№ урока | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Виды и жанры изобразительного искусства (15 ч) |
1 | Необычные музеи. | Ориентироваться в учебнике. Участвоватьв беседе о необычных музеях.Выражать собственное отношение к искусству как способу познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека, основываясь на тексте, фотографиях – учебника) и видеоматериалах.Получитьпредставления о роли архитектуры, дизайна и изобразительного искусства в жизни человека. | 04.09 |
|
2 | Анималистический жанр. Школа лепки.Школа графики. | Ознакомиться с выдающимися произведениями анималистического жанра. Сравнить изображение одного животного у разных художников. Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания образа. Решать творческую задачу: слепить композиции «Львица со львёнком» или нарисовать обезьянку (глина или пластилин). | 11.09 |
|
3 | Школа живописи «Храбрый лев». | Рисовать общий контур животного, проработатьморду, лапы, хвост и детали, создающие образ. Соблюдать пропорции фигурыльва и её частей. Осуществлять пошаговый и итоговыйконтроль по результатам самостоятельной художественнотворческой работы; вносить необходимые коррективы в ходе выполнения работы. Выполнить цветовое решение рисунка (акварель). Использовать приёмы акварельной живописи. | 18.09 |
|
4 | Исторический жанр. | Знакомиться с выдающимися произведениями исторического жанра При обсуждении в классе выражать собственное эмоциональноценностное отношениек героизму защитников Отечества.
| 25.09 |
|
5 | Батальный жанр. Тульский государственный музей оружия. Школа живописи и графики «Богатырское сражение» | Знакомиться с выдающимися произведениями художниковбаталистов. Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы,применяемые для создания образа, отражающего героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Знакомиться с музеем оружия в г. Туле.Решать творческую задачу: продумать композицию «Богатырское сражение». Рисовать эпизод исторического сражения или битвы (цветные карандаши, акварель).Подготовитьнебольшое сообщение об изображенном событии. | 02.10 |
|
6 | Бытовой жанр. | Знакомитьсяс выдающимися произведениями художников. Участвовать в беседе по картинам. Выражать собственное эмоциональное отношение к классическому и современному искусству.Решать творческую задачу: выбрать сюжет на тему чаепития. Продумать компоицию рисунка. Рисовать композицию «Семейное чаепитие» (гуашь). Определять критерии оценки работ, анализироватьи оценивать результаты художественно-творческой работы по выбранным критериям. | 09.10 |
|
7 | Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Знакомимся с пропорциями. Учимся у мастеров. Школа графики. Рисование фигуры человека. | Познакомиться с пропорциями фигуры человека. Знать отличия пропорций маленького ребёнка и взрослого. Участвовать в беседе по картинам М. Шагала, К. Малевича, П. Пикассо (с. 26–27). Решать творческую задачу:наметить пропорции фигуры человека и схему движения. | 16.10 |
|
8 | Портрет. Эмоции на лице. Школа графики. Рисуем автопортрет | Познакомиться с пропорциями лица человека: линия глаз, волос, основание носа, расстояние между глазами и др. Участвовать в беседео выражении лица человека. Научиться передавать (графически) эмоции на лице. | 23.10 |
|
9 | Натюрморт. Перспектива (фронтальная и угловая). Школа живописи и графики. «Натюрморт с двумя книгами». | Изучить способы изображения книги во фронтальной и угловой перспективе.Изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной перспективы. Рисоватьнатюрморт с двумя книгами (карандаш,акварель).Осуществлять пошаговый и итоговыйконтроль по результатам самостоятельной художественнотворческой работы; вносить необходимые -коррективыв ходе её выполнения. | 30.10 |
|
10 | Пейзаж. Учимся у мастеров. Линия горизонта. Школа живописи. Рассвет. Лунная ночь. | Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; понимать разницу в изображении природы в разное время суток. Изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы.Решать творческую задачу:рисовать на альбомном листе композиции по выбору. |
|
|
11 | Книжная графика как вид изобразительного искусства. Школа книжной графики. Иллюстрирование басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». | Принимать участие в беседе о художниках книги, видах иллюстраций. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Выражать собственное эмоциональное отношениек книжной графике как искусству.Учиться у мастеров использовать средства выразительности (линию, штрих, пятно) для наилучшего воплощения замысла. Решать творческую задачу: выбрать сюжет из басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». Продумать композицию рисунка. |
|
|
12 | Искусство каллиграфии. Музей каллиграфии. Школа каллиграфии. Чудо звери. | Знакомиться с каллиграфией как видом искусства, с выдающимися произведениями каллиграфии.Декорировать с помощью каллиграфических знаков (например,петелек) на тонированной бумаге пером и тушью зайчика или слона. |
|
|
13 | Компьютерная графика. | Знакомиться с компьютерной графикой как видом искусства. Выражать собственное эмоциональное отношение к компьютерной графике как способу познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира. Осуществлять пошаговый и итоговыйконтроль по результатам самостоятельной работы; вносить необходимые коррективы в ходе её выполнения. |
|
|
14 | Школа компьютерной графики «Игрушечный мишка». | Выполнить на компьютере контурные рисунки «Девочка с собачкой», «Игрушечный мишка». Распечатать рисунки на принтере и раскрасить их. |
|
|
15 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. | Сравнивать произведения графики, классифицировать их по видам и жанрам.Сделать фотоколлаж «Ребята и зверята».Использовать для него свои собственные снимки или вырезки из журналов. Продумать интересное размещение объектов композиции. Следить за пропорциональными отношениями. Объяснять причины успеха в творческой деятельности; осуществлять самооценкутворческих достижений. |
|
|
Декоративное искусство (8 ч) |
16 | Художественная керамика и фарфор. Школа декора «Девочка с птицей». | Принимать участие в обсуждении художественных достоинств изделий (керамика и фарфор). Выражать собственное эмоциональное отношение к художественным керамическим и фарфоровым изделиям как произведениям искусства. Соотноситьновую информацию с имеющимися знаниями по теме урока.Различать керамику тонкую (фаянс, фарфор) и грубую. Решать творческую задачу: лепить, расписывать и декорировать скульптуру «Девочка с птицей» (глина или пластилин).Оцениватьрезультаты работы. |
|
|
17 | Художественное стекло. Хрусталь. Музей хрусталя. | Принимать участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств изделий из стекла. Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Выражатьсобственное эмоциональное отношение к художественным изделиям из стекла как произведениям искусства. Познакомиться с мастерством стеклодувов.Искать информацию о составе стекла и способах изготовления изделий из него. |
|
|
18 | Декоративные звери и птицы. Школа декора. | Познакомиться с мифологическими символами петух, лев, медведь и их использованием в декоративном искусстве.Решать творческую задачу: продумать этапыи расписать декоративную тарелку «Петушок». Планировать совместную работу, согласовывать действия, договариваться о результатеи оцениватьего. |
|
|
19 | Художественный металл. Каслинское литьё. Кузнечное ремесло. Музей «Огни Москвы». Школа декоративного искусства. Чугунное кружево. Волшебный фонарь. | Принимать участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств изделий из металла. Выражать собственное эмоциональное отношение к художественным изделиям из металла как произведениям искусства. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Осуществить поиск информации о видах работ с художественным металлом. Различатьв изделиях ковку и литьё. Решать творческую задачу: выполнить эскизфонарей или нарисовать чугунную ограду с кружевными узорами (карандаш, фломастер, белый или цветной фон). |
|
|
20 | Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Мастерство изготовления валенок. Музей валенок. | Принимать участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств текстильных изделий. Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа.Выражать собственное эмоциональное отношение к текстильным художественным изделиям как произведениям искусства.Познакомиться с ручной росписью ткани, традициями и видами батика. Узнать о технологии изготовления валенок. Познакомитьсяс Музеем валенок.Различать виды изделий, относящиеся к художественному текстилю. |
|
|
21 | Школа декора. Украшаем валенки. Учимся валять валенки. | Осуществлять поиск информациио технологии валяния валенок вручную, о старинной обуви. Подготовить сообщение о Музее валенок. Привести примеры, в каких народных песнях, пословицах, поговорках, сказках валенки играют главную роль.Решать творческую задачу: нарисовать эскиз артобъекта из валенок (карандаш, гуашь, коллаж). Составить коллекцию изображений «Сёстры и братья валенка». Подготовить презентациюсвоей работы. |
|
|
22 | Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира. | Различать виды сетчатого орнамента и его мотивы. Выполнить сетчатый орнамент.Познакомиться самостоятельно с орнаментами народов мира. |
|
|
23 | Проверочный урок. Твои творческие достижения | Сравнить декоративные скульптуры В.А. Смирнова «Пара чая», выполненные в керамике и стекле. Определить их функциональное назначение. Рассказать, как материал помогает художнику выразить декоративную сущность скульптур. Вылепитьиз глины кашпо в виде черепашки.Использовать разнообразные приёмы декорирования. Сделатьдекоративный коврик «Стрекозы». Анализироватьи оценивать результаты собственной художественнотворческой работы, свои творческие достижения |
|
|
Народное искусство (7 ч) |
24 | Лаковая миниатюра(Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй). Школа народного искусства. Палехские деревья. | Познакомиться с лаковой миниатюрой.Выражать собственное эмоциональноценностное отношениек народному искусству как части национальной культуры. Сравнить изделия миниатюрной живописи Палеха, Мстёры и Холуя. Осуществить поиск информации о мастерах Палеха.Скопировать деревья с изделий палехских мастеров (карандаш, гуашь). |
|
|
25 | Русское кружево. Вологодские узоры. | Принимать участие в обсуждении по теме урока о вологодском, елецком и михайловском кружеве. Учиться их различать.Выражать собственное эмоциональное отношение к кружевным изделиям как произведениям народного искусства. Повторить элементы орнамента вологодского кружева (белая гуашь, цветной фон).Выполнить эскизы изделий из вологодского кружева. |
|
|
26 | Резьба по кости. Холмогорские узоры. | Познакомиться с резьбой по кости мастеров Русского Севера. Выражать собственноеэмоциональное отношение к народному искусству как части национальной культуры. Решать творческую задачу: Нарисовать эскиз карандашницы из кости, украшенной резьбой (белый карандаш на цветном фоне). |
|
|
27 | Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные уборы. | Принимать участие в обсуждении народного женского костюма. Выполнить эскизы русских народных костюмов.Изготовить праздничные женские головные уборы русского Севера. |
|
|
28 | Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера. Одежда народов Кавказа. Народный костюм. Музей утюга. Школа народного искусства. | Принимать участие в обсуждении народного мужского костюма. Познакомиться с Музеемутюга.Поискинформациио технических возможностях и художественных достоинствах старинных утюгов. Выполнить эскизы русских народных костюмов. |
|
|
29 | Тульские самовары и пряники. Школа народного искусства. Русский самовар. Пряничные доски | Знакомиться с видами изделий тульских мастеров. Выражать собственное эмоционально-ценностное отношение к традициям своего народа. Нарисовать эскиз подарочного пряника в тульских традициях. Решать творческую задачу: слепить из соленого теста пряник-козулю. Расписать его красками (гуашь). Осуществить поиск информациипро пряники-козули, традиционно изготавливаемые на Русском Севере. |
|
|
30 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. | Анализировать приёмы изображения объектов, nредствавыразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. .Группировать, сравнивать произведения народного искусства. Определять критерии оценки работ, анализироватьиоцениватьрезультаты собственной и коллективной художественно-творческой работы.Объяснять причины успеха в творческой деятельности. |
|
|
Мир дизайна и архитектуры (4 ч)
|
31 | Бионическая архитектура. Природные формы. | Проследитьвзаимосвязь формы и функции объекта, то есть его назначения. Группировать, сравнивать объекты дизайна и архитектуры по их форме,используя открытки, журналы и видеофрагменты по теме урока.Решать творческую задачу: выполнить эскизный проект «Природные формы в архитектуре».Нарисовать на альбомном листе: а) домцветок; б) домзверь; в) домдерево (карандаш, акварель, гуашь). Принять участиев обсуждении эстетических качеств и конструктивных возможностей бионических форм в объектах дизайна, использовать материалы учебника , открытки, журналы и видеофрагменты по теме урока.Конструировать из плотного картона автомобиль и скамейку для детской комнаты. Определять критерии оценки работ, анализироватьи оцениватьрезультаты художественнотворческой работы по выбранным критериям. |
|
|
32 | Человек в дизайне. Школа дизайна. Дизайн костюма. | Принять участие в обсуждении темы «Человек в дизайне», использовать материалы учебника, открытки, журналы и видеофрагменты по теме урока. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Решать творческую задачу: моделировать мебель(стул, стол, пуфик, кресло и др.) на основе фигуры человека.Принять участие в обсуждении эстетических качеств и конструктивных возможностей бионических форм в объектах дизайна, использовать материалы учебника, открытки, журналы и видеофрагменты по теме урока. Выражать собственное эмоциональное отношение к дизайнерскому костюму как произведению искусства. Решать творческую задачу: выполнить эскизы моделей современной одежды в альбоме на основе бионических форм. |
|
|
33 | Школа дизайна. Фитодизайн. Игрушки из природных материалов. Музей упаковки. Школа дизайна. Упаковка для тульского пряника «Пряничный дом». | Анализировать средства выразительности и материалы, применяемые для создания произведений фитодизайна Решать творческую задачу: сделать лесных человечков или зверюшек из шишек, веток, желудей и др. Украсить этими композициями домашний или школьный интерьер. Конструировать из плотного картона упаковку для тульского пряника. Декорировать упаковку аппликацией или росписью. Оцениватьрезультаты работы. |
|
|
34 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. | Решать творческие задачи: Конструировать детскую площадку (бумагопластика, картон). Составитьфигурки девочек из лепестков
цветов.Создать фантастические портреты из одежды. Конструировать новогоднюю елочку: а) из фитоматериалов; б) из бумаги, упаковки, картона. Анализировать причины успеха в творческой деятельности; осуществлять самооценкутворческих достижений. |
|
|