.

Под внеурочной деятельностью в рамках ФГОС ООО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в рамках, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО.

Цель внеурочной деятельности:

  • создание условий для  проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Задачи:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества в системе школьного дополнительного образования;
  • расширение рамок общения с социумом.

Внеурочная деятельность в нашей  школе  организована с учетом:

  • запросов родителей как основных заказчиков образовательных услуг;
  • специфики образовательной деятельности школы;
  • кадровых возможностей для обеспечения внеурочной деятельности.

        Одним из важных и сложных вопросов является выбор модели внеурочной деятельности. Нами выбрана организация внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения (учителя, педагог-психолог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования).  Координирующую роль при этом выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

- взаимодействует с педагогическими работниками

- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива

-организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива, в том числе через органы самоуправления

- организует социально-значимую, творческую деятельность обучающихся

        Преимущества оптимизационной модели состоит в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

План внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 21» для 5 классов составлен на основе нормативно-правовых документов:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г №189);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН №1897 от 17 декабря  2010 г., зарегистрирован Минюст №19644 от 01.02.2011);
  • Письмо Департамента общего образования Министерства  образования и  науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
  • Письмо Министерства Образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения и реализации ФГОС начального и основного общего образования»
  • Приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»;
  • Письмо Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 01.06.2012 № 4696/12 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, в условиях пилотного введения ФГОС общего образования».

         План внеурочной деятельности для 5 классов в 2012–2013 учебном году составлен на 6 дневную неделю и составляет 7 часов. Из них 2 часа выделены из учебного плана образовательного учреждения, а именно, из части, формируемой участниками образовательного учреждения («В мире информатики» и «Я и безопасность»). 3 часа выделены за счет внутришкольной системы дополнительного образования, 1 час за счет классного руководства и 1 час за счет деятельности педагога-психолога в соответствии с должностными обязанностями.

Внеурочная деятельность реализуется по   направлениям развития личности:

- духовно-нравственное;

- общеинтеллектуальное;

- художественно-эстетическое;

- спортивно-оздоровительное;

- социальное

в таких формах, как

              - кружки, часы общения, общественно-полезные практики,  спортивные секции.

        При организации  внеурочной деятельности, в нашем образовательном учреждении ведутся  индивидуальные карты занятости обучающегося во внеурочной деятельности и общая карта занятости обучающихся во внеурочной деятельности. Заполнение индивидуальных карт обучающегося выполняют родители с периодичностью 1 раз в год и возможностью корректировки во втором полугодии. Заполненные индивидуальные карты сдаются классному руководителю, который составляет общую карту занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты внеурочной деятельности:

-развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

-получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

-формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
  • воспитание у школьников толерантности, навыков здорового образа жизни.

В целом, анализируя первые  результаты внеурочной деятельности, педагоги обозначили факторы, способствующие достижению запланированных результатов. Это заключается в следующем:

  • все виды внеурочной деятельности, организуемой в рамках ФГОС, предоставляют учащимся возможность участия в широком спектре занятий по различным направлениям и по своему желанию;
  • реализуемые программы ориентированы на воспитательные результаты;
  • при организации внеурочной деятельности есть возможность опираться на имеющийся в школе  положительный опыт социального партнерства и образовательные ресурсы;
  • внеурочная деятельность позволяет интегрировать воспитательный, социализирующий потенциал на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования, а также ресурсов образовательной среды школы.

Проблем с кабинетами  не было. Для всестороннего развития учащихся школа тесно сотрудничает с различными учреждениями  социума: ЦДТ, городской  детской  библиотекой,  школой искусств № 2.

Вся система внеурочной деятельности в школе призвана предоставить возможность свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.

Успешность  в организации внеурочной деятельности во многом зависит от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия социальных партнеров, и, конечно,  от  целенаправленного творческого взаимодействия учителей, учеников и других субъектов воспитания. Первый опыт организации внеурочной деятельности, стал для педагогического коллектива школы важным с позиций дальнейшего совершенствования её модели и создания условий для   достижения запланированных  образовательных результатов, обозначенных Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Сегодня родители наших пятиклассников удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую и эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, на данный момент постепенно исчезает.

Говоря об эффективности внедрения оптимизационной модели внеурочной деятельности, можно отметить увеличение охвата детей дополнительным образованием до 100% по всем направлениям развития личности, увеличилась доля участия в конкурсах, соревнованиях, состязаниях различного уровня; призовых мест – на 5%.

Психологическое сопровождение перехода на ФГОС ООО

             Во главу угла при переходе на новый ФГОС  поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Каждая минута, проведённая в школе, должна давать детям положительный опыт общения, позволять проявить себя как активную, творческую личность, расширить его представления об окружающем мире. Таким образом, главной задачей школы стало формирование личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. А одним из основных средств решения данной задачи стало осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.    С учениками  дополнительно после уроков занимались педагог-психолог, социальный педагог. Они помогали учителям при работе с обучающими, требующими индивидуального подхода.

Дети оживлённо общались с педагогами и друг с другом – в классах сложились доброжелательные взаимоотношения, что  является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Учителями накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся (портфолио, диагностические карты, отслеживается мониторинг обученности учащихся), дифференцированно составляются индивидуальные воспитательные маршруты для обучающихся.

Выводы:

Первые результаты  внедрения ФГОС показали, что, в целом, концептуальные идеи, заложенные в основу обучения  и развития школьника,  востребованы  в  условиях нашего образовательного учреждения. Проделана огромная подготовительная работа по внедрению ФГОС ООО в школе, но не полностью реализованы все требования стандартов.  

                 Отмечаются следующие положительные тенденции:

  1. Образовательный процесс  организован в условиях широкого использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, в том числе технологии дистанционного обучения детей в период актированных дней.
  2. Повысился уровень мотивационной и профессиональной готовности педагогов к переходу на стандарты ФГОС ООО  через систему практико-ориентированных семинаров, стажировочных площадок.
  3. Организовано и реализуется психолого-педагогическое, информационно-коммункационное и здоровьесберегающее сопровождение  процесса реализации опережающего введения ФГОС ООО.
  4. Продолжается сотрудничество с общественными организациями, родителями, учреждениями дополнительного образования по реализации перехода на ФГОС ООО.
  5. Проводится мониторинг новых образовательных результатов учащихся и учителей и уклада школьной жизни.
  6. Отмечается положительная динамика использования учителями в образовательной практике современных учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты  нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно – измерительный инструментарий).
  7. Осознание педагогами необходимости перехода на стандарты второго поколения.
  8. Возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами по вопросам введения ФГОС ООО.
  9. Положительное отношение родителей к образовательному процессу и реализации внеурочной деятельности.

Но наряду с положительными моментами есть и  проблемы, которые необходимо отметить:

-  недостаточная психологическая готовность учителей   к реализации ООП в рамках введения ФГОС ООО (анкетирование учителей, работающих  по новым стандартам);

необходимость коррекции   разделов рабочих учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС;

- необходимость ведения мониторинга УУД.

Для успешной реализации ФГОС второго поколения    необходимо:

1. Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в    соответствии с Требованиями   ФГОС.

2. Совершенствовать материальную базу ОУ.

3. Разработать критерии системы оценивания учащихся во второй половине дня.

 4. Продолжить работу по формированию банка образовательных программ для второй половины дня.

5. Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ основного образования.

6. Сформировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей, работающих по новым Стандартам.

Исходя из анализа,  необходимо наметить пути решения:

  1. Необходимо всем педагогам школы активно  включится в процесс реализации стандартов второго поколения, прописать систему оценивания, вникать в структуру рабочих программ для 2013–2014 учебного года;
  2.  Всем педагогам продолжить внутрифирменное повышение квалификации через изучение  и применение на практике современных инновационных психолого-педагогических технологий образования, участие для обмена опытом в работе площадок по введению ФГОС ООО, вебинаров, совершенствование педагогического мастерства через курсовую подготовку.
  3.   Разработать основную образовательную программу для 6 классов в соответствие с требованиями ФГОС ООО.
  4. Создать рабочую группу по доработке раздела ООП «Система оценивания результатов освоения обучающимися  основной образовательной программы».
  5. Подготовить рабочие учебные программы и программы внеурочной деятельности на 2013–2014 учебный год.

                                                                                                                     Утверждаю:

                                                                                                                     Директор МБОУ «СОШ №21»

                                                                                                       Приказ № 245 от 27.08.2013г.

                                                                                                                      _________Е.В.Афанасьева

 

ПЛАН-ГРАФИК ВВЕДЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА 

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 5–6  КЛАССАХ  МБОУ «СОШ № 21» г. Нижневартовска  в 2013–2014 УЧЕБНОМ ГОДУ

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Ожидаемый результат

1. Организационное обеспечение введения ФГОС основного общего образования

 

Создание рабочей  проектной  группы

апрель

2013 г.

Зам. директора, методист

Создание и определение функционала рабочей группы

 

Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС основного общего образования

май

2013 г.

Зам. директора, методист

План-график введения ФГОС

 

Совещание при директоре «Содержание и технология введения ФГОС, требования к условиям реализации образовательного  процесса при введении ФГОС в 6 классах»

май  

2013 г.

Афанасьева Е.В.

Усвоение и принятие членами коллектива основных положений ФГОС ООО в 5–6 классах

 

Анализ соответствия материально-технической базы реализации ООП ООО действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения

июнь

2013 г.

Мордвинова А.Р.

Кляулина М.И.

Приведение в соответствие материально-технической базы реализации ООП ООО с требованиями ФГОС.

 

Комплектование библиотеки УМК по всем предметам учебного плана  в соответствии с Федеральным перечнем

в течение года

Левицкая Е.А., Путнина Л.Р.

Наличие утвержденного  и обоснованного списка учебников для  реализации ФГОС основного общего образования.

Формирование заявки на обеспечение общеобразовательного учреждения учебниками в соответствии с федеральным перечнем

 

Разработка оптимальной модели организации образовательного процесса

в течение года

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР

Реализуется современная модель взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, культуры, спорта и т.п., обеспечивающих               

организацию внеурочной деятельности

Организация обучения в очной форме с дистанционной поддержкой

В оценке достижений учащихся учитывается их индивидуальный прогресс в обучении

В оценке достижений учащихся по итогам года учитываются их внеучебные достижения

 

Обеспечение интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся

Использование современных форм представления результатов обучения, в том числе: портфолио, защита творческих проектно-исследовательских работ

 

Формирование плана ВШК согласно требованиям ФГОС

июнь– август 2013

Левицкая Е.А.

Контроль соответствия запланированному результату

 

2. Нормативное обеспечение введения ФГОС основного общего образования

 

Формирование банка нормативно-правовых документов федерального и регионального  уровней

май–сентябрь 2013 г.

Зам. директора, методист

Нормативно-правовое сопровождение введения ФГОС ООО

 

Разработка (адаптация) и утверждение формы договора о предоставлении общего образования образовательными учреждениями

май

2012 г.

Афанасьева Е.В.

Установление договорных отношений с участниками ОП

 

Решение органа государственно-общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) о введении в образовательном учреждении ФГОС ООО в 6 классах

август

2013 г.

Афанасьева Е.В.

Принятие решения о введении ФГОС ООО  в 6-х классах с 01 сентября 2013 г.

 

Подготовка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ООО, доведение нормативных документов до сведения всех заинтересованных лиц:

Локальные   акты:

  • регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования;
  • регламентирующие организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения;
  • устанавливающие требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (например, положения о информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре и др.);
  • регламентирующие организацию образовательного процесса («Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных», дополнительном образовании, об образовании в семье и др.)

Приказы, регламентирующие введение     стандартов второго поколения в общеобразовательном учреждении:

  • О переходе ОУ на обучение  по ФГОС ООО
  • О разработке образовательной  программы на 2013–2014 уч. год
  • Об утверждении образовательной программы  на 2013–2014 уч. год
  • Об утверждении учебного плана
  • Об утверждении программы внеурочной деятельности
  • Об утверждении программы ОУ по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников
  • О проведении внутришкольного мониторинга  реализации ФГОС ООО
  • О внесении изменений в должностные инструкции учителей предметников, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС ООО, психолога, педагога дополнительного образования

в течение года

Афанасьева Е.В.

Внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующие деятельность школы

 

Разработаны (внесены изменения) локальные   акты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие приказов, регламентирующих введение стандартов второго поколения в общеобразовательном учреждении

 

Приведение должностных инструкций работников ОУ в соответствие с требованиями ФГОС ООО

в течение года

Афанасьева Е.В.

 

 

Изучение рекомендаций к базисному образовательному плану по переходу на ФГОС ООО

май–август 2013 г.

Афанасьева Е.В.,

Рискова Т.В.

Знание нормативных требований базисного образовательного плана – основы разработки образовательного плана ОУ

 

Разработка образовательного плана школы с учетом методических рекомендаций, нормативных требований  и социального запроса родителей обучающихся

май–август 2013 г.

Рискова Т.В.

Создание моделей образовательного процесса  школы

 

Разработка образовательной программы основного общего образования школы  с учетом новых требований к результатам образования (метапредметные умения)

август

2013 г.

Афанасьева Е.В., Рискова Т.В., Шелестюк Е.В.

Разработана основная образовательная программа

 

Разработка программы дополнительного образования согласно требованиям ФГОС ООО и запросам обучающихся

август

2013 г.

Гурова В.Н.

Разработана программа дополнительного образования

 

3. Кадровое обеспечение перехода на ФГОС основного общего образования

 

Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений работников ОУ и планирование  курсовой подготовки педагогов ОУ (разработка инструментария)

май

2013 г.

Левицкая Е.А., Шелестюк Е.В.

Поэтапная подготовка педагогических и управленческих кадров к введению ФГОС ООО

 

Анализ выявленных кадровых потребностей и учет их при организации учебного процесса и обеспечении методического сопровождения

в течение года

методист

 

 

Реализация программы повышения квалификации всех учителей    5–9 классов по проблеме «Введение ФГОС основного общего образования » на курсах ПК

2012–2014 г.

Левицкая Е.А.

Повышение квалификации педагогических работников

 

Реализация программы повышения квалификации административно-управленческого персонала по теме  «Введение ФГОС основного общего образования » на КПК

 2012–2014 г.

Левицкая Е.А.

 

 

Участие педагогов в работе проблемных семинаров по вопросам введения ФГОС основного общего образования

в течение года

Левицкая Е.А.

Повышение квалификации педагогических работников

 

Распространение инновационного опыта

2012–2014 г.

Левицкая Е.А. Шелестюк Е.В.

Практико-ориентированный семинар для педагогов школы

 

4. Научно-методическое обеспечение перехода на ФГОС основного общего образования

 

Изучение нормативных  документов ФГОС ООО

постоянно

Афанасьева Е.В.

Изучение требований ФГОС к структуре основных образовательных программ, к условиям реализации и результатам освоения программ

 

Разработка основной образовательной программы основного общего образования 5–6 классов

август 2013 г.

Афанасьева Е.В.,

Рискова Т.В.,

Шелестюк Е.В.

Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы

 

Разработка рабочих программ изучения предметов учителями 5–6 классов с учетом формирования универсальных учебных действий

август 2013 г.

Левицкая Е.А..

Проектирование пед. процесса педагогами по предметам образовательного плана школы с учетом требований ФГОС ООО

 

Разработка рабочих программ дополнительного образования учителями 5–6 классов с учетом формирования универсальных учебных действий и их преемственности с урочной деятельностью

август 2013 г.

Гурова В.Н.

Рабочие программы дополнительного образования

 

Изучение методических рекомендаций к базисному образовательному плану и учет их при формировании ОП школы

апрель–июнь 2013 г.

 Рискова Т.В.

Разработка  образовательного плана школы

 

Система педагогических советов по проблеме внедрения ФГОС НОО  и ООО,

их преемственности

в течение года

Левицкая Е.А., Зятина Л.С.

Повышение профессиональной компетентности

Педсовет по теме «Внеурочная деятельность в условиях ФГОС: актуальные проблемы реализации»

ноябрь

2013 г.

Левицкая Е.А.

Вопросы педсовета

Педсовет по теме «Современные требования к уроку в свете ФГОС»

март  2014 г.

Левицкая Е.А.

Вопросы педсовета

  

Постоянно действующий внутренний практико-ориентированный семинар «Формирование УУД»

в течение года

Левицкая Е.А.

Программа семинара

Семинар по теме «Инновационные технологии, направленные на организацию системно-деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности».

октябрь

2013 г.

Левицкая Е.А.

Программа семинара

Семинар по теме «Технология АМО – технология ФГОС»

февраль

2014 г.

Левицкая Е.А.

Программа семинара

   

Обобщение опыта педагогов, реализующих программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-6 классов

март–апрель 2014 г.

 Педагоги, работающие в 5–6 классах

Формирование банка опыта педагогов

 

Организация работы по психолого- педагогическому обеспечению введения ФГОС основного общего образования

в течение года

 Иванова Е.Н.

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения

 

Обучающий практический семинар по работе в условиях опережающего введения ФГОС ООО

сентябрь–октябрь

2013 г.

Левицкая Е.А.

Доступность ресурса учителям-предметникам и классным руководителям

 

Обобщение инновационного опыта

в течение года

Левицкая Е.А., руководители ШМО

Мастер-классы; методические материалы, статьи

 

5. Информационное обеспечение перехода ОУ на ФГОС основного общего образования

 

Изучение  общественного мнения по вопросам введения новых стандартов в 5–6-х классах и внесения возможных дополнений в содержание основной образовательной программы основного общего образования, в том числе через сайт образовательного учреждения

май 2013

Мордвинова А.Р., классные руководители

5-х классов

Принятие мер для возможной коррекции организации ОП

 

Организация доступа работников школы к электронным образовательным ресурсам Интернет

в течение года

Мордвинова А.Р., техники

Создание условий для оперативной ликвидации профессиональных затруднений и организация взаимодействия

 

Использование интерактивного электронного образовательного контента по всем учебным предметам

в течение года

Мордвинова А.Р., учителя- предметники

 

 

Использование портала new.mcko.ru (МРКО)  для оперативного управления ОП на всех уровнях

в течение года

Киселева Т.Л.

Доступность информации участникам ОП, принятие управленческих решений

 

Информирование родителей обучающихся о результатах ведения ФГОС в ОУ через школьные сайты, проведение родительских собраний

в течение года

Афанасьева Е.В., Мордвинова А.Р., классные руководители

Информирование общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС ООО

 

Оперативное обеспечение публичности результатов деятельности через электронный мониторинг ДО по внедрению ФГОС

по запросу ДО

Афанасьева Е.В.,

Шелестюк Е.В.

Достижение планируемых показателей качества

 

Использование  электронного документооборота в образовательном процессе (включая, электронный журнал, дневник, мониторинг и внутришкольный контроль)

в течение года

Мордвинова А.Р.

Оперативный доступ к информации  для различных категорий пользователей

 

6. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС основного общего образования

 

Внесение изменений в систему оплаты труда педагогических и руководящих работников школы, реализующих ФГОС основного общего образования

 

Наличие финансирования за счет средств субвенции учебных расходов в объеме, соответствующем требованиями к материально-техническому обеспечению введения ФГОС

В норматив бюджетного финансирования учреждения включена оплата внеурочной деятельности

 

Обеспечение оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений

Афанасьева Е.В., Мордвинова А.Р., Кляулина М.И.

Формирование заказа на материальное и техническое оборудование

  1. Образовательное учреждение имеет современную библиотеку, то есть:
  • с читальным залом с числом рабочих мест не менее 25;
  • с  обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах библиотеки или использования переносных компьютеров;
  • имеется медиатека;
  • имеются средства сканирования;
  • обеспечен выход в Интернет;
  • обеспечены копирование и бумажных материалов;
  • укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана ООП ООО.
  1. Наличие оборудованных помещений для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и  мастерские)

 

Обеспечение финансирования за счет средств учредителя текущего и капитального ремонта, оснащения оборудованием помещений в соответствии с нормами СанПиН, правилами безопасности и пожарной безопасности, требованиями к материально-техническому обеспечению введения ФГОС

 Определение объема расходов, необходимых для реализации ООП ООО и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования

 

 

Санитарно-гигиеническое благополучие образовательной среды (условия физического воспитания, обеспеченность горячим питанием, наличие лицензированного медицинского кабинета, динамическое расписание учебных занятий, учебный план, учитывающий полидеятельностное пространство) соответствует требованиям ФГОС ООО

 

7. Психолого-педагогическое обеспечение образовательного учреждения в условиях введения ФГОС

 

Методическое обеспечение специалистов согласно требованиям ФГОС

в течение года

Афанасьева Е.В.

Наличие комплексной модели психолого-педагогического сопровождения учащихся:

  1. Психолог
  2. Логопед
  3. Социальный педагог

Наличие стандартизированного диагностического инструментария



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План социально-значимых мероприятий обучающихся 1-х классов в рамках введения ФГОС

     План социально-значимых мероприятий обучающихся 1-х классов   в рамках  введения ФГОС    (классные часы, праздники, соревнования, беседы, акции...

План мероприятий по реализации гражданско-патриотического направления в 1-х классах в рамках введения ФГОС

План мероприятий  по реализации гражданско-патриотического направления в 1-х  классах в рамках  введения ФГОС (классные часы, акции, праздники, конкурсы, библиотечные урок...

План-график мероприятий по введению и освоению ФГОС нового поколения методического объединения учителей начальных классов

План мероприятий по освоению ФГОС второго поколения предназначен учителям и руководителям методических об"единений. Второй год учителя нашей школы работают в этом направлении. Инновационная функция пр...

План работы рабочей группы по введению ФГОС на 2010-2011уч.г.

План содержит мероприятия, проведенные в школе по введению ФГОС в 2010-2011 учебном году....

план работы рабочей группы по введению ФГОС на 2012-2013уч.г.

План работы отражает организацию работы по введению ФГОС в начальной школе...

План по введению ФГОС НОО на 2012-2013 учебный год

План содержит цели, задачи, формы работы и мероприятия по введению ФГОС НОО....

План мероприятий по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Примерный план работы образовательного учреждения  по введению учебного курса  ОРКСЭ...