Планирование кружка "Риторика"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы по детской риторике Т.А.Ладыженской.
Кружок «Риторика» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках научно-познавательного направления.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю) – 1класс, 34 часа в год 2-4 класс.
Срок реализации программы: 4 года.
Актуальность выбора определена следующим фактором:
на основе диагностических показателей учащиеся слабо владеют коммуникативными умениями.
Изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цели и задачи риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
Для того чтобы занятия кружка были интересными и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные, групповые, парные, творческие дела, конкурсы, викторины, дискуссии, соревнования, инсценировки, экскурсии, деловые игры, проектная деятельность. Данный кружок способен помочь ребёнку раздвинуть привычные рамки в постижении мира. Окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру.
На занятиях кружка риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:
• что сказал говорящий;
• что хотел сказать;
• что сказал ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
Риторические задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
– кто говорит – пишет (адресант);
– кому говорит – пишет (адресат);
– почему (причина);
– для чего, зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
– когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно.
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.
Занятие по риторике имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются как сквозные (но не обязательно все на каждом уроке):
- Пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задули свечу» (для развития дыхания) ; «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомним грустные стихи. Кто почитает?» и т.д.
- Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.д. норм литературного языка;
- Импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь.
Эти сквозные виды работ, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяет переключить ребят с одного вида деятельности на другой, снимает усталость. Поэтому, естественно, проводятся живо, на интересных примерах, с использованием различного рода мнемонических приёмов (особенно для усвоения норм), стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.
Для того, чтобы было легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства необходимо посадить детей, чтобы они видели друг друга. Для этого надо просто сдвинуть парты в круг, квадрат, треугольник и т.д. Кроме обычных парт хорошо иметь небольшую кафедру, такую же трибуну, песочные часы, чтобы все могли следить за временем, когда выступает рассказчик, идёт обсуждение). Безусловно, в классе необходим магнитофон для записи высказываний детей и создания собственной фонотеки. Очень результативно использование видеомагнитофона- увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи детей, сделать самостоятельно необходимые выводы.
Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
В основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)
В 1 классе возможно достижение результатов 1 уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-публичные выступления ребёнка;
-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
-иллюстрирование, выразительное чтение;
-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
-решение риторических задач;
-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Содержание учебного предмета
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
2-й класс
Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
3-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
4-й класс[1]
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Содержание учебного предмета
2 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
3-й класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
4 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
Календарно-тематическое планирование программы кружка «Риторика» на 2013-2014 учебный год.
(первый год обучения)
№ Зан Яти я | Тема занятия. | Цель занятия. | Предметные (познавательн ые)результаты | Личностные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Формы проведен ия занятия | Необходимое оборудование и ЭОР | Дата занятия |
1 | Речь в жизни человека. Знакомство с учебной тетрадью. | Объяснять значение речи, общения в жизни людей Познакомиться с учебником | Различать устное и письменное общение | Осознавать роль речи в жизни людей | Развивать умения слушать и понимать других | Развиваем умение высказывать своё предположение на основе с учебником работы | Занятие-общение | презентация | |
2 3 | Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения. | Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях Объяснять, зачем нужны вывески | Различать словесное и несловесное общение | Соблюдать правила вежливого общения | Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, уметь работать в паре | Развиваем умение высказывать своё предположение на основе с учебником работы | Путешествие в страну Добрых волшебников. Занятие-игра | презентация | |
4 | Вывески, их информационная роль. | Объяснять, зачем нужны вывески | Поиск и выделение необходимой информации | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов | Ориентация на партнёра по общению, на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения | Формулирование учебной задачи вместе с учителем | Экскурсия | Листы бумаги. карандаши | |
5 6 | Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся. | Приводить примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить. | Осознавать роль словесного общения людей | Оценивать некоторые высказывания людей сточки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника | Контрольный итог деятельности | Занятие-общение Занятие-сказка | Фрагменты мультфильма, отрывки из сказок, стихи | |
7 | Давайте договоримся | Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы. | Анализ объектов с целью выявления признаков | Объяснять правила вежливого , уместного поведения людей при общении | Формирование умения договариваться, находить общее решение | Готовность в преодолении трудностей | Занятие-игра. Сюжетно-ролевая игра «Я в мире не один» | ||
8 | Говорим – слушаем, читаем – пишем. | Называть виды речевой деятельности Различать устную и письменную речь | Различать устное и письменное общение | Умение выражать свои эмоции, сопереживать, высказывать своё мнение | Слушать и понимать речь других | Работать по плану , предложенному учителем | Урок-путешествие | Карта, сказочные герои, листы бумаги. карандаши | |
9 10 11 12 13 | Устная речь. Громко–тихо. Быстро–медленно. Узнай по голосу. Правила разговора по телефону. Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. | Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре Называть средства несловесного общения объяснять их значение устном общении | Уместность использования различного темпа, громкости в разных ситуациях Распознавать и вести этикетный диалог Различать словесное и несловесное общение. Уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи. | Оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации. Оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности | Слушать и понимать речь других. Умение работать в паре. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра | Контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности Выполнение учебных действий в громко-речевой форме | Занятие-общение Конкурс чистоговорок и скороговорок Сюжетно-ролевая игра «У меня зазвонил телефон» Занятие-общение Занятие-игра «Поговорим без слов» | 2 телефонных аппарата, иллюстрации, К.И.Чуковский «Телефон» презентация | |
14 | Прощаемся в разных ситуациях общения. | Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания от условий общения | Анализировать уместность речевого жанра прощания | Объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу | Формулирование учебной задачи вместе с учителем | Занятие-общение, инсценировка | ||
15 | Правила вежливого поведения во время разговора. | Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре Называть правила вежливости при разговоре Объяснять, почему их следует соблюдать | Продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения | Объяснять правила вежливого поведения при общении | Ориентация на партнёра по общению, умение слушать собеседника | Осуществлять познавательную и личностную рефлексию | Путешествие в страну «Вежливость» | Презентация, карта путешествия | |
16 17 | Благодарим за подарок, услугу. Повторение и обобщение. | Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в различных ситуациях | Распознавать и вести этикетный диалог | Объяснять правила вежливого поведения людей при общении | Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме Умение работать в паре. | Прогнозировать предстоящую работу (составлять план) | Занятие- игра Викторина | Мультфильм, экран, проектор, запись детских песен | |
18 19 20 21 | Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки. | Различать текст и набор предложений Определять тему текста Объяснять роль заголовка Озаглавливать текст | Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Находить по абзацным отступам смысловые части текста выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам. | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов | Ориентация на партнёра по общению, на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно | Занятие-общение Викторина Занятие-дискуссия Конкурс | Карточки с разными текстами | |
22 | Извинение. | Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм извинения в разных случаях | Соблюдать правила вежливого общения | Объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении | Учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности | Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Занятие-игра Инсценировка | Костюмы сказочных героев | |
23 | Очень важные слова. | Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте. Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях | Осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов | Способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что -нет | Контрольный итог деятельности | Занятие-общение | Рассказы, сказки | |
24 | Знакомые незнакомцы. | Выделять незнакомые слова в тексте. Выяснять значение непонятных слов | Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов | Способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что - нет | Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Занятие-исследование | Толковый словарь | Толковые словари русскогоязыка В.И.Даля и С.И.Ожеговапортреты, карточки. крассворд |
25 | Ключ к тексту (основная мысль текста). | Определять основную мысль текста | Логические – анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов | Учёт позиции собеседника | Формирование учебной задачи вместе с учителем | Занятие-дискуссия | Карточки с разными текстами | |
26 27 | Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Абзацы. | Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте | Выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов | Выражать свои мысли и чувства в словесной форме. Работать в группе | Развитие умение высказывать своё предположение на основе работы с учебником | Занятие-редакция Конкурс | Лист бумаги, фломастеры | |
28 29 | Как построен текст. | Выделять начало, основную часть, конец текста Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях | Определять структурно-смысловые части текста | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов | Выражать свои мысли и чувства в словесной форме. Работать в группе | Развитие умение высказывать своё предположение на основе работы с учебником | Занятие-путешествие | Сказочные герои, презентация | |
30 31 | Обращение. | Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач | Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать учителя, решать её | Сознательное отношение к качеству своей речи | Учиться договариваться о распределении ролей в игре | Планировать свои действия для решения задачи | Урок-игра «Интервью» Урок-сказка | Отрывки из сказок, мультфиль мов | |
32 33 | Повторение и обобщение. Праздник русской речи. | Называть изученные признаки текста Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей | Понимает значение речи в жизни каждого человека. | Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса – одноклассников, учителя, партнёра по общению | Самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида | Урок-путешествие Праздник | Загадки, ребусы, костюмы, выставка книг |
Календарно-тематическое планирование программы кружка «Риторика» на 2013-2014 учебный год.
(второй год обучения)
№ Зан Яти я | Тема занятия. | Цель занятия. | Предметные (познавательные )результаты | Личностные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Формы проведен ия занятия | Необходимое оборудование и ЭОР | Дата занятия |
1 | Проверь себя. (Повторение изученного в 1-м классе.) | Определить, что запомнили из пройденного в 1классе: о значении речи, этикетных средствах. | Характеризовать речь с точки зрения поставленной коммуникативной задачей. | Осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | Занятие-викторина «А знаете ли вы?» | Презентация, кроссворд | |
2,3, 4 | Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания) Говорит–пишет. Твои речевые роли. | Знакомство с наукой риторикой, значение этой науки. Показать значение риторических умений. Учим анализировать и восстанавливать речевую ситуацию; определять функции адресата и адресанта. | Определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности. Уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания. | Осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях. | Развивать умения слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Умение работать в паре. | Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. | Занятие-общение Занятие-диалог Занятие-игра | Картинки, карточки | |
5 6 7 8 | Темп. Громкость. (Повторение.) Тон. Мимика, жесты, поза.
Говорящий взгляд. | Знакомим с темпом и громкостью как средством выразительности речи. Учим различать оттенки тона. Помочь осознать, что мимика, взгляд, жесты, поза являются дополнительными средствами выразительности речи. Помочь осознать, что мимика, взгляд, жесты, поза являются дополнительными средствами выразительности речи. | Осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения. | Оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации. | Развивать умения слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре. | Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. | Занятие-дискуссия Занятие-соревнование Занятие-конкурс Занятие-сказка | Презентация, карточки с заданием, костюмы для инсценировки, листы бумаги, кроссворды. | |
9 10 11 12 13 | Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят, слушаю! Слушаем и стараемся понять. Слушаем и выделяем непонятное. Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке, слушаем целый день! | Показываем, что в слушании всегда участвуют двое – адресат и адресант. Учим понимать текст, воспринимаемый на слух: определяем тему, его основную мысль. Учим спрашивать ,что непонятно в звучащем тексте. Учим слушать, обращая внимание: -на содержание речи; -на ту информацию, которая передаётся несловесными средствами выразительности речи. | Строить речевое высказывание в устной форме. Определять тему, основную мысль несложного текста Анализ объектов с цель выявления признаков Обобщать и классифицировать по признакам Находить ответы на вопросы в иллюстрации Разыгрывать диалоги ,пользуясь риторическими заданиями учебника | Оценивать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях Осознавать разнообразие речевых ситуации в жизни человека, условий общения | Развивать умение слушать и понимать других Формировать умения договариваться, находить общее решение Оказание взаимопомощи, умение принять общее решение | Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Занятие-общение Деловая игра Исследование Занятие-конкурс Занятие-соревнование | Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы, карточки с текстами | |
14-15 | Вежливая просьба. Скрытая просьба. | Знакомим детей с просьбой как этикетным речевым жанром, разными средствами выражения просьбы, учим уместному употреблению этих средств. | Анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях | Анализировать тактичность речевого этикета | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения | Осуществлять познавательную и личностную рефлексию | Занятие-общение Игра– путешествие «Ежели вы вежливы» | Фрагменты из мультфильмов, стихи, песенки | |
16-17 | О чём нам говорит шрифт. Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы… | Познакомить с разными формами информации | Анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения | Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | Оказание взаимопомощи, умение принимать общее решение | Целеполагание как постановка учебной задачи | Занятие-дискуссия Занятие-думка | Карточки с названиями знаков, стихи | |
18 19 20 | Тема и заголовок текста. Основная мысль текста. Опорные слова. | Учим отличать текст от набора предложений, определять тему текста, знакомим с заголовком, отражающим тему текста. Учим определять основную мысль текста. Учим выделять опорные (ключевые) слова в тексте, по ним определять тему текста. На основе опорных слов создавать текст. | Определять тему, основную мысль текста Определять структурно-смысловые части текста(начало, основную часть, концовку) Подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов | Выражать свои мысли и чувства Работать в группе, паре | Прогнозировать предстоящую работу (составлять план) Осуществлять познавательную и личностную рефлексию | Занятие-дискуссия Занятие-думка Деловая игра соревнование | Карточки с текстами, презентация | |
21 22 23 | Подробный пересказ. Краткий пересказ. План. Текст и план. | Учим создавать содержание исходного текста. Учим в пересказе передавать основное содержание текста. Знакомим с планом-заглавием, учим составлять план текста. Учим соотносить текст и план. | Отличать подробный пересказ от краткого Осознанно строить сообщения в устной форме | Стремится к повышению культуры речевого общения | Предлагать помощь и сотрудничество | Адекватно воспринимать оценку учителя Прогнозировать предстоящую работу | Занятие-общение Занятие-сказка Занятие-дискуссия | Карточки с текстами, презентация | |
24 25 | Согласие или отказ. Отказывай, не обижая. Ответы на отказ. | Знакомим детей с согласием или отказом как возможными ответами на просьбу, со словами, выражающими согласие или отказ. Знакомим детей со средствами, смягчающими отказ. | Продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения | Самостоятельность и личная ответственность | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения | Развиваем умение высказывать своё предположение | Игра путешествие Занятие-игра | Фрагменты из мультфильмов, стихи, карточки с заданиями Конкурсные задания, ребусы | |
26 | Типы текстов | Знакомим с разными типами текстов – повествованием, описанием, рассуждением. | Развиваем умение извлекать нужную информацию | Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции | Оформляем свои мысли в устной форме | Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Занятие-общение | Карточки с текстами | |
27 28 29 | Рассуждение. Примеры в рассуждении. Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения. | Знакомим с текстами простейших рассуждений, формируем потребность доказывать. Объяснять высказанное мнение. Учим развёртывать объяснительно-доказательную часть рассуждения, вводить в неё примеры. Учим создавать точные и убедительные рассуждения. | Реализовывать устные рассуждения | Развитие познавательных интересов и учебных мотивов | Развивать умение слушать и понимать других Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Оформлять свои мысли в устной форме | Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Занятие-думка Деловая игра Конкурс | Презентация Тексты Листы бумаги | |
30 31 | Описание, признаки предмета. Описание в объявлении, загадки-описания, сочини загадку. | Дать понятие о тексте описания, его отличительных признаках. Знакомим с объявлением, в основе которого - описание, учим составлять объявления данного типа. | Анализ объектов с целью выявления признаков | Оценивать свои и чужие высказывания | Оказание взаимопомощи, умение принимать общее решение | Умение действовать по плану и планировать свою работу | Занятие-любование Конкурс «Сочини загадку» | МП | |
32 33 | Было или придумано, части рассказа. Хочу вам рассказать. | Учим отличать правду от вымысла, рассказ о том, что действительно имело место в реальной жизни, от придуманной истории, сказки, фантазии. Учим составлять невыдуманные рассказы. | Анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика | Оценивать свои и чужие высказывания | Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности | Стабилизация эмоционального состояния для решения поставленных задач | Проект «Невыдуманный рассказ» | Листы бумаги МП | |
34 | Чему мы научились на уроках риторики? | Обобщить полученные знания | Разыгрывать диалоги, сочинять продолжение диалогов разных персонажей | Анализировать тактичность речевого поведения | Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности | Предвосхищать результат | КВН | Стихи, костюмы для инсценировки |
Календарно-тематическое планирование программы кружка «Риторика» на 2013-2014 учебный год.
(третий год обучения)
№ Зан Яти я | Тема занятия. | Цель занятия. | Предметные (познавательные) результаты | Личностные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Формы проведен ия занятия | Необходимое оборудование и ЭОР | Дата занятия |
1-4 | Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. Твои речевые роли. (Повторение.) С какой целью? Зачем? (Задачи общения.) | Рассказывать о науке риторике её задачах, значении в жизни в жизни людей. Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях. | Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, , иллюстрация и др.) | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Занятие-диалог Занятие-викторина Занятие-общение Занятие-дискуссия | МП Карточки с текстами | |
5 6 7 | Учимся говорить. Неподготовленная речь Подготовленная речь, приёмы подготовки Говорим подробно, кратко | Различать подготовленную и неподготовленную речь. Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда кратко. | Отличать подготовленную и неподготовленную речь. Знать особенности неподготовленной речи. Осознавать важность соблюдения норм успешного общения | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях. | Занятие-общение Занятие- игра Занятие-дискуссия | Фрагменты мультфильмов Карточки с заданиями Листы бумаги Фломастеры | |
8 | Похвала (комплимент). | Оценивать похвалу сточки зрения её правдивости и отобранных средств выражения. | Реализовывать жанры комплиментов с учётом коммуникативной ситуации | Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях. | Занятие-конкурс | Карточки с заданиями | |
9 | Слушаем, вдумываемся. Слушаем по-разному. | Оценивать свои способности как слушателя. | . Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Занятие-сказка | Необходимое оборудование для инсценировки | ||
10 11 | Читаем учебные тексты. Учимся писать, редактировать. Как исправить текст? (Правка текста.) | Перерабатывать прочитанный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план. Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами. | Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное Осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план | Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | Развивать умение слушать и понимать других | Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | Занятие-общение Занятие-редакция Проект «Журналистом стать хочу» | МП Карточки с текстами Словари энциклопедия | |
12 13 14 15 16 | Что такое вежливость. Вежливо, невежливо, грубо Добрые дела – добрые слова. А ты вежлив? Итоговые задачи и игры | Уметь оценивать свою вежливость. Понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые дела. | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Определять степень вежливости приобщении людей | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки | Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях. | Путешествие в Страну вежливых ребят. Занятие-викторина. Занятие-литературное кафе. Проект «Подари другому радость» | Карта путешествия МП Стихи Карточки с заданиями | |
17 18 19 | Текст Разные тексты Проверь себя. Тексты разные нужны. Диалог и монолог. | Уметь объяснять , чем отличаются устные и письменные тексты. Различать диалоги и монолог. | Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. | Развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. | Развивать умение слушать и понимать других. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре. | Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | Занятие-доклад Занятие-соревнование Занятие-игра | Карточки с текстами Листы бумаги МП Словари энциклопедия | |
20 21 22 23 | Правильная речь Пиши правильно! Произноси правильно! Употребляй слова правильно! Пересказ. Выбери нужное. (Выборочный пересказ.) Цитата в пересказе. Кратко о книге (аннотация). | Объяснять, как нарушение норм мешают взаимопониманию, успешному общению. Демонстрировать умения пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём. Учиться выборочному пересказу (подробному и сжатому). Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе. | Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях . | Развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре. Оказание взаимопомощи, умение принимать общее решение. | Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях | Занятие-дискуссия Занятие-общение Занятие-соревнование Деловая игра | Словари МП Карточки с заданиями Листы бумаги | |
24 | Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! | Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником и отвечать на устное прздравление. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях. | Проект «Желаю вам…» | Цветной картон Фломастеры Фрагменты из мультфильмов | ||
25 26 27 28 29 | Учись объяснять и доказывать Рассуждение Вывод в рассуждении. Правило в доказательстве Цитата в доказательстве. | Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами. | Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, , иллюстрация и др.) | Критично относится к своему мнению. Развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции | Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения | Планировать решение учебной задачи, оценивать корректировать деятельность | Занятие-думка Занятие-дискуссия Занятие-общение Деловая игра Занятие-конкурс | Карточки с заданиями МП Карточки с текстами | |
30 31 32 33 | Что общего – чем отличаются Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты. | Реализовывать сравнительное описание разными способами. | Воспроизводить по памяти информацию, необходимой для решения учебной задачи | Положительное отношение к процессу познания, применять правила делового сотрудничества | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | Планировать решение учебной задачи, оценивать корректировать деятельность | Занятие-диалог Деловая игра Занятие-дискуссия Занятие-соревнование | Карточки с текстами Листы бумаги МП | |
34 | Риторический праздник. | Разыгрывать риторические игры. | Понимать значение речи в жизни каждого человека и общества | Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения, интерес к риторике | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации | Самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида. | праздник | Костюмы для инсценировок МП Листы бумаги фломастеры |
Учебная литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | Т.А Ладыженская М.:Баласс 2009 г | “Детская риторика. В рассказах и рисунках” | Учебник для 1 класса |
2 | Т.А. Ладыженская М.:Баласс 2009 г | “Уроки риторики в школе» | Книга для учителя |
3. | Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с. | Сборник программ | |
4. | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
5. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
6. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | Т.А Ладыженская М.:Баласс 2009 г | “Детская риторика. В рассказах и рисунках” | Учебник для 1 класса |
Дополнительная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособий |
1 | И.Ш.Шарова, Школа развития, Феникс, 2008,-240с | “Развиваем речь, или маленький оратор” |
2. | Т.Л.Мишакина, В.Г.Ермолаева Ювента,2008,-48с | «Тренажёр по развитию речи в начальной школе. Учимся понимать пословицы» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по математике. 2 класс.
Данное планирование предназначено для учителей индивидуального обучения ( 2 часа в неделю)....
Планирование уроков изобразительного искусства
Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и разработано по у...
Поурочное планирование материала по русскому языку. авторы: Хохлова, Зеленина, 2 класс и поурочное планирование математика Моро 2 класс
Дано полное планирование на весь учебный год, с подробным описанием каждого урока....
Поурочное планирование материала по русскому языку. авторы: Хохлова, Зеленина, 2 класс и поурочное планирование по математике "Школа России"
Даны подробные уроки на весь учебный год....