Выступление на районной конференции по теме: Предшкольная подготовка "Готовлюсь к школе"
материал на тему

Вишнякова Елена Константиновна

Выступление на районной конференции по теме: Предшкольная подготовка "Готовлюсь к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rayonnoy_konferentsii.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУЧКОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Выступление на районной конференции по теме : Предшкольная подготовка

 « Готовлюсь к школе».

учитель начальных классов

Вишнякова Е.К.

Тучково

Заявка

Вишнякова

Елена

Константиновна

«Педагогика и методика начального образования»

МБОУ «Тучковская средняя общеобразовательная школа № 1»

Учитель начальных классов

8(903)146-56-29

Да

Предшкольная подготовка «Готовлюсь к школе»

  МБОУ « ТСОШ №1

Вишнякова Е.К

МБОУ « Тучковская средняя общеобразовательная школа №1» г.п. Тучково

                                                                           

     «Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества».

В. А. Сухомлинский

Что такое предшкольное образование?

Впервые понятие предшкольное образование прозвучало, когда министр образования и науки Андрей Андреевич Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования.

Непонятный большей части населения термин породил путаницу: некоторые восприняли предшкольное образование как "нулевой" класс, кто-то посчитал, что министр говорил о дошкольном воспитании.

« Главная цель предшкольной подготовки - выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы,» - отметил Андрей Фурсенко. И добавил: - «Но я не настаиваю на том, чтобы все делали именно так.»

    В основном предшкольная  подготовка осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Однако сегодня много «неорганизованных» детей, поскольку предшкольное образование в нашей стране не носит обязательного характера и может быть лишь рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников.

     Всем понятно, что дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей к школе, но  из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в начальную школу приходят дети с навыками чтения и счета, но при этом у 35–40% из них не развита мелкая моторика, у 60% – устная речь. У 70% первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки.  Главная задача, которую должно решать предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активность и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний.

    Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой.

 

В последние годы в связи с ростом детского населения ощущается острая нехватка мест в детских дошкольных учреждениях. Необходимость открытия групп  предшкольной подготовки на базе  ОУ была обусловлена высоким процентом детей, не готовых к школьному обучению.

Поэтому родители ищут формы предшкольной подготовки за пределами детского    сада – в школах и других образовательных учреждениях .

При  поступлении в школы родители и учителя сталкиваются с рядом проблем:

  • физические, психологические, интеллектуальные перегрузки первоклассников,   вызванные слабым состоянием здоровья и недостаточностью общего развития, отсутствием знаний и умений, необходимых к первому классу;
  • не сформированы социально-коммуникативные навыки, необходимые для успешного обучения на первой ступени;
  • в силу национального состава населения языковые проблемы являются одним из препятствий к обучению.

В результате наблюдаются сложности с адаптацией, которые влияют на состояние         здоровья, эмоциональное благополучие, успешность обучения первоклассников.

Все вышеперечисленное позволяет осознать актуальность проблемы качественной подготовки будущих первоклассников. Одним из путей решения этой проблемы в условиях школы мы видим  создание групп предшкольной подготовки.

Предшкольное образование при школах оказывается привлекательным для родителей, так как подразумевает знакомство детей с будущим классным учителем, со школой и ее жизнью, обеспечивает мягкое вписывание в учебные программы, по которым предстоит заниматься ребенку.

    На базе МБОУ «Тучковская средняя общеобразовательная школа №1» мы создали группу  развития «Готовлюсь к школе». Программа направлена на всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной програм воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком.

  1. Организация работы ШБП «Готовлюсь к школе »

Приём детей осуществляется по заявлению родителей. Предшкольная подготовка организуется с ноября по май. Занятия проводятся  2дня в неделю, с 16 часов до 18.часов. Занятия ведет  педагог начальных классов, которому  предстоит в следующем учебном году работать с первоклассниками. Каждое занятие длится 30 минут. Перерыв между занятиями – 10 минут. В день проводится  3 занятия.

  1. Учебный план:

Название учебного занятия

Всего часов

1.

  • «АБВГДейка»–подготовка  к обучению чтению, письму и развитию речи и творческого мышления.

30

2.

  • «Математические ступеньки» -формирование математических представлений, развитие умения наблюдать ,сравнивать, классифицировать.

30

3.

  • «Художественное конструирование»- включение детей в трудовую деятельность,направленную на развитие творческих способностей и развитие моторики руки.

30

Цель предшкольной подготовки – обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников, развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением ряда задач:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • расширение общего кругозора, обеспечение интеллектуальной готовности к школе;
  • формирование и развитие социально-коммуникативных умений и навыков.

Особенности предшкольной подготовки:

По целям: развитие качеств, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса, успешности обучения в школе

По содержанию: не дублирование 1 класса, а подготовка к систематическому обучению.         

Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального  социального развития, адаптации к школьному обучению.

По форме: опора на основной вид деятельности ребенка 5-6 лет игру

Задачи программы:

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
  • Формировать коммуникативные навыки, умение общаться;
  • Развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
  • Создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка;
  • Осуществлять взаимодействие с родителями, ориентировать их на ценность

Организация предшкольной подготовки в школе, на наш взгляд, имеет ряд преимуществ:

  • использование материальной базы образовательного учреждения;
  • привлечение квалифицированных кадров;
  • формирование детского коллектива, который в полном составе со своим учителем перейдет в первый класс;
  • изменение социального окружения, социальной роли ребенка, возникновение чувства взрослости, осознание собственной значимости.

В связи с этим необходимо соблюдать определенные требования к организации процесса обучения.

  • Знание и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • Дифференциация и индивидуализация обучения путем использования разноуровневых заданий, преимущественная организация занятий в форме групповой, парной, индивидуальной работы.
  • Отказ от типичных для школы форм и методов обучения (отметки, домашние задания, контрольные работы и т.д.)
  •  Так как ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая, игра – приоритетная форма организации и метод обучения.
  • Создание условий для разнообразного учебного и внеучебного общения детей, так как в процессе общения со сверстниками происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.

Особенности образовательного процесса в группе предшкольной подготовки 

  • Сохранение самоценности дошкольного детства;
  • Комплексность содержания предшкольного образование, его направленность на развитие разных сторон личности ребенка;
  • Преобладание продуктивно-игровой деятельности детей;
  • Выявление, учет и развитие индивидуальных способностей детей;
  • Интеграция общего и дополнительного образования;
  • Сохранение здоровья детей через использование здоровье сберегающие технологии.

Ожидаемые результаты:

  • Подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика общеобразовательной школы; адаптация детей;
  • Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку ребёнка к школе.

Эти условия способствуют эффективному достижению педагогических целей, а также созданию благоприятного эмоционального психологического климата, способствующего раскрытию способностей, развитию личности ребенка.  

Общие результаты работы позволяют сделать вывод о целесообразности и эффективности предшкольного образования.

Успехов Вам, педагоги , в воспитании и подготовке детей к школе!

Пусть период дошкольного детства пройдёт у ребёнка без лишних стрессов и разочарований!

Любите наших замечательных дошколят, которые совсем скоро пойдут по лесенке знаний, оставив на первых ступенях две первые буквы слова Дошкольник и превратившись в Школьника!

Будьте заботливы, внимательны, терпеливы к маленькому ученику — и у него всё получится!

Список использованной литературы:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- 2 изд., Мозаика-Синтез, 2011 г.

2. Планирование внеучебной деятельности детей в режиме дня. Подготовительная к школе группа. Уч.- мет. Пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2011 г.

3. Концепция предшкольного образования в образовательной системе «Школа 2100» -http://www.school2100.ru/

4. Организационные формы предшкольного образования: Инновационная образовательная сеть «Эврика» - http://www.eurekanet.ru/

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на районной конференции

Презентация к выступлению на районной конференции "Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании учащихся как технологическая основа ФГОС" на тему "Использование системно-деятельностного подх...

Выступление на августовской конференции на тему: Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами проблемного обучения

Из опыта учителя начальных классов  МБОУ «Средней школы №9» ЕМР РТ Соловьевой Ирины ИвановныФормирование познавательных УУД  на уроках русского языка  в начальной школе средствами пробл...

Выступление на районной конференции

Доклад по теме «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ»...