Выступление на районной конференции по теме: Предшкольная подготовка "Готовлюсь к школе"
материал на тему
Выступление на районной конференции по теме: Предшкольная подготовка "Готовлюсь к школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rayonnoy_konferentsii.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУЧКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Выступление на районной конференции по теме : Предшкольная подготовка
« Готовлюсь к школе».
учитель начальных классов
Вишнякова Е.К.
Тучково
Заявка
Вишнякова
Елена
Константиновна
«Педагогика и методика начального образования»
МБОУ «Тучковская средняя общеобразовательная школа № 1»
Учитель начальных классов
8(903)146-56-29
Да
Предшкольная подготовка «Готовлюсь к школе»
МБОУ « ТСОШ №1
Вишнякова Е.К
МБОУ « Тучковская средняя общеобразовательная школа №1» г.п. Тучково
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский
Что такое предшкольное образование? Впервые понятие предшкольное образование прозвучало, когда министр образования и науки Андрей Андреевич Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования. Непонятный большей части населения термин породил путаницу: некоторые восприняли предшкольное образование как "нулевой" класс, кто-то посчитал, что министр говорил о дошкольном воспитании. « Главная цель предшкольной подготовки - выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы,» - отметил Андрей Фурсенко. И добавил: - «Но я не настаиваю на том, чтобы все делали именно так.» В основном предшкольная подготовка осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Однако сегодня много «неорганизованных» детей, поскольку предшкольное образование в нашей стране не носит обязательного характера и может быть лишь рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников. Всем понятно, что дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей к школе, но из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в начальную школу приходят дети с навыками чтения и счета, но при этом у 35–40% из них не развита мелкая моторика, у 60% – устная речь. У 70% первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки. Главная задача, которую должно решать предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активность и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой.
|
В последние годы в связи с ростом детского населения ощущается острая нехватка мест в детских дошкольных учреждениях. Необходимость открытия групп предшкольной подготовки на базе ОУ была обусловлена высоким процентом детей, не готовых к школьному обучению.
Поэтому родители ищут формы предшкольной подготовки за пределами детского сада – в школах и других образовательных учреждениях .
При поступлении в школы родители и учителя сталкиваются с рядом проблем:
- физические, психологические, интеллектуальные перегрузки первоклассников, вызванные слабым состоянием здоровья и недостаточностью общего развития, отсутствием знаний и умений, необходимых к первому классу;
- не сформированы социально-коммуникативные навыки, необходимые для успешного обучения на первой ступени;
- в силу национального состава населения языковые проблемы являются одним из препятствий к обучению.
В результате наблюдаются сложности с адаптацией, которые влияют на состояние здоровья, эмоциональное благополучие, успешность обучения первоклассников.
Все вышеперечисленное позволяет осознать актуальность проблемы качественной подготовки будущих первоклассников. Одним из путей решения этой проблемы в условиях школы мы видим создание групп предшкольной подготовки.
Предшкольное образование при школах оказывается привлекательным для родителей, так как подразумевает знакомство детей с будущим классным учителем, со школой и ее жизнью, обеспечивает мягкое вписывание в учебные программы, по которым предстоит заниматься ребенку.
На базе МБОУ «Тучковская средняя общеобразовательная школа №1» мы создали группу развития «Готовлюсь к школе». Программа направлена на всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной програм воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком.
- Организация работы ШБП «Готовлюсь к школе »
Приём детей осуществляется по заявлению родителей. Предшкольная подготовка организуется с ноября по май. Занятия проводятся 2дня в неделю, с 16 часов до 18.часов. Занятия ведет педагог начальных классов, которому предстоит в следующем учебном году работать с первоклассниками. Каждое занятие длится 30 минут. Перерыв между занятиями – 10 минут. В день проводится 3 занятия.
- Учебный план:
№ | Название учебного занятия | Всего часов |
1. |
| 30 |
2. |
| 30 |
3. |
| 30 |
Цель предшкольной подготовки – обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников, развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением ряда задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- расширение общего кругозора, обеспечение интеллектуальной готовности к школе;
- формирование и развитие социально-коммуникативных умений и навыков.
Особенности предшкольной подготовки:
По целям: развитие качеств, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса, успешности обучения в школе
По содержанию: не дублирование 1 класса, а подготовка к систематическому обучению.
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального социального развития, адаптации к школьному обучению.
По форме: опора на основной вид деятельности ребенка 5-6 лет игру
Задачи программы:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
- Формировать коммуникативные навыки, умение общаться;
- Развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
- Создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка;
- Осуществлять взаимодействие с родителями, ориентировать их на ценность
Организация предшкольной подготовки в школе, на наш взгляд, имеет ряд преимуществ:
- использование материальной базы образовательного учреждения;
- привлечение квалифицированных кадров;
- формирование детского коллектива, который в полном составе со своим учителем перейдет в первый класс;
- изменение социального окружения, социальной роли ребенка, возникновение чувства взрослости, осознание собственной значимости.
В связи с этим необходимо соблюдать определенные требования к организации процесса обучения.
- Знание и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Дифференциация и индивидуализация обучения путем использования разноуровневых заданий, преимущественная организация занятий в форме групповой, парной, индивидуальной работы.
- Отказ от типичных для школы форм и методов обучения (отметки, домашние задания, контрольные работы и т.д.)
- Так как ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая, игра – приоритетная форма организации и метод обучения.
- Создание условий для разнообразного учебного и внеучебного общения детей, так как в процессе общения со сверстниками происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.
Особенности образовательного процесса в группе предшкольной подготовки
- Сохранение самоценности дошкольного детства;
- Комплексность содержания предшкольного образование, его направленность на развитие разных сторон личности ребенка;
- Преобладание продуктивно-игровой деятельности детей;
- Выявление, учет и развитие индивидуальных способностей детей;
- Интеграция общего и дополнительного образования;
- Сохранение здоровья детей через использование здоровье сберегающие технологии.
Ожидаемые результаты:
- Подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика общеобразовательной школы; адаптация детей;
- Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку ребёнка к школе.
Эти условия способствуют эффективному достижению педагогических целей, а также созданию благоприятного эмоционального психологического климата, способствующего раскрытию способностей, развитию личности ребенка.
Общие результаты работы позволяют сделать вывод о целесообразности и эффективности предшкольного образования.
Успехов Вам, педагоги , в воспитании и подготовке детей к школе!
Пусть период дошкольного детства пройдёт у ребёнка без лишних стрессов и разочарований!
Любите наших замечательных дошколят, которые совсем скоро пойдут по лесенке знаний, оставив на первых ступенях две первые буквы слова Дошкольник и превратившись в Школьника!
Будьте заботливы, внимательны, терпеливы к маленькому ученику — и у него всё получится!
Список использованной литературы:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- 2 изд., Мозаика-Синтез, 2011 г.
2. Планирование внеучебной деятельности детей в режиме дня. Подготовительная к школе группа. Уч.- мет. Пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2011 г.
3. Концепция предшкольного образования в образовательной системе «Школа 2100» -http://www.school2100.ru/
4. Организационные формы предшкольного образования: Инновационная образовательная сеть «Эврика» - http://www.eurekanet.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районной конференции "Эффективные формы и методы работы в рамках предмета « Основы православной культуры» в начальной школе".
Опыт работы по программе Л. Шевченко " Основы православной культуры"...
Презентация к выступлению на районной конференции
Презентация к выступлению на районной конференции "Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании учащихся как технологическая основа ФГОС" на тему "Использование системно-деятельностного подх...
"Учитель-ученик-родители" - особенности взаимодействия" - презентация выступления на районной конференции
Презентация выступления...
Выступление на августовской конференции на тему: Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами проблемного обучения
Из опыта учителя начальных классов МБОУ «Средней школы №9» ЕМР РТ Соловьевой Ирины ИвановныФормирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами пробл...
выступление на районной конференции
2017 год - год экологии....
Выступление на районной конференции «Использование педагогического наследия К.Д. Ушинского в современной начальной школе на уроках литературного чтения»»
Выступление на районной конференции...
Выступление на районной конференции
Доклад по теме «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ»...