Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотая ниточка"
рабочая программа на тему
Программа разработана по внеурочной деятельности и расчитана для детей, желающих развить свои творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaya_nitochka.docx | 40.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №45»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор
Протокол №___ __________Е.В.Крапивина __________А.В.Вишницкая
от «_ _» _____ __г. «___»__________ ____г. «___»____________ ____г.
Программа внеурочной деятельности
по курсу «__Золотая ниточка_»
в начальной (основной) школе
(2 - 4 классы)
Составитель: Н.В.Вихарева
Учитель начальных классов
Пермь 2014 г
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета.
Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои индивидуальные возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.
Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Практико-ориентированная направленность содержания курса естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении учебных предметов и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.
Программа курса рассчитана на учащихся начальной школы увлекающихся художественно-творческой деятельностью и относится к циклу программ художественно-эстетического направления. Продолжительность обучения три года по 16ч. (занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю) . Группа формируется по 10-12 человек .
Программа первого года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания спицами. Второй год обучения - на обучение детей ажурной вязки. Третий год предполагает работу по обучению учащихся особенностям кругового вязания .
Цели и задачи курса.
Цель программы заключается в создании условий для развития у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
- Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.
- Формировать интерес к рукоделию.
- Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.
- Развивать и корригировать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание.
- Развивать мелкую моторику и координацию рук.
- Развивать художественный вкус и творческую инициативу.
- Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям.
- Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
Структура курса
Основные содержательные линии 2 класса.
Тема №1 (1 час)
Вводное занятие
- Ознакомление с планом работы. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
- Требования к знаниям: общие правила по охране труда.
- Анкета “Расскажи о себе”.
Тема №2 (1 час)
Вязание спицами. История возникновения.
Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы.
Инструменты и материалы. Набор петель.
- Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы. Принципы образования начального ряда.
- Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении вязания. Виды спиц. Правила безопасной работы. Принцип образования начального ряда. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи. Набирать петли начального ряда.
- Практическая работа. Подобрать спицы и пряжу для вязания носков. Набрать петли начального ряда.
Тема №3 (4 часа)
Вязание лицевой и изнаночной вязкой.
Закрытие петель. Плотные узоры.
- Повторение принципа образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. Закрепления последнего ряда.
- Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.
- Практическая работа. Связать образцы лицевой вязки и изнаночной.
Вывязывание плотных узоров.
Тема №4 (2 часа)
Узоры из лицевых и изнаночных петель.
- Схемы узоров.
- Требования к знаниям: подбор схемы. Требования к умениям: подбор схемы и выполнение узора из изнаночных и лицевых петель.
- Практическая работа. Выполнение схемы узора.
Тема №5(2 часа)
Изготовление прихватки.
- Выбор схемы узора
- Требования к знаниям: подбор ниток и спиц. Подбор схемы узора. Требования к умениям: формирование начального ряда. Выполнение рядов.
- Практическая работа. Изготовление прихватки для сковороды.
Тема №6(3 часа)
Изготовление чехла для мобильного телефона.
- Выбор схемы узора.
- Требования к знаниям: подбор ниток и спиц. Подбор схемы узора. Расчет плотности вязания.Требования к умениям: формирование начального ряда. Рассчитывание плотности вязания и количество петель для проектируемого изделия. Выполнение рядов.
- Практическая работа. Изготовление чехла для мобильного телефона.
Тема №7(2 часа)
Изготовление повязки на голову.
- Выбор схемы узора.
- Требования к знаниям: подбор ниток и спиц. Подбор схемы узора. Расчет плотности вязания.Требования к умениям: формирование начального ряда. Рассчитывание плотности вязания и количество петель для проектируемого изделия. Выполнение рядов.
- Практическая работа. Изготовление повязки на голову.
Тема №8(1 час)
Выставка изготовленных изделий.
- Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.
- Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения.
- Практическая работа. Оформление выставки.
Основные содержательные линии 3 класса.
Тема №1 (1 час)
Вводное занятие
- Ознакомление с планом работы. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
- Требования к знаниям: общие правила по охране труда.
- Анкета “Расскажи о себе”.
Тема №2 (1 час)
Повторный курс.
1. Виды пряжи и спиц. Способы набора петель начального ряда. Лицевые и изнаночные петли.
2. Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Расчет плотности вязания. Требования к умениям: выполнение лицевых и изнаночных петель, чтение схемы узора. Закрепление петель последнего ряда.
Тема №3 (5 часов)
Ажурные узоры.
- Накид. Способы вязания петель вместе лицевой, изнаночной. Закрепления последнего ряда.
- Требования к знаниям: особенности вязания накидов и петель вместе. Требования к умениям: вязание ажурных узоров
- Практическая работа. Связать образцы ажурных узоров.
Тема №4 (8 часов)
Изготовление шарфика.
- Выбор схемы ажурного узора.
- Требования к знаниям: подбор ниток и спиц. Цветовые сочетания. Требования к умениям: формирование начального ряда. Выполнение рядов.
- Практическая работа. Изготовление шарфика.
Тема №5 (1 час)
Выставка изготовленных изделий.
- Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.
- Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения.
- Практическая работа. Оформление выставки.
Основные содержательные линии 4 класса.
Тема №1 (1 час)
Вводное занятие
- Ознакомление с планом работы. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
- Требования к знаниям: общие правила по охране труда.
- Анкета “Расскажи о себе”.
Тема №2 (1 час)
Повторный курс.
1. Виды пряжи и спиц. Способы набора петель начального ряда. Лицевые и изнаночные петли. Накид и способ его провязывания.
2. Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Накид и способ его провязывания. Способы закрытия петель. Расчет плотности вязания. Требования к умениям: выполнение лицевых и изнаночных петель, чтение схемы узора.
3. Практическая работа. Выполнение ажурного узора. Закрепление петель последнего ряда.
Тема №3 (4 часа)
Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на варежку.
- Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия.
- Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Расчет количества петель на любое изделие.
- Практическая работа. Расчитать количество петель для варежки. Выполнить манжету варежки.
Тема №4 (9 часа)
Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.
- Порядок расчета петель. Подбор узора. Особенности набора петель. Последовательность изготовления варежки.
- Требования к знаниям: определение плотности вязания. Особенности кругового вязания. Порядок вязания варежки. Требования к умениям: расчет и набор петель на спицу. Распределение петель на 4 спицы.
- Практическая работа. Вязание варежек.
Тема №5 (1 час)
Выставка изготовленных изделий.
- Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.
- Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения.
- Практическая работа. Оформление выставки.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для данного курса являются: познавательная деятельность; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ; рефлексивная деятельность: оценивание своих творческих достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей. Дети учатся решать творческие задачи, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества при совместной деятельности.
Основное содержание курса
№ | Тема | Количество часов |
2 класс | ||
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Вязание спицами. История возникновения. | 1 |
3 | Вязание лицевой и изнаночной вязкой. | 4 |
4 | Узоры из лицевых и изнаночных петель. | 2 |
5 | Изготовление прихватки. | 2 |
6 | Изготовление чехла для мобильного телефона. | 3 |
7 | Изготовление повязки на голову. | 2 |
8 | Выставка изготовленных изделий. | 1 |
Итого: | 16 | |
3 класс | ||
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Повторный курс. | 1 |
3 | Ажурные узоры. | 5 |
4 | Изготовление шарфика. | 8 |
5 | Выставка изготовленных изделий. | 1 |
Итого: | 16 | |
4 класс | ||
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Повторный курс. | 1 |
3 | Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на варежку. | 4 |
4 | Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек. | 9 |
5 | Выставка изготовленных изделий. | 1 |
Итого: | 16 |
Система оценивания результатов обучения младших школьников.
Отчетные выставки изготовленных изделий.
Планируемые результаты обучения по окончанию изучения курса «Золотая ниточка».
Личностные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться
- позитивному отношению к учебной, познавательной и творческой деятельности;
- осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
-самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека- мастера;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Регулятивные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
-совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, схемы, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций с помощью выкройки, чертежных инструментов;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
-добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных источниках(интернет);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
- понимать и принимать информацию, представленную в схематичной форме для решения различных учебных задач
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи ;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни;
- договариваться сообща;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре
Предметные результаты. Ученик научится или получит возможность научиться
- подбирать материалы и инструменты для вязания, рационально размещать их на рабочем месте;
- применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (спицы, швейные иглы);
- анализировать устройство изделия: выделять детали и их форму;
- выполнять простейшие элементы вязания ( лицевые петли, изнаночные, накид);
- выполнять вязание по схеме;
- рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия;
- выполнять вязание по кругу;
- определять назначение изделия и самостоятельно его изготавливать.
Учебно – методический комплекс:
1. В.А.Горский Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Москва «Просвещение» 2013г.
2. А.М.Гукасова. Рукоделие в начальных классах. Москва «Просвещение» 1984г.
3. М.в.Максимова. Азбука вязания. Ташкент «Мехнат» 1992г.
Материально-техническое, информационное обеспечение курса.
Спицы для вязания, нити для вязания, ИКТ (компьютер, документ-камера, проектор, интернет - ресурсы)
Календарно – тематическое планирование занятий
№ | Содержание курса. Тема урока. | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся (УУД) |
2 класс | |||
1 | Вводное занятие | 1 | Принимать и сохранять учебную задачу, анализировать ситуацию, проводить сравнения и систематизацию; планировать действия, контролировать и оценивать выполненную работу; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; выстраивать коммуникации в работе в паре и группе. Выполнять практическую работу, читать схему. |
2 | Вязание спицами. История возникновения. | 1 | |
3 | Вязание лицевой и изнаночной вязкой. | 4 | |
4 | Узоры из лицевых и изнаночных петель. (Резинка. Путанка) | 2 | |
5 | Изготовление прихватки. | 2 | |
6 | Изготовление чехла для мобильного телефона. | 3 | |
7 | Изготовление повязки на голову. | 2 | |
8 | Выставка изготовленных изделий. | 1 | |
Итого: | 16 | ||
3 класс | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и определять последовательность действий; анализировать ситуацию, проводить сравнения и систематизацию; контролировать и оценивать выполненную работу; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; выстраивать коммуникации в работе в паре и группе. Выполнять практическую работу, читать схему.
| ||
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Повторный курс. (Безопасные приемы работы. | 1 | |
3 | Ажурные узоры. (Английская резинка. Жгутик с дырочками. Змейка.) | 5 | |
4 | Изготовление шарфика. | 8 | |
5 | Выставка изготовленных изделий. | 1 | |
Итого: | 16 | ||
4 класс | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и определять последовательность действий; анализировать ситуацию, проводить сравнения и систематизацию; контролировать и оценивать выполненную работу; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; выстраивать коммуникации в работе в паре и группе. Выполнять практическую работу, читать схему. | ||
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Повторный курс. (Безопасные приемы работы. | 1 | |
3 | Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на варежку. | 4 | |
4 | Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек. | 9 | |
5 | Выставка изготовленных изделий. | 1 | |
Итого: | 16 | ||
Всего : | 48 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...