тесты по окружающему миру
тест по окружающему миру по теме
тесты-пятиминутки для быстрого опроса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okhrana_prirody_rabochaya_programma.docx | 126.64 КБ |
testy.rar | 82.46 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД СОЧИ
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №27
Утверждено
решение педсовета протокол № 1
от «_31_» __августа__2012 года
Председатель педсовета
________________Г.А.Мухина.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Охрана природы»
(Духовно-нравственное направление)
Срок реализации программы – 4 года
Возраст обучающихся – 7-11 лет
Программу составила: Селиванова Валентина Анатольевна
Программа разработана на основе авторской программы А.В.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиан, С.В.Тырина «Окружающий мир». – М .: Баласс, 2011 г.;
Д.В.Григорьева, П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьника» (методический конструктор), стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011г.
Пояснительная записка
Забота о природе – одна из наиболее злободневных проблем современности.
Для заботы о природе в настоящем и будущем потребуются глубокие серьезные знания и поэтому, в первую очередь, необходимо повышать общий уровень экологических знаний, однако фундаментальных теоретических основ недостаточно.
В настоящее время в окружающую среду попадает все больше антропогенных веществ, являющимися не просто загрязнителями, но и токсичными, канцерогенными, аллергенными, мутагенными для человека и других живых организмов. Поэтому для выживания человека требуется срочный пересмотр приоритетов.
Человек должен любить природу, быть защитником природы в душе. И уже на школьной скамье можно внести весомый вклад в важнейшее дело заботы о природе. Поэтому программа очень актуальна в современных условиях и педагогически целесообразна.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Настоящая программа имеет эколого-биологическую направленность. Ее особенность заключается в том, что красной нитью через все курсы обучения проходит воспитание необходимость охраны и защиты окружающей природы (растительного, животного мира, здоровья человека).
Программа строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
- междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают.
Программа кружка «Охрана природы» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, развивает познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи. Актуальность программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования младших школьников. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В.Тырина образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования; Д.В.Григорьева, П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьника» (методический конструктор), стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011г.
Таблица распределения тематического планирования по программе «Охрана природы» для 1-4 классов:
Номер | Направление разделов, модулей, тем | Рабочая программа по классам | ||||||||
Всего часов | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||||||
аудит | неаудит | аудит | неаудит | аудит | неаудит | аудит | неаудит | |||
1 | Введение | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
2 | Живые обитатели планеты | 79 | ||||||||
2.1. Звери | 23 | 1 | 4 | 1 | 5 | 1 | 5 | 1 | 5 | |
2.2. Птицы | 15 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | |
2.3. Растения | 22 | 1 | 4 | 1 | 5 | 1 | 4 | 1 | 5 | |
2.4. Насекомые | 14 | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 | 4 | - | - | |
2.5.Грибы | 5 | - | - | - | - | - | - | 1 | 4 | |
3 | Земля – наш общий дом (экосистема) | 50 | ||||||||
3.1. Лес | 21 | 1 | 5 | 1 | 3 | 1 | 5 | 1 | 4 | |
3.2.Водоём | 29 | 2 | 7 | 2 | 6 | 1 | 5 | 1 | 5 | |
3.2.1.Море | 8 | 1 | 3 | 1 | 3 | - | - | - | - | |
3.2.2.Река | 9 | 1 | 4 | 1 | 3 | - | - | - | - | |
3.2.3.Минеральные источники | 12 | - | - | - | - | 1 | 5 | 1 | 5 | |
4 | Рукотворная природа | 33 | ||||||||
4.1.Домашние животные | 18 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 | 4 | |
4.2.Комнатные растения | 15 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | |
5 | Времена года | 64 | 4 | 12 | 4 | 12 | 4 | 12 | 4 | 12 |
5.1.Осень | 16 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | |
5.2.Зима | 16 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | |
5.3.Весна | 16 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | |
5.4.Лето | 16 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | |
6 | Наша маленькая планета Земля (экологические акции) | 40 | 10 | 10 | 10 | 10 | ||||
6.1.Операция «Чистый берег» | 16 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||
6.2.Операция «Чистый двор» | 16 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||
6.3.Экологические акции | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||
14 | 52 | 14 | 54 | 13 | 55 | 13 | 55 | |||
Итого: | 270 | 66 | 68 | 68 | 68 |
Нормативно – правовое обеспечение программы «Охрана природы»
1. Приказ Министерства образования и науки РФ «26» ноября 2010 г. №1241 Регистрационный № 19707 от 04 февраля 2011 г.
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
П. 16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
2. Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2012 г. № 03-296; 27.09 2012 г.№47 14800/12-14 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
3. Письмо ДОН от 14.09.2011 № 47-14163/11-14 «Об особенностях организации внеурочной деятельности в классах общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
Цели программы:
- расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов;
- формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе;
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование
экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
ЗАДАЧИ:
- воспитание любви к родной природе, экологического мышления, понимания
значимости охраны природы;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде, необходимости рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе
- углубленное знакомство с природными компонентами, взаимосвязями, процессами, изучение их роли в жизни человеческого общества;
- привитие трудовых навыков в практической работе по охране природы;
- формирование опыта участия в природоохранной деятельности;
- усвоение знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатства;
- развитие потребности общения с природой;
- формирование ответственности за свои поступки;
- изучение природы родного края.
Принципы программы:
Программа базируется на принципах:
- единства (все мы являемся частью природы);
- смирения (мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие);
- сотрудничества (наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании);
- уважения к природе (каждое живое существо имеет право на жизнь или по крайней мере на борьбу за выживание просто потому, что оно живое; наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас в настоящее время или от его потенциального использования в будущем);
- уважения к своим корням и, прежде всего, к Земле (все, что мы имеем или будем иметь, в конечном счете идет от Солнца и Земли; Земля без нас может существовать, а мы без нее – нет);
- права будущих поколений (после себя мы должны оставить Землю по крайней мере такой же, если не лучше, чем она была для нас);
- непосредственный опыт – лучший учитель (чтобы любить, лелеять и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание и чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных, бактерий и других компонентов природы);
- люби свой родной край (изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней; ступайте по Земле с осторожностью).
Основные направления реализации программы:
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
В ходе работы используются следующие формы: беседы, путешествия, экскурсии, экологические праздники, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Описание места программы в структуре основной образовательной программы
Программа кружка «Охрана природы» является неотъемлемой частью основной образовательной программы начального общего образования школы. Общий объём занятий составляет 270 часов за 4 года обучения из расчета 2 часа в неделю. Занятия проводятся в выходные дни и в каникулярное время. Наполняемость группы – от 15 человек.
1 год обучения – 66 часов
2 год обучения – 68 часов
3 год обучения – 68 часов
4 год обучения – 68 часов
Особое место в программе занимают экскурсии и практические работы.
Возраст воспитанников в группах – 7 – 11 лет, так как возрастные и психофизиологические особенности детей, базисные знания, умения и навыки общеобразовательной школы соответствуют данному виду творчества.
Содержание кружка «Охрана природы»
Программа курса «Охрана природы» в начальной школе содержит шесть основных разделов
1 раздел «Введение» (4 часа)
Знакомство с задачами кружка, правилами поведения при проведении экскурсий и практических работ. Что такое экология? Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов. Простейшая классификация экологических связей.
2 раздел «Живые обитатели планеты» (79 часов)
Растения, грибы, животные – живые организмы. Бережное отношение к живым обитателям Земли. Охрана живых организмов в природе – важнейшая забота человека. Приспособленность живых организмов к своему месту жизни. Правила поведения в природе. Что можно, а чего нельзя делать в природе.
3 раздел «Земля – наш общий дом» (экосистема) (50 часов)
Место обитания живых организмов. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Экосистема леса. Экосистема водоемов. Сообщество. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Правила безопасного путешествия.
4 раздел «Рукотворная природа» (33 часа)
Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта.
5 раздел «Времена года» (64 часа)
Осень. Признаки осени. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме.
Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Животные и растения зимой.
Весна. Признаки весны. Цветы – первоцветы. Птицы и их гнезда.
Лето. Признаки лета. Растения и животные летом.
6 раздел «Наша маленькая планета Земля» (экологические акции) (40 часов)
Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, засорение водоемов, исчезновение редких растений и животных. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Экоакции.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, опыты и практические работы, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, эколистовок, опытническая и общественно-полезная (социальная) работа. Основным содержанием экскурсий, походов являются наблюдения и выполнение практических исследований в природе, а также природоохранная деятельность и пропаганда охраны природы.
При проведении экскурсии следует:
- обратить внимание на памятники природы своей местности;
- показать примеры рационального и нерационального природопользования;
- обучать навыкам поведения в природе.
Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям и миру природы.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Результаты освоения программ по внеурочной деятельности
В результате освоения программы учащиеся будут:
- проявлять интерес к познанию мира природы;
- испытывать потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознавать место и роль человека в биосфере;
- иметь представление о начальных формах исследовательской деятельности;
- иметь опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- иметь опыт социальной и межкультурной коммуникации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (66 часов)
Номер урока | Наименование разделов, модулей, тем | Разделы | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Введение | 1 | 1 | ||||
1 | Введение. Мы – часть живой природы. Будем ее беречь! | 1.1 | 1 | 1 | - | Работать в группах и самостоятельно Доказывать зависимость жизни людей от состояния природы |
Живые обитатели планеты | 2 | 17 | ||||
Звери | ||||||
2-6 | Тисо-самшитовая роща. Посещение краеведческого музея | 2.1 | 5 | 1 | 4 | Готовить в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в краеведческий музей |
Птицы | ||||||
7-9 | Как помочь птицам зимой? Подкормка птиц | 2.2 | 3 | 1 | 2 | Называть птиц своей местности Заготовить корм Участвовать в акции «Подкормка птиц» |
Растения | ||||||
10-14 | В гости к зеленой аптеке. Сбор лекарственных трав (пос. Кудепста) | 2.3 | 5 | 1 | 4 | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников о лекарственных растениях Изготовить гербарий «Лекарственные травы» |
Насекомые | ||||||
15-18 | Самое сильное насекомое. Экскурсия к муравейнику (сан. Известия) | 2.4 | 4 | 1 | 3 | Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников о насекомых |
Земля – наш общий дом | 3 | 15 | ||||
Лес | ||||||
19-24 | Знакомство с природой своей зоны. Экскурсия на Красную поляну | 3.1 | 6 | 1 | 5 | Сравнивать хвойные и лиственные растения, выделять их отличия Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы Характеризовать условия, необходимые для жизни растений |
Водоем. Море | ||||||
25-28 | Обитатели морей и океанов. Посещение океанариума | 3.2.1 | 4 | 1 | 3 | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников об обитателях морей и океанов Проводить групповые наблюдения во время экскурсии |
Водоем. Река | ||||||
29-33 | Обитатели рек. Экскурсия на берег реки Мзымта с посещением форелевого хозяйства | 3.2.2 | 5 | 1 | 4 | Наблюдать за состоянием воды в природе Характеризовать условия для жизни и размножения рыб в неволе Проводить групповые наблюдения во время экскурсии |
Рукотворная природа | 4 | 7 | ||||
Домашние животные | ||||||
34-37 | Собаки – самые верные друзья человека. Посещение выставки собак | 4.1 | 4 | 1 | 3 | Наблюдать за домашними питомцами Сравнивать и различать диких и домашних животных Характеризовать роль домашних животных в жизни человека |
Комнатные растения | ||||||
38-40 | Маленький огород на подоконнике. Операция «Витамин» Выгонки зеленых культур (лук, чеснок) | 4.2 | 3 | 1 | 2 | Выращивать и ухаживать за зелеными культурами Собрать информацию о пользе лука и чеснока |
Времена года | 5 | 12 | ||||
Осень | ||||||
41-44 | Краски осенней природы. Экскурсия в Курортный городок | 5.1 | 4 | 1 | 3 | Различать времена года по признакам Характеризовать времена года Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсиях «Времена года» Устанавливать связь между особенностями жизнедеятельности растений и животных с временами года Сравнивать погоду в разные времена года Проводить диспут и анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе в парке |
Зима | ||||||
45-48 | «Поет зима, аукает». Экскурсия в Курортный городок | 5.2 | 4 | 1 | 3 | |
Весна | ||||||
49-52 | Природа пробуждается. Экскурсия в Курортный городок | 5.3 | 4 | 1 | 3 | |
Лето | ||||||
53-56 | «Вот и лето пришло!» Экскурсия в Курортный городок | 5.4 | 4 | 1 | 3 | |
Наша маленькая планета Земля (экологические акции) | 6 | |||||
57-60 | Операция «Чистый берег» | 6.1 | 4 | - | 4 | Анализировать жизненные ситуации по загрязнению берега моря Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе. Участвовать в экологической акции |
61-64 | Операция «Чистый двор» | 6.2 | 4 | - | 4 | Участвовать в уборке школьного двора |
65-66 | Экологическая акция «Сохраним первоцвет!» (составление и распространение листовок) | 6.3 | 2 | - | 2 | Анализировать жизненные ситуации по исчезновению первоцветов Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе Составить и развесить эколистовки |
Итого | 66 ч |
2 класс (68 часов)
Номер урока | Наименование разделов, модулей, тем | Разделы | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Введение | 1 | 1 | ||||
1 | Введение. Беседа «Здоровье Планеты – наше здоровье» | 1.1 | 1 | 1 | Участвовать в диспуте, посвященному выбору оптимальных форм поведения человека, способствующих сохранению природы | |
Живые обитатели планеты | 2 | 21 | ||||
Звери | ||||||
2-7 | Животные нашей местности. Посещение вольерного комплекса | 2.1 | 6 | 1 | 5 | Сравнивать внешний вид и характерные особенности животных своей местности Сравнивать способы питания, размножения, обмена информацией, характерные для животных Характеризовать условия для жизни животных в вольерном комплексе |
Птицы | ||||||
8-11 | Как помочь птицам зимой? Операция «Кормушка» | 2.2 | 4 | 1 | 3 | Изготовить кормушку для птиц Проводить групповые наблюдения за жизнью птиц зимой |
Растения | ||||||
12-17 | Самый северный в мире. Экскурсия на чайные плантации | 2.3 | 6 | 1 | 5 | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников о чайных плантациях Проводить наблюдение за выращиванием чая |
Насекомые | ||||||
18-22 | Пчела – домашнее насекомое. Экскурсия на пасеку | 2.4 | 5 | 1 | 4 | Характеризовать роль продуктов жизнедеятельности пчелы для здоровья человека |
Земля – наш общий дом | 12 | |||||
Лес | ||||||
23-26 | В гости к природе. Тисо-самшитовая роща (короткая тропа) | 3.1 | 4 | 1 | 3 | Сравнивать и различать дикорастущие деревья, кустарники и травы Характеризовать условия, необходимые для жизни растений |
Водоем. Море | ||||||
27-30 | Обитатели морей и океанов. Посещение дельфинария | 3.2.1 | 4 | 1 | 3 | Характеризовать роль морских животных в природе Сравнивать и различать морских обитателей |
Водоем. Река | ||||||
31-34 | Жизнь осеннего водоема. Посещение рекреационных зон на берегу реки Мзымта | 3.2.2 | 4 | 1 | 3 | Устанавливать закономерность и взаимосвязи в природе Оценивать влияние современного человека на состояние растений по берегам реки |
Рукотворная природа | 4 | 8 | ||||
Домашние животные | ||||||
35-38 | Кошки, которые не гуляют сами по себе. Посещение выставки кошек | 4.1 | 4 | 1 | 3 | Наблюдать за домашними питомцами Сравнивать и различать диких и домашних животных Характеризовать роль домашних животных в жизни человека |
Комнатные растения | ||||||
39-42 | Маленький огород на подоконнике. Посадка семян петрушки и укропа | 4.2 | 4 | 1 | 3 | Выращивать и ухаживать за зелеными культурами из семян Собрать информацию о пользе петрушки и укропа |
Времена года | 5 | 12 | ||||
Осень | ||||||
43-46 | Красота осенней природы. Экскурсия в Курортный городок | 5.1 | 4 | 1 | 3 | Различать времена года по признакам Характеризовать времена года Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсиях «Времена года» Устанавливать связь между особенностями жизнедеятельности растений и животных с временами года Сравнивать погоду в разные времена года Проводить диспут и анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе в парке |
Зима | ||||||
47-50 | Зимний лес. Экскурсия в Курортный городок | 5.2 | 4 | 1 | 3 | |
Весна | ||||||
51-54 | «Весна в окно стучится». Экскурсия в Курортный городок | 5.3 | 4 | 1 | 3 | |
Лето | ||||||
55-58 | «Лето, ах, лето!» Экскурсия в Курортный городок | 5.4 | 4 | 1 | 3 | |
Наша маленькая планета Земля (экологические акции) | 6 | 10 | ||||
59-62 | Операция «Чистый берег» | 6.1 | 4 | - | 4 | Поводить диспут и анализировать жизненные ситуации по загрязнению берега моря Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе Участвовать в экологической акции |
63-66 | Операция «Чистый двор» | 6.2 | 4 | - | 4 | Участвовать в уборке школьного двора |
67-68 | Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!» (составление и распространение листовок) | 6.3 | 2 | - | 2 | Анализировать жизненные ситуации по вырубке деревьев Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе Составить и развесить эколистовки |
Итого | 68 |
3 класс (68 часов)
Номер урока | Наименование разделов, модулей, тем | Разделы | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Введение | 1 | 1 | ||||
1 | Введение. Беседа с просмотром презентации «Планета Земля в опасности. Сохраним наш дом» | 1.1 | 1 | 1 | Анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения человека, которые не вредят природе Характеризовать работу людей по сохранению природы | |
Живые обитатели планеты | 2 | 20 | ||||
Звери | ||||||
2-7 | Животный мир нашей местности. Посещение зоопарка санатория «Октябрьский» | 2.1 | 6 | 1 | 5 | Характеризовать условия для жизни животных в неволе Различать виды животных |
Птицы | ||||||
8-11 | Где живут птицы? Акция «Скворечник» | 2.2 | 4 | 1 | 3 | Характеризовать условия для жизни птиц Характеризовать роль птиц в природе и жизни людей |
Растения | ||||||
12-16 | Удивительный мир растений. Экскурсия в парк Южных культур | 2.3 | 5 | 1 | 4 | Характеризовать роль растений в природе и жизни людей Сравнивать и различать дикорастущие растения, характеризовать их роль в жизни человека |
Насекомые | ||||||
17-21 | Цветы, которые летают. Посещение выставки бабочек | 2.4 | 5 | 1 | 4 | Характеризовать роль бабочек в природе Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников о бабочках |
Земля – наш общий дом | 3 | 12 | ||||
Лес | ||||||
22-27 | В гости к природе. Ахштырский каньон | 3.1 | 6 | 1 | 5 | Готовить в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы |
Водоем. Минеральные источники | ||||||
28-33 | Медвежий угол. Экскурсия на источники Чвижепсе | 3.2.3 | 6 | 1 | 5 | Оценивать свойства воды из минеральных источников Готовить в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии |
Рукотворная природа | 4 | 7 | ||||
Домашние животные | ||||||
34-38 | Рыбы – самые тихие соседи. Посещение мацестинского аквариума | 4.1 | 5 | 1 | 4 | Характеризовать условия для жизни рыб Характеризовать роль рыб в природе и жизни людей Сравнивать и различать некоторые виды рыб |
Комнатные растения | ||||||
39-42 | Беседа «Комнатные растения. Зачем они?» Посадка цветов для озеленения класса | 4.2 | 4 | 1 | 3 | Выращивать, ухаживать и наблюдать за комнатными растениями Различать комнатные растения Извлекать необходимую информацию о влиянии света на рост и развитие комнатных растений |
Времена года | 5 | 12 | ||||
Осень | ||||||
43-46 | «Осень – рыжая подружка». Экскурсия в Курортный городок | 5.1 | 4 | 1 | 3 | Различать времена года по признакам Характеризовать времена года Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсиях «Времена года» Устанавливать связь между особенностями жизнедеятельности растений и животных с временами года Сравнивать погоду в разные времена года Проводить диспут и анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе в парке |
Зима | ||||||
47-50 | Лес готовится ко сну. Экскурсия в Курортный городок | 5.2 | 4 | 1 | 3 | |
Весна | ||||||
51-54 | Весна в природе. Экскурсия в Курортный городок | 5.3 | 4 | 1 | 3 | |
Лето | ||||||
55-58 | «Вот и лето подоспело». Экскурсия в Курортный городок | 5.4 | 4 | 1 | 3 | |
Наша маленькая планета Земля (экологические акции) | 6 | |||||
59-62 | Операция «Чистый берег» | 6.1 | 4 | - | 4 | Поводить диспут и анализировать жизненные ситуации по загрязнению берега моря Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе Участвовать в экологической акции |
63-66 | Операция «Чистый двор» | 6.2 | 4 | - | 4 | Участвовать в уборке школьного двора |
67-68 | Экологическая акция «Берегите воду!» (составление и распространение листовок) | 6.3 | 2 | - | 2 | Анализировать жизненные ситуации по загрязнению и неэкономному использованию воды Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе Составить и развесить эколистовки |
Итого | 68 |
4 класс (68 часов)
Номер урока | Наименование разделов, модулей, тем | Разделы | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Введение | 1 | 1 | ||||
1 | Введение. Беседа с просмотром презентации «Экологические катастрофы» | 1.1 | 1 | Оценивать влияние современного человека на природу Участвовать в диспуте, посвященному глобальным проблемам экологии | ||
Живые обитатели планеты | 2 | 21 | ||||
Звери | ||||||
2-7 | Братья наши меньшие. Посещение обезьяньего питомника | 2.1 | 6 | 1 | 5 | Характеризовать условия для жизни обезьян Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний о жизни обезьян |
Птицы | ||||||
8-11 | Праздник «День птиц». Конкурс на лучший кадр | 2.2 | 4 | 1 | 3 | Характеризовать роль птиц в природе и жизни человека Готовить фотовыставку |
Растения | ||||||
12-17 | Такие удивительные растения! Экскурсия в парк Дендрарий | 2.3 | 6 | 1 | 5 | Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия |
Грибы | ||||||
18-22 | Царство грибов. Экскурсия в лес пос. Бестужевка | 2.5 | 5 | 1 | 4 | Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов Различать съедобные и несъедобные грибы Характеризовать роль грибов в природе и жизни людей |
Земля – наш общий дом | 3 | 12 | ||||
Лес | ||||||
23 -26 | В гости к природе. Тисо-самшитовая роща (длинная тропа) | 3.1 | 4 | 1 | 3 | Характеризовать роль растений в природе и жизни людей Характеризовать условия, необходимые для жизни растений Доказывать зависимость удовлетворения потребности людей от природы |
Водоем. Минеральные источники | ||||||
27-30 | Живительная сила воды. Экскурсия на Мацесту | 3.2.3 | 4 | 1 | 3 | Оценивать свойства воды из минеральных источников Готовить в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии |
Рукотворная природа | 4 | 8 | ||||
Домашние животные | ||||||
35-38 | Пернатая радуга. Посещение выставочного павильона парка Дендрарий | 4.1 | 4 | 1 | 3 | Характеризовать условия для жизни птиц Характеризовать роль птиц в жизни людей |
Комнатные растения | ||||||
39-42 | Выращивание декоративных растений из семян для школьных клумб | 4.2 | 4 | 1 | 3 | Выращивать и ухаживать за растениями для школьных клумб Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний о выращивании декоративных растений Участвовать в озеленении школьного двора |
Времена года | 5 | 12 | ||||
Осень | ||||||
43-46 | «Скоро осень проснется и заплачет спросонья». Экскурсия в Курортный городок | 5.1 | 4 | 1 | 3 | Различать времена года по признакам Характеризовать времена года Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсиях «Времена года» Устанавливать связь между особенностями жизнедеятельности растений и животных с временами года Сравнивать погоду в разные времена года Проводить диспут и анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе в парке |
Зима | ||||||
47-50 | «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит». Экскурсия в Курортный городок | 5.2 | 4 | 1 | 3 | |
Весна | ||||||
51-54 | «Тепло природу разбудило…». Экскурсия в Курортный городок | 5.3 | 4 | 1 | 3 | |
Лето | ||||||
55-58 | «Опять смеется лето!» Экскурсия в Курортный городок | 5.4 | 4 | 1 | 3 | |
Наша маленькая планета Земля (экологические акции) | 6 | 10 | ||||
59-62 | Операция «Чистый берег» | 6.1 | 4 | - | 4 | Поводить диспут и анализировать жизненные ситуации по загрязнению берега моря Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе Участвовать в экологической акции |
63-66 | Операция «Чистый двор» | 6.2 | 4 | - | 4 | Участвовать в уборке школьного двора |
67-68 | Экологическая акция «Сохраним чистоту улиц!» (составление и распространение листовок) | 6.3 | 2 | - | 2 | Анализировать жизненные ситуации по загрязнению улиц Выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе Составить и развесить эколистовки |
Итого | 68 |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
«Охрана природы»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 27.
Содержание программы внеурочной деятельности «Охрана природы», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей
по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- установление причинно-следственных связей.
Прогнозируемые результаты реализации программы
«Охрана природы»
Первый уровень результатов освоения программы «Охрана природы»
- духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.
Второй уровень результатов
- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне группы, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экскурсиях, экологических праздниках, экологических акциях.
Третий уровень результатов
- проведение самостоятельного поиска информации;
- решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы;
- учёт фенологических наблюдений в природе своей местности;
- получение начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения;
- формирование представления об общечеловеческих ценностях, какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Прогнозируемые результаты реализации программы
курса «Охрана природы»
На первом уровне:
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года;
- перечислять особенности растений; животных (насекомых, рыб, птиц, зверей), грибов;
- эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе;
- экологически мыслить и понимать значимость охраны природы.
На втором уровне:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах;
- выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе
На третьем уровне:
- наблюдать и оценивать явления природы;
- выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания;
- моделировать правильное поведение на природе в различных ситуациях;
- бережно относиться к родной природе;
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;
- анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить;
- пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе.
Описание материально-технического обеспечения курса
«Охрана природы»
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1 | Печатные пособия | |
1. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырина. Программа «Окружающий мир» (для 1-4 классов) – М.: Баллас, 2011г. 2. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьника» (методический конструктор), стандарты второго поколения - М.: «Просвещение», 2011 г. | 1 1 | |
2. | Технические средства обучения | |
Компьютер | 1 | |
3. | Экранно-звуковые пособия | |
Диски с фильмами о природе | 4 | |
4. | Оборудование кабинета | |
Ученические столы Ученические стулья Шкафы Стол для учителя Интерактивная доска | 17 34 3 1 1 |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического объединения учителей ___________ __К.М.Багдасарян
От ______№______________________ «___»_______________2012год
Календарно – тематическое планирование курса
«Охрана природы»
1 класс
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Разделы | Количество часов | Дата проведения | Оборудование урока | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
план | факт | ||||||
Введение. Мы – часть живой природы. Будем ее беречь! | 1.1 | 1 | Презентация | Личностные УУД:
Метапредметные УУД. Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
| |||
Знакомство с природой своей зоны. Экскурсия на Красную поляну | 3.1 | 6 | |||||
Самое сильное насекомое. Экскурсия к муравейнику (сан. Известия) | 2.4 | 4 | |||||
Операция «Чистый двор» | 6.2 | 1 | Веники, мусорные пакеты | ||||
Обитатели морей и океанов. Посещение океанариума | 3.2.1 | 4 | |||||
Операция «Чистый берег» | 6.1 | 2 | Мусорные пакеты | ||||
Краски осенней природы. Экскурсия в Курортный городок | 5.1 | 4 | |||||
Тисо-самшитовая роща. Посещение краеведческого музея | 2.1 | 5 | |||||
Операция «Чистый двор» | 6.2 | 1 | Веники, мусорные пакеты | ||||
«Поет зима, аукает». Экскурсия в Курортный городок | 5.2 | 4 | |||||
Как помочь птицам зимой? Подкормка птиц | 2.2 | 3 | Корм для птиц | ||||
Собаки – самые верные друзья человека. Посещение выставки собак | 4.1 | 4 | |||||
Маленький огород на подоконнике. Операция «Витамин» Выгонки зеленых культур (лук, чеснок) | 4.2 | 1 | Ящики с землей, луковицы, чеснок | ||||
Операция «Чистый двор» | 6.2 | 1 | Веники, мусорные пакеты | ||||
Маленький огород на подоконнике. Операция «Витамин» Выгонки зеленых культур (лук, чеснок) | 4.2 | 1 | Лейка, палочка для рыхления | ||||
Обитатели рек. Экскурсия на берег реки Мзымта с посещением форелевого хозяйства | 3.2.2 | 5 | |||||
Маленький огород на подоконнике. Операция «Витамин» Выгонки зеленых культур (лук, чеснок) | 4.2 | 1 | Лейка, палочка для рыхления | ||||
Природа пробуждается. Экскурсия в Курортный городок | 5.3 | 4 | |||||
Экологическая акция «Сохраним первоцвет!» (составление и распространение листовок) | 6.3 | 2 | Листы бумаги, фломастеры | ||||
Операция «Чистый двор» | 6.2 | 1 | Веники, мусорные пакеты | ||||
В гости к зеленой аптеке. Сбор лекарственных трав (пос. Кудепста) | 2.3 | 5 | |||||
«Вот и лето пришло!» Экскурсия в Курортный городок | 5.4 | 4 | |||||
Операция «Чистый берег» | 6.1 | 2 | Мусорные пакеты | ||||
Итого | 66 |
2 класс
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Разделы | Количество часов | Дата проведения | Оборудование урока | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
план | факт | ||||||
Введение. Беседа «Здоровье Планеты – наше здоровье» | 1.1 | 1 | Презентация | Личностные УУД:
. Метапредметные УУД. Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
| |||
В гости к природе. Тисо-самшитовая роща (короткая тропа) | 3.1 | 4 | |||||
Самый северный в мире. Экскурсия на чайные плантации | 2.3 | 6 | |||||
Жизнь осеннего водоема. Посещение рекреационных зон на берегу реки Мзымта | 3.2.2 | 4 | |||||
Красота осенней природы. Экскурсия в Курортный городок | 5.1 | 4 | |||||
Операция «Чистый двор» | 6.2 | 1 | Мусорные пакеты | ||||
Обитатели морей и океанов. Посещение дельфинария | 3.2.1 | 4 | |||||
Операция «Чистый берег» | 6.1 | 2 | Веники, мусорные пакеты | ||||
Кошки, которые не гуляют сами по себе. Посещение выставки кошек | 4.1 | 4 | |||||
Операция «Чистый двор» | 6.2 | 1 | Веники, мусорные пакеты | ||||
Зимний лес. Экскурсия в Курортный городок | 5.2 | 4 | |||||
Как помочь птицам зимой? Операция «Кормушка» | 2.2 | 4 | Кормушки, корм для птиц | ||||
Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!» (составление и распространение листовок) | 6.3 | 2 | Листы бумаги, фломастеры | ||||
Животные нашей местности. Посещение вольерного комплекса | 2.1 | 6 | |||||
Операция «Чистый двор» | 6.2 | 1 | Веники, мусорные пакеты | ||||
Маленький огород на подоконнике. Посадка семян петрушки и укропа | 4.2 | 1 | Ящики с землей, семена петрушки и укропа | ||||
«Весна в окно стучится». Экскурсия в Курортный городок | 5.3 | 4 | |||||
Маленький огород на подоконнике. Посадка семян петрушки и укропа | 4.2 | 1 | Лейка, палочка для рыхления | ||||
Маленький огород на подоконнике. Посадка семян петрушки и укропа | 4.2 | 1 | Лейка, палочка для рыхления | ||||
Операция «Чистый двор» | 6.2 | 1 | Веники, мусорные пакеты | ||||
Маленький огород на подоконнике. Посадка семян петрушки и укропа | 4.2 | 1 | Лейка, палочка для рыхления | ||||
Пчела – домашнее насекомое. Экскурсия на пасеку | 2.4 | 5 | |||||
«Лето, ах, лето!» Экскурсия в Курортный городок | 5.4 | 4 | |||||
Операция «Чистый берег» | 6.1 | 2 | Мусорные пакеты | ||||
Итого | 68 |
3 класс
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Разделы | Количество часов | Дата проведения | Оборудование урока | Универсальные учебные действия (УУД) | |
план | факт | ||||||
Введение. Беседа с просмотром презентации «Планета Земля в опасности. Сохраним наш дом» | 1.1 | 1 | Презентация | Личностные УУД:
Метапредметные УУД. Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
| |||
В гости к природе. Ахштырский каньон | 3.1 | 6 | |||||
Животный мир нашей местности. Посещение зоопарка санатория «Октябрьский» | 2.1 | 6 | |||||
Операция «Чистый двор» | 6.2 | 1 | Веники, мусорные пакеты | ||||
Рыбы – самые тихие соседи. Посещение мацестинского аквариума | 4.1 | 5 | |||||
Операция «Чистый берег» | 6.1 | 2 | Мусорные пакеты | ||||
«Осень – рыжая подружка». Экскурсия в Курортный городок | 5.1 | 4 | |||||
Цветы, которые летают. Посещение выставки бабочек | 2.4 | 5 | |||||
Операция «Чистый двор» | 6.2 | 1 | Веники, мусорные пакеты | ||||
Экологическая акция «Берегите воду!» (составление и распространение листовок) | 6.3 | 2 | Листы бумаги, фломастеры | ||||
Лес готовится ко сну. Экскурсия в Курортный городок | 5.2 | 4 | |||||
Операция «Чистый двор» | 6.2 | 1 | Веники, мусорные пакеты | ||||
Где живут птицы? Акция «Скворечник» | 2.2 | 4 | |||||
Беседа «Комнатные растения. Зачем они?» | 4.2 | 1 | Презентация | ||||
Посадка цветов для озеленения класса | 4.2 | 1 | Ящики с землей, рассада | ||||
Весна в природе. Экскурсия в Курортный городок | 5.3 | 4 | |||||
Операция «Чистый двор» | 6.2 | 1 | Веники, мусорные пакеты | ||||
Посадка цветов для озеленения класса | 4.2 | 1 | Лейка, палочка для рыхления | ||||
Удивительный мир растений. Экскурсия в парк Южных культур | 2.3 | 5 | |||||
Посадка цветов для озеленения класса | 4.2 | 1 | Лейка, палочка для рыхления | ||||
Медвежий угол. Экскурсия на источники Чвижепсе | 3.2.3 | 6 | |||||
«Вот и лето подоспело». Экскурсия в Курортный городок | 5.4 | 4 | |||||
Операция «Чистый берег» | 6.1 | 2 | Мусорные пакеты | ||||
Итого | 68 |
Предварительный просмотр:
I вариант Опорно-двигательная сердце Пищеварение трахея Дыхание почки Кровообращение кости Нервная система спинной мозг Выделение кишечник | II вариант Опорно-двигательная сосуды Пищеварение нервы Дыхание желудок Кровообращение мышцы Нервная система диафрагма Выделение мочевой пузырь |
I вариант Опорно-двигательная сердце Пищеварение трахея Дыхание почки Кровообращение кости Нервная система спинной мозг Выделение кишечник | II вариант Опорно-двигательная сосуды Пищеварение нервы Дыхание желудок Кровообращение мышцы Нервная система диафрагма Выделение мочевой пузырь |
I вариант Опорно-двигательная сердце Пищеварение трахея Дыхание почки Кровообращение кости Нервная система спинной мозг Выделение кишечник | II вариант Опорно-двигательная сосуды Пищеварение нервы Дыхание желудок Кровообращение мышцы Нервная система диафрагма Выделение мочевой пузырь |
I вариант Опорно-двигательная сердце Пищеварение трахея Дыхание почки Кровообращение кости Нервная система спинной мозг Выделение кишечник | II вариант Опорно-двигательная сосуды Пищеварение нервы Дыхание желудок Кровообращение мышцы Нервная система диафрагма Выделение мочевой пузырь |
I вариант Опорно-двигательная сердце Пищеварение трахея Дыхание почки Кровообращение кости Нервная система спинной мозг Выделение кишечник | II вариант Опорно-двигательная сосуды Пищеварение нервы Дыхание желудок Кровообращение мышцы Нервная система диафрагма Выделение мочевой пузырь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Тест по окружающему миру (1 тест-1четверть 3 класс, 2тест- год 2 класс)
Тест создан для проверки знаний учащихся 3 класса за 1 четверть....
Тест по математике (2 класс), тест по окружающему миру (2 класс)
Данные тесты можно использовать как промежуточную контрольную работу....
Итоговый контрольный тест по окружающему миру за 3 класс. Результаты оценивания теста в баллах.
УМК "Школа России" Итоговый контрольный тест по предмету "Окружающий мир" за курс третьего класса.. Данный тест охватывает все основные темы курса "Окружающий мир" для 3-го класса. Задания 1-10 позвол...
Тест по окружающему миру 3 класс по теме "Человек в окружающей среде"
Данный тест поможет учителю быстро организовать проверку текущих знаний...
Тест по окружающему миру "Растения и грибы". Окружающий мир 2 класс.
• Окружающий мир: 2 класс Виноградова Н.Ф. "Начальная школа XXI век", 2 класс • проверка знаний , тест Тест по окружающему миру на тему: Что такое лес? (растения и грибы) в...
Тест по окружающему миру 2 класс "Мы -союз народов мира"
Данный тест составлен по учебнику окружающий мир для 2 класса А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой УМК "Перспектива"....