Планирование 2 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №7
Утверждаю
Директор МБОУ Наро-Фоминской
средней общеобразовательной школы №7
_____________О.А.Миронова
31 августа 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству для 2-го класса
(уровень программы – базовый)
Составитель: Логинова Наталья Андреевна,
учитель начальных классов.
2013 год
Пояснительная записка по изобразительному искусству.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования ( Приказ МОиН №363 от 06.10.2009).;
- регионального Базисного учебного плана Московской области на 2013-2014 учебный год;
- Сборник рабочих программ системы учебников «Перспектива» 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2011 г.
- с учётом целей и задач Программы развития школы.
- с учетом Методических рекомендаций по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области / А.В. Шмагина, В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко. – АСОУ, 2012.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторской программы Т.Я.Шпикаловой.
Обучение изобразительному искусству, будучи целенаправленным процессом формирования у учащихся развитого эстетического сознания и художественного вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, потребности и способности творить «по законам красоты», непрерывно связано с эстетическим воспитанием и как бы «пронизывает» его, во многом предопределяя его эффективность.
Основы художественного языка излагаются системно, в доступной и интересной для учащихся форме. Программой предусматривается знакомство с разнообразными художественными материалами и техниками, правилами изобразительной грамоты, а также формирования у детей практических навыков рисования с натуры, по памяти и представлению как специфических средств постижения прекрасного. Теоретические сведения изложены в соответствии с возрастными возможностями учащихся, а также непрофессиональным характером обучения в общеобразовательной школе.
Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:
- Приобщение школьников к миру изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- Развитие творчества и эмоциональной отзывчивости;
- Воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Именно изобразительное искусство помогает школьнику ощутить себя частью современного мира и наследником традиций предшествующих поколений.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
- Эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
- Ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
- Арт-терапевтическая функция, состоящая в психологической коррекции и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
- Информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве ( в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- Ознакомить детей с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
Сформировать у детей:
- -интерес и любовь к изобразительному, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
- -эстетическое восприятие произведений искусства;
- -представление о видах и жанрах изобразительного искусства;
- -представление об архитектуре как виде искусства;
- - представление о дизайне как виде искусства;
- -представление о основных видах народного и декоративно-прикладного искусства.
Обучить детей:
- Пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
- Теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
- Способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
- Основам народного и декоративно-прикладного искусства;
- Основам дизайна( азбуке форм, элементам проектирования и конструирования, чувству стиля);
- Основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
- Элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
Развить у школьников:
- Способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
- Творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
- Эмоционально - эстетическую и нравственные сферы личности.
Общая характеристика учебного предмета
В программе выделены следующие содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа:
- «Мир изобразительного искусства»;
- «Мир народного и декоративного искусства»;
- «Мир дизайна и архитектуры».
В процессе обучения рассматриваются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы содержательных линий формулируются таким образом, чтобы избежать излишней детализации фактов и событий.
Уроки изобразительного искусства, проводимые по данной программе, можно интегрировать с уроками музыки на основе:
- Сквозного тематического планирования;
- Выявления общего и особенного в языке разных видов искусства;
- Общности художественно-образного содержания произведений различных видов искусства;
- Общности духовно-нравственных смыслов произведений искусства.
На каждом уроке осуществляется изучение основ художественного языка (рисунка, цвета, композиции, объёма, пропорций и т.д.). Большое внимание в программе уделяется освоению закономерностей конструктивного строения формы, способом передачи пространства на плоскости, основам цветоведения.
Основы изобразительного языка осваиваются как в процессе анализа произведений искусств, так и в процессе творчества учащихся.
Задания по созданию тематических композиций и иллюстраций выполняются разнообразными художественными материалами (карандаш, акварель, гуашь, пастель и т.д.). Рекомендуется широко использовать смешение художественной техники (акварель с белилами, акварель с цветными карандашами), а также коллаж, лепку, моделирование из бумаги и других материалов.
Обучение основам дизайна ведётся во взаимодействии с освоением художественного языка – как средства выражения проектной идеи, художественного образа. Основы дизайна включают в себя задания по проектированию и моделированию предметов быта (мебель, посуда, светильники и др.). Также учащиеся выполняют ряд практических заданий по проектированию и декорированию объектов дизайна на основе геометрических форм.
Другой особенностью данной программы является проектная деятельность. Одной из форм проектов может выступить тематическая выставка по какой либо теме.
Программой также предусмотрены индивидуальные и коллективные формы выполнения заданий. В индивидуальной работе осваиваются новые виды и техники работы, изобразительную грамоту. Возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных произведений обеспечивает развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также видеть отдельную вещь с позиций других людей. Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность,
договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.
Место курса в учебном плане
На изучение изобразительного искусства во 2 классе отводится 1 ч в неделю. Программа 2 класса рассчитана на 34 часа (34учебные недели)
Описание ценностных ориентиров.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе это прежде всего бережное отношение к ней, как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации. Важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие ; -стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса
Личностные УУД:
- положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека, как создателя и хранителя этнокультурного наследия;
- ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека и культурно историческому наследию;
- интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника;
- представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
- основные критерии оценивания деятельности других учеников на основе заданных в учебнике критериев и ответов на «Вопросы юного художника»;
- этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при изготовлении изделия, работе в паре и выполнении проекта;
- потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
- представления о значении проектной деятельности.
- интерес к конструктивной деятельности;
- простейшие навыки самообслуживания ;
Познавательные УУД:
- - находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
- высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника,
- проводить защиту проекта по заданному плану;
- использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
- проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изделия;
- находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
- слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;
- уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнера при работе в паре и над проектом;
- выполнять работу в паре: договариваться о правилах взаимодействия, общаться с партнером в соответствии с определёнными правилами;
- формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
- проявлять инициативу в ситуации общения.
Регулятивные УУД:
- - принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
- дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя;
- изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
- проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя;
- осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;
- контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана;
- проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного художника» и корректировать их.
Предметные УУД
• особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел; бумага, текстильные, природные материалы);
• цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
• особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешения красок для получения составных цветов;
• особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балкарской, гжельской керамики, филимоновской, полхово-майданской игрушки;
• способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань и др.);
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);
• о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;
• о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;
• правила безопасности при работе ручными инструментами;
• значение слова «береста», понятия «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение;
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
• правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе — крупнее и ниже, дальше — мельче и выше);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;
• эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
• собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
• положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной среды в школе и дома.
Содержание учебного предмета
Наименование раздела | Кол- |
1. Мир изобразительных (пластических искусств) | 10 |
2. Художественный язык изобразительного искусства | 10 |
3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью | 14 |
Всего часов: | 34 |
Мир изобразительных (пластических) искусств
(10 часов)
Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет , пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.Э.Грабаря, ); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства
(10 часов)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью
(14 часов)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий).
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: монотипия, аппликация, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, дизайн одежды, посуды, игрушек).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству.
№ п/п |
| Характеристика основных видов деятельности учащихся по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1. | Тема лета в искусстве. Беседа по технике безопасности на уроке изобразительного искусства. | Знать жанры и виды изобразительного искусства, смысл понятий: натюрморт, пейзаж, жанровая живопись, произведения живописи, литературы, связанных с летней тематикой и их авторов. Уметь различать своеобразие художественных средств и приёмов разных видов искусств, при воплощении летних мотивов, сверять свои действия с памяткой; освоить технику рисования красками, правила работы и обращения с художественными материалами; уметь самостоятельно организовывать своё рабочее место, свободно ориентироваться на страницах учебника и творческой тетради. | ||
2. | Осеннее многоцветие земли в живописи | Знать какими художественными средствами живописцы в пейзажах выражают своё отношение к природе, варианты композиционных схем построения пейзажей, особенности рисования акварелью. Учатся решать композиционные задачи, сравнивать свою композицию с имеющимися схемами, сочетать в композиции главные и дополнительные элементы в пейзаже, использовать выразительные свойства раздельного мазка, контраста и нюанса. Учатся выполнять творческий рисунок на заданную тему. | ||
3. | Самоцветы земли и мастерство ювелиров. | Узнают о богатстве цветов сокровищ, находящихся в недрах земли, о красоте созданной ювелирами, особенностях новых художественных материалов и некоторых техниках и приёмах создания произведений декоративно – прикладного искусства. Учатся составлять декоративные композиции на основе народных орнаментов России. | ||
4. | В мастерской мастера – гончара. | Узнают об общности гончарного искусства мастеров народов мира, особенностях мотивов и балхарских и греческих узоров, используемых для украшения керамической посуды; правила рисования орнамента на керамических посудах разной формы. Разбирают смысл понятий «керамика», «гончар», «меандр», «пальметта», Осваивают первичные знания о мире декоративно – прикладного искусства. | ||
5. | Природные и рукотворные формы в натюрморте. | Уметь принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия во время творческой практической деятельности; Знать элементы рисунка. Расширять представление о графических работах, их особенностях. Воспринимать язык живописного и графического произведения (цвет, линия, форма, фактура, композиция), понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им. | ||
6. | Красота природных форм в искусстве графики. | Знать особенности графических произведений изобразительного искусства, отдельные произведения выдающихся отечественных художников, их авторов. Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи). Учить объяснять смысл понятий: силуэт, ритм, техническим приёмам работы графитным карандашом, передавать настроение в творческой работе с помощью тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна. | ||
7. | Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. | Знать отдельные произведения выдающихся отечественных художников, их авторов; понятия «составные и основные цвета», «дополнительные цвета» как взаимодействие цветов (кранный – зелёный, , жёлтый – фиолетовый, синий – оранжевый) создать ощущение особой яркости цвета. Уметь работать с цветовым кругом, выполнять упражнения на цветовые контрасты, пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи в собственной художественно – творческой деятельности. | ||
8. | В мастерской мастера – игрушечника. | Знать, как отражена в народной игрушке связь природы и человека, что цвет играет существенную роль в художественном облике игрушки, какую роль играют геометрические знаки в композиции орнамента и какую они несут смысловую нагрузку. Учить приёмам кистевой росписи, передавать ритм и соотношение элементов декоративной композиции, передавать контраст форм, выразительность силуэта, искать и придумывать новые выразительные вариации для расширения темы. Углублять представление о цветовом контрасте в народном искусстве и в живописи. | ||
9. | Красный цвет в природе и искусстве. | Иметь представление о красном цвете как наиболее значимом в жизни человека. Знать о символике цвета, знаках – символах природных стихий в искусстве вышивки. Учить передавать ритм элементов, располагать элементы декоративной композиции, учитывая соотношение их с изображением. Знать символику цвета, находить соответствие красного цвета в произведении искусства реальному цвету в натуре; определять и называть оттенки красного цвета. | ||
10. | Найди оттенки красного цвета. Натюрморт, композиция, свет. | Расширить представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в картине, свой активный словарь. Знать о цветовом круге из 12 цветов, правила получения разных оттенков краски путём её смешивания с другими. Уметь называть оттенки цветового круга, видеть и различать цвета в изображении с натуры, передавать форму и цвет предметов, расположение и соотношение ближних и дальних предметов в рисовании натюрморта с натуры, получать разные оттенки красного цвета, выполнять натурную постановку предметов, рисовать декоративный натюрморт из 2-3 предметов сближенных цветов. | ||
11. | Загадки белого и чёрного. | Знать о том, что чёрный и белый цвета проявляются в природе и в искусстве, о значении, симметрии, основные способы получения симметричного изображения. Освоить основы изобразительного языка графики. Знать средства художественной выразительности, как статичная, симметричная композиция. Учить изображать симметричную форму предметов, применять пятно, линию, белую оживку при рисовании домашних животных, выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы. | ||
12. | В мастерской художника Гжели. | Знать о художественных народных традициях керамического искусства Гжели, правилах выполнения технического приёма – гжельского мазка с тенями. Учить называть оттенки синего цвета, выполнять кистевую роспись, сочетать изображение узора с поверхностью украшаемого предмета, повторять за народным мастером из Гжели элементов росписи (фигурные и растительные). | ||
13. | Фантазируй волшебным гжельским мазком. | Знать отдельные произведения выдающихся отечественных художников, их авторов; о правилах построения композиции пейзажа, способах рисования кистью деревьев, кустарников. Учить читать и рисовать композиционные схемы зимнего пейзажа, составлять разные оттенки синего цвета, передавать градации синего цвета, располагать элементы пейзажной композиции, использовать приёмы гжельского живописного мазка, намечать линию горизонта и располагать деревья на ближнем и дальнем планах; изображать деревья, кусты, добиваясь выразительности, рисовать картины зимнего леса, пользуясь необходимыми приёмами работы с красками, кистью, рисовать ориентируясь на всю плоскость альбомного листа; изображать зимний лес, используя выразительные свойства художественного материала. | ||
14. | Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. | Знать о карнавальной, обрядовой маске, существующей в пределах народной культуры в разных странах, как разное выражение одного лица зависит от положения линии губ и бровей, выражения глаз. Овладеть художественно – графическими умениями в передаче пропорций и выражения лица, умением применять цвет для достижения своего замысла. Учить действовать самостоятельно при разрешении проблемно – творческих ситуаций, выполнять быстрые линейные наброски выражения лица: человек смеётся или сердится, спокоен или гневается. | ||
15. | Цвета радуги в новогодней ёлке. | Знать отдельные произведения выдающихся отечественных художников, посвящённые новогодним праздникам, их авторов. Углубить представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и искусстве, о цветовом круге ( 12 цветов) и цветом контрасте, холодных и тёплых цветах. Учить передавать настроение (праздника), эмоции с помощью цвета и использования различных художественных материалов, приёмов с ними, передавать форму и цвет предметов, расположение и соотношение ближних и дальних предметов при рисовании по представлению с натуры, использовать предварительный цветовой эксперимент на палитре, цветовой контраст как основное выразительное средство в передаче праздничного новогоднего настроения. | ||
16. | Храмы Древней Руси. | Учить объяснить термины: архитектура, храм (церковь), купол, барабан, глава, основная часть и нижнее основание храма, различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику, читать композиционную схему, одноглавого храма. Овладеть художественно – графическим умением в передаче образа архитектурного сооружения (симметрия, ритм, пропорции, значение вертикали); Учить выполнять графические зарисовки разных куполов симметричной формы. | ||
17. | Измени яркий цвет белилами. | Знать произведения русских художников. Углубить преставление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета при смешивании его с другими в изображении зимнего пейзажа. Учить составлять нежные оттенки цвета с помощью белил; свободно размещать главные элементы композиции пейзажа (место для неба, снежного покрова, леса, деревьев), воплощать художественные образы в различных формах художественно – творческой деятельности; Учить сравнивать пейзажи живописцев, находить в них общее и различное, месторасположение линии горизонта в пейзажах. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте родной природы. | ||
18. | Зимняя прогулка. | Знать произведения русских художников. Углубить преставление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета при смешивании его с другими в изображении зимнего пейзажа. Учить составлять нежные оттенки цвета с помощью белил; свободно размещать главные элементы композиции пейзажа (место для неба, снежного покрова, леса, деревьев), воплощать художественные образы в различных формах художественно – творческой деятельности; Учить сравнивать пейзажи живописцев, находить в них общее и различное, месторасположение линии горизонта в пейзажах. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте родной природы. | ||
19. | Русский изразец в архитектуре. | Знать содержание терминов: изразец, муравленый изразец. Уметь разместить орнамент на квадрате и прямоугольнике. Углубить представление о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зелёного (муравленый изразец). Учить «читать» композиционные схемы, продолжать освоение творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизации), отличать оттенки муравленой картинки. Овладеть художественно – графическими навыками кистевой росписи в передачи ритма и соотношения элементов декоративной композиции. | ||
20. | Изразцовая русская печь. | Знать содержание терминов: опечье, печурка, под, устье, шесток, значение печи в жизни наших предков, их обычаев и представления о мироздании. Учить составлять сюжетно – декоративную композицию по мотивам народной сказки, в которой печь помогает героям, выбирать цветовую гамму для композиции, помня, что цвет может играть символическую роль и не совпадать с цветом реального или природного явления. Овладеть художественно – графическими умениями в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции. | ||
21. | Русское поле. Воины – богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. | Знать произведения выдающихся отечественных художников, их авторов. Овладеть художественно – графическими умениями: способностью передавать в рисунке формы, пропорции, общее строение предмета. Учить передавать пропорции и общее строение человеческой фигуры в движении, объяснять термины: кольчуга, шлем, копьё, щит, палица, лук; выбирать материалы соответственно творческому замыслу, изображать (по выбору) один из сюжетов: богатырь на коне в дозоре, или выступивший в поход на боевом коне, или стоящий на родной земле и готовый принять бой, сверять изображение костюма и доспехов русских воинов в своей работе с таблицей «Костюм и доспехи русского воина». | ||
22. | Народный календарный праздник «Масленица» в искусстве. Народный орнамент. Импровизация. | Знать традиции празднования Масленицы. Углубить представление о знаниях – символах солнца в украшении праздничных саночек для катания с гор – одного из центральных событий масленичных гуляний, о композиционных схемах расположения элементов узора на квадрате и на прямоугольнике. Овладеть художественно – графическими умениями: способами изображения ритма, соотношения элементов узора и сочетания декоративной композиции с формой украшаемого предмета. Учить выполнять декоративную композицию по мотивам народных узоров, передавать настроение колоритом рисунка, украшать саночки, импровизируя образцы – символы лучистого солнышка, земли. | ||
23. | Натюрморт из предметов старинного быта. | Знать предмета старинного быта (старинной русской утварью), с художественным обликом домашней утвари. Расширить представление о натюрморте. Овладеть художественно – графическими умениями в изображении соотношения частей предметов симметричной формы, в расположении предметов на плоскости (ближе – дальше). Учить называть предметы (братина, ендова, скобарь, горшок, корчага, крынка, чаша), в живописном натюрморте и определять их назначение, видеть образ художественной вещи в произведениях современной живописи, при выполнении натурной постановки натюрморта, определять место предметов на плоскости (какие предметы в натюрмортах расположены ближе, какие дальше, какие загорожены). | ||
24. | «А сама – то величава, выступает, будто пава…». Образ русской женщины. Русский народный костюм. | Знать главные элементы женского народного костюма, их название и назначение, последовательность надевания каждой части ансамбля одежды. Овладеть художественно – графическими приёмами рисования по мотивам декора народного костюма. Учить решать задачи на вариацию импровизацию орнамента. Объяснять термины: сарафан, рубаха, душегрейка, головной девичий убор – венец, коруна; рисовать фигуру красной девицы в народной одежде, соблюдать симметрию, использовать выразительные средства декоративно – прикладного и народного искусства (выразительность силуэта, цвет, ритм, богатое узорочье). | ||
25. | Чудо палехской сказки. | Знать о художественном образе – «продукте» литературного и изобразительного творчества, его метафоричности. Закрепить полученные ранее навыки работы гуашью (мелками), смешивая цвета и создавая живую связь красок на рисунке. Учить строить композицию, используя из собственного замысла, подбирать на палитре красивое сочетание цветов, которые будут использованы в композиции, создавать образ сказочного героя из «Сказки о царе Салтане». Овладеть художественно – графическими умениями (с помощью цвета, соотношения главных частей композиции). | ||
26. | Цвет и настроение в искусстве. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа. | Знать о приметах ранней весны в пейзаже (цвет, оттенки, роль чёрного цвета, смешанного с другими цветами). Расширить представления об изобразительных и выразительных возможностях оттенков красок. Учить передавать особенности соотношения цветовых оттенков начала весны, смешивать краски на палитре для получения нужных оттенков, свободно размещать главные элементы композиции пейзажа, передавать цветовыми пятнами и линиями радость пробуждения природы весной, определять, какие цвета могут передавать настроение, выделять в композиции пейзажа композиционный центр. | ||
27. | Космические фантазии. Фантастический пейзаж «Космические дали». | Получить представление о множественности приёмов изображения художественными средствами природных стихий (земля, вода, огонь, воздух). Расширить словарный запас: планета, космический полёт, космос, вселенная. Солнечная система, атмосфера. Знать о разных видах изображений (знак – символ, реальное, абстрактное, декоративное). Овладеть художественно – графическими умениями (свободный выбор приёма для передачи космического пейзажа). Учить подбирать цвета для воплощения своего замысла, смешивать на палитре цвета для получения нужных оттенков, передавать свои воображаемые космические впечатления в центре, использовать известные приёмы и техники. | ||
28. | Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия. | Знать об отличительных особенностях монотипии. Овладеть художественно – графическими умениями в технике монотипии. Учить объяснять смысл понятий: колорит, монотипия. Учить самостоятельно решать композиционные задачи, выполнять рисунок в технике монотипии. Называть цвета в колорите различных картин. | ||
29. | Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись. | Получить представление о полхов – майданском художественном промысле, игрушках и орнаментах, которыми они украшаются. Знать цветовую гамму, используемую для раскраски игрушек. Учить художественно – графическому умению в передаче ритма, цветового контраста, связывать узор с украшаемым предметом, выполнять элементы узора (большую розу и бутон), вариации по мотивам народной росписи: понимать знаково – символический язык народной игрушки, называть в росписи «тарарушек» цветовой контраст (красный – синий, зелёный – оранжевый, жёлтый – фиолетовый, синий – оранжевый); учитывать стилистику декоративного образа игрушки. | ||
30. | Печатный пряник с ярмарки. | Получить представление о многообразии искусства мастеров – резчиков и пекарей, о характере творческой деятельности мастера. Знать об обрядовой роли пряников в русском быту. Овладеть художественно – графическими умениями в передаче декоративного образа (сказочных птиц, рыб, животных и т.п.) в технике графического рисунка для пряничной доски, продолжить совершенствовать графические навыки. Учить выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы, выполнять изображения с учётом стилизации образа коня, птицы и др. в декоративном рисунке, применять ритм штрихов в разном направлении, сочетание чёрного и белого. | ||
31. | Русское поле. Памятник доблестному воину. | Дать учащимся первоначальное понятие о скульптуре как объемном изображении. Знать суть терминов скульптура, памятник, рельеф, горельеф, о выразительных возможностях скульптурной формы, роли скульптурного материала в раскрытии замысла художника. Овладеть художественно – графическими навыками в передаче выразительного силуэта. Учить различать разные виды скульптурных произведений, выполнять композицию для памятной доски в честь героев защитников Отечества, использовать свой рисунок для лепки рельефного изображения памятной доски. | ||
32. | Братья наши меньшие. | Знать технику работы с графическими материалами. Овладеть художественно – графическими навыками при изображении домашних животных, умениями применить пятно, линию, белую оживку при рисовании домашних животных, передавать образ животного, настроение. Учить создавать выразительный образ домашнего животного и передавать своё отношение к нему; выбирать и использовать различные приёмы художественного языка графики для передачи собственного замысла . | ||
33. | Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира. | Знать образцы растительного орнамента народов мира (Турция, Индия, Египет, Иран, Китай, Франция), музеем Эрмитаж. Знать о видах орнаментов, богатстве и разнообразии выразительных средств (пятно, силуэт, линия, ритм, цвет), композиционных закономерностях орнамента, позволяющих мастерам создавать множество вариантов композиции даже одного мотива (мотивы: «перец», «лотос», «древо жизни»). Учить пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности декоративно – прикладного искусства в исполнении декоративной композиции. | ||
34. | Всякому молодцу ремесло к лицу. | Расширить представление о портрете как об одном из жанров изобразительного искусства. Учить решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла, изображать лицо человека в соответствии с известными пропорциями. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Программа «Изобразительное искусство». Сборник программ «Перспектива». - М.: Просвещение, 2011.
2.Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Учебник. 2 класс. М.: «Просвещение», 2011г.
3.Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2011 г.
4. Интерактивная доска.
5. Ноутбуки.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_______И.А.Башмакова
29 августа 2013 г
Согласовано
на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол от 28 августа 2013 г. № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование материала по русскому языку. авторы: Хохлова, Зеленина, 2 класс и поурочное планирование математика Моро 2 класс
Дано полное планирование на весь учебный год, с подробным описанием каждого урока....
Поурочное планирование материала по русскому языку. авторы: Хохлова, Зеленина, 2 класс и поурочное планирование по математике "Школа России"
Даны подробные уроки на весь учебный год....
Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива
Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...
Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива
Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку 4 класс, 6 класс, 9 класс
Планирование составлено на основе Рабочей программы основного начального образования Муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ № 10» по иностранным языкам с учетом требовани...
годовое планирование класс коррекция социально бытовое ориентирование
программа предусмотрена для классса коррекции...