«Зимующие птицы»
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Цель: создание условий для обобщения знаний о зимующих птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Белгородской области
Областное государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Белгородский институт развития образования»
Разработка внеурочного мероприятия
по теме : « Зимующие птицы»
Выполнила учитель начальных классов
МОУ « Краснооктябрьская СОШ»
Белгородского района Белгородской области
Подвейкина Ольга Николаевна
Белгород 2013
Тема занятия: « Зимующие птицы»
Цель: создание условий для обобщения знаний о зимующих птицах.
Межпредметные задачи: способствовать формированию универсальных учебных действий:
Регулятивных –умение управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать её, проявлять инициативу и самостоятельность;
Познавательных – познакомить учащихся с различными зимующими птицами и их отличительных признаками
Коммуникативных – умение интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие, готовность слушать собеседника, излагать своё мнение.
Личностные УУД: развивать речевой аппарат ,работать над интонацией, учить проявлять заботу о пернатых друзьях.
Оборудование: картинки с изображением птиц, картина зимнего леса, разрезные картинки с изображение птиц, игра « лото»,запись голосов птиц, снежинки белого и синего цвета.
Ход занятия
I Организационный момент.
- Я рада приветствовать вас на нашем занятии и надеюсь, что на протяжении всего времени у вас будет хорошее настроение.
Речевая разминка.
Чтобы мы четко и правильно говорили на занятии, проведем речевую разминку.
В парке мы зимой гуляем,
За природой наблюдаем.
Белка на сосне сидит,
Снег под санками хрустит,
Птицы весело поют,
В гости нас к себе зовут.
-Молодцы, подготовили язычки к работе.
II Основная часть.
(На доске картина с изображением зимнего парка)
-Ребята, давайте сегодня на занятии пойдем в парк.
(Стук в дверь)
-Кто это? Все гости к нам уже пришли. Сидите на местах, я открою дверь.
(Голос за дверью: - Вам письмо.)
-Sos! Sos! Sos! Спасите ! На помощь! Погибаем! Ребята, это сигнал бедствия. Кто же ждет нашей помощи?
Работа с разрезной картинкой.
-Это мы сможем узнать после того, как вы сложите разрезные картинки.
( Дети складывают разрезные картинки с изображением зимующих птиц.)
- Кто получился у вас на картинках? (снегирь, свиристель, клест)
-Ребята, одним словом, кто получился? (птицы)
-Какие это птицы? (зимующие)
-Почему мы их называем зимующими птицами? (прилетают зимовать в наши леса)
Учитель читает стихотворение:
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!
Как вы думаете какая тема нашего занятия? ( Зимующие птицы)
Правильно. Мы с вами будим говорить о зимующих птицах.
Вспомните, каких вы птиц знаете.
Вот сегодня мы попытаемся выделить только тех, которые не покидают родные места зимой. ( то есть зимующих)
-Каких птиц вы видели зимой в парке. Около дома или школы? ( ответы детей)
-Ребята, посмотрите, здесь еще один конверт. А в нем зимующие птицы, которые просят нас о помощи.
(учитель на стол кладет изображения зимующих птиц: снегиря, клеста, синицу, свиристеля, воробья, ворону )
Беседа о зимующих птицах.
- Ребята давайте рассадим наших птиц на наше дерево и накормим их.
- Изображение какой птицы вы видите? (клеста) Найди такую же картинку на столе и покажи её нам.
- В каких лесах обитают клесты?
- Как выглядят клесты? ( У клеста крестовидный клюв, короткий хвост, малиновое оперенье)
-Чем питаются клесты? (семенами шишек)
- Как называют самку клеста?
-А как называют птенцов клеста?
-Что происходит в феврале у клестов? (высиживают птенцов)
- На какое дерево в парке посадим клеста? Почему?
- Кто расскажет стихотворение о клесте?
Ученик:
Клюв, как клещи у клеста.
Вот так клюв! Вот это да!
Шишки запросто лущит
Птица грозная на вид.
2 картинка - снегирь
- Ребята, почему эту птицу назвали снегирь?
-В каких лесах обитает снегирь? ( Снегири живут в смешанных лесах)
-Как он выглядит? ( У снегиря красная грудка, длинный хвост, короткий клюв, черная голова, серая спинка)
- Чем питается снегирь? ( Снегирь питается ягодами калины, рябины, почками растений, семенами сирени, семенами арбуза, дыни.
-На какое дерево в парке посадим снегиря? Почему?
-Кто знает стихотворение о снегире?
Ученик:
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Нежатся на солнышке.
3картинка - свиристель
- В каких лесах обитают свиристели? ( Свиристели обитают в смешанных лесах.)
- Как выглядят свиристели? ( У него красноватая голова, большой хохолок на голове, короткий клюв, короткий хвост, длинные крылья, сильные лапы)
- Чем питаются свиристели? (ягодами рябины, калины, шиповника)
Какую пользу приносят свиристели?
-На какое дерево в парке посадим свиристеля? Почему?
-Кто расскажет нам стихотворение о свиристеле?
Ученик:
В день, когда мела метель,
Прилетел к нам свиристель.
Мы ему насыплем крошек.
Свиристель такой хороший.
4 картинка - синица
-В каких лесах обитает синица?
- Как она выглядит? ( У синицы черная голова, тонкий клюв, белые щеки, желтая грудка, короткий хвост, сильные ноги)
- Чем питается синица? ( Питается синица ягодами рябины, калины, личинками вредных насекомых, семенами, салом).
- Каким салом можно кормить синицу? ( несоленым салом)
- Какую пользу приносят синицы зимой? (Поедают личинки вредных насекомых из коры деревьев)
- На какое дерево посадим в парке синицу?
Кто знает стихотворение о синице?
Ученик:
В желтой футболке и черной жилетке
Птица-синица расселась на ветке.
Тенькает звонко птица-синица,
Лютых морозов она не боится.
-Ну вот, всех птиц мы перенесли в парк, разместили по нужным деревьям.
- А теперь давайте поиграем.
Игра « ЛОТО». Вы уже знаете наше волшебное учебное лото и правила игры.
У каждого на парте игровое поле.
На игровом поле изображены перелетные и зимующие птицы. Ранее мы познакомились с перелетными птицами.
Задание №1. Закрыть фишками перелетных птиц. Учащиеся выполняют задание. После называют птиц, которых закрыли карточками.
Молодцы. У нас остались птицы зимующие. Многих из них вы знаете.
Задание №2. Разложить карточки с названиями зимующих птиц соответственно с картинкой на игровом поле.
Многих птиц вы узнали, но названия некоторых вам не знакомы (вижу, что есть ошибки). Давайте повторим выполнение этого задания. Только теперь я вам буду читать рассказ, в котором есть описание отличительных черт птиц.
Слушайте внимательно. По ходу рассказа раскладывайте карточки с названием.
Учитель читает рассказ “Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека” Г.Скребицкий, А.Клыков и “Зимние гости” Н. Плавильщиков, Г.Скребицкий.
Давайте проверим, что у нас получилось. Дети называют птиц справа– налево начиная с первого ряда в карточке.
Молодцы.
Игра «Покормите птиц зимой» ( упражнение на самостоятельное составление вопросов)
- Очень часто птицы голодают. Особенно им трудно во время метели, снегопада, сильного мороза.
Стужа, на дворе мороз.
Прилетел к кормушке клест.
Семя шишек поклевал
Снегирей к себе позвал.
Тут синички появились
Свиристели закружились.
Надо им помочь, детишки,
Так написано и в книжке.
Птичек надо покормить,
Веселей им будет жить.
- Ребята, нужно взять корм. Определить, что это за корм, и задать вопрос классу о том, кто питается этим кормом.
(дети с закрытыми глазами из тарелки достают корм: семена, ягоды, сало, орехи и т.д.)
-Молодцы, справились с этим заданием. Каждой птице дали нужный корм и накормили голодных пташек.
Физкультминутка.
Мы выходим на крыльцо,
Ветер дует нам в лицо,
На дворе стоит мороз,
Мерзнут щеки, мерзнет нос.
На кормушку посмотри,
Прилетели снегири.
Черным клювом тук-тук-тук
Ягодки они клюют.
Скачут ловкие синицы,
Им без дела не сидится,
Над кормушкою шумят,
Зернышек они хотят.
«Пение птиц»- развитие фонематического слуха) - развитие фонематического слуха.
- Когда птицы сыты, то даже среди зимы могут петь песни.
Давайте послушаем, о чём говорят птицы.
Звучит запись «Голоса птиц».На экране появляется дятел.
Учитель: Посмотрите на эту птицу. Она очень красивая: перья красные, жёлтые, чёрные и белые. Клюв у птицы прямой, гранёный и очень красивый.
Кто это? Послушайте стихотворение.
(Ребёнок читает стих)
Хоть я не молоток –
По дереву стучу;
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Так кто же это? (дятел)
Как в народе называют дятла? ( Лучший друг леса)
А что интересного вы знаете о дятле ? (Они - санитары леса. У дятлов есть кузницы. Они расположены на пнях. Дятел закладывает шишку в щель и разбивает её клювом. Вокруг пня всегда остаётся много шишек )
Дятел- зимующая или перелётная птица? (зимующая)
Ребята , посмотрите на экран. А это кто так бойко перелетает с ветки на ветку. ( синица)
Звучит запись «Голоса птиц» - голос синички. На экране появляется синица.
Дети: Это синица. Она маленькая. У неё черненькая шапочка на голове, грудка жёлтенькая, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Она охотно селится в старых хвойных местах. Место для гнезда выбирает в гнилом пне или занимает пустые гнёзда. Зимой охотно поедает семена ели, сосны, и кусочки сала. Она встречается чаще других зимующих птиц . Зимой они перекочёвывают ближе к селениям и городам в поисках пищи. Им люди устраивают птичьи «столовые».
-Ребята , а теперь отгадайте загадки и ответы покажите карточками.
( карточки с изображение птиц)
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки румяные весело снуют
Гусениц мороженых, яблоки клюют. ( синица)
Маленький мальчишка в сереньком пальтишке
По дворам шныряет, крохи собирает.
Что я за птица, на месте не сидится? (Воробей)
Он щебечет «Чик – чирик!»
Серый, ростом невелик.
Скачет по дорожке,
Ищет зёрнышки и крошки.
Что с опаскою глядишь?
Что на крышу не летишь?
Я не трону, не робей.
Эй, пугливый… (воробей).
«Тук-тук-тук!» - поутру
Носом долбит он кору.
Сколько пользы этот нос
Нашим яблоням принёс!
Эта птица - молодчина:
Выбирает всех личинок,
Ну, а чтоб жилось тепло,
Мастерит себе дупло.
Много времени потратил
На своё жилище … (дятел).
Вот опять гнездо себе
Мастерит в печной трубе.
И туда, на крышу дома,
Тащит ветки и солому.
Натаскает ваты, пуха –
Хорошо птенцам и сухо.
Вот смекалка так смекалка!
Это что за птица? … (Галка).
Ей на месте не сидится:
Всё летает целый день.
Суетится, суетится,
Целый день звенит: «Тень, тень!»
Угадай-ка, что за птица?
То весёлая … (синица).
Молодцы! Какие это всё птицы? ( зимующие)
Речевая разминка.
Ребята, давайте посочиняем птичьи чистоговорки –
- ирь –ирь –ирь .... ( на дереве сидит снегирь)
- бей –бей – бей…. ( скачет шустрый воробей)
-ока – ока – ока …. ( трещит весь день сорока)
- ёст –ёст – ёст ….. (поёт красивый клёст)
Дифференцированная работа по группам.
1группа.
Логическая задача. Найти лишнюю картинку. ( только зимующие птицы)
2 группа.
Логическая задача на сравнение птиц. Есть начало фразы, надо закончить её.
У синицы клюв тонкий, а у дятла ….. ( толстый)
Ворона большая ,а воробей …. ( маленький)
Снегирь малоподвижный, а синица…. ( шустрая)
Синицы высиживают птенцов летом, а клесты … ( зимой)
Учитель:
Наше занятие подошло к концу. Думаю что каждый из вас открыл для себя что-то новое, а главное, я думаю, что вы усвоили, птицы – наши маленькие друзья, и мы, как старшие – должны их беречь и охранять. Закончить хочу стихами.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Не зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона ,галка ,воробей…
Скорей на помощь ,дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют. Чирикая:
« Спасибо вам великое! »
Учитель:
Рефлексия: Вы молодцы! Хорошо потрудились. А понравилось ли вам наше занятие, мы определим по вашим снежинкам: если понравилось, то покажите белую снежинку, а если нет, то синюю. На память оставьте снежинки. Спасибо за работу!
Домашнее задание : Пусть сегодня домашним задание будет изготовление кормушки для птиц. Сделайте её вместе с родителями. Прикрепите у своего окна. И вы сможете каждый день кормить птиц, наблюдать за ними. Может кто-нибудь из вас в конце зимы напишет интересный или забавный рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.
Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной (корре...
Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.
Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...
В гости к зиме. Птицы зимой.
Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....
"В гости к зиме. Птицы зимой"
Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....
Где зимуют зимуют птицы?
Презентация к уроку окружающего мира. 1 класс. Плешаков. (УМК "Школа России")...
Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"
Технологическая карта и презентация урока...
Внеклассное мероприятие, посвящённое зимующим птицам. «Покормите зимой птиц»
Воспитательное мероприятие "Покормите птиц зимой"...