История пионерского движения
статья по теме

Суркина Любовь Николаевна

 

  1. Аналитическое обоснование
  2. Возникновение скаутского движения в дореволюционной России.
  3. Возникновение пионерской организации.
  4. Пионерская летопись.
  5. Кризис детских объединений в России.
  6. Правовая основа современного детского движения.
  7. Особенности развития современного детского движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_pionerskogo_dvizheniya.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Россия имеет почти вековую традицию организации патриотического  молодежного движения. В России первые организации для детей и юношества появились  в начале 20 века в Москве: создавались ученические организации «Майские союзы» (движение в защиту животных и птиц), «Артели тружениц», товарищества, летние площадки. Но первым массовым детским движением в России стало движение скаутов.

Первые скаутские организации в Российской империи возникли в 1909 году. 30 апреля 1909 г. капитан О.И Пантюхин организовал в Царском Селе под Санкт-Петербургом первый патруль русских скаутов из 7 мальчиков. В Москве в 1910 году штаб- ротмистр Александровского юнкерского военного училища Григорий Алексеевич Захарченко основал «Московскую дружину юных разведчиков». Его перу принадлежит первое пособие по российскому скаутизму «Юный разведчик». Как тот, так и другой, заинтересовавшись своеобразной Организацией скаутов, в 1910 году посетили Англию. Возвратившись оттуда, они принялись за организацию отрядов в Москве и в Царском Селе.

В 1911 году в Петрограде при одной из гимназий, возникает «легион юных разведчиков», организованный Янчевским и команда юных разведчиков при «Обществе содействия  мальчикам-разведчикам»- «Русский скаут». Во главе этого общества, возникшего в августе 1914 года, становится вице-адмирал И.Ф. Боотстрем, как председатель общества, и О.И. Пантюхов, как его вице-председатель. Вслед за Санкт – Петербургом и Москвой скаутские отряды стали возникать в Саратове, Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве. В 1915 г. в Киеве был создан первый в России отряд юных разведчиц (герлескаутов). Затем организации девочек – разведчиц возникли в Петрограде, а в 1916 г. – в Москве. К Октябрьской революции 1917 г. в 143 городах России насчитывалось 50 тыс. скаутов. В них осуществлялась простейшая допризывная подготовка молодежи, подростки удовлетворяли свойственную их возрасту тягу к романтике – костры, походы,  церемониал, состязания. При этом дореволюционные скауты несли на себе печать англизированности – и неудивительно, учитывая, кем по национальности был Баден – Пауэлл. ( Роберт Стивенс Смит Баден – Пауэлл в 1907 г. в Англии организовал первую детскую организацию).

По идеологии лидеры русского скаутизма могут быть разделены на два «крыла»: монархическое и демократическое. Идеологом демократического крыла был скульптор И.Н.Жуков, который утверждал, что скаут «не военный разведчик, а ….,,пионер культуры»», разведчик всего хорошего», маленький друг всего мира….».  После Февральской революции скаутское движение пережило своеобразный подъем, что было связано с некоторой демократизацией общественной жизни и стремлением максимально использовать опыт «развитых демократий», вплоть до копирования внешних черт. При этом «за бортом» скаутского движения и до, и после Февральской революции оставались дети из непривилегированных классов, что вызвало резкое неприятие скаутской организации большой частью ребят. Подобные  эксцессы – конфликты со скаутами детей из крестьянских и рабочих семей – неоднократно описаны в литературе. Даже делая скидку на то, что на такие эпизоды существовал партийный заказ, приходится признать, что это явление носило массовый характер.

Положение резко изменилось после Октябрьской революции. Большинство скаутских организаций оказались в оппозиции к новой власти из – за социального происхождения их членов. Советской власти был нужен свой собственный тип организации, который прижился бы в детской среде, смог бы донести до детей основные принципы идеологии государства, помог бы вырастить из ребенка гражданина. Так появилась пионерия. В 1922 году скаутинг в России был запрещен. Так же в 1922 г. были запрещены скаутские организации в Советской России. Наиболее стойкие из них дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошел последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Участники слета шли в форме и со знаменами. Слет был разогнан, а организаторы его – арестованы. В апреле 1926 г. ОПГУ произвело массовые аресты скаутов и скаутское движение было разгромлено.

Но в год запрета скаутинга в России в Москве появились первые отряды юных пионеров. В мае зажегся первый пионерский костер в Сокольниках. На второй Всероссийской конференции РКСМ (1922) был одобрен опыт детского движения Москвы и было предложено распространить его на всю Советскую Россию с учетом системы скаутинга. Так возникла пионерская организация, носившая до 1924 года имя Спартака. Были утверждены первые документы: Торжественное обещание, Законы, Основные элементы, Программа, Временный устав организации детских групп «Юные пионеры имени Спартака». В 1924 году она была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В.Л.Ленина. Первый Всесоюзный слет пионеров состоялся в 1929 году в Москве. Первые отряды детской коммунистической организации располагались по принципу (на предприятиях, либо по месту жительства пионеров). Лишь в 1934 году дружины пионеров были переведены в школу, для работы с ними была введена педагогическая должность старшего вожатого – руководителя пионерской дружины.

Пионерская организация заимствовала от скаутов многое – звеньевую систему, церемониал, клятву. При этом идеологическое наполнение было другим, более подходящим к социальному составу.

Пионерская организация изначально ставила перед собой целый набор разнообразных целей. Основные цели организации, ее требования к каждому пионеру выражены в девизе, Торжественном обещании и Законах пионеров Советского Союза (приложение 1).

Основные задачи пионерской организации – воспитать пионеров преданных делу Коммунистической партии, верными революционным, боевым и трудовым традициям советского народа, привить юным ленинцам любовь к социалистической Родине, непримиримость к ее врагам, готовить пионеров к защите Отечества. Всесоюзная пионерская организация неразрывно связывает свою деятельность с жизнью советского народа, с его борьбой за построение коммунизма, активно приобщает детей к посильному общественно полезному труду.

Пионерская организация воспитывает у детей любовь к знаниям и ответственное отношение к учению, прививает интерес к науке и технике, культуре и искусству, содействует их всестороннему развитию. Пионерская организация развивает у пионеров общественную активность и коллективизм, растит их сознательными, честными, смелыми, здоровыми и жизнерадостными.

Пионерская организация воспитывает юных ленинцев в духе интернационализма, крепит дружбу с детскими коммунистическими и демократическими организациями всех стран.

Деятельность пионерской организации определялась следующими основными принципами:

- общественно – политической направленностью;

- добровольностью вступления в организацию и активным участием в ее делах;

- самостоятельностью пионеров в сочетании с педагогическим руководством;

- учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- романтикой, интересом. Игрой в пионерской жизни;

- непрерывностью и систематичностью в деятельности пионерской организации.

Структура пионерской организации

Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина объединяла республиканские, краевые, областные, городские, районные пионерские организации.

В состав городских, районных пионерских организаций входили пионерские дружины.

Пионерская дружина являлась основой Всесоюзной пионерской организации.

Дружина состояла из отрядов, отряд – из звеньев.

Для организации разносторонней работы с пионерами дружина могла создавать различные пионерские объединения: клубы, пионерские штабы, посты, команды, заставы, дозоры, кружки.

Дружины создавались в начальных, восьмилетних и средних школах, детских домах, специальных училищах и школах, школах – интернатах.

Высший орган дружины – пионерский сбор. Он решал и организовывал важнейшие пионерские дела.

Общий пионерский сбор открытым голосованием избирал коллективный орган пионерского самоуправления – совет дружины во главе с председателем в количестве не менее 3 человек. В совет дружины могли быть избраны комсомольцы. Старший вожатый входил в состав совета дружины.

Совет дружины руководил работой пионерских отрядов, октябрятских групп, постоянных и временных объединений пионеров, пионерских постов по месту жительства, секций и клубов, организовывал жизнь в зонах пионерского действия, проводил выборы и учебу пионерского актива, давал рекомендации пионерам для вступления в члены  ВЛКСМ; готовил и проводил  смотры и соревнования, общие пионерские сборы и линейки, конкурсы и рейды, слеты и праздники,  митинги, воскресники, походы и экскурсии.

Пионерские отряды создавались в дружине, насчитывающей не менее 20  пионеров. Отряд, как правило, объединял пионеров, обучающихся в одном классе.

По решению совета дружины пионерские отряды могли создаваться по месту жительства пионеров. Эти отряды входили в состав пионерской дружины школы, работали под руководством совета дружины.

Отряд добивался того, чтобы каждый пионер всегда и везде был верен пионерскому девизу, выполнял Торжественное обещание и Законы пионеров СССР, добросовестно учился, активно участвовал в жизни отряда, а также клуба или объединения по интересам.

Высший орган отряда – пионерский сбор. На сборе пионеры коллективно решали дела отряда и звеньев, избирали совет отряда, принимали в пионеры, рекомендовали достойных в ряды ВЛКСМ.

Совет отряда во главе с председателем избирается открытым голосованием на сборе отряда.

Совет отряда – организатор жизни отряда, он формировал пионерские звенья, планировал работу отряда, создавал редколлегию отрядной газеты, давал и проверял выполнение пионерских поручений.

Звенья формировались в составе 5 - 8 человек по принципу дружбы, товарищества и общего интереса ребят.

В звене пионеры овладевали различными умениями и навыками, учились самостоятельно проводить пионерские дела, коллективно работать и интересно отдыхать.

Звено избирало звеньевого.

Летопись пионерская.

1917 – й.

Еще задолго до Великой Октябрьской социалистической революции дети рабочих активно помогали своим отцам и матерям, участвовали в революционной борьбе пролетариата.

1918 – й.

Гражданская война. Многие дети принимают участие в боях.

1919 – й.

25 мая в Москве на параде Всеобуча на Красной площади выступал В.И.Ленин. Обращаясь с речью к ребятам, Ильич сказал, что дети, подрастающие пролетарии, должны помогать революции, что организация детей – лучший путь воспитать коммунаров.

1920 – й.

2 октября В.И. Ленин выступает на третьем съезде комсомола. В том числе задач, стоящих перед комсомолом, Владимир Ильич называет – воспитание подрастающего поколения.

Выполняя ленинский завет, комсомол приступает к созданию детских коммунистических групп.

1921 –й.

Центральный Комитет комсомола создает специальную комиссию по вопросам детского коммунистического движения.

1922 – й.

В феврале создаются первые пионерские отряды: при 16-й типографии Краснопресненского района Москвы, в Сокольниках и Замоскворечье.

В апреле в Москве открывается первый районный Дом юных пионеров.

19 мая Всероссийская конференция комсомола решает распространить опыт московских комсомольцев по созданию пионерских отрядов на всю страну. Этот день по праву называется днем рождения пионерской организации.

В октябре 5 съезд комсомола обсуждает вопрос о пионерском движении. На съезде принимаются Законы, обычаи юных пионеров, Торжественное обещание, положение о пионерской организации.

Законы юных пионеров

1922 год

  1. Пионер верен делу рабочего класса и коммунизму.
  2. Пионер – друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу.
  3. Пионер честен и правдив. Его слово как гранит.
  4. Пионер дисциплинирован.
  5. Пионер ежедневно помогает трудовым собратьям в строительстве коммунистического общества.
  6. Пионер трудолюбив и уважает полезный труд.
  7. Пионер чист в мыслях, словах и на деле.

Торжественное обещание юных пионеров.

«Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю Законы пионеров и буду им повиноваться».

Железный закон юных пионеров.

«Буду стремиться всегда, везде, где возможно, получать знания для того, чтобы употреблять их на пользу трудящихся»

1924 – й.

Из воззвания ЦК РКСМ и ЦБ детских коммунистических групп к детям СССР по поводу смерти т. Ленина:

Ко всем детским

коммунистическим группам,

ко всем пролетарским детям

Союза Советских

Социалистических республик

пионеры, спартаки советских республик!

Пленум Центрального Комитета Российского Коммунистического Союза Молодежи постановил переименовать Коммунистические детские организации СССР в коммунистические детские группы юных пионеров имени Ленина.

23 мая 1924 года на Красной площади в Москве парад юных ленинцев принимали делегаты 13 съезда партии.

В марте этого года выходит первый номер журнала «Пионер», в мае – «Мурзилка», в июне – журнал «Вожатый».

1925 – й.

В марте тысячи пионеров познакомились с первым номером массовой пионерской газеты «Пионерская правда». В июне в Крыму, на берегу Черного моря открывается Всесоюзный пионерский лагерь «Артек».

1926 –й.

В августе проводится 1-й Всесоюзный слет юных авиастроителей, а в октябре открывается Центральная детская техническая станция.

1929 – й.

Август. Семь тысяч пионеров собираются в Москве на 1-й Всесоюзный слет.

Был выбран наказ слета юным пионерам Советского Союза.

ЦК ВКП(б) принял специальное постановление «Об итогах пионерского слета».

1930 –й.

Юные пионеры Советской страны сдают рапорт 15 съезду Коммунистической партии.

1931 – й.

5 сентября Центральный Комитет нашей партии принимает постановление «О начальной и средней школах», в котором указывает на серьезные недостатки в работе школ, дающих весьма слабую подготовку учащихся.

1932 –й.

Председатель Госплана СССР В.В.Куйбышев обращается к комсомольцам и молодежи с письмом «Узнаем свою страну».

Партия внимательно следит за успехами и неудачами пионерского движения. В 1932 году, отмечая десятилетие со дня рождения пионерии, ЦК ВКП(б) принял специальное постановление о работе пионерской организации.

1934 –й.

В Москве открывается первый в стране стадион юных пионеров.

1936 –й.

Большая группа пионеров награждена орденами и медалями.

1938 –й.

Н.К.Крупская обращается к пионерам с письмом о том, как должны учиться советские школьники.

1940 – й.

Тридцать тысяч юных натуралистов участвовали во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Двадцать девять из них были награждены правительственными наградами – орденами и медалями выставки.

Всю пионерию страны охватывает движение юных тимуровцев. Начало этому движению положил писатель А.П.Гайдар, написав книгу «Тимур и его команда».

1941-1945 –й

Великая Отечественная война. Пионеры в городах и селах стараются помогать взрослым во всем.

1946 –й

Начинается новая перестройка работы пионерской организации. Вводится система выборов пионерского актива. Штабы заменяются выборными советами отрядов и дружины.

В Москве, Ленинграде, Горьком проводятся первая в стране Неделя детской книги

1948 –й.

В январе в Москве состоялся Всесоюзный слет юных путешественников.

В октябре ленинский комсомол в связи с 30-летием награжден орденом Ленина.

1949 – й.

На 11 съезде комсомола обсуждался вопрос «О работе комсомола в школе»

где большое внимание уделялось работе пионерской организации имени В.Л.Ленина.

1950 –й.

«Пионерская правда» в день своего 25-летия награждена орденом Ленина.

1954 –й.

12 съезд ВЛКСМ обсуждал доклад о работе пионерской организации имени В.И.Ленина.

ЦК ВЛКСМ утвердил Положение о значках «Юный техник», «Юный турист», «Юный натуралист».

1956 –й.

14 февраля открылся 20 съезд Коммунистической партии Советского Союза.

5 октября Ленинский комсомол был награжден вторым орденом Ленина.

Эта награда за героизм, проявленный комсомольцами и молодежью  в освоении новых целинных и залежных земель.

1957 –й.

Состоялся 8 пленум ЦК ВЛКСМ. Пленум принял решение «О мероприятиях по улучшению работы пионерской организации имени В.И.Ленина».

В конце 1957 года был создан Центральный Совет пионерской организации имени В.И.Ленина.

1958 –й.

13 съезд ВЛКСМ утверждает новое Торжественное обещание юного пионера, Законы юных пионеров, новое Положение о Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина, Положение о старшем и отрядном вожатом.

1959 –й.

Ноябрь. Начинается Всесоюзное соревнование пионерских дружин в честь 90-летия со дня рождения В.И.Ленина.

1960 –й.

Начинается Всесоюзная пионерская двухлетка в честь 22 съезда КПСС и 40-летия пионерской организации имени В.И.Ленина.

1961 –й.

Открылся 22 съезд КПСС, который принял новую Программу Коммунистической партии Советского Союза, программу построения коммунизма в нашей стране.

1962 –й.

17 апреля 1700 пионеров от имени 18,5-миллионной армии юных ленинцев страны приветствовали 14 съезд ВЛКСМ.

19 мая. Вся страна отметила 40-летие Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР пионерия страны была награждена орденом Ленина.

Летом в Артеке состоялся Всесоюзный слет пионеров.

В Москве на Ленинских горах открылся Дворец пионеров.

1963 –й.

Год массового рождения отрядов и пионерских клубов по интересам.

1964 –й.

2 октября дан старт Всесоюзному ленинскому смотру пионерских дружин и отрядов под девизом «Сияйте, ленинские звезды!», старт новым пионерским делам в честь 50-летия Великого Октября.

1965 –й.

Подведены итоги первого года Всесоюзного смотра пионерских дружин «Сияйте, ленинские звезды!». Особенно успешно проходил в дружинах поход боевой славы, который посвящался 20-летию дня Победы.

1966 –й.

Май – 15 съезд комсомола. В честь съезда на Красной площади состоялся парад юных пионеров.

1967 –й.

Третий год ленинского смотра. «Пионерская правда» проводит Всесоюзную военную игру «Зарница».

В июле в Артеке состоялся 3-й Всесоюзный пионерский слет. Его участники приняли обращение ко всем пионерам Советского Союза с призывом достойно встретить 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции.

1988 –й.

Пионерская страна начала подготовку к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина под девизом «Заветам Ленина верны!».

1969 – й.

Всесоюзный смотр детского технического творчества.

Всесоюзный слет юных натуралистов и опытников сельского хозяйства.

1970 –й.

Страна торжественно отметила 100-летие со дня рождения В.И.Ленина.

Начался Всесоюзный марш пионерских отрядов «Всегда готов!» по 7 маршрутам:

- в страну знаний

- мое Отечество – СССР

- пионерстрой

- равнение на пионерское знамя

- зарница

- мир и солидарность

- звездочка

1971 –й.

30 марта в Кремлевском Дворце съездов открылся 24 съезд КПСС.

2 апреля съезд приветствовали пионеры.

1972 –й.

19 мая пионерия страны и весь наш народ торжественно отметили 50-летие Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина.

ЦК КПСС принял специальное постановление «О 50-летии Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина». Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о награждении советской пионерии вторым орденом Ленина.

29 июля в Артеке открылся 5 всесоюзный слет пионеров, посвященный 50-летию Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И.Ленина.

У каждого года жизни пионерской организации свои приметы. Это был славный путь. Но годы шли и отсутствие серьезных и интересных дел заставило многих ребят воспринимать пионерию как «обязаловку». Решающий удар по  пионерской организации нанес Горбачев с его всячески декларируемой политикой одностороннего разоружения. Многочисленные публикации в СМИ, развенчивающие те или иные ценности и принципы советского общества, с удвоенной силой били по молодежному движению. Высшей точки процесс достиг в 1990 году – носить пионерский галстук в части общества считалось позорным и неприличным, причем эти настроения активно подогревались печатью и телевещанием. Массовый выход из пионеров стал результатом подобной политики. Окончательно же пионерское движение в старом виде прекратило свое существование осенью 1991 года, в связи с распадом единого государства. Но после 1991 года число детских организаций выросло в сотни раз. Но общая численность детей, участников и членов общественных объединений сократилось многократно. По разным оценкам сегодня лишь от 5 до 10 процентов детей школьного возраста являются членами или участниками детских объединений.

Важную роль в сохранении детского движения сыграли ряд документов Министерства образования. В  1993 году Министерство образования России на коллегии «О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации» определило стратегию своей деятельности применительно к взаимодействию органов управления образованием и образовательных учреждений с детскими организациями, где были узаконены договорные (партнерские) отношения с детскими объединениями. Это было весьма важно, так как после распада единой детской организации общественные объединения лишились и материальной базы для своей работы и кадров, и возможности проведения своих мероприятий.

Крупнейшие детские общественные объединения России.

Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), созданный  в 1990 году, являющийся правопреемником Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. По данным на середину 2007 года членами организаций, входящих в СПО-ФДО входило более 4,5 млн. человек.

В концепции деятельности СПО-ФДО исходят из того, что каждый ребенок может и должен стать субъектом социальной защиты, и именно детская организация имеет уникальнейшие возможности помочь каждому осознать это свое право и научить реализовывать его.

Добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих разнообразных интересов и потребностей. Разработан вариативно-программный подход. Данные программы учитывают возраст, интересы и потребности детей. Значимо и то, что вариативно-программый подход создает необходимые условия для организации разноплановой деятельности, в которой ребенок может осознать себя как ее субъектом, получить навыки взаимодействия с социальной средой, социально адаптироваться.

Программы СПО-ФДО:

- Свой голос

- Детский орден милосердия

- Игра-дело серъезное

- Школа демократической культуры

- Золотая игра

- Лидер

- Мир красотой спасется

- Аленка

- Я и мы

- Алые паруса

- Каникулы

- РОСТ

- Социальная защита

Региональные программы:

- Наследник

- Возрождение

- Семь родников человечности

- Жизнь замечательных людей

- Кедр

- Милосердие

- Древо жизни и многие другие.

Общероссийская общественная организация Детские и молодежные социальные инициативы «ДИМСИ». Создана в 1995 году. Действует боле 40 структурных подразделений в 36 субъектах Российской Федерации с численным составом в 10,7 тысяч человек.

Скауты.

Возродившееся на рубеже 90-х годов скаутское движение, представленное общероссийской общественной организацией «Национальная организация скаутского движения России» (НОСД), созданной в 1993 году, общероссийской общественной организацией «Организация Российских Юных Разведчиков» (ОРЮР) ( основана за рубежом в 1945 году, в России в 1990 году, юридически зарегистрирована в 1998 году), межрегиональной общественной детской и молодежной организацией «Русский Союз Скаутов» (дата создания 1993 год) и детской межрегиональной общественной организацией «Ассоциация девочек-скаутов» (АДС), созданной в 1999 году. Численность перечисленных скаутских организаций составляет более 10 тысяч человек из 58 субъектов РФ. В год 100-летия скаутинга в России проводится ряд важнейших событий для юных участников скаутского движения. Так, главным событием ОРЮР в 2007 году стал лагерь «Русский Браунси» (август 2007 года Приозерский район, Ленинградская область).

Правовую основу современного детского движения сегодня определяют следующие документы:

Конвенция ООН о правах ребенка

Указ Президента РФ № 1075 от 16 сентября 1992 г. «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политике»

Закон «Об общественных объединениях»

«основные направления государственной молодежной политики в РФ, принятые Верховным Советом РФ 3 июня 1993 г.»

Решение коллегии Министерства образования РФ от 14.04. 1993 г. «О поддержке детских общественных организаций в РФ».

Особенности развития современного детского движения.

Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть детских объединений сосредоточена в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Омске, Ростове – на –Дону и других  крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав РФ. В последние годы в ряде субъектов РФ произошло организационное становление межрегиональных общественных объединений, в частности, «Пионерское содружество», организация детей-инвалидов «Аленький цветочек». Площадкой для формирования детских общественных объединений является образовательные учреждения, прежде всего – учреждения дополнительного образования детей, клубы по месту жительства, центры и учреждения для молодежи т.д. объединяющим началом для детского и молодежного движения России стало создание в 1992 году ассоциации общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России», определяющей основной целью деятельности координацию молодежных и детских организаций России для защиты и реализации их прав,  интересов молодежи и детей. В Национальный Совет входят 72 коллективных члена. Новым импульсом развития детского движения в России стал принятие Правительством РФ в декабре 2006 года Стратегии государственной молодежной политики в РФ. В этом документе, рассчитанном на реализацию проектов до 1015 года значительное место отводится деятельности детских объединений и всемерная их поддержка. В настоящее время Минобрнауки России готовятся предложения по финансовой и организационной поддержке этих объединений в новых условиях.

Аналитическое обоснование.

Совсем немного времени прошло с тех пор, как в нашей стране, по сути, были уничтожены такие институты воспитания детей и подростков, как пионерская и комсомольская организация. Но оказалось, что дети не могут жить вне коллектива, им крайне необходимо общение со сверстниками, нужна своя организация. Будучи отторгнутыми от идеалов пионерской и комсомольской организации, они оказались в социальном вакууме. Прежняя система воспитания личности ребенка, без сомнения, имела множество преимуществ: он мог себя ощутить частицей огромной, общепризнанной и поддерживаемой на государственном уровне организации, чувствовать социальную защищенность, имел возможность проявить свои способности, приобрести различные умения и навыки.

Трудно переоценить роль детских и подростковых общественных организаций в социализации личности ребенка.

Разрушив воспитательную систему и не дав ничего взамен взрослые совершили огромную ошибку: в стране резко возросла детская преступность, подростки собирались в неформальные группировки, среди которых царили наркотики, спиртные напитки.

Задача политиков и экономистов, педагогов и медиков, психологов и всего общества в том, чтобы сохранить отечественный генофонд, защитить нравственное и физическое здоровье детей и молодежи, сохранить и законодательно поддержать  детские и молодежные социальные инициативы. Сегодня очень важно научить подрастающее поколение честно зарабатывать деньги, привить желание и интерес к социально полезной деятельности.

Поиски новых подходов к организации и содержанию воспитания детей и подростков в образовательных учреждениях привели к необходимости изучения опыта прошлых лет, а в частности, изучения истории развития детских общественных  организаций.

Содержание.

  1. Аналитическое обоснование
  2. Возникновение скаутского движения в дореволюционной России.
  3. Возникновение пионерской организации.
  4. Пионерская летопись.
  5. Кризис детских объединений в России.
  6. Правовая основа современного детского движения.
  7. Особенности развития современного детского движения.
  8. Используемая литература.
  9. Приложения.

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Дня Пионерии - 90 лет пионерского движения Удмуртии

Сценарий Дня Пионерии – 90 лет пионерского движения в Удмуртии, 19.05.2012г.Ведущий: День Пионерии – ведь ты не просто дата....

Исследовательская работа "История пионерской организации в стране"

Исследовательская работа «Пионерский архив». Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина, в Советском Союзе самодеятельная организация детей и подростков 10-15 лет. Датой рождения П...

Краеведческий материал «История пионерской организации Петровской школы»

Краеведческий материал «История пионерской организации Петровской школы»...

Конспект классного часа «Пионерское движение».

Классный час для учащихся начальных классов....

История пионерского движения в Туве Научно-исследовательская работа Автор: Ооржак Чодураа ученица 4 класса МБОУ Баян-Колской СОШ Кызылского кожууна РТ. Руководитель: Чылбак-оол Г.Н.

Введение В мае 2012 года исполнилось 90 лет Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина.Юное поколение очень мало знает о Всесоюзной пионерской организации. Наши родители, бабушки и дедуш...

Исследовательская работа " История пионерского движения нашей школы "

Работая над темой, были изучены архивные материалы  школьного музея: старые фотографии  пионеров, рукописные  альбомы, которые оформляли пионерские отряды. Взято интервью у бывшей старш...

История пионерского движения

материал рассказывает об истории пионерского движения в селе...