"Правила поведения в школе"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Гришаева Екатерина Александровна, учитель начальных классов
Технологическая карта урока «Правила поведения в школе»
1. Общая часть | |||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 «В» |
Тема урока | «Правила поведения в школе» | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Учить определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим). Учить делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него. Учить договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций. | Познавательные 1. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица). 2. Сопоставлять, сравнивать, анализировать и оценивать ситуации и тексты из различных источников, чтобы разбираться и понимать, как нужно выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе и дома, во внеучебных видах деятельности. 3. Строить речевое высказывание в устной форме. 4. Делать выводы на основе анализа объектов. 5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. 6. Обобщать и классифицировать. Регулятивные 1. Определять цель деятельности на уроке. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Принимать и сохранять учебную задачу. 4. Планировать свои действия. 5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения. | 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. | |
Цель урока | Использовать знание норм и требований школьной жизни, ориентироваться в их разнообразии, чтобы понимать, как пользоваться правами и выполнять обязанности ученика. Обсуждать и анализировать правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Различать формы поведения, допустимые и недопустимые в школе и в других общественных местах. | ||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Правила поведения, школьное общество, права и обязанности школьников. | ||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Ноубук, экран, мультимедийный проектор | ||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке |
Пословицы о школе и учёбе | ||
Организационная структура урока | |||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||
Длитель-ность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |
5 минут | 1 2 3 1 2 3 4 5 1 2 3 1 2
Это полный дом детей, Здесь всегда много друзей. Все стараются на пять На уроках отвечать. (Школа) – Какая у вас сейчас основная деятельность? – Школа – наш второй дом. В любом доме есть свои правила, которые надо выполнять. В школе тоже есть свои правила и порядки. – А какие, например, правила поведения вы знаете и пользуетесь ими каждый день? – Как можно сформулировать тему этого урока? (слайд 3) – Откройте с. 62 учебника. Прочитайте тему. («Правила поведения в школе».)(слайд 4) – Какие школьные правила вам известны? Все ли их легко получается выполнять? А всем ребятам? – Давайте прочитаем текст в начале с. 62. – Об одинаковых ли правилах говорили ребята? – А нужны ли в школе какие-то особые, школьные правила кроме общепринятых? Почему? – Как можно сформулировать наш проблемный вопрос? – А какую формулировку предлагают авторы учебника? («Зачем в школе нужны особые правила поведения?»)(слайд 5) Учитель предлагает план урока: 1. Прочитать тексты параграфа. 2. Сделать выводы по проблеме урока. 3. Сравнить свои выводы с авторским. (слайд 6) | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица). 2. Сопоставлять, сравнивать, анализировать и оценивать ситуации и тексты из различных источников, чтобы разбираться и понимать, как нужно выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе и дома, во внеучебных видах деятельности. 3. Строить речевое высказывание в устной форме. 4. Делать выводы на основе анализа объектов. 5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. 6. Обобщать и классифицировать. Регулятивные УУД 1. Определять цель деятельности на уроке. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Принимать и сохранять учебную задачу. 4. Планировать свои действия. 5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения. Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. | |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | |||
Длитель-ность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |
2 минуты 3 минуты | – Объясните, как связаны между собой понятия: мораль и нравственность, долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и милосердие. (слайд 7) – Вспомните, о каких правилах школьной жизни вы договаривались в начале первого класса. (слайд 8) – Когда вы начали играть роль ученика? – Каковы границы школьного общества? – Знаете ли вы, сколько учеников в нашей школе? – Что вы скажете об обитателях «школьного дома»? – Почему в школе обязательно нужны правила? – Какими должны быть отношения в «школьном доме»? Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются. | 1 2 3 4 5 1 2 3 4 1 2 3 1 2 | |
Этап 3. Практикум | |||
Длитель-ность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |
7 минут 8 минут 2 минуты | Учитель предлагает самостоятельно прочитать текст «Начинаю играть роль ученика».( слайд 9) – Что нового мы узнали из текста? (Вместе с новой ролью ребёнок в школе получает новые права и обязанности.) Учитель предлагает учащимся в парах проанализировать таблицу на с. 63 и уточнить основные права и обязанности школьников. Можно поработать по вариантам. Один ученик называет право или обязанность школьника, а второй его комментирует, приводя примеры. После работы в парах дети обмениваются мнениями. (слайд 10) – Как вы считаете, школьные правила отменяют «золотое правило нравственности» или лишь уточняют его? – Так что же нужно было сказать Игорю про новые школьные правила? Что он имел в виду? (В школе у учеников появляются новые права и обязанности.) Работа с текстом «Новые ситуации – новые правила» до чтения. (слайд 11) – Какие новые ситуации появляются в первом классе по сравнению с детским садом? – Какие новые ситуации могут возникнуть в 5-м классе? – А новые правила появляются только в школе? Работа с текстом «Новые ситуации – новые правила» во время чтения. Учитель организует комментированное чтение текста. В школе тебя ожидают новые занятия. Главное среди них – учёба: освоение новых знаний и умение ими пользоваться. (Вы именно так понимаете свою деятельность в школе?) Помимо этого ты можешь принять участие в различных событиях внеучебной жизни школы: в классных часах, олимпиадах, конкурсах, праздниках, экскурсиях, концертах, изготовлении газет, школьном самоуправлении. Во всех этих случаях ты получаешь новый опыт самостоятельного поведения – принятия решений и умения отвечать за свои поступки. (А это сложно?) Так учёба и внеучебная жизнь порождают новые ситуации, с которыми ты не встречался ранее. Например, в школьной раздевалке ты сам заботишься о себе, можешь выбрать, на какой крючок повесить куртку, – ты более свободен. Наверняка кому-то хочется побыстрее схватить свои вещи, растолкав всех остальных. (Вы встречались с такими ситуациями?) Ситуация новая: воспитателя, который следил бы за каждым шагом, как в детском саду, в школе нет.(слайд 12) Но если сегодня толкнул ты, то завтра могут толкнуть тебя. (Такое правило действует?) Тот, кто понимает это, начинает сам уважать других и получает в награду уважение к себе. Разве у вас не так? Во втором классе учитель начинает ставить вам отметки. Все ученики ждут, когда вместо «молодец» и «ты стараешься» появятся пятёрки. (А у вас так же?) Однако кроме пятёрок есть и четвёрки, и тройки, и даже двойки. Многие обижаются на учителя, если за работу получают не ту отметку, которую ждали: «Вы считаете, что я плохой!» (А вы так же думаете в подобной ситуации?) Но ведь это не ученик плохой, а результат его работы, в которой были допущены ошибки! Новая, непривычная ситуация? Она требует новых правил – как оценивать свою работу, как признавать свои ошибки. (Это легко?) Лучше учиться оценивать результат работы вместе – в честном разговоре учителя с учеником. Что изменится при переходе из четвёртого в пятый класс? Каждый предмет будет вести новый учитель. (Представляете?) К ставшим уже привычными правилам, что писать в тетради, как выполнять задания, неизбежно добавятся новые. Надо будет успевать за перемену быстро собрать свои вещи, найти другой кабинет, приготовиться там к уроку. Все эти новые ситуации породят новые правила. Работа с текстом «Новые ситуации – новые правила» после чтения. – Какие ещё ситуации могут возникнуть в учебной и внеучебной жизни? – Почему нужно обсуждать, как поступать в новых ситуациях? Прочитайте стихотворение Г.Остера «Вредные советы» и определи, что в них неправильно:
Если ты пришел к знакомым Не здоровайся ни с кем, Слов “пожалуйста”, “спасибо” Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай, И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун. Если друг на день рожденья Пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома:- Пригодиться самому. Сесть старайся рядом с тортом. В разговоры не вступай: Ты во время разговора Вдвое меньше съешь конфет. Девчонок надо никогда Нигде не замечать И не давать проходу им Нигде и никогда. Им надо ножки подставлять, Пугать из-за угла... Если к папе или маме Тетя взрослая пришла И ведет кокой-то важный И серьезный разговор, Нужно сзади незаметно К ней подкрасться, а потом Громко крикнуть прямо в ухо: “Стой, сдавайся! Руки вверх!” | 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 1 2 | |
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | |||
Длитель-ность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | |
4 минуты 7 минут 2 минуты | – Итак, какую проблему мы решали сегодня? («Зачем в школе нужны особые правила поведения?»)(Слайд 13) – Попробуйте дать свой ответ. Один из возможных ответов таков: «Правила нужны в жизни везде, в том числе и в школе. Они нужны, чтобы были порядок и результат от учебной и внеучебной деятельности, а главное – опыт самостоятельной деятельности для будущей жизни». – Сравните свой вывод с авторским. (С. 65.) Просмотр видеоролика «Правила поведения в школе». Коллективное обсуждение увиденного. (слайд 14) Чтение детьми стихотворений о правилах поведения в школе. | 1 2 3 4 1 2 3 4 5 1 2 3 1 2 | |
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | |||
Длитель-ность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | |
2 минуты 2 минуты | – Давайте вернёмся к проблеме урока. Что мы хотели выяснить? («Зачем в школе нужны особые правила поведения?») (слайд 15) – Могут ли отличаться правила в разных школах или они должны быть общепринятыми? – Какие школьные правила вам не нравятся? Какие правила нужно отменить? – А какие правила вы предложили бы добавить? – А какие правила ни в коем случае отменять нельзя? Высказывания ребят (по желанию)(слайд 16)
| 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 1 2 | |
Домашнее задание 1 минута | Задания по выбору.
(слайд 17) |
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ | |
Утром рано просыпайся, Хорошенько умывайся, Чтобы в школе не зевать, Носом в парту не клевать!
С вечера в портфель сложи Тетради, учебники, карандаши. Утром ещё раз проверь,— Готов к занятиям теперь!
Иди в школу по дорожке, На крылечке вытри ножки! А потом лишь заходи — День учебный впереди!
Входишь в класс со словом «здравствуй» И здоровым будешь сам, Чтоб чувствовать себя прекрасно Желай здоровья по утрам!
Для всех закон, а не желание – Приходим в класс без опоздания! Лишь только прозвенит звонок – Начинается урок!
На уроках не хихикай, Стол туда – сюда не двигай! Учитель спросит – надо встать, Когда он сесть позволит – сядь.
Парта – это не кровать, И на ней нельзя лежать, Мы должны не забывать Спинку ровненько держать!
На уроках будем мы Старательны, внимательны! По три раза повторять Совсем не обязательно!
Ответить хочешь – не шуми, А только руку подними. Сначала подумай, Потом отвечай!
Не бойся ошибиться – Ведь ты пришёл учиться, Не унывай, не мучайся – Ведь на ошибках учатся!
|
|
Звонит звонок на перемену, Чтоб отдохнул ты непременно, Ждёт тебя другой урок – Будь готов к нему, дружок!
В коридоре мы должны Держаться правой стороны, К тому же, я считаю лично, Кричать в школе неприлично!
По школе ты ходи спокойно, По классу тоже не беги, Всегда веди себя достойно, Своё здоровье береги!
Кушать в классе на салфетке Аккуратно нужно, детки! За собою убирать, Руки мыть и вытирать!
Следит каждый за вещами Сам без бабушки и мамы. Неприятны растеряхи, Неумейки и неряхи!
Слова «спасибо», «извините» Не стесняйся, говори, Аню, Славу, Валю, Витю Ты не ссорь, а помири!
Не дразнись, не зазнавайся, Зря не хмурься, будь смелей И найдёшь себе друзей!
« До встречи! До свидания!» Скажи всем на прощание, Завтра будем мы опять Улыбкой новый день встречать! |
Пословицы о школе и учёбе
- Учить - ум точить.
- Не выучит школа, выучит охота.
- Что твёрдо выучишь, долго помнится.
- Не говори: учился, а говори, что узнал.
- Учиться всегда пригодится.
- Легко забыть то, чего не знаешь.
- Красна птица перьем, а человек ученьем.
- Они одной школы, одной выучки, одной шерсти, масти, один черт.
- Кто знает дорогу, тот не спотыкается.
- Не штука проучить, а штука научить.
- Очки грамоте не учат.
- Повторенье - мать ученья.
- Мудрым никто не родился.
- На берегу плавать не научишься.
- Больше узнаешь - сильнее станешь.
- Грамоте учиться - всегда пригодится.
- Для ученья нет старости.
- Не гордись званием, а гордись знанием.
- Добрый разум наживают не разом.
- Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.
- Кто любит науки, тот не знает скуки.
- Кто учится с молоду, не знает на старости голоду.
- Наука учит только умного.
- Наука хлеба не просит, а хлеб даёт.
- Корень учения горек, да плод его сладок.
- Боится школьник лозы пуще грозы.
- Без грамоты - как без свечки в потёмках.
- Школа вымучит, охота выучит.
- Догадка хороша, а знание лучше.
- Ученье без уменья не польза, а беда.
- Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
- Уму до конца жизни учатся.
- Ученье да труд к славе ведут.
- Учёного учить - только портить.
- Учиться никогда не поздно.
- Повторять да учить - ум точить.
- Кто возьмет без спросу, тот будет без носу (надпись на книге школьника).
- У врача лечись, а у умного учись.
- Напрасный труд - удить без крючка, учиться без книги.
- В науке старых нет.
- Если сам не доучился, не берись учить других.
- Была бы охота, а выучиться можно.
- За учёного двух неучёных дают и то не берут.
- Где нет знаний, там нет и смелости.
- Гни дерево, пока гнётся, учит дитятку, пока слушается.
- Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знания нажил.
- Знание и мудрость украшают человека.
- Наука глаза открывает.
- Наука даром не даётся - наука трудом берётся.
- Краденое яичко школьнику слаще.
- Разница между школьником и огнем? (Огонь высекут, да и разложат; а школьника сперва разложат, а там высекут).
МБОУ Лицей № 11 г. Химки Московской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила поведения в школе
Конспект и презентация занятия в группе подлённого дня по правилам поведения в школе....
классный час Правила поведения в школе 1 класс
классный час ознакомительного характера для учащихся 1 класса, проводимый на первой неделе обучения в новых условиях...
"Правила поведения в школе"
Конспект внеклассного мероприятия с презентацией, где первоклассники в игровой форме знакомятся с правилами поведения в школе. В конце занятия каждому даётся Памятка....
урок кубановедения в 1 классе по теме "Правила поведения в школе"
На уроке учащиеся в игровой форме учатся культуре поведения в школе и соблюдению порядка. Буду рада, если мой урок будет полезен Вам....
правила поведения в школе
для вклейки в дневник, для классного уголка...
Урок по кубановедению для учащихся 1 класса «Наша школа. Правила поведения в школе»
Цели и задачи урока.- Учить детей культуре поведения в школе.- Развивать нравственную культуру, память, речь, воображение.- Формировать дружеские взаимоотношения между детьми.- Воспитывать интерес к к...
Права и обязанности учащихся, правила поведения в школе
Для классного уголка...