Мини-проект "Открытка"
проект (3 класс) на тему

Мещерякова Ольга Николаевна


Эта работа один из примеров мини - проектов, которые проводятся со всем классом. Возраст учащихся 3 -4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon multimediynoe_sochinenie.doc468.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИ - ПРОЕКТ

«Открытка»

Поздравляйте с открытой душой, а поможет вам в этом открытка!

Автор: Мещерякова Ольга Николаевна,

Москва

2010 год

Введение

Все началось на уроке русского языка. Тема «Родственные слова». На доске запись:

 Поздравляйте с открытой душой, а поможет вам в этом открытка!

Прошу детей найти родственные слова в данном предложении. Но вместо ответов, мне посыпались вопросы:

  • А почему данные сообщения называются открытками?
  • Откуда появился обычай – поздравлять с помощью открытки?
  • Как выглядели открытки раньше?

Поняв, что детям интересна тема «Открытки», я решила предложить им мини – проект. Проблемные вопросы уже сформулированы, надо выбирать объект исследования. Обсудив с ребятами, что им интересно узнать об открытках: как они создаются, как возникли, почему приятно получать открытки и т.д., мы остановились на результате этого процесса. Почему несколько столетий людям нравиться получать открытки? Что позволяет этому маленькому письму служить проводником самых светлых чувств: любви, уважения и признательности?

В качестве основной гипотезы выдвинуликт следующее предположение: «Открытки – маленькие сообщения, красиво оформленные, позволяют сразу понять, что адресата любят, уважают и помнят. А для каждого человека это  важно знать».

Поиск правильного ответа на поставленный проблемный вопрос и стал целью дальнейших исследований. Доказывать сформулированную гипотезу мы решили теоретически и составили  план поиска информации, необходимой для проверки непротиворечивости рабочей гипотезы:

Объект поиска информации (то есть что необходимо найти) − это:

− история открытки;

− открытки разных времен,

− традиции и обычаи.

Места поиска информации − это:

− интернет,

− энциклопедии, книги,

− журналы, газеты.

Поисковый этап

В течение недели ребята приносили найденный материал и знакомили всех со своими открытиями.

Открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как ее иногда называли в конце XIX - начале XX века, "артистическая карточка", имея в виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками, не имеет одной, точно определенной даты рождения.

Коллекционеры до сих пор спорят, когда и где появилась первая открытка. Во Франции, Англии, Шотландии, Китае? В 17, 18, 19 веке или ещё раньше?

Французы, долго не думая, ответили бы, что именно они являются родоначальниками открытки. И за это «открытие» мы должны быть благодарны солдатам времён франко-прусской войны, которые придумали новый способ передавать весточки своим любимым и родным с полей сражений. Когда у них закончилась писчая бумага и конверты, они начали вырезать прямоугольники из картона, в которых они рассказывали о своей нелёгкой доле.

Англичане же вспомнят, что первая открытка была рождественской, и её автором стал сэр Генри Коул. На ней была изображена счастливая семья, сидящая за празднично накрытым столом, а картинку дополняла подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!». Именно она открыла путь типографскому производству открыток.

А  китайцы так и останутся при своём мнении: открытки произошли от визиток, которые оставляли гости у входа в дом, если у хозяина не было времени встретить всех лично и принять поздравление.

В Россию поначалу открытки привозились из-за границы, в основном из Германии. Но в конце  XIX – начале XX века появились и российские открытки. Открытки дореволюционной России не уступали в мастерстве, богатстве фантазии художника и качестве полиграфии зарубежным, а порою и превосходили их. В России открытки сделались предметом искусства.

На уроках технологии мы рассматривали открытки, которые ребята обнаружили дома, у родственников. Собранные открытки отличались и по сюжету, и по размерам. Чтобы систематизировать материал, дети разбились на три команды:

1 команда – находит материал о размерах открыток.

2 команда – о формах и способах их изготовления.

3 команда – о содержании поздравления на открытках.

Информация, собранная первой командой

  1. С 1874 года, ставшего «точкой отсчёта» истории открытки (именно в этом году она получила официальное признание на Всемирном почтовом конгрессе в Берне), прошло практически полтора века, и за это время открытка пережила немало изменений. Она несколько раз меняла свой облик, при этом всегда отражая нравы и взгляды поколений.

  1. Изначально был установлен единый международный размер открытки - 90*140 мм. В 1925 году ввели новый стандарт - 105*148 мм. Сейчас используется как этот, так и другие форматы. Самые маленькие открытки могут достигать размеров 40*60 мм, а самые большие – формата А2 в сфальцованном виде. Наиболее же популярным стал формат «евро» (110*220 мм).

Мы с ребятами пришли к выводу, что маленькие открытки удобно дарить одноклассникам. На этой открытке можно написать всего лишь несколько слов: имя адресата и адресанта.

Открытку стандартного размера удобно посылать по почте родственникам и друзьям, которые находятся от нас далеко. Мы измерили отверстие у почтового ящика и выяснили, что оно равно 19 см.

Большие объемные открытки принято дарить лично в руки тому, кого хочешь поздравить. При этом поздравлять необходимо устно.

Информация, собранная второй командой

  1. За эти годы поменялся и материал, из которого они изготавливаются. Сейчас это не только картон. Всё чаще стали использоваться дизайнерские материалы: тонированная и тисненая бумага, калька, фольга. Но на этом «колдовство» над открыткой не заканчивается. Особое волшебство придаёт лакирование, тиснение, бронзирование и другие способы «украшательства».
  2. Самая распространенная форма – прямоугольная. Открытки могут быть одинарными или складными, разных размеров, рисунок изображен вертикально или горизонтально. Бывают открытки в форме предметов: снежинок, корзинок, сердечек,  домиков и т.д. 
  3. Чаще встречаются рисованные открытки, но бывают и оригинальные открытки: объемные с прорезами для окошек, дверей или с двигающимися фигурками.

Вывод данной группы следующий: в настоящее время особых требований к форме и способу изготовления нет. Все зависит от фантазии адресанта. Сейчас мы постепенно переходим от фабричных  к открыткам, сделанным вручную, с применением декоративных и натуральных материалов: ткани, кожи, сухоцветов, бисера – ценится больше. У этих открыток есть душа.

                         

Информация, собранная третьей командой

 

  1. До недавнего времени на внешней или внутренней стороне открытки писали только поздравления: «С Новым годом!», «Поздравляем!», «С 8 марта» и т.д. В современных открытках внутри чаще помещают стихотворные пожелания. А поздравить в наше время можно с любым событием в жизни: с рождением, с юбилеем, с поступлением в школу, с окончанием школы, со свадьбой и т.д.

  1. Сейчас можно встретить не только поздравительные, но и рекламные, деловые открытки. Первые рекламные открытки появились в Европе во второй половине 19 века. Рекламные карточки с элементами фирменного стиля производителя помещались в коробочку со сладостями или парфюмом. Эти открытки служили одновременно и визитками для фабрикантов, и рекламными мини-буклетами, которые ещё продолжительное время напоминали покупателю о «минутах радости», побуждая его снова и снова к покупке.

  1. А также есть открытки юмористические. На этих открытках в юмористической форме поздравляют с различными праздниками в зависимости от статуса адресата: руководителя, коллегу, маму, сестру, папу, брата, дедушку, бабушку, тещу, свекровь и т.д.

Выводы третьей команды:

  • Способ поздравления каждый может выбрать самостоятельно: прозой или стихами.
  • Поздравления должно содержать следующие части:
  • обращение к адресату;
  • поздравления;
  • пожелания;
  • подпись.

Исследовательский этап

Собрав и проанализировав весь материал, мы поняли что так и не ответили на интересующий нас вопрос: «Почему людям нравится получать открытки?»

Тогда решили провести небольшое исследование. Составили анкету и опросили своих друзей и родственников.

 

Получились следующие результаты

В опросе участвовало 42 человека: 23 взрослых и 19 детей.

  1. На первый вопрос анкеты все ответили однозначно ДА.
  2. На второй вопрос мнения разделились. 38 % (16 участникам) – нравились фабричные открытки, а 62 % (26 участникам) – рукодельные.
  3. На третий вопрос мы получили следующие ответы:

№ п/п

Варианты  ответов

% ответов

Любят

90

Помнят

67

Думают

25

Уважают

38

Вывод

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале работы над проектом, нашла подтверждение. Нам её удалось доказать.

В  процессе работы над этим проектом ребята приобрели умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать, доказывать свою точку зрения, объяснять понятия, ставить правильно вопросы и решать проблемы. А ещё они научились  слушать и слышать друг друга, научились  работать в коллективе и воспринимать учителя не как наставника, а как равноправного члена их творческого коллектива.

Я думаю, что на этом работа с этим проектом не закончится: мы только выполнили теоретическую часть, а еще интересно выполнить практическую часть данного проекта: создание открытки своими руками и с душой!

Литература

  1. «Энциклопедия Нового года и Рождества» /Москва; Олма – пресс, 2007
  2. «Энциклопедия семейных торжеств»/Москва; ЭКСМО, 2006
  3. Журнал «Обруч», №1, 1995
  4. Журнал «Практика образования», 2008/3
  5. http://www.gcpa.ru/