Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотая ниточка"
рабочая программа на тему
Программа разработана по внеурочной деятельности и расчитана для детей, желающих развить свои творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №45»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор
Протокол №___ __________Е.В.Крапивина __________А.В.Вишницкая
от «_ _» _____ __г. «___»__________ ____г. «___»____________ ____г.
Программа внеурочной деятельности
по курсу «__Золотая ниточка_»
в начальной (основной) школе
(2 - 4 классы)
Составитель: Н.В.Вихарева
Учитель начальных классов
Пермь 2014 г
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета.
Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои индивидуальные возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.
Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Практико-ориентированная направленность содержания курса естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении учебных предметов и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.
Программа курса рассчитана на учащихся начальной школы увлекающихся художественно-творческой деятельностью и относится к циклу программ художественно-эстетического направления. Продолжительность обучения три года по 16ч. (занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю) . Группа формируется по 10-12 человек .
Программа первого года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания спицами. Второй год обучения - на обучение детей ажурной вязки. Третий год предполагает работу по обучению учащихся особенностям кругового вязания .
Цели и задачи курса.
Цель программы заключается в создании условий для развития у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
- Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.
- Формировать интерес к рукоделию.
- Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.
- Развивать и корригировать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание.
- Развивать мелкую моторику и координацию рук.
- Развивать художественный вкус и творческую инициативу.
- Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям.
- Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
Структура курса
Основные содержательные линии 2 класса.
Тема №1 (1 час)
Вводное занятие
- Ознакомление с планом работы. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
- Требования к знаниям: общие правила по охране труда.
- Анкета “Расскажи о себе”.
Тема №2 (1 час)
Вязание спицами. История возникновения.
Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы.
Инструменты и материалы. Набор петель.
- Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы. Принципы образования начального ряда.
- Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении вязания. Виды спиц. Правила безопасной работы. Принцип образования начального ряда. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи. Набирать петли начального ряда.
- Практическая работа. Подобрать спицы и пряжу для вязания носков. Набрать петли начального ряда.
Тема №3 (4 часа)
Вязание лицевой и изнаночной вязкой.
Закрытие петель. Плотные узоры.
- Повторение принципа образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. Закрепления последнего ряда.
- Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.
- Практическая работа. Связать образцы лицевой вязки и изнаночной.
Вывязывание плотных узоров.
Тема №4 (2 часа)
Узоры из лицевых и изнаночных петель.
- Схемы узоров.
- Требования к знаниям: подбор схемы. Требования к умениям: подбор схемы и выполнение узора из изнаночных и лицевых петель.
- Практическая работа. Выполнение схемы узора.
Тема №5(2 часа)
Изготовление прихватки.
- Выбор схемы узора
- Требования к знаниям: подбор ниток и спиц. Подбор схемы узора. Требования к умениям: формирование начального ряда. Выполнение рядов.
- Практическая работа. Изготовление прихватки для сковороды.
Тема №6(3 часа)
Изготовление чехла для мобильного телефона.
- Выбор схемы узора.
- Требования к знаниям: подбор ниток и спиц. Подбор схемы узора. Расчет плотности вязания.Требования к умениям: формирование начального ряда. Рассчитывание плотности вязания и количество петель для проектируемого изделия. Выполнение рядов.
- Практическая работа. Изготовление чехла для мобильного телефона.
Тема №7(2 часа)
Изготовление повязки на голову.
- Выбор схемы узора.
- Требования к знаниям: подбор ниток и спиц. Подбор схемы узора. Расчет плотности вязания.Требования к умениям: формирование начального ряда. Рассчитывание плотности вязания и количество петель для проектируемого изделия. Выполнение рядов.
- Практическая работа. Изготовление повязки на голову.
Тема №8(1 час)
Выставка изготовленных изделий.
- Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.
- Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения.
- Практическая работа. Оформление выставки.
Основные содержательные линии 3 класса.
Тема №1 (1 час)
Вводное занятие
- Ознакомление с планом работы. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
- Требования к знаниям: общие правила по охране труда.
- Анкета “Расскажи о себе”.
Тема №2 (1 час)
Повторный курс.
1. Виды пряжи и спиц. Способы набора петель начального ряда. Лицевые и изнаночные петли.
2. Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Расчет плотности вязания. Требования к умениям: выполнение лицевых и изнаночных петель, чтение схемы узора. Закрепление петель последнего ряда.
Тема №3 (5 часов)
Ажурные узоры.
- Накид. Способы вязания петель вместе лицевой, изнаночной. Закрепления последнего ряда.
- Требования к знаниям: особенности вязания накидов и петель вместе. Требования к умениям: вязание ажурных узоров
- Практическая работа. Связать образцы ажурных узоров.
Тема №4 (8 часов)
Изготовление шарфика.
- Выбор схемы ажурного узора.
- Требования к знаниям: подбор ниток и спиц. Цветовые сочетания. Требования к умениям: формирование начального ряда. Выполнение рядов.
- Практическая работа. Изготовление шарфика.
Тема №5 (1 час)
Выставка изготовленных изделий.
- Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.
- Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения.
- Практическая работа. Оформление выставки.
Основные содержательные линии 4 класса.
Тема №1 (1 час)
Вводное занятие
- Ознакомление с планом работы. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
- Требования к знаниям: общие правила по охране труда.
- Анкета “Расскажи о себе”.
Тема №2 (1 час)
Повторный курс.
1. Виды пряжи и спиц. Способы набора петель начального ряда. Лицевые и изнаночные петли. Накид и способ его провязывания.
2. Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Накид и способ его провязывания. Способы закрытия петель. Расчет плотности вязания. Требования к умениям: выполнение лицевых и изнаночных петель, чтение схемы узора.
3. Практическая работа. Выполнение ажурного узора. Закрепление петель последнего ряда.
Тема №3 (4 часа)
Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на варежку.
- Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия.
- Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Расчет количества петель на любое изделие.
- Практическая работа. Расчитать количество петель для варежки. Выполнить манжету варежки.
Тема №4 (9 часа)
Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.
- Порядок расчета петель. Подбор узора. Особенности набора петель. Последовательность изготовления варежки.
- Требования к знаниям: определение плотности вязания. Особенности кругового вязания. Порядок вязания варежки. Требования к умениям: расчет и набор петель на спицу. Распределение петель на 4 спицы.
- Практическая работа. Вязание варежек.
Тема №5 (1 час)
Выставка изготовленных изделий.
- Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.
- Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения.
- Практическая работа. Оформление выставки.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для данного курса являются: познавательная деятельность; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ; рефлексивная деятельность: оценивание своих творческих достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей. Дети учатся решать творческие задачи, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества при совместной деятельности.
Основное содержание курса
№ | Тема | Количество часов |
2 класс | ||
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Вязание спицами. История возникновения. | 1 |
3 | Вязание лицевой и изнаночной вязкой. | 4 |
4 | Узоры из лицевых и изнаночных петель. | 2 |
5 | Изготовление прихватки. | 2 |
6 | Изготовление чехла для мобильного телефона. | 3 |
7 | Изготовление повязки на голову. | 2 |
8 | Выставка изготовленных изделий. | 1 |
Итого: | 16 | |
3 класс | ||
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Повторный курс. | 1 |
3 | Ажурные узоры. | 5 |
4 | Изготовление шарфика. | 8 |
5 | Выставка изготовленных изделий. | 1 |
Итого: | 16 | |
4 класс | ||
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Повторный курс. | 1 |
3 | Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на варежку. | 4 |
4 | Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек. | 9 |
5 | Выставка изготовленных изделий. | 1 |
Итого: | 16 |
Система оценивания результатов обучения младших школьников.
Отчетные выставки изготовленных изделий.
Планируемые результаты обучения по окончанию изучения курса «Золотая ниточка».
Личностные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться
- позитивному отношению к учебной, познавательной и творческой деятельности;
- осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
-самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека- мастера;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Регулятивные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
-совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, схемы, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций с помощью выкройки, чертежных инструментов;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
-добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных источниках(интернет);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
- понимать и принимать информацию, представленную в схематичной форме для решения различных учебных задач
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи ;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни;
- договариваться сообща;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре
Предметные результаты. Ученик научится или получит возможность научиться
- подбирать материалы и инструменты для вязания, рационально размещать их на рабочем месте;
- применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (спицы, швейные иглы);
- анализировать устройство изделия: выделять детали и их форму;
- выполнять простейшие элементы вязания ( лицевые петли, изнаночные, накид);
- выполнять вязание по схеме;
- рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия;
- выполнять вязание по кругу;
- определять назначение изделия и самостоятельно его изготавливать.
Учебно – методический комплекс:
1. В.А.Горский Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Москва «Просвещение» 2013г.
2. А.М.Гукасова. Рукоделие в начальных классах. Москва «Просвещение» 1984г.
3. М.в.Максимова. Азбука вязания. Ташкент «Мехнат» 1992г.
Материально-техническое, информационное обеспечение курса.
Спицы для вязания, нити для вязания, ИКТ (компьютер, документ-камера, проектор, интернет - ресурсы)
Календарно – тематическое планирование занятий
№ | Содержание курса. Тема урока. | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся (УУД) |
2 класс | |||
1 | Вводное занятие | 1 | Принимать и сохранять учебную задачу, анализировать ситуацию, проводить сравнения и систематизацию; планировать действия, контролировать и оценивать выполненную работу; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; выстраивать коммуникации в работе в паре и группе. Выполнять практическую работу, читать схему. |
2 | Вязание спицами. История возникновения. | 1 | |
3 | Вязание лицевой и изнаночной вязкой. | 4 | |
4 | Узоры из лицевых и изнаночных петель. (Резинка. Путанка) | 2 | |
5 | Изготовление прихватки. | 2 | |
6 | Изготовление чехла для мобильного телефона. | 3 | |
7 | Изготовление повязки на голову. | 2 | |
8 | Выставка изготовленных изделий. | 1 | |
Итого: | 16 | ||
3 класс | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и определять последовательность действий; анализировать ситуацию, проводить сравнения и систематизацию; контролировать и оценивать выполненную работу; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; выстраивать коммуникации в работе в паре и группе. Выполнять практическую работу, читать схему.
| ||
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Повторный курс. (Безопасные приемы работы. | 1 | |
3 | Ажурные узоры. (Английская резинка. Жгутик с дырочками. Змейка.) | 5 | |
4 | Изготовление шарфика. | 8 | |
5 | Выставка изготовленных изделий. | 1 | |
Итого: | 16 | ||
4 класс | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и определять последовательность действий; анализировать ситуацию, проводить сравнения и систематизацию; контролировать и оценивать выполненную работу; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; выстраивать коммуникации в работе в паре и группе. Выполнять практическую работу, читать схему. | ||
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Повторный курс. (Безопасные приемы работы. | 1 | |
3 | Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на варежку. | 4 | |
4 | Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек. | 9 | |
5 | Выставка изготовленных изделий. | 1 | |
Итого: | 16 | ||
Всего : | 48 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457467-1402883853.jpg)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...