Внеурочная деятельность "Что? Где? Когда?
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности "Что? Где? Когда? разработана для 3 класса. В ходе освоения данной программы учащиеся приобретают навыки в разработке собственных проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_tem._plan.rar | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» составлена в соответствии с ФГОС второго поколения, предназначена для работы с детьми 3 класса, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.
Срок реализации программы «Что? Где? Когда?» составляет 34 часа год по 1 часу в неделю.
Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном
процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из
условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие
программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной
деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для
организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-
исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,
деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников
умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает
реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной
деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной__
работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов –
педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и
приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз
какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации
познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных
качеств.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно
проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом
возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде
решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть
трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или
аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных
задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания
начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой
стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения
учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» «Что? Где? Когда?» организуется с
целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете,
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Программа предполагает приобретение детьми новых знаний, опыта решения проектных задач по различным
направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать
проектные задачи, позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и
самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном
выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении
интересующей информации, получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии
школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах
по разным направлениям, выставки.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям
предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они
хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или
картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.__
Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо
темой.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме
того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный
результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе,
показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Методическое обеспечение программы:
Проекты отличаются друг от друга:
результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем
персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая
поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного
этапа можно выделить подготовку костюмов);
- набором и иерархией ролей;
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема проекта | Требования к уровню подготовки учащихся (цель и задачи деятельности). |
1 - 5 | Подготовка проекта «Кукольный домик и его обитатели» | Знать: - какие фигуры называют плоскостными, а какие – объёмными; - правила обращения с ножницами и клеем; Учить: - определять конструктивные особенности постройки; - работая в группе договариваться и распределять обязанности; - оценивать свой вклад в результат работы группы. |
6 | Проектная деятельность «Кукольный домик и его обитатели» | |
7 - 8 | Подготовка проекта «Времена года. Осень в загадках» | Учить: - распределять задания в группе; - работать с различными источниками информации; - отбирать нужный материал по теме; - систематизировать найденный материал; - красиво оформлять найденный материал; - объективно оценивать свою работу. |
Подготовка проекта «Времена года. Осень в загадках» | ||
9 | Проектная деятельность «Времена года. Осень в загадках» | |
10 | Подготовка проекта «Традиции русского чаепития» | Знать: - о традициях русского чаепития: как накрывать на стол; какие виды чая есть; как правильно заваривать чай; что принято подавать к чаю; историю русских самоваров; |
11 - 12 | Подготовка проекта «Традиции русского чаепития» | Учить: - работать с различными источниками информации; - отбирать нужный материал по теме; - красиво оформлять найденный материал; - объективно оценивать свою работу; - получать информацию из общения со взрослыми людьми. |
Подготовка» «Традиции русского чаепития» | ||
13 | Проектная деятельность «Традиции русского чаепития» | |
14 - 16 | Подготовка проекта «Что мы знаем о молоке?» | Знать: - состав молока; - о пользе молока; - из каких источников можно взять материал по данной теме. Учить: - работать с различными источниками информации; - отбирать нужный материал по теме; - красиво оформлять найденный материал; - объективно оценивать свою работу; - передавать свои знания другим. |
17 | Проектная деятельность «Что мы знаем о молоке?» Проведение интеллектуальной игры – викторины | |
18 - 19 | Подготовка проекта «Тайны наших имён» | Способствовать закреплению интереса к истории своего имени, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнёрские отношения с семьёй. |
20 | Проектная деятельность «Тайны наших имён» | |
21 - 24 | Подготовка проекта «Сказка своими руками» | Развивать творческие способности детей, актёрское мастерство, выразительность речи, умение громко говорить со сцены, учить держаться на сцене раскрепощено. Воспитывать стремление к победе, дружелюбие, взаимовыручку. Учить использовать навыки совместной деятельности в ходе постановки сказки |
25 | Проектная деятельность «Сказка своими руками» (инсценирование сказки) | |
26 - 27 | Подготовка проекта «Времена года. Зима в загадках» | Учить: - распределять задания в группе; - работать с различными источниками информации; - отбирать нужный материал по теме; - систематизировать найденный материал; - красиво оформлять найденный материал; - объективно оценивать свою работу. |
28 | Проектная деятельность «Времена года. Зима в загадках» | |
29 - 30 | Подготовка проекта «Наши предки – древние славяне» | Расширять и обобщать знания, полученные на уроках окружающего мира, привлечь внимание к изучению своего исторического прошлого. Воспитывать уважение к старшим. Учить работать во взаимодействии друг с другом. Учить: - распределять задания в группе; - работать с различными источниками информации; - отбирать нужный материал по теме; - систематизировать найденный материал; - красиво оформлять найденный материал; - объективно оценивать свою работу. |
Подготовка проекта «Наши предки – древние славяне» | ||
31 | Проектная деятельность «Наши предки – древние славяне» | |
32 - 33 | Подготовка проекта «Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов» | Цель - научиться правильно ухаживать за зубами. |
34 | Проектная деятельность «Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов» | Обобщить знания о гигиене полости рта и зубов; выяснить какой вред приносит неправильный уход за полостью рта; развивать навыки исследовательской работы; |
Литература: Internet, журналы «Начальная школа», детская энциклопедия, детская художественная литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....