Реализация требований ФГОС средствами развивающей системы Л.В,Занкова
материал (1 класс) на тему

Лим Наталья Викторовна

Доклад по теме "Реализация требований ФГОС средствами развивающей системы Л.В.Занкова" с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация требований ФГОС НОО средствами развивающей системы Л.В.Занкова.

        Изменения, которые мы сегодня наблюдаем в образовании, предчувствовались и предсказывались многими учёными прошлого века.

        55 лет назад 1 сентября академик Леонид Владимирович Занков вместе с группой учёных открыл свой первый экспериментальный класс.

55 лет с того дня, как под руководством Занкова, крупнейшего специалиста в области психологии и педагогики,  началось исследование проблемы соотношения обучения и развития, результатом которого стала первая в нашей стране развивающая система обучения. Созданная Л.В.Занковым система  воспринималась его современниками как революционная                (и многими учёными отвергалась).

Однако с 1996 года, наряду с другими, имеет государственный статус, всесторонне разработана на теоретическом уровне, широко распространена на практике, используется до сих пор.

В частности, в Елизовском районе 4 учителя обучают ребят по системе Леонида Владимировича Занкова: Елена Вадимовна Березина в 7 школе, Зоя Васильевна Набиуллина в средней школе Вулканного городского поселения, Л.Н.Конкина и Н.В.Лим в средней школе №1.

«Система Л.В.Занкова призвана служить каждому ребёнку: и «обычному», и «вундеркинду», потому что цель системы – довести до своего оптимального уровня развития как самого сильного, так и самого слабого ученика».

Именно с этих строк в газете «Труд» у меня появилась заинтересованность системой   Л.В. Занкова. Затем познакомилась с нею подробнее и в 1995г. набрала свой первый «занковский» класс.

За это время сделала два выпуска по трёхлетней системе обучения и три - по четырёхлетней. В этом учебном году выпускаю свой 6-й «занковский»  класс.  За все эти годы убедилась, что нахожусь на правильном пути.

 Современность системы Л.В.Занкова заключается в том, что 55 лет назад учёный сформулировал и стал разрабатывать ту образовательную цель, которая только сейчас, к сожалению, стала актуальной для образования в планетарном масштабе.

Сравним: в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования подчёркнуто,  «Развитие личности – смысл и цель современного образования», что абсолютно совпадает с целью обучения, сформулированной Л.В.Занковым : достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья».

Таким образом, общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В.Занкова, сформулированной более полувека назад.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют единое психолого-педагогическое основание – теорию Льва Семёновича Выготского: «Обучение ведёт за собой развитие», т.е. обучение является средством для развития ребёнка. А мы знаем: не всякое обучение может быть развивающим.

Планируемые результаты начального общего образования соответствуют результатам нового стандарта и формируются на основе системно-деятельностного подхода.

Как же реализует система Л.В.Занкова новый Государственный стандарт? Достижение цели в системе Занкова и образовательных результатов осуществляется через целостную педагогическую систему, которая включает в себя дидактические принципы и своеобразную методику обучения.

1).обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

2)  ведущая роль теоретических знаний;

3)  осознание процесса учения;

4)  быстрый темп изучения материала;

5).работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого. Эти принципы обеспечивают в своей взаимосвязи нацеленность процесса обучения на оптимальную эффективность в общем развитии учащихся, способствуют организации развивающего обучения.

Л.В. Занков ввел в педагогическую науку и практику четыре свойства –

 1). Многогранность.

Это свойство заключается в том, что в сферу учения вовлекается не только интеллект школьника, но и его эмоции, стремления и др. стороны личности.

2).Свойство процессуальности.

Это свойство характеризует обучение  прежде всего как процесс. Каждый новый учебный материал изучается не ради запоминания, а рассматривается в более сложных связях с пройденным материалом, тем самым знания углубляются.

3). Свойство коллизий. В процессе изучения любого школьного предмета часто встречаются ситуации, когда новые знания в чем-то сталкиваются со старыми знаниями (или даже в чем-то им противоречат), когда старых знаний оказывается недостаточно для решения поставленной задачи или когда необходимо выбрать правильный подход к решению задачи из нескольких альтернатив. Нестандартные ситуации, проблемы   стараюсь как можно чаще включать в процесс школьного обучения.

     И последнее свойство вариантности.     Свойство вариантности – это когда учитель намечает логику построения урока,  прогнозирует возможные трудности и отступления от темы и намеченного плана урока, подбирая при этом избыточное количество материала для того, чтобы обеспечить различные варианты хода урока.      

 Вариантность позволяет гибко перестраивать учебный процесс в зависимости от тех или иных внешних обстоятельств.

Таким образом, дидактическая система Занкова способна сформировать универсальные учебные действия школьника.

Общее развитие ребенка, как понимал Леонид Владимирович Занков, - это развитие всех сторон его личности -  и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной сферы, развитие его духовно-нравственной сферы, при сохранении его физического и психического здоровья.  

Этому развитию и способствуют учебно-методические комплекты системы Занкова.

Все разработанные в системе Л.В. Занкова учебники включены в Федеральный перечень и образуют так называемую систему учебников.

Все учебно-методические комплекты для учебной и внеурочной деятельности обеспечены программами.

Электронное приложение к учебникам представляет собой программу для установки  на компьютер и для работы на интерактивной доске.

Также Леонид Владимирович считал, что «обучение и воспитание органически связаны между собой…», поэтому так важно сохранить познавательную составляющую внеурочной деятельности, расширить границы общения и взаимодействия, предоставить детям широкий выбор направлений деятельности и саму возможность этого выбора как части самовоспитания. Разрабатывая содержание внеурочной деятельности, необходимо понимать, что самое важное - это расширение возможности выбора ребенком «веера социальных ситуаций развития» (Л.С. Выготский).

Предлагаемые примерные программы внеурочной деятельности ориентированы на обозначенные новым стандартом начального общего образования направления воспитательной работы в школе: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное. Все программы имеют учебно-методическое обеспечение, которое состоит из учебных пособий для детей и методических рекомендаций для педагогов.

Учебно-методический комплект включает в себя и контрольно-измерительные материалы.                                                                               Пособия «Учимся учиться и действовать» реализуют  комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка  с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса, что  позволяет учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД (универсальных учебных действий)  на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию по достижению каждым ребёнком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация требований ФГОС НОО средствами развивающей системы Л.В.Занкова

Слайд 2

Системе развивающего обучения Л.В.Занкова – 55 лет

Слайд 3

Три государственные системы 1996 год: решение коллегии Минобразования России Традиционная система обучения Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В . Давыдова Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Слайд 4

Российское образование развивается Приказ № 373 Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Слайд 5

«Развитие личности – смысл и цель современного образования». (Из Концепции федерального государственного образовательного стандарта). «Цель обучения - достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья». Л.В. Занков Цели современного образования

Слайд 6

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют единое психолого-педагогическое основание – теорию Л.С. Выготского .

Слайд 7

ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоуважение и самооценка Смыслообразование : мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации ; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; с учебными моделями; использ . знако-символических средств, общих схем решения; выполнение операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Планируемые результаты начального общего образования в соответствии с новым ФГОС

Слайд 8

Реализация цели ФГОС средствами системы Л.В. Занкова Цель - развитие личности Единые психолого-педагогические основы системы Дидактические принципы обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; 2) ведущая роль теоретических знаний; 3) осознание процесса учения; 4) быстрый темп изучения материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого Методика обучения Типические свойства методики: 1) многогранность; 2) процессуальность; 3) коллизии; вариантность Предметные методики Организационные формы Система изучения результативности Условия достижение планируемых результатов личностных метапредметных регулятивных, познавательных, коммуникативных предметных

Слайд 9

Л.В . Занков : «Общее развитие является надежной основой усвоения знаний, формирования умений и навыков».

Слайд 10

Система учебников «Система развивающего обучения Л.В. Занкова » разработана с учетом требований ФГОС НОО и психолого-педагогических основаниях системы Л.В. Занкова; имеет положительные экспертные оценки Российской академии наук (№ 10106-5215-253 от 12.10.2011) и Российской академии образования (№ 01-5-7д-165 от 24.10.2011); включена в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях; обеспечена методическими пособиями для учителя.

Слайд 11

Окружающий мир Авторы программы - Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Цель – представление целостной картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знаний – о природе, человеке, обществе в их историческом развитии. Предметные линии в составе системы учебников

Слайд 12

Предметные линии в составе системы учебников

Слайд 13

Электронное приложение «Проверь себя» к учебнику математики представляет собой программу для установки на компьютер. Предметные линии в составе системы учебников

Слайд 14

Внеурочная работа НАПРАВЛЕНИЯ: духовно-нравственное научно-познавательное художественно-эстетическое спортивно-оздоровительное социальное ОБЕСПЕЧЕНЫ ПРОГРАММАМИ И ПОСОБИЯМИ

Слайд 15

Изучение результативности Учебно-методические комплекты «Школьный старт» и « Учимся учиться и действовать » позволяют системно, профессионально изучать и корректировать результативность и качество образования в развитии универсальных учебных действий учащихся 1 – 4 кл. В комплектах реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса. Авторы - Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. www . tochkapsy . ru www . zankov . ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по окружающему миру в соответствии с требованиями ФГОС (1 класс, система Л.В.Занкова)

Разноуровневая проверочная работа по окружающему миру в 1 классе. Целью этой работы является оценка сформированности предметных и общепредметных умений у каждого ученика, обучающегося по системе Л.В.З...

Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)

Описываемый в данной работе  курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...

Реализация требований ФГОС НОО средствами УМК  «Школа 2100».

Основные образовательные технологии и методики в ОС «Школа 2100» и их соответствие требованиям ФГОС:-Технология проблемно-диалогического обучения;-Технология формирования типа правильной читательской ...

Дидактические игры на уроках английского языка как средство реализации требований ФГОС НОО.

Роль дидактических  игр в реализации требований ФГОС.Принципы системы дидактических игр.Результаты применения дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе.Памятка для учителя д...

Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Роль учителя в реализации требований ФГОС на уроках русского языка.

В  современной  начальной  школе  сегодня  ребенка  уже  недостаточно  обучить  только  чтению, счету  и  письму. Его  необходимо ...

Реализация требований ФГОС средствами УМК «Перспектива»

Выступление на педагогическом совете. Реализация требований ФГОС  средствами УМК «Перспектива». Концептуальная основа УМК отражает современные достижения в области психологии и п...