Программа "Оленевод"
методическая разработка на тему
предполагаемая программа предназначена для педагогов дополнительного образования, проживающих на Крайнем Севере
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_olenevod_yar_t.p.docx | 60.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Гыданская школа-интернат среднего (полного) общего образования
мкр. Школьный, д 1, с. Гыда, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629372
Тел/факс: 8(34940) 63-3-10 e-mail: schoolgd@mail.ru
Программа дополнительного образования «Оленевод»
для 7-11классов
Автор-составитель:
Яр Татьяна Павловна – педагог доп. образования
Гыда, 2014
Пояснительная записка
«Оленевод»
Оленеводство является древнейшим традиционным занятием коренного населения Западной Сибири. Для территории Ямало - Ненецкого автономного округа основным типом развития хозяйства является крупностадное тундровое оленеводство.
Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный (нартовый) способ езды на оленях. Применяют легковые и грузовые нарты. Прямокопыльные ненецкие нарты состоят из кузова, крепящегося к загнутым спереди полозьям. Для устойчивости копылья книзу несколько разведены, так что расстояние между полозьями больше ширины сиденья. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские - еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые - запрягают "веером" от трех до семи оленей. Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Иногда на другой конец хорея надевают металлический копьевидный наконечник (в прошлом хорей наряду с луком служил оружием). Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца. В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргиш), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки, а рядом - мужчины на легковых упряжках гонят стадо. Чтобы выловить с помощью аркана нужных животных, делают специальный загон (кораль), используя для этого нарты. Олень питается мхом - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями.
"Чумработница"
Живут оленеводы в удобном, легко переносимом на нартах доме — чуме, который является жилищем оленеводческим семьям. Место для чума определяет мужчина, втыкая хорей в землю, а сам чум собирает и устанавливает женщина — чумработница. Около часа зимой и получаса летом тратит она на установку и разбор чума. Много дел приходится делать женщинам наравне с мужчинами. Летом каждый день стоят в корале (загоне для оленей сделанной из грузовых нарт и верёвок), попутно занимаются обработкой шкур, сучением сухожильных нитей и пошивом меховой одежды, заготавливают мох сфагнум, собирают ягоды.
Чум — дом, где живёт родовой огонь, растут дети, куда возвращается мужчина после длительной охоты или выпаса оленей. Зимний заснеженный чум снаружи похож на белую горную вершину. Но внутри он полон красок. Пёстрый полог опускается на ночь, под ним теплее спать; расшитые мозаичными узорами меховые сумки «падку» в которых хранится одежда, иногда служат подушками. Тёплые домашние ягушки в дневное время убранные в изголовья, согревают ночью душу и тело.
Проводя большую часть времени внутри чума за домашней работой, чумработница определила для себя самую светлую половину. Здесь она выделывает, размягчает и растягивает шкуры, - обувь для мужа, детей и себя; ягушки для себя и дочерей; малицы для мужа и сыновей; сумки, и всё, что необходимо человеку, чтобы жить в тундре. Здесь она передаёт мастерство своим дочерям. Здесь качает и люльку с малышом и выполняет традиционные функции охранительницы, защитницы своей семьи, дома, рода.
Культура оленеводов - наиболее устойчивая форма жизнедеятельности коренных народов Ямала, которая проявляется в быту, языке, одежде, искусстве, поведении и общении, народной педагогике, передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся до настоящего времени.
Программа актуальна. Недостаток специалистов-профессионалов в сфере оленеводства рассматривается в современных условиях как одна из основных проблем традиционных хозяйств Ямало-Ненецкого автономного округа.
Оленевод – это, прежде всего, человек, занятый традиционным природопользованием, сельским хозяйством. Помимо этого, чтобы отрасль стала привлекательной для молодежи, а профессия «оленевод» - уважаемой, оленеводы должны стать хозяевами своей земли. Если не собственниками пастбищ, то хотя бы держателями долгосрочной аренды.
Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии "Оленевод" служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов (см. статью 143 Трудового кодекса РФ).
Основанием для разработки программы служит:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
2. На заседании Федерального координационного совета по общему образованию 24 апреля 2002 года была одобрена «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» [76, с.3 - 16].
3.Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об оленеводстве»
Новизна программы заключается в подготовке будущих оленеводов на базе МКОУ ГШИ среднего (полного) общего образования в рамках национально-регионального компонента образовательных программ в соответствии с действующими государственными стандартами.
Цели программы : дать детям исчерпывающие знания современного состояния оленеводства в Ямало-Ненецком округе, биологические основы продуктивности оленей, вопросы разведения и племенной работы; состояние оленьих пастбищ, сезонные особенности кормления оленей; технологии зимне-весенней подкормки, предубойного откорма, кормления оленей в условиях недостатка пастбищных кормов и их недоступности в период гололёда и наста, мясная и прочая продуктивность северных оленей.
Рассматривать проблемы оленеводства в Тазовском районе, в Гыданском полуострове, отношение традиционного уклада жизни ненецкого народа.
Данная программа носит межпредметный характер и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 7- 11-х классов. В состав группы входят учащиеся разного возраста. Занятия посещают как мальчики, так и девочки. При рассмотрении некоторых тем, группы разделяются. Мальчики и девочки отдельно. ( Например, тема «Запреты и очищение»)
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Продолжительность курса 153 часа в год; по 4,5 часов в неделю.
Программа включает в себя следующие разделы:
1. Теоретические занятия по устройству чума, об оленях, знать меховую и деревянную утварь ненцев; современное состояние оленеводства в ЯНАО.
2. Практические занятия в весенний, летний период времени, направленные на обучение навыков и умений ловли оленей, состояние жилища.
Задачи программы:
- Обучить основным навыкам, приёмам и умениям обращения с оленями.
- Воспитать у школьников чувство любви и бережного отношения к пастбищам, его обитателям, ответственность за их судьбу
- Разностороннее, гармоническое развитие школьников.
- Пропаганда профессии оленевода, как здорового образа жизни.
Формы, методы организации: групповая форма, индивидуальная форма.
Технология обучения: личностно-ориентированный подход в обучении, интегрированное обучение.
Методы и приемы обучения: словесные и наглядные, практические, организация самостоятельной работы на занятиях.
Формы контроля: мониторинг, индивидуальный, групповой, соревнования.
Прогнозируемый результат:
1. Научить различать оленей, знать древнейшее традиционное занятие коренных жителей – ненцев; воспитывать любовь к родному краю.
2. Повышение интереса к оленеводству, как одному из видов профессий.
Содержание программы
1-ый год обучения.
Темы занятий. Оленеводство – традиционная хозяйственная деятельность ненцев. Развитие оленеводства в России. Состояние оленеводства за рубежом. Оленеводство – отрасль животноводства. Породы северных оленей. Происхождение северных оленей. Время и место одомашнивания северных оленей. Исторически сложившиеся типы оленеводства. Изменение северных оленей в результате одомашнивания. Анатомо– физиологические особенности северных оленей. Краткая характеристика условий среды обитания. Кормовая база оленеводства. Биологическая ритмика оленей. Особенности строения. Жилище. Зимний чум. Летний чум. Другие виды чумов. Утварь. Деревянная утварь. Металлическая утварь. Костяная утварь (рогатая, из бивня мамонта). Меховая и кожаная утварь. Пища. Мясная пища. Рыбная пища. Священные места. Верования и обряды: всеобщие духи. Почитание животных. Промысловые культы. Обереги. Жизненный цикл человека и культ предков. Сакральные предметы. Запреты и очищение. Продукция оленеводства. Мясная продукция. Способы консервирования мяса северного оленя. Рецептура и технология приготовления блюд из мясопродуктов северного оленя. Обслуживание членов оленеводческой бригады; приготовление пищи, ремонт одежды и обуви, поделка лыж с меховой подкладкой, съем шкур и разделка туш, заготовка топлива и льда (в зимнее время), уборка жилого помещения, подготовка мобильного сборно-разборного жилья к передвижению, его установка и другие работы. Характеристика основных типов пастбищ различных зон. Пастбищные сезоны в оленеводстве. Особенности питания оленей по сезонам года. Сезонная доступность пастбищ. Суточная потребность оленей в пастбищной площади. Организация содержания и выпаса северных оленей. Охрана пастбищ. Производственное и бытовое оснащение оленеводов. Основные принципы организации лечебно-профилактической работы в оленеводстве. Профилактика и лечение заразных болезней. Профилактика и лечение инвазионных болезней.
Практические занятия: Строение кожи и волос северного оленя. Определение возраста оленя по степени стертости резцов; знакомство с рогами северных оленей. Основные виды растений, поедаемых северными оленями. Основные типы оленьих пастбищ. Знакомство с материалами по землеустройству оленеводческого хозяйства. Знакомство с системой содержания и выпаса оленей в условиях тундры. Производственное и бытовое оснащение оленеводческих бригад базового хозяйства. Изготовление чума.
Учащиеся должны знать и уметь: основы приготовления пищи; правила хранения продовольственных товаров и хозинвентаря; правила ремонта одежды и обуви, съема шкур и разделки туш; порядок ухода, разборки и установки используемых передвижных жилищ; способы заготовки льда и топлива; знать культовые объекты, обычаи и традиции ненцев.
2-ой год обучения
Темы занятий. Краткая история и современное состояние оленеводства Ямало-Ненецкого автономного округа. Шерстяной покров: линька, сроки отрастания и сбрасывания рогов. Процессы терморегуляции. Экстерьер и конституция оленей Ямала. Величина оленя и пропорции его телосложения. Методы разведения северных оленей. Химический состав и энергическая ценность оленины. Способы случки северных оленей. Выращивание молодняка. Организация и планирование племенной работы в оленеводстве. Хозяйственная- геоботаническая характеристика оленьих пастбищ: Тазовский район и другие районы ЯНАО. Характеристика основных типов пастбищ различных зон. Пастбищные сезоны в оленеводстве. Особенности питания оленей по сезонам года. Сезонная доступность пастбищ. Суточная потребность оленей в пастбищной площади. Смена сезонных пастбищ, пастбищеоборот. Дневник использования пастбищ. Организация содержания и выпаса северных оленей. Охрана пастбищ. Олень как транспортное средство. Транспортное снаряжение. Выбор животных для транспортного использования и их обучение. Кормление, содержание и эксплуатация транспортных животных. Ущерб, наносимый оленеводству хищниками. Биология хищников. Методы борьбы с хищными зверями. Меры по предупреждению нападения хищников на оленей. Защита оленей от кровососущих двукрылых насекомых и борьба с инвазиями оводных личинок. Механизация в оленеводстве.
Пастьба, кормление, поение оленей и участие в проведении зооветмероприятий под руководством оленевода более высокой квалификации. Отлов животных, отбившихся от стада или ушедших из парка. Обучение ведущих и пристяжных оленей к работе в упряжке и под вьюком. Обучение оленегонных собак. Охрана стада от хищников (под руководством взрослых). Пошив меховой одежды и обуви.
Практические занятия: Механизация в оленеводстве. Определение статей оленя; оценка телосложения оленей. Измерительные инструменты. Измерение оленей. Вычисление индексов телосложения животных. Определение возраста, живой массы и упитанности оленей. Расчёт структуры стада. Освоение методики мечения оленей. Составление оборота стада. Заполнение форм зоотехнического и племенного учёта. Освоение инструкции по ботировке северных оленей. Участие в ветеринарно-профилактических мероприятиях по борьбе с основными болезнями северных оленей.
Учащиеся должны знать и уметь: основы техники пастьбы и выполнения зооветмероприятий; методы вылова, обучения оленей и собак; способы охраны стада от хищников; элементарные сведения по анатомии, физиологии, зоогигиене, болезням, их лечение и меры профилактики; характеристику кормов и пастбищных угодий; основы разведения и племенной работы; установку коралей; личную гигиену, производственную санитарию и противопожарные мероприятия.
3-ий год обучения
Темы занятий. Корма северного оленя. Сезонные особенности кормления оленей. Кормовые растения северного оленя. Химический состав основных видов лишайников. Летне-зелёные корма. Зимне-зелёные корма. Рационализация кормления северных оленей, применение кормовых добавок.
Состав и питательная ценность кормосмесей для северных оленей. Организация и технология кормления северных оленей полнорационным комбикормом. Предубойный откорм северных оленей. Гон северных оленей.
Промышленная переработка оленины. Выход субпродуктов и технического сырья. Кожевенно-меховая продукция. Основные способы консервирования кожевенного и мехового сырья. Оленья шерсть. Молочная продуктивность.
Специальная продукция северного оленя: панты. Заготовка пантов. Технология консервирования пантов. Окостеневшие рога, копыта. Сухожилия. Оборот стада и производственные показатели в северном оленеводстве. Должностные инструкции оленеводов. Категории оленеводов. Заработная плата. Перспектива развития оленеводства. Пастьба, кормление, поение оленей, проведение гона и отела, срезка пантов. Участие в проведении зооветмероприятий. Вылов животных. Подкормка и интенсивный откорм оленей. Подбор пастбищ с учетом сезона выпаса и конкретных погодных условий. Выполнение мероприятий по увеличению поголовья животных.
Практические занятия: Обслуживание и эксплуатация производственных сооружений.
Ознакомление с различными типами жилищ оленеводов. Составление перечня необходимого снаряжения и оснащения оленеводческой бригады. Ознакомление в базовом хозяйстве с техническими средствами, используемыми в оленеводстве. Устройство бензопилы «Дружба», опрыскивателя «Олень». Знакомство со снегоходом «Буран». Ознакомление со схемой радиосвязи с оленеводческими бригадами. Посещение убойного пункта. Освоение технологии переработки оленей. Уход выхода оленеводческой продукции. Овладение приемами оценки живой массы, массы туши, убойного выхода. Ознакомление с факторами, определяющими количество и качество оленины. Определение упитанности оленей и их туш. Ознакомление с кожевенным и меховым сырьём, их характеристикой. Овладение методикой определения площади шкур. Определение с молочной продуктивностью важенок. Определение сортности пантов по действующим техническим условиям. Освоение способов консервирования оленеводческой продукции. Изучение системы способов хранения и транспортировки продукции оленеводства. Ознакомление с организацией труда в оленеводческих бригадах базового хозяйства. Знакомство с годовым производственным заданием оленеводческой бригады. Расчет себестоимости 1ц оленьего мяса. Экономическая эффективность работы бригады.
Учащиеся должны знать и уметь: корма северного оленя, технику пастьбы оленей; организацию проведения зооветмероприятий, основы анатомии, физиологии, зоогигиены, основные болезни оленей и меры профилактики и лечение; типы и характеристику кормов, пастбищ и правила их рационального использования, методы нагула, подкормок и откорма оленей; потребность оленей в питательных веществах; основы разведения и племенной работы; технологию убоя и первичной обработки продуктов убоя оленей; правила срезки и консервирования пантов; правила и технику использования транспортных оленей; правила техники безопасности, личной гигиены, производственной санитарии, противопожарных мероприятий; передовой опыт в оленеводстве.
Примерное тематическое планирование
«Оленевод» 1 – ый год обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего | В том числе: | |
теория | практика | |||
1 | Введение. Знакомство с особенностями кружка, формами занятий, требованиям обучающимся. Инструктаж по технике безопасности. | 3 | 3 | 1 |
2 | Оленеводство – традиционная хозяйственная деятельность ненцев. | 3 | 3 | - |
3 | Развитие оленеводства в России Состояние оленеводства за рубежом | 3 | 3 | - |
4 | Оленеводство – отрасль животноводства. Происхождение северных оленей | 3 | 3 | - |
5 | Время и место одомашнивания северных оленей | 3 | 3 | - |
6 | Исторически сложившиеся типы оленеводства | 3 | 3 | - |
7 | Изменение северных оленей в результате одомашнивания. | 3 | 3 | - |
8 | Породы северных оленей. | 3 | 3 | - |
9 | Анатомо– физиологические особенности северных оленей. Краткая характеристика условий среды обитания. | 3 | 3 | - |
10 | Кормовая база оленеводства. | 3 | 3 | - |
11 | Биологическая ритмика оленей. Особенности строения. | 3 | 3 | - |
12 | Жилище. Зимний чум. | 3 | 3 | - |
13 | Летний чум. Другие виды чумов. | 3 | 3 | - |
14 | Утварь. Деревянная утварь. | 3 | 3 | - |
15 | Металлическая утварь. Костяная утварь (рогатая, из бивня мамонта). | 3 | 3 | - |
16 | Пища. Рыбная пища. | 3 | 3 | - |
17 | Мясная пища. Мясная продукция. | 3 | 3 | - |
18 | Повторение и закрепление. Тестирование и анкетирование | 3 | 3 | - |
19 | Священные места. | 3 | 2 | 1 |
20 | Верования и обряды: всеобщие духи. | 3 | 3 | - |
21 | Почитание животных. | 3 | 3 | - |
22 | Промысловые культы. | 3 | 3 | - |
23 | Обереги. | 3 | 3 | - |
24 | Жизненный цикл человека и культ предков. | 3 | 3 | - |
25 | Запреты и очищение. | 3 | 3 | - |
26 | Продукция оленеводства. Рецептура и технология приготовления блюд из мясопродуктов северного оленя. | 3 | 3 | - |
27 | Способы консервирования мяса северного оленя. | 3 | 3 | - |
28 | Рецептура и технология приготовления блюд из мясопродуктов северного оленя. | 3 | 3 | - |
29 | Обслуживание членов оленеводческой бригады | 3 | 3 | - |
30 | Приготовление пищи, ремонт одежды и обуви | 3 | 3 | - |
31 | Поделка лыж с меховой подкладкой | 3 | 3 | - |
32 | Съем шкур и разделка туш, заготовка топлива и льда (в зимнее время) | 3 | 3 | - |
33 | Уборка жилого помещения. Подготовка мобильного сборно-разборного жилья к передвижению. | 3 | 3 | - |
34 | Установка сборно-разборного жилья и другие работы. | 3 | 3 | - |
35 | Характеристика основных типов пастбищ различных зон. | 3 | 3 | - |
36 | Пастбищные сезоны в оленеводстве. | 3 | 3 | - |
37 | Особенности питания оленей по сезонам года. | 3 | 3 | - |
38 | Сезонная доступность пастбищ. Суточная потребность оленей в пастбищной площади. | 3 | 3 | - |
38 | Организация содержания и выпаса северных оленей. Охрана пастбищ. | 3 | 3 | - |
39 | Производственное и бытовое оснащение оленеводов | 3 | 3 | - |
40 | Основные принципы организации лечебно-профилактической работы в оленеводстве. | 3 | 3 | - |
41 | Профилактика и лечение заразных болезней. Профилактика и лечение инвазионных болезней. | 3 | 3 | - |
42 | Строение кожи и волос северного оленя. | 3 | - | 3 |
43 | Определение возраста оленя по степени стертости резцов; знакомство с рогами северных оленей. | 3 | - | 3 |
44 | Основные виды растений, поедаемых северными оленями. | 3 | - | 3 |
45 | Основные типы оленьих пастбищ. | 3 | - | 3 |
46 | Знакомство с материалами по землеустройству оленеводческого хозяйства. | 3 | - | 3 |
47 | Знакомство с системой содержания и выпаса оленей в условиях тундры. | 3 | - | 3 |
48 | Производственное и бытовое оснащение оленеводческих бригад базового хозяйства. | 3 | - | 3 |
49 | Изготовление чума. | 3 | - | 3 |
50 | Повторение и закрепление. Тестирование. | 3 | 1 | 2 |
51 | Итоговая работа. Анкетирование. | 3 | - | 3 |
Итого часов: | 153 | 122 | 31 |
«Оленевод» 2 – ой год обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего | В том числе: | |
теория | практика | |||
1 | Введение. Знакомство с особенностями кружка, формами занятий, требованиям обучающимся. Техника безопасности. | 3 | 2 | 1 |
2 | Краткая история и современное состояние оленеводства Ямало-Ненецкого автономного округа. | 3 | 3 | - |
3 | Шерстяной покров: линька, сроки отрастания и сбрасывания рогов. | 3 | 3 | - |
4 | Процессы терморегуляции. | 3 | 3 | - |
5 | Экстерьер и конституция оленей Ямала. | 3 | 3 | - |
6 | Величина оленя и пропорции его телосложения. | 3 | 3 | - |
7 | Методы разведения северных оленей. | 3 | 3 | - |
8 | Химический состав и энергическая ценность оленины. | 3 | 3 | - |
9 | Способы случки северных оленей. | 3 | 3 | - |
10 | Выращивание молодняка | 3 | 3 | - |
11 | Организация и планирование племенной работы в оленеводстве. | 3 | 3 | - |
12 | Хозяйственная- геоботаническая характеристика оленьих пастбищ в Тазовском районе | 3 | 3 | - |
13 | Хозяйственная- геоботаническая характеристика оленьих пастбищ в других районах ЯНАО | 3 | 3 | - |
14 | Характеристика основных типов пастбищ различных зон. | 3 | 3 | - |
15 | Пастбищные сезоны в оленеводстве. | 3 | 3 | - |
16 | Особенности питания оленей по сезонам года. | 3 | 3 | - |
17 | Сезонная доступность пастбищ. | 3 | 3 | - |
18 | Повторение и закрепление. Тестирование и анкетирование. | 3 | 2 | 1 |
19 | Суточная потребность оленей в пастбищной площади. | 3 | 3 | - |
20 | Смена сезонных пастбищ, пастбищеоборот. | 3 | 3 | - |
21 | Дневник использования пастбищ. | 3 | 3 | - |
22 | Организация содержания и выпаса северных оленей. Охрана пастбищ. | 3 | 3 | - |
23 | Пастьба, кормление, поение оленей | 3 | 3 | - |
24 | Участие в проведении зооветмероприятий под руководством оленевода более высокой квалификации. | 3 | 3 | - |
25 | Отлов животных, отбившихся от стада или ушедших из парка. | 3 | 3 | - |
26 | Обучение ведущих и пристяжных оленей к работе в упряжке и под вьюком. | 3 | 3 | - |
27 | Обучение оленегонных собак. | 3 | 3 | - |
28 | Охрана стада от хищников. | 3 | 3 | - |
29 | Пошив меховой одежды и обуви. | 3 | 3 | - |
30 | Олень как транспортное средство. | 3 | 3 | - |
31 | Транспортное снаряжение | 3 | 3 | - |
32 | Выбор животных для транспортного использования и их обучение. | 3 | 3 | - |
33 | Кормление, содержание и эксплуатация транспортных животных | 3 | 3 | - |
34 | Ущерб, наносимый оленеводству хищниками. | 3 | 3 | - |
35 | Биология хищников. | 3 | 3 | - |
36 | Методы борьбы с хищными зверями. | 3 | 3 | - |
37 | Меры по предупреждению нападения хищников на оленей. | 3 | 3 | - |
38 | Защита оленей от кровососущих двукрылых насекомых и борьба с инвазиями оводных личинок. | 3 | 3 | - |
39 | Механизация в оленеводстве. | 3 | - | 3 |
40 | Определение статей оленя; оценка телосложения оленей | 3 | - | 3 |
41 | Измерительные инструменты. Измерение оленей. | 3 | - | 3 |
42 | Вычисление индексов телосложения животных | 3 | - | 3 |
43 | Определение возраста, живой массы и упитанности оленей | 3 | - | 3 |
44 | Расчёт структуры стада | 3 | - | 3 |
45 | Освоение методики мечения оленей | 3 | - | 3 |
46 | Составление оборота стада | 3 | - | 3 |
47 | Заполнение форм зоотехнического и племенного учёта | 3 | - | 3 |
48 | Освоение инструкции по ботировке северных оленей | 3 | - | 3 |
49 | Участие в ветеринарно-профилактических мероприятиях по борьбе с основными болезнями северных оленей | 3 | - | 3 |
50 | Повторение и закрепление. Тестирование. | 3 | 1 | 2 |
51 | Итоговая работа. Анкетирование. | 3 | - | 3 |
Итого часов: | 153 | 113 | 40 |
«Оленевод» 3 – ий год обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего | В том числе: | |
теория | практика | |||
1 | Введение. Знакомство с особенностями кружка, формами занятий, требованиям обучающимся. Техника безопасности. | 3 | 2 | 1 |
2 | Корма северного оленя. | 3 | - | - |
3 | Сезонные особенности кормления оленей. | 3 | - | - |
4 | Кормовые растения северного оленя. | 3 | - | - |
5 | Химический состав основных видов лишайников. | 3 | - | - |
6 | Летнезелёные корма. Зимнезелёные корма. | 3 | - | - |
7 | Зимнезелёные корма. | 3 | - | - |
8 | Рационализация кормления северных оленей, применение кормовых добавок. | 3 | - | - |
7 | Состав и питательная ценность кормосмесей для северных оленей. | 3 | - | - |
8 | Организация и технология кормления северных оленей полнорационным комбикормом. | 3 | - | - |
9 | Предубойный откорм северных оленей. | 3 | - | - |
10 | Гон северных оленей. | 3 | - | - |
11 | Промышленная переработка оленины. Выход субпродуктов и технического сырья. | 3 | - | - |
12 | Выход субпродуктов и технического сырья. | 3 | - | - |
13 | Кожевенно-меховая продукция. | 3 | - | - |
14 | Основные способы консервирования кожевенного и мехового сырья. | 3 | - | - |
15 | Оленья шерсть. Молочная продуктивность. | 3 | - | - |
16 | Специальная продукция северного оленя: панты | 3 | - | - |
17 | Заготовка пантов | 3 | - | - |
18 | Повторение и закрепление. Тестирование и анкетирование. Технология консервирования пантов. | 3 | 2 | 1 |
19 | Технология консервирования пантов. | 3 | - | - |
20 | Окостеневшие рога, копыта. Сухожилия. | 3 | - | - |
21 | Оборот стада и производственные показатели в северном оленеводстве. | 3 | - | - |
22 | Должностные инструкции оленеводов. | 3 | - | - |
23 | Категории оленеводов. Заработная плата. | 3 | - | - |
24 | Перспектива развития оленеводства. | 3 | - | - |
25 | Пастьба, кормление, поение оленей | 3 | - | - |
26 | Проведение гона и отела | 3 | - | - |
27 | Срезка пантов. | 3 | - | - |
28 | Участие в проведении зооветмероприятий. | 3 | - | - |
29 | Вылов животных. | 3 | - | - |
30 | Подкормка и интенсивный откорм оленей. | 3 | - | - |
31 | Подбор пастбищ с учетом сезона выпаса и конкретных погодных условий. | 3 | - | - |
32 | Выполнение мероприятий по увеличению поголовья животных. | 3 | - | - |
33 | Обслуживание и эксплуатация производственных сооружений | 3 | - | 3 |
34 | Ознакомление с различными типами жилищ оленеводов | 3 | - | 3 |
35 | Составление перечня необходимого снаряжения и оснащения оленеводческой бригады | 3 | - | 3 |
36 | Ознакомление в базовом хозяйстве с техническими средствами, используемыми в оленеводстве. | 3 | - | 3 |
37 | Устройство бензопилы «Дружба», опрыскивателя «Олень». | 3 | - | 3 |
38 | Знакомство со снегоходом «Буран» | 3 | - | 3 |
39 | Ознакомление со схемой радиосвязи с оленеводческими бригадами | 3 | - | 3 |
40 | Посещение убойного пункта. Освоение технологии переработки оленей. Уход выхода оленеводческой продукции. | 3 | - | 3 |
41 | Овладение приемами оценки живой массы, массы туши, убойного выхода. | 3 | - | 3 |
42 | Ознакомление с факторами, определяющими количество и качество оленины. | 3 | - | 3 |
43 | Определение упитанности оленей и их туш. | 3 | - | 3 |
44 | Ознакомление с кожевенным и меховым сырьём, их характеристикой. Овладение методикой определения площади шкур. | 3 | - | 3 |
45 | Определение с молочной продуктивностью важенок. | 3 | - | 3 |
46 | Определение сортности пантов по действующим техническим условиям. | 3 | - | 3 |
47 | Освоение способов консервирования оленеводческой продукции. Изучение системы способов хранения и транспортировки продукции оленеводства. | 3 | - | 3 |
48 | Ознакомление с организацией труда в оленеводческих бригадах базового хозяйства. Знакомство с годовым производственным заданием оленеводческой бригады. | 3 | - | 3 |
49 | Расчет себестоимости 1ц оленьего мяса. Экономическая эффективность работы бригады. | 3 | - | 3 |
50 | Повторение и закрепление. Тестирование. | 3 | 1 | 2 |
51 | Итоговая работа. Анкетирование. | 3 | - | 3 |
Итого часов: | 153 | 98 | 55 |
Литература для педагога и учащихся:
- К.А.Аверьянова. Оленеводство Ямала. (Учебник по факультативному
курсу для 7-9 классов сельских школ) ООО «Миралл» 2006г
- Ф.М. Подкорытов. Оленеводство Ямала. Типография Ленинградской атомной электростанции, 1995г
- Г.П. Харючи. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. Издательство томского университета, 2001г
- А.Д. Мухачёв, В.Г. Салаткин. Основы оленеводства, звероводства, охотоведения. Часть 1. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов школ Крайнего Севера. Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение» 2002г
- А.Д. Мухачёв, В.Г. Салаткин. Основы оленеводства, звероводства, охотоведения. Часть 2. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов школ Крайнего Севера. Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение» 2002г