Минутки чистописания
учебно-методический материал на тему

Симакова Марина Владимировна

На минутке чистописания учащиеся не только совершенствуют свой графический навык, но и развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности. В данном пособии представлены разработки минутки чистописания в начальных классах. Это пособие можно использовать в работе с любыми УМК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistopisanie.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих и духовно богатых граждан страны. Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте. Психолог Л.С.Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Интеллект- это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется: -эрудицией; -способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, абстрагированию; - способность к логическому мышлению, умением устанавливать причинно- следственные связи; - вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления. Наша задача- развитие умственных способностей ребенка, вовлечение его в активную деятельность. Русский язык- важнейший фактор развития умственных способностей учащихся, их речи. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задания. Репродуктивная деятельность без активизации творческих способностей не обеспечивает уровня общего развития обучающихся, это достигается путем внесения определенных изменений в содержание и организацию процесса обучения, в том числе и проведение минутки чистописания. На минутке чистописания учащиеся не только совершенствуют свой графический навык, но и развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности. В данном пособии представлены разработки минутки чистописания в начальных классах. Это пособие можно использовать в работе с любыми УМК. Занятия по чистописанию состоят из трех составных частей: 1. Фонетическая минутка. Учащиеся с помощью специально разработанных заданий самостоятельно определяют букву (буквы) для минутки чистописания. Все задания так или иначе связаны с учебным материалом. Учащиеся, мобилизуя внимание, наблюдательность, сообразительность, анализируя ситуацию, выявляют искомую букву (буквы) и дают полный обоснованный ответ, одновременно формулируя тему минутки чистописания.

Минутка чистописания. Вариант 1 - Ты эту букву знаешь? Перед тобою буква … (А) - Какой звук обозначает эта буква? (гласный) - Спишите, найдите закономерность А а А аа А ааа - Прочитайте запись на доске. Дети, в, идут, осень. Школу. - Это предложение? Докажите. - Что такое предложение? - Составьте из данных слов предложение. Запишите.

Минутка чистописания. Вариант 2 - Над письмом каких букв мы будем работать вы узнаете из загадок. Дрожу от страха до сих пор! – Воскликнуло полено Похожа буква на топор! Расколет непременно! - Найдите одинаковые элементы в написании этих букв. - Спишите. Ргр // рр // грг // гг - Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро. На горе Арарат Растет крупный виноград. - Назовите орфограммы в словах. - Спишите.

Минутка чистописания. Вариант 3 

- Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах Гусеница, крыльцо, цифра. - Спишите. Продолжив закономерность Цц Ццц Цццц - Прочитайте загадку, отгадайте ее. Спишите. Один пастух Тысячи овец пасет (месяц и звезды)

Минутка чистописания. Вариант 4 - Догадайтесь, какие буквы будем писать на чистописании Груз, мороз, арбуз, глаз. - Прочитайте слова. Что вы заметили? Как произносится парный согласный на конце слова? Какой звук слышится? - Назовите буквы, которые обозначают эти звуки. - Спишите с доски, продолжив закономерность сзс З зсз С сзс З - Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Семь раз отмерь, один раз отрежь. - Спишите, найдите слова с парными согласными на конце слова. Подчеркните, подберите проверочные слова. - Назовите слова с парными согласными на конце слова.

Минутка чистописания. Вариант 5 Игра «Найди одинаковый звук» Гусли, гитара, гармонь, горн. - Сегодня будем работать над написанием букв Г, г. - Спишите, продолжив закономерность гг Г ггг Г гггг Г - Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Подчеркните орфограммы. Глядит лисой, а пахнет волком.

Минутка чистописания. Вариант 6 

Игра «Найди пропущенную букву» Лы…и, …ук, …ираф, е… - Какой одинаковый звук пропущен в этих словах? - Какой буквой он обозначается на письме? - Спишите, продолжив закономерность ЖжЖ ж жЖж ж - Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы. Жало остро, а язык – острей того.

Минутка чистописания. Вариант 7 

Игра «Доскажи словечко» Про дворцы хрустальные И про звезды дальние. Вы ложитесь, и на ушко Вам нашепчет сны … (подушка) Он круглый и красный, Как глаз светофора. Среди овощей Нет сочней … (помидора) - Какой звук вы слышите в начале этих отгадок? Какой буквой он обозначается на письме? - Спишите с доски следующие буквосочетания па П по П пу П пы П пя П пе П пю П - Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро. Спишите. Подчеркните орфограммы. Проворонила ворона вороненка.

Минутка чистописания. Вариант 8 

Игра «Доскажи словечко» Вкус у ягоды хорош, Но сорви ее поди – ка: Куст в колючках, будто еж, Вот и назван … (ежевика) Немытое в рот Ни за что не возьмет. И ты будь таким, Как чистюля … (енот) - С какой буквы начинаем писать эти слова? Что вы можете сказать про букву Е в данных словах? - Спишите, продолжив закономерность Е ее Е е Е ее Е е - Прочитай пословицу, объясните смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы. Есть терпенье – будет и уменье.

Минутка чистописания. Вариант 9 

Игра «Доскажи словечко» Вкус у ягоды хорош, Но сорви ее поди – ка: Куст в колючках, будто еж, Вот и назван … (ежевика) Немытое в рот Ни за что не возьмет. И ты будь таким, Как чистюля … (енот) - С какой буквы начинаем писать эти слова? Что вы можете сказать про букву Е в данных словах? - Спишите, продолжив закономерность Е ее Е е Е ее Е е

Минутка чистописания. Вариант 10 Игра «Доскажи словечко» Вкус у ягоды хорош, Но сорви ее поди – ка: Куст в колючках, будто еж, Вот и назван … (ежевика) Немытое в рот Ни за что не возьмет. И ты будь таким, Как чистюля … (енот) - С какой буквы начинаем писать эти слова? Что вы можете сказать про букву Е в данных словах? - Спишите, продолжив закономерность Е ее Е е Е ее Е е - Прочитай пословицу, объясните смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы. Есть терпенье – будет и уменье.

Минутка чистописания. Вариант 11 

- Спишите буквосочетания ртр мам сус фоф дед кык хих - Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы. Хлеб – всему голова.

Минутка чистописания. Вариант 12

На доске: Щ-КА К-МАР ДЕВ-ЧКА -Назовите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания. Найдите логическую связь между верхним и нижним рядами. Ответьте на вопрос. (Сегодня на уроке мы будем писать букву Ч. Щука-рыба, комар-насекомое, девочка-человек.) -Составьте цепочки, в которые бы вошла заглавная буква Ч, строчная буква ч и буквы, пропущенные в словах. (Можно составить такие цепочки: Ччуоо, Ччоуо, Ччооу, Чучоо,…) -Напишите одну из предложенных цепочек до середины строки. Правильно ли, красиво ли в тетради написаны буквы? Карандашом подчеркните те, которые не удались. На второй половине строки напишите их правильно и красиво.

Минутка чистописания. Вариант 13 

Учитель: Букву «О» приглашаем на минутку чистописания. Приём на внимание. Записать эти слоги столько раз, сколько услышите хлопков. ОС СО (4 раза, чередуя открытые и закрытые слоги). Учитель: Посмотрите в окно. Какое время года? Дети: Осень. Учитель: Запишем это слово: ос_нь. Какую букву вставим? Как проверить? Дети: Осенний. Запись с комментированием Загл_нула ос_нь на л_сную п_ляну. Учитель: Обозначим ударение в словах, подчеркнём безударную гласную. Найдите главные члены предложения.

Минутка чистописания. Вариант 14 

- Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «Б» в соединении с буквой «п» Бп (4раза) - Чем интересна эта пара букв? (…) Назовите другие парные согласные. - Рядом запишем слова дубки грибки, сделаем разбор по составу ( 1уч-ся у доски, 2слово-самост-но) - С чем связаны эти слова? (с природой) А что такое природа? (…) Всё это природа и человек неразрывно связан с ней. Поэтому, как мы должны к ней относиться? (…) Ведь

Жизнь дана на добрые дела.

- Найдите орфограммы в словах, подчеркните.

Минутка чистописания. Разминка. Вариант 15 

На доске табличка с переплетёнными буквами. Вопрос. Назовите буквы, которые здесь спрятались? Ответ. Ж, т, х, у, е, щ, ч, и. Вопрос. На какие две большие группы делятся буквы? Ответ. Гласные и согласные. Задание. Записать 2 цепочки: первая – из гласных, вторая – из согласных. Уеи, уие, еуи, еиу, иеу, иуе. Жтхщч, жхтщч и т. д. Вопрос. Каких букв больше? Дайте им характеристику. Ответ. Ж – всегда твёрдый; и т. д.

Минутка чистописания. Вариант 16 

-В стране живут сказочные герои. Они приготовили для вас интересные задания. И вот, мы подплываем к острову «Чистюлькину». Пока мы не причалили к острову, откроем тетради.

- Какое сегодня число? Запишите число в тетради.

- Угадайте, кто нас встречает на этом острове: Добродушен, деловит, Весь иголками покрыт, Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель …. (Ёжик) - С чем ёжик нас встречает? (С шариками) - А что изображено на шарах? (слоги) Прочитаем слоги вместе: КА, СО, МЕ, РЫ, ЖИ - Какой слог лишний? (ЖИ) -Почему? -Какое правило вы знаете? (ЖИ – ШИ пиши с буквой И) Запишите эти слоги красиво в тетрадь! - В слове «ЁЖИК» есть орфограммы? (ё – в начале слова, жи - ши пиши с буквой И)

Ёжик доволен вашими знаниями желает вам счастливого пути! Наше путешествие продолжается.

Минутка чистописания. Вариант 17 - Рассмотрите на доске показ соединений для чистописания. Написание какой буквы повторяем? (Буквы «ша»). - Назовите элементы этой буквы. Что вы должны помнить при написании буквы? (Параллельность наклонных палочек). - Запишите первую строку в тетрадь. Проверьте свою посадку и положение тетради. Шш // Шш // Шш // Шш // - Рассмотрите вторую строку. Какое слово вы можете написать с ошибкой. Шуршание и шелест осенних листьев слышны в парке. - Запишите предложение в тетрадь. - Какое слово нельзя проверить? (шелест). - Это наше новое словарное слово. Запишите слово в словарь.

Минутка чистописания. Вариант 18 -К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек деревьев тополя клей – прополис и аккуратно замазывают щели. Итак, мы сейчас пчёлки строители. Строим аккуратно и красиво. Чч чк чн чт чу ча чл чм

Минутка чистописания. Вариант 19 

Е Ем

Егор Елена Евгений Естай Ерментау - Назовите лишнее слово (Ерментау) -Почему? (Все остальные слова – имена людей, а Ерментау – это город)

- А чем похожи эти слова? (Это имена собственные)

Минутка чистописания. Вариант 20 - Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания) - На прямую палочку Справа села галочка Там поныне и сидит - Буквой К на нас глядит -Дайте характеристику звуку, которым обозначается эта буква - Рассмотрите цепочки букв. Найдите закономерность. (Строчная буква "К" следует в порядке увеличения на одну букву) - Напишите, сохраняя закономерность, до конца строчки.

Минутка чистописания. Вариант 21 Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописания мы будем прописывать 2 буквы, но какие – нам нужно угадать, так как тучки закрыли карточки с буквами. Посмотрите на первую тучку и скажите, как вы думаете, какую первую букву мы будем прописывать? Почему? (Чч) А теперь расшифруем задание 2 тучки. (Рр) Откройте тетради и пропишите по образцу буквы Чч и Рр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минутки чистописания

В материале приведены "минутки чистописания": соединения букв, загадки, пословицы, поговорки, ребусы на определённые буквы. Буквы от А до З....

Пословицы, поговорки и словарные слова на минутках чистописания.

Целью занятий чистописанием является формирование графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма.   Предлагаю материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков у...

минутки чистописания

Данный материал используется по технологии Г.А. Бакулиной....

Скороговорки и минутки чистописания на уроках русского языка.

В этой работе представлены скороговорки, которые можно проговаривать с одновременным движением рук....

"Минутки чистописания на уроках русского языка "

Содержит пословицы, поговорки и задания по чистописанию...

Минутка чистописания

Минутка чистописания...

Минутки чистописания в 4 классе

Задания по чистописанию включают упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертанием букв, соединений, слов, то есть графическим навыком и навыком каллиграфического письма.Подоб...