Творческая работа "Легко ли молодому учителю в современной школе? Советы студенту педагогического вуза"
статья на тему
В этой работе молодой специалист найдет не один ответ на множество вопросов, касаемых первых шагов в карьере учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ТВОРЧЕСКОЕ РАБОТА»
Желонкина Марина Владимировна,
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №3 г. Заринска
ЛЕГКО ЛИ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ? СОВЕТЫ СТУДЕНТУ ПЕГАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. С чего начать?
Первые месяцы педагогической деятельности – это полоса стрессов. Тот, кто до института успел поработать в школе, минует ее сравнительно легко, а у остальных начинаются суровые открытия. Часто молодые учителя жалуются, что методическая подготовка, которую дают педагогические учебные заведения, для практической работы недостаточна. Начинать приходится с нуля, а учебную нагрузку сразу дают большую. С первого же дня работы начинающий педагог имеет те же самые обязанности и несет ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем.
В начале своей профессиональной деятельности молодой педагог сталкивается со многими трудностями. Неумение грамотно рассчитать время урока, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами – вот далеко не полный перечень проблем, подстерегающих учителя-новичка. Этих и многих других проблем легко избежать, если изучить нормативные документы, необходимые для работы, а также рассмотреть существующие по предмету методические пособия и рекомендации. Неоценимую помощь окажут и опытные коллеги, которые, также как и вы, начали свой путь «методом проб и ошибок».
Главным помощником станет опытный наставник, которого закрепляют за каждым вновь прибывшим на работу молодым специалистом. Вопросы, с которыми следует обращаться к наставнику, должны быть серьезными. Сначала надо попытаться найти ответ самостоятельно, если собственными усилиями исчерпывающий ответ не найден, нужно обратиться за советом к более опытным коллегам.
Существует еще одна проблема, которая может коснуться молодого учителя – конфликт с родителями учащихся. Молодой учитель для них не является авторитетной персоной, располагающей способностями к воспитанию и обучению их детей. Зачастую учителю бывает трудно сдержать напор родителей, желающих отслеживать каждый миг, который их дети проводят в школе, даже посещать уроки и организовывать дисциплину на них. Это совершенно неверно!
Организацией дисциплины и работой с классным коллективом должен заниматься только классный руководитель. Не следует обращаться к кому-либо за советом или просьбой приструнить детей. Если учитель ищет помощи на стороне, он автоматически перестает быть авторитетом в глазах детей.
Следует искать поддержки от самих детей, которые в настоящее время, несмотря на всю критику, обрушивающуюся на них, остаются добрыми и милосердными. Именно тепло детских сердец будет стимулом к работе. Не все дети способны оказать такую поддержку. Если классный руководитель приложит максимум усилий и грамотно распределит обязанности детей, то он сможет вовлечь в работу сразу всех членов классного коллектива.
Хотелось бы поделиться с молодыми педагогами советами, которые созданы по материалам различных сайтов и книг для молодого учителя:
1. Приходить в кабинет надо немного раньше звонка, убедиться, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска. Учитель должен входить в класс последним, добиваться, чтобы все учащиеся приветствовали его организованно.
2. Страницу с Вашим предметом в классном журнале, можно приготовить на перемене, чтобы не тратить на это времени урока.
3. Начинать урок надо энергично. Следует избегать вопроса: «Кто не выполнил домашнее задание?» – это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания – дело неизбежное, учащиеся должны выполнять домашнее задание регулярно. Вести урок надо так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Паузы, медлительность, безделье приводят к нарушению дисциплины.
4. Необходимо увлекать учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролировать темп урока, помогать слабым ученикам, то есть держать в поле зрения весь класс.
5. Мотивируя оценку знаний, надо придавать своим словам деловой, заинтересованный характер. Следует указать ученику, над чем ему надо поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
6. Заканчивать урок рекомендуется оценкой всего класса и отдельных учащихся, чтобы они получили удовлетворение от результатов своего труда. Следует замечать положительные стороны в работе недисциплинированных ребят. Необходимо удерживаться от излишних замечаний.
7. Урок надо завершать со звонком. Обязательно напомнить об обязанностях дежурного.
8. При недисциплинированности учащихся лучше обходиться без помощи других. Потому что налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета – это потеря собственного.
Таким образом, можно сказать, что молодому учителю тяжело привыкнуть к режиму школы, внедриться в работу, но если не терять времени зря, прилагать все усилия и стараться найти общий язык с учащимися, все обязательно получится. Как облегчить и в то же время активизировать процесс профессиональной адаптации молодого учителя в школе?
Прежде всего, надо помнить, что хорошим учителем становится только тот, кто умеет хорошо управлять самим собой, у кого хорошо развиты воля и самоконтроль. Развивая эти качества, молодой учитель сможет быстрее и эффективнее пройти адаптационный период. Существует много разных методик упражнений для развития внутренних средств саморегуляции. Вот одно из них.
Упражнение «Дыхание». Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь на кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По своей команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своем дыхании. При этом не старайтесь специально управлять своим дыханием: не нужно нарушать – его естественный ритм. Упражнение выполняйте в течение 5-10 минут.
Несколько правил для молодого учителя.
1. Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать стремление к самосовершенствованию.
2. Только доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания.
3. Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся – один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением. Учитель должен предъявить к учащимся посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям.
4. Педагогическая этика не признаёт бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами административного нажима, а путём нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствует лишь накоплению отрицательного заряда в нравственной атмосфере.
5. Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не «активизировать» окликом или угрозой, щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности – одно из важнейших правил, которым должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися.
6. Учителю следует внимательно подходить к оценке нравственных поступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков.
7. Разумно использовать различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на совершенствование системы нравственных отношений, её саморегулирование.
8. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых им и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним. В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон, индивидуальный подход.
9. Развивать у детей способность отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле.
Для молодого учителя важно умение понимать себя, осознавать, и умело использовать собственные резервы, грамотно определять перспективы самоопределения и самопродвижения, в профессиональных ситуациях использовать имеющиеся знания о себе как о личности педагога. Следует научиться владеть собой, правильно распределять время и усилия, постоянно заниматься самосовершенствованием и самообразованием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа "Легко ли молодому учителю в современной школе? Советы студенту педагогического ВУЗа "
Одно из заданий конкурса "Педагогический дебют - 2015"...
Советы молодому учителю.
Как обобщить свой опыт, как прийти в школу и не разочароваться....
Советы молодому учителю. Стандарты оценивания письменных контрольных работ.
Стандарты оценивания...
Изучение рекомендаций молодому педагогу. Советы молодым учителям
Изучение рекомендаций молодому педагогу. Советы молодым учителям...
«Молодой учитель в современной школе»
Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели....
Творческая работа по теме «Легко ли молодому учителю в современной школе? Советы студенту педагогического ВУЗа»
Интервью с учителем начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» Нагибиной Е. А....
Легко ли молодому учителю в современной школе
Мои рассуждения о том, легко ли молодому учителю в современной школе....