Внеурочная деятельность "Что? Где? Когда?
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности "Что? Где? Когда? разработана для 3 класса. В ходе освоения данной программы учащиеся приобретают навыки в разработке собственных проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» составлена в соответствии с ФГОС второго поколения, предназначена для работы с детьми 3 класса, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.
Срок реализации программы «Что? Где? Когда?» составляет 34 часа год по 1 часу в неделю.
Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном
процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из
условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие
программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной
деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для
организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-
исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,
деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников
умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает
реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной
деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной__
работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов –
педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и
приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз
какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации
познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных
качеств.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно
проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом
возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде
решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть
трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или
аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных
задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания
начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой
стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения
учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» «Что? Где? Когда?» организуется с
целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете,
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Программа предполагает приобретение детьми новых знаний, опыта решения проектных задач по различным
направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать
проектные задачи, позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и
самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном
выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении
интересующей информации, получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии
школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах
по разным направлениям, выставки.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям
предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они
хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или
картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.__
Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо
темой.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме
того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный
результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе,
показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Методическое обеспечение программы:
Проекты отличаются друг от друга:
результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем
персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая
поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного
этапа можно выделить подготовку костюмов);
- набором и иерархией ролей;
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема проекта | Требования к уровню подготовки учащихся (цель и задачи деятельности). |
1 - 5 | Подготовка проекта «Кукольный домик и его обитатели» | Знать: - какие фигуры называют плоскостными, а какие – объёмными; - правила обращения с ножницами и клеем; Учить: - определять конструктивные особенности постройки; - работая в группе договариваться и распределять обязанности; - оценивать свой вклад в результат работы группы. |
6 | Проектная деятельность «Кукольный домик и его обитатели» | |
7 - 8 | Подготовка проекта «Времена года. Осень в загадках» | Учить: - распределять задания в группе; - работать с различными источниками информации; - отбирать нужный материал по теме; - систематизировать найденный материал; - красиво оформлять найденный материал; - объективно оценивать свою работу. |
Подготовка проекта «Времена года. Осень в загадках» | ||
9 | Проектная деятельность «Времена года. Осень в загадках» | |
10 | Подготовка проекта «Традиции русского чаепития» | Знать: - о традициях русского чаепития: как накрывать на стол; какие виды чая есть; как правильно заваривать чай; что принято подавать к чаю; историю русских самоваров; |
11 - 12 | Подготовка проекта «Традиции русского чаепития» | Учить: - работать с различными источниками информации; - отбирать нужный материал по теме; - красиво оформлять найденный материал; - объективно оценивать свою работу; - получать информацию из общения со взрослыми людьми. |
Подготовка» «Традиции русского чаепития» | ||
13 | Проектная деятельность «Традиции русского чаепития» | |
14 - 16 | Подготовка проекта «Что мы знаем о молоке?» | Знать: - состав молока; - о пользе молока; - из каких источников можно взять материал по данной теме. Учить: - работать с различными источниками информации; - отбирать нужный материал по теме; - красиво оформлять найденный материал; - объективно оценивать свою работу; - передавать свои знания другим. |
17 | Проектная деятельность «Что мы знаем о молоке?» Проведение интеллектуальной игры – викторины | |
18 - 19 | Подготовка проекта «Тайны наших имён» | Способствовать закреплению интереса к истории своего имени, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнёрские отношения с семьёй. |
20 | Проектная деятельность «Тайны наших имён» | |
21 - 24 | Подготовка проекта «Сказка своими руками» | Развивать творческие способности детей, актёрское мастерство, выразительность речи, умение громко говорить со сцены, учить держаться на сцене раскрепощено. Воспитывать стремление к победе, дружелюбие, взаимовыручку. Учить использовать навыки совместной деятельности в ходе постановки сказки |
25 | Проектная деятельность «Сказка своими руками» (инсценирование сказки) | |
26 - 27 | Подготовка проекта «Времена года. Зима в загадках» | Учить: - распределять задания в группе; - работать с различными источниками информации; - отбирать нужный материал по теме; - систематизировать найденный материал; - красиво оформлять найденный материал; - объективно оценивать свою работу. |
28 | Проектная деятельность «Времена года. Зима в загадках» | |
29 - 30 | Подготовка проекта «Наши предки – древние славяне» | Расширять и обобщать знания, полученные на уроках окружающего мира, привлечь внимание к изучению своего исторического прошлого. Воспитывать уважение к старшим. Учить работать во взаимодействии друг с другом. Учить: - распределять задания в группе; - работать с различными источниками информации; - отбирать нужный материал по теме; - систематизировать найденный материал; - красиво оформлять найденный материал; - объективно оценивать свою работу. |
Подготовка проекта «Наши предки – древние славяне» | ||
31 | Проектная деятельность «Наши предки – древние славяне» | |
32 - 33 | Подготовка проекта «Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов» | Цель - научиться правильно ухаживать за зубами. |
34 | Проектная деятельность «Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов» | Обобщить знания о гигиене полости рта и зубов; выяснить какой вред приносит неправильный уход за полостью рта; развивать навыки исследовательской работы; |
Литература: Internet, журналы «Начальная школа», детская энциклопедия, детская художественная литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175230-1357829765.jpg)
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559515-1420508928.jpg)
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....