Внеурочная деятельность
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – «36 занятий для будущих отличников» для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_rps.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Развитие познавательных способностей»

для 1 класса

Составила:

 Махинова Елена Владимировна.

Пояснительная записка

        Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – «36 занятий для будущих отличников» для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС).

        На изучение курса по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» (РПС) «36 занятий для будущих отличников» в 1 классе отводится:

– количество часов  – 34;

– количество часов в неделю – 2.

        Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребѐнка.

        В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребѐнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

        Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

        Курс «РПС» (Развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы.

        Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребѐнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.

        В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

1. Развитие познавательных способностей младших школьников.

2. Развитие творческих способностей младших школьников.

3. Расширение кругозора учащихся.

4. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.

5. Формирование стремления учащихся к личностному росту.

        Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий,

сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

        Курс «РПС» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 34 занятия и предназначен для работы в любой системе начального образования.

        Содержание курса: интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждѐнной коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учѐбе.

        Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «РПС»:

 Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребѐнка.

 Безотметочная система обучения

 Обогащение окружающей ребѐнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.

 Поощрение высказывания оригинальных идей.

 Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.

 Использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.

 Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. Ожидаемые результаты

 Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

 Воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;

 Воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

 Развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

        К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:

 Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.

 Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

 Находить принцип группировки предметов, давать обобщѐнное название данным предметам.

 Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)

 Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своѐ мнение;

 Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

 Называть положительные и отрицательные качества характера.

 Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.

 Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.

 Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.

 Пользоваться приѐмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлѐнный предмет, используя жесты, мимику и другие актѐрские способности.

 Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.

 Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.

 Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;

 Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.

 Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;

 Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

 Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

 Высказывать своѐ отношение к происходящему, делиться впечатлениями.

        Универсальные учебные действия

        Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнѐра, уважать своѐ и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорѐнности

        Регулятивные УУД: умение классификацировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.

        Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

        Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

        Формирование рефлексии.

        Учѐт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.
        
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса «РПС»

        Книгопечатная продукция

1. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам.Курс «РПС» для массовой школы).

2. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2011.

3. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах.

Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).

5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

6. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).

7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

        Технические средства

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2. Компьютер

3. Мультимедийный проектор.

4. Интерактивная доска.

ПРОГРАММА 1 класс (34 часа)

п/п

ТЕМА

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

Познавательный аспект

Развивающий аспект

1

Первый раз в первый

класс

Значение обучения.

Правила поведения в

школе. Офицерская

линейка, варианты еѐ

использования

Развитие внимания,

слуховой памяти,

мышления, воображения,

фантазии, речи, рефлексии

2

Работа над ошибками

Смысл понятия«работа над

ошибками»

Развитие внимания,

быстроты реакции,

логического мышления,

рефлексии

3

Задания трѐх поросят

Содержание сказки «Три

поросѐнка»

Развитие внимания,

мышления, слуховой

памяти, воображения,

рефлексии

4

Здравствуй, осень!

Три периода осени:

ранняя осень, середина

осени, поздняя осень.

Осенние явления природы

Развитие внимания, памяти,

мышления, воображения,

рефлексии

5

Играем в «ромашку»

Правила игры в

«ромашку». Как

инсценировать короткие

диалоги

Развитие внимания,

мышления, быстроты

реакции, воображения,

артистических

способностей, рефлексии

6

По страницам русской

народной сказки «Волк и

семеро козлят»

Содержание русской

народной сказки «Волк и

семеро козлят». Варианты

окончания сказки.

Головоломка «танграм»

Развитие внимания,

мышления, слуховой

памяти, воображения,

конструкторских

способностей, рефлексии

7

Рисуем яблоньку

Как инсценировать

ситуацию с помощью

жестов и мимики

Развитие внимания,

мышления, слуховой

памяти, фонематического

слуха, артистических

способностей, рефлексии

8

Геометрический магазин

Геометрические фигуры:

треугольник, квадрат,

прямоугольник,

четырѐхугольник, круг,

ромб, их особенности

Развитие внимания,

логического мышления,

ориентации в пространстве,

зрительной памяти,

сенсорных способностей,

рефлексии

9

По страницам русской

народной сказки «Маша

и медведь»

Содержание русской

народной сказки «Маша и

медведь». Как

инсценировать фрагмент

сказки

Развитие внимания,

зрительной памяти,

мышления, конструкторских

способностей,

артистических

способностей, рефлексии

10

Хлеб-батюшка

Ценность хлеба,

трудоѐмкость его

производства

Развитие внимания,

мышления, слуховой

памяти, воображения,

рефлексии

11

Шкатулка с сюрпризом

Игра «Устами младенца»

Развитие внимания,

логического мышления,

воображения, речи,

быстроты реакции,

рефлексии

12

На грибной полянке

Распространѐнные грибы:

боровик, подберѐзовик,

подосиновик, опята,

лисички, мухомор, их

особенности. Основное

правило грибника

Развитие

внимания, мышления,

зрительной памяти,

ориентации в пространстве,

воображения, фантазии,

речи, рефлексии

13

В гостях у Знайки

Знайка – герой книги

Н.Носова «Приключения

Незнайки и его друзей»

Развитие внимания,

быстроты реакции,

мышления, зрительной

памяти, воображения,

чувства рифмы, рефлексии

14

Читаем письма

Краткое содержание

популярных

произведений, их главные

герои: Аладдин, Балда,

Винни-Пух, Щелкунчик,

барон Мюнхгаузен

Развитие внимания,

мышления, воображения,

фантазии, рефлексии

15

Наряжаем ѐлочку

Традиционные ѐлочные

украшения

Развитие внимания,

зрительной памяти,

мышления, конструкторских

способностей, воображения,

чувства рифмы, рефлексии

16

«Прикольные задания»

Что такое «имя-

перевѐртыш», «сказка-

«винегрет»». Как

изобразить портрет

несуществующего

человека

Развитие внимания,

слуховой памяти,

мышления, в том числе

нестандартного,

воображения, рефлексии

17

И снова «прикольные

задания»

Шуточное описание

сказочного героя. Как

изобразить портрет

несуществующего

человека

Развитие внимания,

слуховой памяти,

логического мышления, в

том числе нестандартного,

ориентации в пространстве,

воображения, рефлексии

18

Домашние животные

Роль домашних животных

в жизни человека

Развитие внимания,

мышления, зрительной и

слуховой памяти,

воображения, расширение

словарного запаса,

рефлексии

19

Цепочка занимательных

заданий

Развитие внимания,

слуховой памяти,

логического мышления, в

том числе нестандартного,

ориентации в пространстве, воображения, рефлексии

20

О звѐздах

Солнце – звезда

Солнечной системы.

Количество звѐзд во

Вселенной. Метеоры и

метеориты

Развитие внимания,

мышления, памяти,

ориентации в пространстве,

воображения, фантазии,

рефлексии

21

Дорогою добра

Смысл понятий «добро» и

«зло» на примере

литературных

произведений. Качества

характера,

символизирующие добро

Развитие внимания, памяти,

мышления, речи, рефлексии

22

Быть здоровым

Основные составляющие

здорового образа жизни.

Рассказ от лица

неодушевлѐнного

предмета

Развитие внимания,

мышления, памяти,

ориентации в пространстве,

воображения, фантазии,

речи, рефлексии

23

Незнайкин экзамен

Развитие внимания,

быстроты реакции,

логического мышления,

воображения, зрительной  

памяти, конструкторских

способностей, рефлексии

24

Коллекция головоломок

от Незнайки

Развитие внимания,

быстроты реакции,

логического мышления,

смысловой и зрительной

памяти, воображения,

чувства ритма и рифмы,

рефлексии

25

По страницам книги

Эдуарда Успенского

«Дядя Фѐдор, пѐс и кот»

Э.Успенский и его книги.

Герои произведения

«Дядя Фѐдор, пѐс и кот»

Развитие внимания,

быстроты реакции,

смысловой памяти,

мышления, воображения,

рефлексии

26

Знаменитые малыши.

Дюймовочка.

Дюймовочка – героиня

сказки Г.-Х.Андерсена.

Происхождение имени

Дюймовочка. Краткое

содержание сказки

Развитие внимания,

ориентации в пространстве,

мышления, воображения,

фантазии, речи, рефлексии

27

Букет для Русалочки

Краткое содержание

сказки Г.-Х.Андерсена

«Русалочка». Водоѐмы.

Морские обитатели

Развитие внимания,

слуховой и образной памяти,

нестандартного мышления

28

Спичечное ассорти

Значение слова «ассорти»

Развитие внимания,

мышления, зрительной

памяти, рефлексии

29

Словесные забавы

Разнообразие игр со

словами

Развитие внимания,

нестандартного мышления,

конструкторских

способностей, рефлексии

30

«Говорящие»

головоломки

Разнообразие

головоломок

Развитие внимания,

мышления, памяти,

воображения, рефлексии

31

Ловим рыбку

Атрибуты рыбалки.

Особенности рыбалки как

вида отдыха

Развитие внимания,

мышления, памяти,

воображения, речи,

рефлексии

32

Рыбалка продолжается

Особенности рыбалки как

вида отдыха

Развитие внимания,

мышления, ориентации в

пространстве, смысловой

памяти, чувства ритма и

рифмы, расширение

словарного запаса,

рефлексии

33

Загадалки

Разнообразие игр на

основе загадок

Развитие внимания,

мышления, воображения,

чувства рифмы, рефлексии

34

Пернатые друзья

Интересные сведения из

жизни птиц: соловей,

синица, попугай

Развитие внимания,

мышления, в том числе

нестандартного, памяти,

воображения, рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....