Начало изучения нотной грамоты
статья (4 класс) по теме
Слово "звук" определяет два понятия: первое - звук как физическое явление; второе - звук как ощущение.
1) При вибрации какого-либо упругого тела, например, струны, в окружающем его воздухе возникают колебания давления, которые распространяются в пространстве, благодаря упругим свойствам воздуха.
Эти колебания называются звуковыми волнами. Они распространяются от источника звука по всем направлениям (то есть, каждая отдельная волна представляет собой быстро расширяющуюся сферу повышенного или пониженного давления).
2) Звуковые волны улавливаются слуховым органом и вызывают в нем раздражение, которое передается по нервной системе в головной мозг, создавая ощущение звука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalo_notnoy_gramoty.docx | 102.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ФИЗИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЗВУКА
Слово "звук" определяет два понятия: первое - звук как физическое явление; второе - звук как ощущение.
1) При вибрации какого-либо упругого тела, например, струны, в окружающем его воздухе возникают колебания давления, которые распространяются в пространстве, благодаря упругим свойствам воздуха.
Эти колебания называются звуковыми волнами. Они распространяются от источника звука по всем направлениям (то есть, каждая отдельная волна представляет собой быстро расширяющуюся сферу повышенного или пониженного давления).
2) Звуковые волны улавливаются слуховым органом и вызывают в нем раздражение, которое передается по нервной системе в головной мозг, создавая ощущение звука.
СВОЙСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА
Физический характер музыкального звука определяется несколькими свойствами; в их число входят: ВЫСОТА, ГРОМКОСТЬ и ТЕМБР.
Кроме того, в музыке имеет большое значение длительность звука. Теперь рассмотрим каждое свойство музыкального звука в отдельности.
Высота звука определяется частотой колебаний вибрирующего тела. Чем чаще колебания, тем выше звук, и наоборот.
Громкость звука определяется энергией колебательных движений, то есть амплитудой колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот:
ТЕМБРОМ называется качественная сторона звука, его окраска. Для определения особенностей тембра в музыкальной среде применяются слова из области ощущений, термины-метафоры, например, говорят: звук мягкий, резкий, густой, звенящий, певучий и т. п. Каждый инструмент или человеческий голос обладает характерным для него тембром, и даже один инструмент способен издавать звук различной окраски.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА - продолжительность колебаний источника звука. Если звучит упругое тело, предоставленное собственной инерции (например, струна), то длительность звучания пропорциональна амплитуде колебаний в начале звучания.
ЧАСТИЧНЫЕ ТОНЫ. НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД
Звуковая волна на практике всегда имеет довольно сложную форму, часто далеко не походящую на математическую синусоиду. Происходит это вследствие того, что колеблющееся тело (струна), вибрируя, преломляется в равных частях. Эти части производят самостоятельные колебания в общем процессе вибрации тела и образуют дополнительные волны, соответствующие их длине. Дополнительные (простые) колебания и вызывают образование частичных тонов. Высота частичных тонов различна, так как скорость колебания волн, от которых они образуются, не одинакова.
Например, если бы струна воспроизводила только основной тон, то форма ее волны соответствовала бы следующему графическому изображению:
Длина волны второго частичного тона, образующейся от половины струны, B два раза короче волны основного тона, а частота колебаний ее в два раза скорее и т. д.:
Если принять за единицу число колебаний первого звука (основного тона) струны, то числа колебаний частичных тонов выразятся рядом простых чисел:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 и т. д.
Такой ряд звуков называется натуральным звукорядом.
Приняв за основной тон звук до большой октавы, мы можем построить ряд звуков с частотами, соответствующими этой закономерности:
Столь сложная структура звучания простой одиночной струны не воспринимается нами сознательно, потому что подобное строение имеют, в принципе, все звуки, с которыми мы имеем дело в своей жизни; а также потому, что громкости, амплитуды этих призвуков чаще всего на несколько порядков меньше, чем амплитуда главной, основной частоты струны.
МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА. ЗВУКОРЯД. ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ И ИХ НАЗВАНИЯ. ОКТАВЫ
Музыкальная система, положенная в основу современной музыкальной практики, представляет собой ряд звуков, находящихся между собой в определенных высотных взаимоотношениях. Расположение звуков системы по высоте называется звукорядом, а каждый звук - его ступенью. Полный звукоряд музыкальной системы включает в себя почти сотню звуков. Частоты этих звуков, от самых низких до самых высоких, заключены в пределы от 15-20 до 5000-6000 колебаний в секунду. Это те звуки, высоту которых способно различить человеческое ухо. Границы эти достаточно условны и сильно зависят от индивидуальных свойств слушающего и от тембра звука.
Основным ступеням звукоряда музыкальной системы присвоено семь самостоятельных названий:
до, ре, ми, фа, соль, ля, си
do, re, mi, fa, sol, la, si
Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах:
Семь названий основных ступеней периодически повторяются в звукоряде и таким образом охватывают собой звуки всех основных ступеней, по всей длине частотной шкалы.
Это связано с тем, что каждый восьмой звук, считая вверх (не используя черных клавиш), образуется от удвоения частоты колебаний первого звука. Следовательно, он соответствует второму частичному тону первого (исходного) звука и поэтому практически с ним сливается по ощущениям слушателя.
Расстояние между звуками одинаковых ступеней называется октавой. Таким образом, весь звукоряд можно разделить на октавные участки. Началом октавы принято считать звук "до".
Ниже приводится схема звукоряда музыкальной системы, изображенного в виде клавиатуры с делением на октавы:
Нота, длительности и их обозначения
(начертания), нотный стан
Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).
Думаю, ноты все Вы видели и знаете, что они обозначаются кружочками, к некоторым добавляются палочки и другие детали. Давайте вкратце рассмотрим традиции.
Нотный знак представляет собой кружок - пустой или затушеванный.
Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибавляются вертикальные палочки, которые называются "штилями", "хвосты" и "ребра" - прямые линии для связывания коротких длительностей в группы.
Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце). состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться.
Ноты пишутся на нотном стане - на линиях и между линиями, то есть в промежутках:
над и под линейками, а также (когда ноты слишком высоки или низки) - на коротких добавочных линейках, которые пририсовываются снизу или сверху к нотному стану.
Счет добавочных линеек ведется: верхних - вверх от первой добавочной линии, а нижних - вниз.
Названия длительности звуков и их обозначения нотами
Целая нота - незаштрихованный кружочек (овал), половинная - то же самое, но добавлен штиль, четвертная - как и половинная, но овал уже заштрихован, восьмая - как предыдущая, с добавлением хвостика или ребра (если ноты сгруппированы), шестнадцатая - та же восьмая, но ее хвостик (или ребро) изображается сдвоенным. Далее, по тому же принципу, пишутся более мелкие длительности: тридцатьвторые, шестьдесятчетвертые... см. рисунок.
Если штиль у ноты направлен вверх, то должен рисоваться, начиная от правой стороны ее головки, а если вниз - то начиная от левой стороны. Хвостики всегда начинаются от конца штиля и направлены в сторону головки ноты, при этом их должно "относить ветром" вправо от линии штиля.
Ребра имеют тот же смысл, что и хвостики, и применяются для смыслового и логического объединения коротких нот в группы, чтобы не загромождать запись многочисленными закорючками и облегчить беглое чтение нот.
Если на нотоносце записана одноголосная мелодия (то есть нет таких моментов, когда одновременно звучат несколько нот), то штили направлены вверх для всех нот, находящихся ниже средней линейки, и, наоборот, вниз - для всех, которые выше середины. Это принято ради того, чтобы нотоносец с мелодией выглядел в партитуре компактнее. У ноты на самой средней линейке нотоносца штиль может быть направлен как вверх, так и вниз, но, по неписаной традиции, чаще все-таки вниз.
Ноты могут объединяться в группы
Если на нотном стане размещается сразу две мелодических линии, тогда штили направляются уже независимо от положения нот: у верхней мелодии всегда вверх, а у нижней - вниз. Это делается для того, чтобы Вы могли читать каждую из мелодий отдельно, не путаясь глазами в сплетениях нот.
При соединении в группы нот разной высоты выбирается такое положение штилей и ребер, при котором окажутся "удовлетворены" большинство нот группы.
КЛЮЧИ
За каждой линией нотного стана условно закрепляется определенная высота звука. Но поскольку в мире много разных инструментов, которые играют слишком разных высотных областях, то в музыке употребляются несколько различных "точек отсчета" высоты. Это делается с помощью условного знака, который называется ключом.
Ключ ставится в начале нотного стана так, чтобы линия, от которой ведется отсчет в этом ключе, пересекала ключ в его узловой точке.
Ключ закрепляет за нотой, стоящей на этой линии, совершенно точную высоту (частоту звука и его название), от которой можно получить высоты и названия всех остальных звуков на нотном стане.
Исторически имело распространение около десятка разных ключей, из-за чего освоение нотной грамоты было довольно трудоемким делом. В настоящее время употребляются только два различных ключа; и еще два - только в специфических ситуациях.
Скрипичный (ключ Соль). Он обозначает на второй линии высоту звука соль первой октавы. Узловая точка ключа находится в центре его спирали, то есть, он должен как бы "наматываться" на вторую линию нотоносца.
Басовый (ключ Фа). Обозначает на четвертой линии высоту звука фа малой октавы. Две жирных точки, входящие в его изображение, должны охватывать четвертую линию.
Это и есть два наиболее употребительных ключа. Для написания нот для некоторых инструментов в применении остаются еще два ключа, вернее, один, но в двух вариантах.
Ключ До двух видов: альтовый и теноровый:
Альтовый ключ обозначает высоту звука до первой октавы на третьей линии, а теноровый - устанавливает тот же самый звук на четвертую линию.
Альтовый ключ применяется для альта и тромбона. Теноровый ключ - для виолончели, фагота и тромбона. Его узловая точка прекрасно видна - это центр его симметрии.
Ранее ключ "До" употреблялся и других видов. В тex случаях, когда он ставился на первой линии, его называли - сопрановым, на второй - меццо-сопрановым, на пятой - баритоновым. Такие ключи применялись главным образом в вокальной музыке, поэтому их названия соответствуют диапазонам (диапазон - это объем. Диапазон голоса означает объем доступных для данного голоса звуков, от самого низкого до предельно высокого) человеческого голоса. Например, женскому голосу "сопрано" действительно наиболее удобен для пения тот самый диапазон, который размещается на нотоносце без изобилия добавочных линеек - в сопрановом ключе.
В нотном письме пользуются различными ключами для того, чтобы избежать большого количества добавочных линий; это облегчает чтение нот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
изучение нотной грамоты
материал для изучения нотной грамоты в начальной школе...
Методическая разработка. Тест "Нотная грамота". 1 класс.
Данный тест проверяет качество понимания материала.Система оценки: учебная деятельность в 1 классе не оценивается в баллах.Тест для 1 класс можно разделить на части.При раздаче заданий исп...
"Игровая ситуация в разделе нотная грамота" для учащихся 1-х классов. Ягудина Н.А. (ГБОУ гимназия №209 "Павловская гимназия" Санкт-Петербург.
Игровая форма с учащимися 1-х классов на тему "Средства музыкальной выразительности"....
Реферат "Нотная грамота"
Цель исследования: обобщить материал из истории возникновения нотной грамоты....
Изучение нотной грамоты
данную презентацию разработала в помощь при изучении нотной грамоты для 1 класса...
Статья "Освоение элементарной нотной грамоты в хоровом кружке с детьми младшего школьного возраста"
Статья из научного издания "Музыка и образование в современном мире" - сборник научных статей международного симпозиума, вышедший в издательстве ПГУ (Пензенского государственного университет...
Игровое пособие для изучения нотной грамоты
Данный материал позволяет в игровой форме изучать основы нотной грамоты. При помощи музыкальных ребусов дети запоминают расположение нот на нотном стане. Можно использовать для закрепления и проверки ...