Технология развития критического мышления
презентация к уроку по теме
Цели, задачи, фазы критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.pptx | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. ТКМ основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения
Какие цели и задачи ставит данная технология? 1) Формирование нового стиля мышления 2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность , креативность , мобильность 3) Развитие аналитического, критического мышления. 4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации 5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам: Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. Развитие умения анализировать полученную информацию.
1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия Вызов: – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения. Осмысление – получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия: – размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения. Фазы ТКМ
Фаза ВЫЗОВА Приемы: Мозговая атака (парная или групповая). Ключевые термины. Перепутанные логические цепи. Свободное письменное задание. Разбивка на кластеры. Знаем/Хотим узнать/ Узнали (З-Х-У). Дерево предсказаний. Отсюда – сюда. Задачи: актуализировать знания; пробудить познавательный интерес; помочь определить направления в изучении темы.
Фаза осмысления Задачи: помочь активно воспринимать изучаемый материал; помочь соотнести старые знания с новыми . Приемы: Система маркировки текста I.N.S.E.R.T . Взаимоопрос . Взаимообучение . Разработки для самостоятельных занятий. Двойные дневники. Сравнительная таблица.
Фаза рефлексии Задачи: помочь самостоятельно обобщить изученный материал; помочь самостоятельно определить направления изученного материала. Приемы (зависят от приемов вызова ) : Мозговая атака (парная или групповая). Возвращения к ключевым терминам, кластерам, З-Х-У, разработкам для самостоятельных работ, двойным дневникам. Маркировочная таблица. Техника подведения дискуссии. «Оставьте за мной последнее слово». Эссе. Графическая организация материала. Бортовые журналы. Синквэйн .
Типы уроков в технологии критического мышления Работа с информационным текстом. Работа с художественным текстом. Взаимообучение. Письмо. Дискуссия. Урок-исследование.
Некоторые приемы технологии развития критического мышления
11 I – interactive N – noting S – system E – effective R - reading & T – thinking самоактивизирующая (диалоговая) системная разметка для эффективного чтения и размышления « » – уже знал « + » – новое « – » – думал иначе « ? » – есть вопросы Инсерт
Значки Ключевые слова + – ? 12 Инсерт
«З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали ЗХУ
Окружающий мир «Откуда пришла книга?»
Сравнительная таблица
Имя _____________________________________ Тема ______________________________________ Дата ______________________________________ Время работы _____________________________ Ключевые понятия Рисунок или схема Бортовой журнал
17 Ключевое слово Категория 1 Категория 4 Категория 3 Категория 2 Кластер
Кластер
Сюжетная таблица Литературное чтение. Н.Носов «Заплатка» Кто? Что? Когда? Где? Почему? Бобка Порвал штаны Однажды На заборе Зацепился Мама Ругала Увидела Ребята Бобка
Первая строка – существительное , тема синквейна . Вторая строка – два прилагательных , описывающих тему. Третья строка – три глагола : действия, которые производит существительное. Четвертая строка – фраза из 4-х слов , передающая ваше отношение к существительному. Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову. Синквейн
Дерево предсказаний
- Мы говорим почва. А что же такое почва? Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения. - Почва – это … … земля … растительная земля … вещество … суша, а не вода … место обитания, дом животных … Корзина идей
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Что, если…? 24 Таблица вопросов
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления
Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...
Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...
Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления Ромашка Блума
технология развития критического мышления...
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»
Государственное бюджетное общеобразовательное школа №54 Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...