Внеурочная деятельность.
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности "Психологическая азбука" 1-4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskaya_azbuka_1-4_klass.docx | 90.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Сосьвинская общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»
(на 2014-2015 учебный год)
внеурочной деятельности в начальной школе
Педагог-психолог
Кузнецовой Л.Н.
Пояснительная записка.
Актуальность. Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знаний о себе, своих личных и возрастных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.
Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к психологической культуре. В современного парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только в особом культурно-образовательном пространстве, способствующему психологическому здоровью личности. Ибо только здоровая личность способна проявлять познавательную активность и адекватно реагировать на изменения в нашем быстроменяющемся мире.
Новизна. В связи с вышесказанным, считается целесообразным психолого-педагогическое сопровождение ФГОС, основанное на практике психологического просвещения и возможно даже обучения с 1 класса школы.
Нормативные документы для разработки программы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
- ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
- О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)
Основная цель - научить ребенка использовать психологические знания для быстрой и максимально безболезненной адаптации и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме.
Задачи:
- Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки
- Снижение уровня школьной тревожности
- Создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований
- Формирование психологической готовности к обучению, работа над личностными, регулятивными и коммуникативными УУД
- Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностых отношений со сверстниками и взрослыми
- Формирование социально приемлемых форм поведения в обществе.
Программа внеурочной деятельности «Психологическая азбука для младших школьников» рассчитана на 4 учебных года 135 учебных часов.
Режим занятий:
1 год обучения: 33 учебных часа (1 час в неделю), так как учебный год первоклассника короче.
2 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).
3 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).
4 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).
Возраст: 6 – 10 лет.
Длительность занятий: 30 минут в 1 классе, во 2-4 классах – 40 минут.
Педагогические средства
- Специально организованная среда
- Специально организованные занятия.
- Физкультминутки.
- Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
- Работа с книгой.
- Инсценировки
- Праздники и соревнования.
- Диагностика и контроль.
Формы работы.
- Тренинги
- Беседы и дискуссии
- Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
- Релаксационные упражнения
- Психигимностические этюды и элементы.
- Работа с книгой
- Работа с притчами
Планируемые результаты и формы контроля.
Основные результаты
- Низкий уровень тревожности
- Высокая и нормальная самооценка
- Позитивное отношение к себе и своей личности
- Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами
- Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.
Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:
- Умение осознавать требования учителя и соответствовать им
- Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами
- Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы
- Умение общения и достойного поведения с одноклассниками
- Навыки коллективной деятельности.
Формы контроля:
- Тестирование (групповое или индивидуальное) (тест тревожности Спилберга, социометрия, анкетирование «Личностный рост обучающихся»)
- Применение проективных методик диагностики (н-р, «Школа зверей»)
- Наблюдение и ведение индивидуальных карт.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности по уровням
Воспитательные результаты | Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) | Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) | Получение самостоятельного общественного действия (3 уровень) |
Формы внеурочной деятельности | Социальная проба: тренинг, психогимнастика (1-2 год обучения) | ||
КТД: инсценировки, выступления (3-4 год обучения) | |||
Социальный проект (находится вне данной программы. Но планируется на следующей ступени программы для среднего звена) |
Уровни сформированности УУД по годам обучения
На момент поступления в школу | На момент окончания 1 класса | На момент окончания 2 класса | На момент окончания 3 класса | У выпускников начальной школы |
Личностные УУД | ||||
Проявляет самостоятельность в игровой деятельности. Пытается оценивать себя и свои поступки | Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстников. | Проявляет самостоятельность в некоторых видах учебной деятельности. Оценивает деятельность литературных персонажей пытается обосновывать свои мысли | Проявляет самостоятельность в учебной деятельности, оценивает поступки детей и взрослых, аргументирует свой ответ | Понимает цель обучения, планирует результат своей деятельности способен работать на результат с отсрочкой его достижения. |
Открыто относиться ко внешнему миру, не всегда чувствует уверенность в своих силах | Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности | Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует свою уверенность не только в игровой деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям | Относиться открыто ко внешнему миру, чувстует уверенность в своих силах в учебной деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям в учебной деятельности | Умеет адаптироваться к динамично меняющемуся миру, способен сделать личностный выбор на основе норм морали |
Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх. В игре способен вести переговоры. Пытается сдерживать свои эмоции | Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции | Взаимодействует со взрослыми и сверстниками на основе любой совместной деятельности умеет договариваться о совместных действиях и плане совместной деятельности | Взаимодействует со сверстниками и взрослыми даже не имея совместной деятельности, имея целью достигнуть какой-либо личной цели (Н-Р, получить нужную информацию, совершить покупку) | Ориентируется в социальных ролях умеет выстраивать межличностные взаимоотношения. |
В рамках игры обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересующую его тему | Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему | Обсуждает проблемы возникающие в интересующей его сфер, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых | Обсуждает проблемы , избегает конфликты, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых о том. Что для него важно | Умеет находить выход из конфликтной ситуации, договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве, обмене коллекций и т.п. |
Положительно относится к себе и окружающим. Отзывчив к переживаниям другого человека | Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам | Способен сочувствовать и сопереживать, принимает оценку своим поступкам от сверстников | Доброжелательно реагирует на замечания способен исправиться в ответ на предложение взрослого | Строит свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе взаимопонимания и поддержки |
Регулятивные УУД | ||||
Проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности | Принимает и сохраняет учебную задачу | С помощью педагога ставит учебную задачу | Способен сам поставить задачу в творческой деятельности связанной с учебной | Ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно |
Умеет выбирать себе род занятий и выстраивать внутренний план действий в игровой деятельности | Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную | Совместно с учителем учитывает выделенные педагогом ориентиры для построения внутреннего плана действия в учебном материале | Способен самостоятельно выстроить внутренний план действий в некоторых видах учебной деятельности | Самостоятельно определяет ориентиры в новом материале, прогнозирует результат учебной деятельности |
Проявляет умения произвольности предметных действий | Овладевает способами самооценки выполнения действий | Адекватно принимают оценку своей деятельности со стороны | Планирует свои действия совместно с учителем, анализирует проблемы и результат | Умеет планировать поледовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, вносит изменения в план с учетом резельтата предыдущего действия |
Коммуникативные УУД | ||||
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми на основе общей деятельности | Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей. | Формируются навыки совместной учебной деятельности над проектом: выполнение роли, заданной учителем, помощь товарищам по проекту | Планирует учебное сотрудничество совместно с учителем, принимает участие в контроле чужой деятельности, осуществляет рефлексию | Планирует учебное сотрудничество со сверстниками: участвует в распределении ролей, составлении плана деятельности, обсуждении результатов. рефлексии |
Проявляет любопытство ко всему новому и необычному | Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность | Умеет задавать вопросы, чем проявляет свою любознательность, умеет слушать | Умеет сотрудничать со сверстниками и взрослыми в поисках интересующей информации | Способен поставить задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе информации |
Способен договариваться, учитывать интересы других в игровой деятельности | Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою | Частично владеет навыками преодоления конфликта | Чувствуя приближения конфликта способен его избежать или быстро нивелировать | Владеет способами разрешения конфликта, может стать посредником в разрешении |
Список литературы.
- Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. [Текст] / Е.А.Алябьева –М. : ТЦ Сфера,2006. – С.88
- Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами.. Пособие для педагогов. – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.64
- Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 144 с
- Аржакаева Т.А. , И.В. Вачков,, А.Х. Попова Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 2-м классе – М.: Генезис, 2012. – 136 с
- Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 3-м классе – М.: Генезис, 2013. – 144 с
- Аржакаева Т.А., И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 4-м классе – М.: Генезис, 2013. – 128 с
- Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Книга для родителей. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.32
- Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 2 класс. Учусь понимать себя. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.32
- Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 3 класс. Учусь понимать других. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.38
- Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 4 класс. Учусь общаться. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.48
- Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В.Григорьев// Стандарты нового поколения: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2011. – С.224
- К.п.н. Аржакаева, Т. Психологическая азбука для 3 класса. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»
- Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и коммуникационных навыков. [Текст] /авт.-сост. Е.Д.Шваб // Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2007, С.85
- Нормативное правовое и методическое обеспечение введения федерального образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации. [Текст] / сост. : Г.А.Шешерина, И.В.Клемешова, Т.С.Дюкова, О.С.Воронкова. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.78
- Проектирование программы формирования универсальных учебных действий. Методические рекомендации. [Текст] / авт.-сост. Е.И.Агаркова, Е.В.Калмыкова, С.А. Кравцова, М.И. Шиняев. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.36
- Психологическое здоровье – основа личностного развития школьников. Методические рекомендации по реализации программы учебных занятий по психологии для учащихся общеобразовательной школы. [Текст] /авт.-сост.: Петров В.Б., Воеводкина Л.Н., Вязавова Н.В., Лепихова М.В., Молоканова М.С., Невзорова Г.В., Чернышова В.М. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. – С.67
- Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения. [Текст] / авт.-сост. Г.А.Шешерина, Е.И.Агаркова, В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.65
- Развитие потенциальных возможностей учащихся на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов. [Текст] / авт.-сост. В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.87
- Рахманкулова, Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. [Текст] / Р. Рахманкулова// газета «Школьный психолог» №18/2003
- Яковлева. Е. программа развития творческого потенциала личности учащихся первого класса. [Текст]/ Е.Яковлева// газета «Школьный психолог», 2006
Календарно – тематическое планирование занятий в 1 классе
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Задачи | Содержание | Планируемые результаты | Оборудование |
Я теперь школьник | |||||||
Знакомство | 1 | Знакомство друг с другом, введение в игровую атмосферу |
| Эмоционально – положительное отношение к школе. Адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика. Принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания. | Рабочие тетради, мячик | ||
Знакомство продолжается | 1 | Создание условий для самораскрытия и мотивирование на взаимопонимание |
| Рабочие тетради, цветные карандаши, мячик | |||
Знакомство со школой | 1 | Знакомство с правилами школьной жизни и занятий |
| ||||
Я теперь школьник | 1 |
| Рабочие тетради, цветные карандаши, схема школы | ||||
Что значит быть школьником? | 1 | Помощь в осознании социальной позиции школьника |
| Рабочие тетради, цветные карандаши, мячик, медальки | |||
Знакомство с Пси - Магом | 1 | Создание мотивации на познание самих себя и дача первоначальных представлений о психической реальности |
| Рабочие тетради, цветные карандаши, картинки с изображением фрагментов дня школьника, мячик, Пси-Маг, план схема школы | |||
Введение в мир психологии | |||||||
Королевство Внутреннего мира | 1 | Поддержание мотивации на познание себя и одноклассников, создание представления о специфике психической реальности |
| Способность к самопознанию и самооценке. Зачатки личностной рефлексии. | Рабочие тетради, цветные карандаши, кукла Пси- Маг, книга «Сказки о самой душевной науке» | ||
Сказка о волшебных зеркалах - 1 | 1 | Укрепление интереса к самопознанию, знакомство с основными составляющими Я-образа, развитие самоанализа и рефлексии |
| Рабочие тетради, цветные карандаши, книга «Сказки о самой душевной науке» | |||
Сказка о волшебных зеркалах - 2 | 1 |
| Рабочие тетради, цветные карандаши, книга «Сказки о самой душевной науке» | ||||
Что я знаю о себе? | 1 | Актуализация рефлексивной позиции, развитие потребности в самоанализе и рефлексии |
| Рабочие тетради, цветные карандаши, набор значков | |||
Что я знаю о себе и других? | 1 | Помочь посмотреть на себя глазами других |
| Рабочие тетради, цветные карандаши | |||
Я – это кто? | 1 | Помощь в осознании собственной уникальности и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развитие способности к самоанализу и рефлексии |
| Рабочие тетради | |||
Психика и познание мира | |||||||
Мои ощущения | 1 | Показ роли ощущений в познании окружающего мира, развитие осознания различных видов ощущений |
| Осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания как причин уcпешности/ неуспешности учебной деятельности. Стремление к самоизменению. | Рабочие тетради, набор предметов с различным запахом, яркий предмет, набор мелких предметов, книга «Сказки о самой душевной науке» | ||
Мое восприятие мира | 1 | Содействие осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира |
| Рабочие тетради, цветные карандаши, запись звуков моря, набор мелких предметов, листы А4, медали | |||
Мое внимание | 1 | Содействие осознанию актуального состояния своего внимания, развитие внимательности |
| Рабочие тетради, цветные карандаши, секундомерт, книга «Сказки о самой душевной науке» | |||
Как быть внимательным? | 1 | Развитие умения замечать свои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания |
| Рабочие тетради, цветные карандаши, релаксационная музыка | |||
Развиваем свое внимание | 1 | Помощь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, активизация и развитие произвольного внимания |
| Рабочие тетради, цветные карандаши, записи релаксационной и маршевой музыки, карточки с буквами | |||
Я умею быть внимательным | 1 | Мотивирование на развитие собственного внимания, развитие произвольного внимания и наблюдательности |
| Рабочие тетради, цветные карандаши, записи релаксационной и маршевой музыки, карточки с буквами | |||
Темперамент и характер | |||||||
Что такое темперамент? | 1 | Содействие осознанию индивидуальных различий между людьми, знакомство с психологическими особенностями различных типов темперамента |
| Осознание и оценка особенностей своего темперамента и характера как причин успешности/ неуспешности общения в школе. Позитивное самоотношение. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | Рабочие тетради, записи релаксационной и маршевой музыки, книга «Сказки о самой душевной науке» | ||
Типы темперамента | 1 | Осознание уникальности и неповторимости каждого человека, мотивирование на познание особенностей своего темперамента, развитие умения различать его типы |
| Рабочие тетради, книга «Сказки о самой душевной науке», карточки с названиями персонажей из «Сказки о типах темперамента» | |||
Разные люди – разные типы темперамента | 1 | Закрепление умения различать типы темперамента, осознание собственной уникальности, развитие экспрессивных возможностей |
| Рабочие тетради, записи релаксационной музыки, книга «Сказки о самой душевной науке», карточки с названиями типов темпераментов, рисунок Бидструпа | |||
Разные люди – разные характеры | 1 | Обогащение словарного запаса, развитие умения описывать черты характера |
| Рабочие тетради, записи релаксационной и динамической музыки, книга «Сказки о самой душевной науке», цветные карандаши, отличительные значки | |||
Какой у меня характер? | 1 | Мотивирование на осознание черт собственного характера, актуализация представлений о хороших и плохих чертах характера |
| Рабочие тетради, записи динамической и спокойной музыки, листы бумаги | |||
Какой характер у других? | 1 |
| Рабочие тетради, список сказочных героев | ||||
Мой характер: оценим недостатки | 1 | Содействие осознанию непривлекательных черт своего характера за счет получения обратной связи, развитие рефлексивных способностей и способностей оценивать других |
| Рабочие тетради, карточки с названиями черт характера, карточки с описанием сценок | |||
Я и мои эмоции | |||||||
Что такое эмоции? | 1 | Мотивирование на познание собственного эмоционального мира, осознание собственных эмоций |
| Осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов межличностного взаимодействия. Использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций. Зачатки эмпатии как понимания чувств других людей. | Рабочие тетради | ||
Какие бывают эмоции? | 1 | Расширение активного словаря для обозначения эмоций, мотивирование на понимание собственных и чужих эмоций, развитие способности к их «прочтению» |
| Рабочие тетради, карточки с названиями сказочных персонажей, медали | |||
Конкурс чувствоведов | 1 |
| Набор карточек с названиями эмоций, тексты этюдов для разыгрывания, листы бумаги, медали | ||||
Что я знаю о своих эмоциях? | 1 | Осознание богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развитие способности к дифференцировке различных эмоций и выражению свих эмоций через рисунок |
| Рабочие тетради, аудиозапись эмоционально – насыщенных музыкальных фрагментов | |||
Королевство Внутреннего мира | 1 | Стимулирование интереса к самопознанию, содействие осознанию содержания собственной психической реальности, развитие рефлексии |
| Рабочие тетради, кукла Пси-Мага, карточки с психологическими понятиями, изображение гномов – ощущений, изображение Рыцарей темперамента, рисунок Дерева характера, рисунки эмоций | |||
Королевство Внутреннего мира | 1 |
| |||||
Подготовка к представлению «Королевство внутреннего мира» | 1 | ||||||
Костюмированное представление «Королевство внутреннего мира» | 1 |
Календарно – тематическое планирование занятий во 2 классе
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Задачи | Содержание | Планируемые результаты | Оборудование |
Введение в мир психологии | |||||||
Мои летние впечатления | 1 | Обучение выражению своих чувств с помощью слов, невербальных и изобразительных средств, развитие умения слушать, создание мотивации на совместную работу |
| Мотивация на самопознание и самоизменение. Зачатки осознания своих достоинств и недостатков. Умение работать в парах. | Рабочие тетради, цветные карандаши, фломастеры | ||
Какой я? | 1 | Осознание качеств характера и личностных изменений, развитие навыков коллективного сотрудничества |
| Рабочие тетради, цветные карандаши, книга «О самой душевной науке» | |||
Психология – знакомая незнакомка | 1 | Актуализация психологических знаний, развитие умений коллективного сотрудничества |
| Рабочие тетради, цветные карандаши, карточки с половинками слов, карточки с качествами характера, книга «Сказки о самой душевной науке» | |||
Я и мои желания | |||||||
Мои желания | 1 | Знакомство с понятиями «желания» и «потребности», развитие рефлексии |
| Осознание актуальных желаний и мотивов поведения. Сформированная мотивация достижения результата. Зачатки рефлексивной самооценки. | Рабочие тетради, цветные карандаши, цветик – семицветик, книга «Сказка о самой душевной науке» | ||
Сказка о борьбе мотивов | 1 | Знакомство детей с феноменом борьбы мотивов, осознание своих мотивов, развитие рефлексии |
| Рабочие тетради, релаксационная музыка, книга «Сказки о самой душевной науке» | |||
Мои мотивы | 1 | Осознание мотивов своего поведения, развитие позитивных мотивов |
| Рабочие тетради Книга «Сказки о самой душевной науке» | |||
Какие мотивы у других? | 1 | Осознание мотивов своего поведения, обучение анализу мотивов поведения других людей |
| Рабочие тетради, карточки с названиями мотивов, книга «Сказки о самой душевной науке» | |||
Кладовая памяти | |||||||
Загадка Психоочистителя - 1 | 1 | Осознание значимости для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций, развитие рефлексии, навыков коллективной работы |
| Осознание своих когнитивных возможностей. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении. Стремление к совершенствованию своих способностей. Произвольное запоминание с использованием мнемотехнических приемов. | Рабочие тетради, карточки с названием народов, мелкие предметы, книга «Сказки о самой душевной науке» | ||
Загадка Психоочистителя - 2 | 1 |
| Рабочие тетради, карточки с названием народов, книга «Сказки о самой душевной науке» | ||||
Что такое память? | 1 | Осознание особенностей своей памяти, развитие мнемических способностей, знакомство с видами памяти |
| Рабочие тетради, книга «Сказки о самой душевной науке» | |||
Виды памяти | 1 |
| Рабочие тетради, повязка для глаз, книга «Сказки о самой душевной науке» | ||||
Какая у меня память? | 1 | Изучение особенностей собственной памяти, ее сильных и слабых сторон, развитие мнемических способностей |
| Рабочие тетради, конверты с наборами букв и цифр | |||
Эмоциональная память | 1 | Знакомство с особенностями эмоциональной памяти, развитие рефлексии переживания и мнемических способностей |
| Рабочие тетради, аудиозаписи (печальная и веселая) | |||
Как лучше запоминать? | 1 | Мотивирование детей на развитие и тренировку своей памяти, знакомство со способами эффективного запоминания и преимуществами смыслового запоминания |
| Рабочие тетради, конверты с набором картинок | |||
Я умею запоминать! | 1 |
| Рабочие тетради, чистые листы | ||||
Что я знаю о памяти? | 1 | Закрепление способов эффективного запоминания, обобщение сведений о памяти |
| Рабочие тетради, карточки с названиями видов памяти, книга «Сказки о самой душевной науке» | |||
Лабиринты мышления | |||||||
Сказка о профессоре Мышлении | 1 | Знакомство с содержанием понятия «мышление», развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать |
| Сформированность умения анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Сформированность умения синтеза. Сформированность умения сравнения, сериации, классификации по существенным признакам. Сформированность умения генерализации и выведения общност для ряда или класса единичных объектов. Сформированность умения подводить под понятие на основе распознавания объектов | Рабочие тетради, конверты с набором картинок, набор предметов, книга «Сказки о самой душевной науке» | ||
Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых | 1 | Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать |
| Рабочие тетради, чистые листы, набор предметов | |||
Учимся думать вместе! | 1 |
| Рабочие тетради, чистые листы, конверты с набором картинок, кукла Профессора Мышления | ||||
Учимся обобщать и находить закономерности | 1 | Развитие логического мышления |
| Рабочие тетради, конверты с набором картинок, кукла Профессора Мышления | |||
Учимся находить противоположности | 1 | Развитие логического мышления и диалектического взгляда на действительность, актуализация самооценочной деятельности |
| Рабочие тетради, конверты с набором картинок, кукла Профессора Мышления | |||
Учимся думать логично - 1 | 1 | Развитие логического мышления, содействие осознанию своих умственных возможностей, актуализация самооценочной деятельности |
| Рабочие тетради, конверты с набором картинок, кукла Профессора Мышления | |||
Учимся думать логично - 2 | 1 |
| Рабочие тетради, конверты с набором картинок, кукла Профессора Мышления, карточки с логическими задачами, книга «Сказки о самой душевной науке» | ||||
Учимся думать творчески | 1 | Развитие способности гибко и оригинально мыслить, стимулирование проявления креативности |
| Рабочие тетради, конверты с набором картинок, наборы из 24 спичек, книга «Сказки о самой душевной науке» | |||
Что я знаю о мышлении? | 1 | Закрепление умения обобщать, мыслить логично, развитие рефлексии способов умственной деятельности, обобщение сведений о мышлении |
| Рабочие тетради, конверты с набором картинок, карточки с названием мыслительных процессов, 24 спички, книга «Сказки о самой душевной науке» | |||
Как стать талантливым | |||||||
Фантазируем с Фантузией | 1 | Стимулирование креативных способностей, развитие навыков совместной творческой деятельности |
| Сформированное на уровне представления умение решать проблемы творческого характера. Мотивация на дальнейшее самопознание. | Рабочие тетради, карточки с названиями предметов, карточки с устойчивыми словосочетаниями, | ||
Что такое способности? | 1 |
| Рабочие тетради, книга «Сказки о самой душевной науке» | ||||
Я знаю, что я… | 1 | Стимулирование интереса к самопознанию, содействие осознанию своих способностей, развитие интереса к внутреннему миру |
| Рабочие тетради, книга «Сказки о самой душевной науке» | |||
Королевство внутреннего мира: поиск сокровищ | 1 | Стимулирование интереса к самопознанию и психологии, обобщение опыта |
| Рабочие тетради, чистые листы, фигуры, цветные карандаши, книга «Сказки о самой душевной науке» | |||
Королевство внутреннего мира: поиск сокровищ | 1 |
| игра «Королевство Внутреннего мира», | ||||
Творческий проект «Королевство внутреннего мира» | 1 | ||||||
Подготовка к представлению «Королевство внутреннего мира» | 1 | ||||||
Подготовка к представлению «Королевство внутреннего мира» | 1 | ||||||
Костюмированное представление «Королевство внутреннего мира» | 1 |
Календарно – тематическое планирование занятий в 3 классе
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Задачи | Содержание | Планируемые результаты | Оборудование |
Введение в психологию общения | |||||||
Новая встреча с психологией | 1 | Пробуждение интереса к психологии общения, самопознанию и рефлексии, развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества |
| Осознание возможности общения со сверстниками и взрослыми. Мотивационная основа для усвоения знаний по психологии. Учебно – познавательный интерес к новым областям знаний, новым способам решения задач. | Рабочие тетради, клубок ниток, цветные карандаши | ||
Начало путешествия в Страну Общения | 1 | Осмысление своих отношений с одноклассниками, развитие коммуникативных возможностей |
| Рабочие тетради, чистые листы, клубок ниток, мячик | |||
Что взять с собой в путешествие? | 1 | Развитие умения осознавать свои желания, развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, формирование умения действовать согласованно |
| Рабочие тетради, карточки Люшера, мячик, чистые листы | |||
Что я знаю о себе? | 1 | Пробуждение интереса к своему Я, развитие рефлексивной позиции в сфере общения |
| Рабочие тетради, клубок ниток, цветные карандаши | |||
Психология отношений: Ты – Я – Он/Она = Мы | |||||||
Как и почему начинаются споры? | 1 | Осознание причин своих ссор, развитие экспрессивных способностей, умения действовать согласованно |
| Умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение допускать возможность существования различных точек зрения. Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение предвидеть последствия коллективных решений. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им | Рабочие тетради, чистые листы, цветные карандаши, карточки со словом «ссора», плакат «Наш психологический багаж», книга «Сказки о самой душевной науке» | ||
Сказка о конфликте и контакте | 1 | Развитие экспрессивных возможностей и навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества осознание качеств, необходимых для эффективного взаимодействия, |
| Рабочие тетради, чистые листы, цветные карандаши | |||
Качества, важные для общения | 1 |
| Рабочие тетради, совместные картины, чистый лист бумаги, цветные карандаши | ||||
Какие мы в общении? | 1 | Понимание разницы между тем, как воспринимает себя сам учащийся и как его воспринимают другие, осознание отношения к себе, развитие реалистичной самооценки и самовосприятия |
| Рабочие тетради, мячик | |||
Я общительный или замкнутый? | 1 | Мотивирование на осмысление и развитие своих коммуникативных способностей |
| Рабочие тетради, карточки с названиями качеств, цветные карандаши | |||
Королевство Разорванных Связей | 1 | Осознание ценности глубоких и содержательных контактов между людьми, развитие навыков невербального взаимодействия |
| Рабочие тетради, чистый лист, цветные карандаши | |||
Свои и чужие | 1 | Осознание ценности теплых эмоциональных отношений между людьми, развитие толерантного отношения к другим |
| Иллюстрации, карточки, колокольчик, листы бумаги, цветные карандаши | |||
Робинзоны | 1 |
| |||||
Девчонки + мальчишки =… | 1 | Осознание своего отношения к представителям другого пола, формирование позитивного отношения к другому полу |
| Карточки, таблички, аудиозапись, колокольчик, чистые листы, цветные карандаши | |||
Друзья и недруги | 1 | Осознание ценности дружеских отношений между людьми, развитие толерантного отношения к другому мнению |
| Карточки, плакаты, колокольчик, чистые листы, цветные карандаши, книга «О самой душевной науке» | |||
Сокровища и тайны дружбы | |||||||
Дружба – это… | 1 | Знакомство с понятием «дружба», развитие навыков совместной деятельности |
| Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение допускать возможность существования различных точек зрения. Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций. Умение договариваться и приходить к общему решению. Усвоение моральных ценностей | Рабочие тетради, книга «Сказки о самой душевной науке», цветные карандаши, чистые листы | ||
Мы – дружная команда | 1 | Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, создание условий для самовыражения в команде, разработка правил доброжелательного и эффективного общения |
| Рабочие тетради, колокольчик, аудиозаписи, чистые листы, цветные карандаши | |||
Правила доброжелательного общения | 1 |
| Рабочие тетради, рисунки, листы бумаги, цветные карандаши | ||||
Дружная страна | 1 | Закрепление правил общения, развитие способности самовыражения |
| Рабочие тетради, плакат, мячик, книга «Сказки о самой душевной науке» | |||
Как мы все похожи! | 1 | Развитие стремления к самопознанию, осознание важности сходности черт между людьми для общения, развитие умения учитывать мнения других |
| Рабочие тетради, чистые листы, карточки, книга «Сказки о самой душевной науке» | |||
Какие мы все разные! | 1 | Развитие способности к самопознанию, осознание важности различий между людьми для общения, осознание своих отличий от других, развитие умений учитывать разные мнения |
| Рабочие тетради, шкатулка для вопросов, карточки с вопросами | |||
Сказка о Другой Точке Зрения | 1 | Развитие взаимопонимания, развитие толерантного отношения |
| Рабочие тетради, чистые листы, мячик, книга «Сказки о самой душевной науке» | |||
Скажи мне, кто твой друг… | 1 | Осмысление ценности дружеских отношений, развитие умения представлять себя в общении, выражение невербального Я |
| Рабочие тетради, листы бумаги, цветные карандаши | |||
Скажи мне, кто твой друг… | 1 |
| Рабочие тетради, листы бумаги, цветные карандаши, книга «Сказки о самой душевной науке» | ||||
Поддержка в общении | |||||||
Комплимент – это… | 1 | Знакомство с понятием «комплимент», понимание значимости комплимента для комфортных взаимоотношений, знакомство с формулами комплимента, развитие стремления к освоению навыков оказания психологической поддержки |
| Умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Умение задавать вопросы. Умения строить понятные высказывания. Эмпатия. | Рабочие тетради, книга «Сказки о самой душевной науке» | ||
Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе? | 1 | Развитие навыков оказания психологической поддержки, осознание и раскрытие в общении собственных достоинств, способностей, достижений |
| Рабочие тетради, аудиозаписи, плакат, листы бумаги | |||
Давайте говорить друг другу комплименты | 1 | Развитие навыков оказания психологической поддержки, осознание и раскрытие в общении собственных достоинств, способностей, достижений, получение опыта самопринятия и самодостижения |
| Рабочие тетради, аудиозаписи, цветные карандаши, листы бумаги, сундучок | |||
Давайте говорить друг другу комплименты | 1 |
| Рабочие тетради, цветные карандаши, сундучок | ||||
Сочувствие и сопереживание | |||||||
Как мы переживаем эмоции? | 1 | Ориентация на осознание роли эмоций в общении, осознание смены своих эмоций и собственного влияния на эмоции других в ходе общения, расширение эмоционального словаря общения |
| Умение строить понятные высказывания. Усвоение моральных ценностей. Эмпатия. | Рабочие тетради, карточки Люшера, цветные карандаши, карточки «Азбука настроений» Мячик, листы бумаги | ||
Мы умеем выражать свои эмоции! | 1 | Осознание динамики эмоций и влияния других людей на этот процесс, развитие чувствительности к восприятию эмоций, умение выражать свои эмоции |
| Рабочие тетради, карточки Люшера, цветные карандаши, карточки с названиями эмоций, | |||
Как мы понимаем эмоции других? | 1 | Развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции и чувства |
| Рабочие тетради, карточки Люшера, цветные карандаши, карточки , ордена | |||
Как мы умеем сопереживать! | 1 | Развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции, формирование способности к сопереживанию и сочувствию, обобщение материала |
| Рабочие тетради, карточки, чистые листы, коробка с вопросами | |||
Поездка в ТЮЗ на спектакль «Королевская корова» | 1 | ||||||
Подготовка творческого проекта | 1 | ||||||
Защита проекта | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....