Эссе
материал по теме
Предварительный просмотр:
Окружающий нас мир очень непрост:
одновременно враждебен и добр, ярок и чёрно – бел…
Этот мир дарит нам радость и горе, удачи и поражения…
Важно, чтобы ребенок был готов к встрече с ним.
Как же трудно сейчас школе! Единомышленников немного. В стране и в мире кризис. Коррупция. Братья во Христе Украина и Россия лишь недавно заключили перемирие по газу. Цены ползут вверх. ЖКХ – бомба замедленного действия. Безработица. Заводы стоят. Дети развращаются телевидением и всем, что вокруг. Русский язык искажен…Что делать со школой?!. Мысли… Мысли….
В нашем деревенском храме идет Рождественская служба. Отец Владимир призывает к любви. Тепло от этих слов. В толпе прихожан я замечаю лица своих учеников. Какие это совершенные люди – дети. Любуюсь ими, гляжу на них. Созерцаю. Дети ждут, ждут… Счастья, чуда, изумления. А в этом мире много зла, жестокости. Как защитить детей от фальши, грубости, пошлости? Только любовью.
Только труд любви дает человеку настоящее удовлетворение, настоящее счастье, хотя всегда сопряжен с отвержением себя. Ребенок наделен этой любовью в полной мере. Никто не умеет так беззаветно любить, как маленькие дети. Мы, педагоги, знаем, что каждый ребенок умеет любить другого не за что-то, а просто так. Просто потому, что он, другой, есть. И что происходит с этим даром любви, когда ребенок вырастает? Делаем ли мы что-нибудь, чтобы ребенок сохранил этот дар? Или мы занимаемся методиками, технологиями, развитием, личностным ростом, компетентностью, модернизацией и проч. Я не против новых технологий. Но в некоторых современных методиках происходит вымывание человеческого начала, а с этим происходит разрушение системы духовных координат. Для большинства семей немаловажно, каково будет вхождение ребенка в русскую грамоту, посредством какой методики, поскольку любая методика так или иначе влияет на нравственность, на душу ребенка, тем более постижение родного слова, так как через слово ребенок познает все остальные науки, через слово входит в мир отечественной культуры и истории.
Да, правы те, кто говорит, что ребенка необходимо включать в процесс познания, он должен переживать то, что он делает. Нельзя, допускать, чтобы дети не понимали смысла урока, который им преподают; когда они решают арифметические задачи, не отдавая себе отчета в вычислениях; когда на непонятном для них языке толкуют им о географии или других науках.
Встречаются учителя, которые забывают аксиому: спеши медленно. В нетерпении своем они идут вперед, как невольники буквы, хотя ученики и не могут за ними следовать; наконец, они и сами становятся машинами, рутина вполне овладевает ими, а школа обращается в обитель скуки для детей, тогда как важнее всего было бы стремиться к тому, чтобы дети полюбили школу.
И как могут юные сердца, полные одушевления, жаждущие совершенствования, находить удовольствие в классе, где недостает ума, который потушен мертвым словом? Читать, писать, считать - все для них уподобляется работе автомата. Само собою, разумеется, что подобное обучение не готовит к действительной жизни. Чего может ожидать общество от подобных машин? Машин без рассудка, без нравственных достоинств, без убеждения. Учителю ни в коем случае не следует обращаться со своими учениками, как с машинами, в которых только заводят пружины. Дети воспитываются не для школы, а для действительной жизни. Мы должны помнить, что теплота производит теплоту, жизнь дает жизнь, и то, что идет от сердца, доходит до сердца. Тогда учитель не будет слепо придерживаться тетради или книги. Учение своё он будет всегда иметь в голове. Он усвоит себе тот способ обучения, в котором мысль соединяется с жизнью, и в передаче детям познаний не встретит для себя особых затруднений в той или другой методике. Такой способ обучения должен доставлять удовольствие детям: он возбудит в них собственный интерес к знаниям. Они не станут довольствоваться только тем, чтобы следить за учителем, а захотят работать самостоятельно. Добиться успеха необходимо самому, тогда этот успех будет особенно ценен и дорог.
Надо стараться сделать из ребенка не ремесленника, который действует по шаблонам, а стремиться создать из него мастера, который, проявляя творчество, фантазию и выдумку, создает нечто новое, неповторимое, то есть - Свое. И тогда ученики с радостью станут посещать школу, потому что всякий раз в ней ожидает их любящий учитель, в котором они обретают друга, руководителя и наставника, и пред ними распахнется волшебный мир открытий, мир чуда и красоты, любви и гармонии. И верится, что они захотят изменить что-то в этой жизни. Сумеют сказать нет тому, что разрушает их душу и любовь.
Пожалуй, кроме скуки, пустоты и бессмысленности в нашей жизни есть все: бури и затишья, раздоры и примирения; великие страсти и маленькие сокровенные тайны; нескончаемая, сводящая с ума, суета дня и утешительное откровение.
Дети должны уметь радоваться малому и большому.
Зачем им это?
А зачем облака на небе, деревья и цветы, реки и озера, красота земная – зачем она?
А затем, что всё это и мы - творения Божии - разноликая, удивительно многообразная и прекрасная в своей непостижимости, Жизнь. Жизнь, согретая Великой Любовью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе
Рассвет. Здравствуй новый день! Спешу в Родную МОУ "первомайская СОШ" к своим незнайкам и почемучкам. Ждут меня там двадцать пять упрямых пытливых ребят. Они непокорны, как горные реки, капризны, бесс...
Мое педагогическое эссе.
Размышление о том, почему я много лет работаю учителем самых маленьких жителей "школьной страны"....
Эссе
Моё педагогическое кредо...
Эссе «Новые информационные технологии в обучении»
Эссе «Новые информационные технологии в обучении». В работе отражается взгляд педагога на данную проблему....
Эссе "Счастливый дар-учить детей"
Эссе "Счастливый дар-учить детей". ...Есть на земле немало достойных профессий, но педагогами становятся по особому призванию и велению сердца те, кто изо дня в день дарит тепло своей души и отдает се...
Эссе "Дар души" Моя педагогическая философия
Эссе "Дар души"...