педагогический проект "Система рефлексивной деятельности с учащимися".
проект по теме

Кузаева Алия Масхутовна

 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создать систему развития рефлексивной деятельности учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_proekt_refleksiya.docx69.34 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект на тему:

Система рефлексивной деятельности с учащимися.

Работу выполнила:

учитель начальных классов

Кузаева Алия Масхутовна

МБОУ «Тюндюковская средняя

общеобразовательная школа»

Бардымского муниципального

района

с. Тюндюк, 2013 г.

Система рефлексивной деятельности с учащимися.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Модернизация образования - сформулированный социальный заказ образованию. Стране нужно такое образование, которое обеспечило бы России поступательное движение, экономическое и социальное развитие. А это значит, что человек, прошедший через образовательные институты, должен стать источником, основным ресурсом развития страны. Человек рассматривается, как субъект общественного развития, цельная личность. Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач начальной школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.

В ФГОС 2-ого поколения особое внимание уделяется следующим моментам.

Выпускник школы 1 ступени…

 способен принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить  средства её осуществления;

готов слушать собеседника и вести диалог; готов признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

готов доброжелательно излагать и грамотно аргументировать своё мнение, свою точку зрения, давать оценку событиям.

Проблема моделирования системы рефлексивной деятельности учащихся является одной из актуальных в современных условиях, так как смысловая ориентация ребенка становится источником и побудителем развития личности. Иными словами, если ученик принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять.

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил выявить противоречие между: научно обоснованной важностью возникновения и развития у младших школьников такого новообразования, как рефлексия, и недостаточным её учетом при организации образовательного процесса младших школьников.

           ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создать систему развития рефлексивной деятельности учащихся начальной школы.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: рефлексивная деятельность учащихся.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс формирования и развития рефлексии у младших школьников.

          ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Провести анализ научной и учебно-методической литературы, рассмотреть теоретические аспекты изучения рефлексии.

2. Подобрать диагностический материал для изучения рефлексивных способностей младших школьников.

3. Рассмотреть основные аспекты рефлексивной деятельности младших школьников. Изучить возможности и особенности организации использования системы рефлексивной деятельности в начальной школе.

4. Разработать систему рефлексивной деятельности учащихся.

5. Апробировать систему рефлексивной деятельности в работе с младшими школьниками.

6. Провести психолого – педагогический мониторинг успешности применяемой системы рефлексивной деятельности.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА:

процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности учащихся будет проводиться системно.

ВИД ПРОЕКТА: практико-ориентированный, ориентирован на социальные интересы участников проекта.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЕКТА

Для достижения положительных результатов в воспитании и обучении современных школьников педагоги должны владеть такими инновационными технологиями, приемами и методами, которые бы создавали условия для гармоничного развития всех сфер личности ребенка, обладающего системно-смысловым сознанием.

Одним из таких средств, способствующих включению учащихся в смыслопоисковую деятельность, является организованная педагогом рефлексия.

В работах многих отечественных авторов (В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман, А.З.Зак, А.В.Захарова, Г.И.Катрич, П.В.Новиков, Л.И.Айдарова, М.Э.Боцманова и др.) рефлексия рассматривается как новообразование младшего школьного возраста. При этом ее исследуют, с одной стороны, как компонент теоретического мышления, а с другой стороны, как результат и показатель, сформированной учебной деятельности. Теоретические основания и организационно-методические условия развития рефлексии у младших школьников в процессе построения совместных учебных действий исследовались в работах Н.И. Поливановой, М.А. Семеновой под руководством В.В.  Рубцова.

Условиями рефлексивного развития младшего школьника (по Слободчикову В.И., Цукерман Г.А.) являются:

проектируемая норма, итог начального образования — это ребёнок, учащий себя с помощью взрослого, учащийся. Учащийся (в отличие от обучаемого) способен, встречаясь с задачей, ответить на два вопроса: « Я могу или не могу решить эту задачу?», «Чего мне не достаёт для её решения?» Определив, чего именно он не знает, учащийся 9-10 лет способен обратиться к учителю не с жалобой «А у меня не получается», а с конкретным запросом на совершенно определённую информацию или способ действия. При этом центральным психологическим механизмом подобного поведения учащегося, по мнению авторов, является определяющая рефлексия как индивидуальная способность устанавливать границы собственных возможностей, знать, что я знаю, умею и чего не знаю. Основная форма отношений - это отношения ребёнка с самим собой, отношение: "Я неумелый, незнающий — Я умелый, знающий". Учебная деятельность, приводящая к построению таких отношений, обеспечивают самоопределение и самоизменение ребёнка.

А что же такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности.  Рефлексия и  умение учиться, сформированные в начальной школе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности.

ЭТАПЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ПЕРВЫЙ ЭТАП -  выработка целей, задач проекта, определение с выбором методов технологии, формами диагностики результатов деятельности.

ВТОРОЙ ЭТАП – исследование и применение элементов системы формирования и развития рефлексивной деятельности учащихся, выявление наиболее эффективных приемов для формирования и развития рефлексивной деятельности младших школьников, наблюдения за уровнем развития рефлексивной деятельности учащихся, отслеживание  результативности.

ТРЕТИЙ ЭТАП – контрольно – аналитические процедуры с целью изучения результативности данной системы рефлексивной деятельности учащихся, разработка новых приемов с учетом потребностей младших школьников, выводы.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

          ПЕРВЫЙ ЭТАП -  Теоретико-методологический

Задачи этапа

Действия по реализации

Предполагаемый результат

Изучение теоретических основ процессов формирования и развития рефлексивной деятельности младших школьников

Ознакомление с трудами педагогов и психологов по теме проекта.

Создание информационного описания проекта и его обоснование

Анализ уровня рефлексивной деятельности учащихся на начальном этапе работы

Разработка методов диагностики уровня сформированности и развития рефлексивной деятельности учащихся.

Диагностика уровня сформированности и развития рефлексивной деятельности учащихся

Выявление проблем в развитии рефлексивной деятельности учащихся

Отбор методик и приемов развития рефлексивной деятельности учащихся

Выбор элементов развития рефлексивной деятельности учащихся к урокам и внеурочной деятельности

Эффективность отобранных приемов и методик развития рефлексивной деятельности учащихся

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ  работы над проектом совместно с психологом проводилась диагностика уровня сформированности рефлексивных способностей у младших школьников. В эксперименте приняли участие учащиеся 2  класса МБОУ «Тюндюковская СОШ» в количестве 13 человек.

     Были использованы следующие методы и диагностические методики:

 наблюдение,

проективная методика "Автопортрет",

методика определения самооценки и уровня притязаний.

Описание и результат вышеизложенных методик и методов расписано в приложении 1.

          ВТОРОЙ ЭТАП -  Экспериментальный, деятельностный

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ работы над проектом проводилась отработка технологии и диагностика эффективности приёмов системы рефлексивной деятельности учащихся.

Задачи этапа

Действия по реализации

Предполагаемый результат

Исследование эффективности методов и приемов развития рефлексивной деятельности учащихся

Использование элементов рефлексивной деятельности на уроках

Развитие способности обучающихся к саморазвитию,

осознавание учащимися  собственных дефицитов и видение путей их преодоления,

повышение у учащихся мотивации к учению и познанию.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала;

- рефлексия как способ обратной связи.

Подробнее о каждом виде рефлексии написано в приложении 2.

Для преподавателя рефлексия учащихся - это помощь в постановке задач и планирования следующего урока.                                                                            

Наблюдения над динамикой развития рефлексии настроения и эмоционального состояния

Приёмы:

цветопись,

букет настроения,

дерево чувств,

художественные изображения,

картина,

музыкальный фрагмент,

эмоциональное состояние,

настроение телом.

карточки с изображением лица;                                                                                    

показ большого пальца вверх или вниз;  

гномики,

маятник настроения.

Формирование благоприятного микроклимата на уроке,

снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации данной    здоровьесберегающей технологии.

Наблюдения над динамикой развития рефлексии деятельности

Приёмы:

лесенка успеха,

наряди ёлку,

дерево достижений,

солнышко.

Рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах ( индивид., коллект., группов.).

Рост активности каждого учащегося.          

Наблюдения над динамикой развития рефлексии содержания учебного материала

Приемы:

 незаконченное предложение, (я не знал… - теперь я знаю…).

выбор афоризма,

точка зрения,

достижение цели,

дерево цели,

отношение к проблеме,

умозаключение,

кластер,

синквейн,

работа с текстом,

работа с фрагментом фильма.

Рост уровня осознания содержания пройденного материала.

Развитие речи учащихся ( речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной).

Учащиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили.

Информацию могут передавать в более сжатой форме, выявляя основное. Могут рефлектировать в письменной форме, более подробно излагая свои мысли.

Формирование и развитие новых способов  самовыражения учащихся.

Повышение мотивации учения, получения  новых знаний.

Рост активности каждого учащегося.

Наблюдения над динамикой развития рефлексии как способа обратной связи

Приемы: 

тесты,

сочинения,

стихотворения,

эссе,

размышления над вопросами,

составление таблицы,

многоточие,

открытый финал.

Стимулирование речемыслительной деятельности учащихся.

Возможность нового взгляда учащихся на проблему.

 Формирование и умение выдвигать свои предположения, гипотезы развития событий.

Развитие гипотетического мышления учащихся.

         Из перечисленных в проекте приёмов был создан методический банк, состоящий из эффективных приёмов рефлексивной деятельности младших школьников. (Приложение 3).

ТРЕТИЙ ЭТАП  - Контрольно – аналитический

Задачи этапа

Действия по реализации

Предполагаемый результат

Мониторинг работы педагогов по развитию рефлексивной деятельности учащихся

Диагностика уровня развития рефлексивной деятельности школьников начального звена в процессе работы

Рост уровня рефлексивной деятельности школьников начального звена

Внедрение и распространение собственных методических разработок по диагностике и использованию элементов системы рефлексивной деятельности учащихся

Проведение семинаров, выступления на МО, педсовете

Использование элементов системы рефлексивной деятельности учащихся учителями начальных классов

         МОНИТОРИНГ

Мониторинг формирования рефлексивных умений, проводится в два этапа:

  • сбор и первичная обработка информации;
  • анализ полученной информации;
  • выводы.

Первичная обработанная информация фиксируется в итоговом табло, а анализ обработанной информации оформляется в аналитическую справку по итогам диагностики умений учащихся. В соответствии с разработанной моделью мониторинговые исследования проводятся на протяжении нескольких лет для выявления динамики формирования рефлексивных умений учащихся.

   Проективная методика «Автопортрет» показала следующие результаты:

Уровень самооценки учащихся

Начало проекта   %

Спустя 2 месяца   %

Завышенная

45

39

Адекватная

21

44

Заниженная

34

17

Таким образом, выявлен рост числа учащихся с адекватной самооценкой.

Метод наблюдения (карта наблюдений):

По итогам наблюдений, спустя 2 месяца от начала проекта, была выявлена положительная динамика развития рефлексивной деятельности учащихся:

Группы учащихся

Начало проекта  %

Спустя 2 месяца   %

  1. Умеет планировать и организовывать собственную деятельность

22

33

  1. Умеет ставить цели и соответствующие задачи на пути к решению проблемы

29

33

  1. Умеет адекватно оценить собственный вклад в дело

33

49

  1. Умеет сотрудничать, адекватно оценить вклад других в дело

29

39

  1. Умеет достигать поставленные цели, прикладывать волевые усилия

39

55

         Развитие рефлексивной деятельности учащихся ведёт к эффективному личностному росту детей в целом. Этот факт находит своё подтверждение при диагностировании с использованием методики «Оценка личностного роста учащихся». Эта методика построена на методе педагогического наблюдения и анализе деятельности учащихся, охватывает различные аспекты формирования личности каждого ребёнка. (Приложение 4). По результатам проведённого диагностирования по данной методике был выявлен уровень личностного роста учащихся.

Выявлена положительная динамика личностного роста учащихся.

Результаты диагностики показали, что приёмы рефлексивной деятельности принимаются учащимися осознанно, вызывают интерес, способствуют стимулированию развития личности, повышению мотивации учения, всестороннему развитию личности каждого учащегося.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СПОСОБСТВУЕТ ДОСТИЖЕНИЮ СЛЕДУЮЩИХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

  • личностные результаты —

готовность и способность учащихся к саморазвитию,

осознавание собственных дефицитов и видение путей их преодоления,

повышение у учащихся мотивации к учению и познанию,

ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

сформированность основ гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты —

освоенные учащимися универсальные учебные действия - познавательные, регулятивные и коммуникативные, как следствие, повышение продуктивности мыслительной деятельности учащихся,

развитие рефлексивного слушания учащихся,

формирование адекватной позитивной самооценки,

развитие критериального оценивания собственной деятельности и деятельности окружающих;

развитие коммуникативных навыков;

  • предметные результаты —

освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,

 система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;

 повышение качества знаний по предметам.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Барабанщиков В.А.Идея системности в психологии. - М., 2005.
  2. Бизяева, А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя. [Текст] : автореф. дис.... канд. психол.наук. / А.А. Бизяева – СПб, 1993.
  3. Богин, В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности [Текст] / В.Г. Богин // Современная дидактика: теория - практике /под ред. И.Я. Лернера, И.К.Журавлева. - М., 1993.
  4. Главатских Р.Р., Дыганова Я.И. Развитие рефлексивных способностей личности как педагогическая проблема. Http://www.udmedu.ru/files/IK1/2-4__.doc
  5. Крупенин, А.Л., Крохина, И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов [Текст] / А.Л.Крупенин, И.М. Крохина – Ростов-н/Д: Феникс, 1995.
  6. Мухина В. С.Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 1998.
  7. Немов Р.С.Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. –5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы психологии.
  8. Овчарова Р. В.Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ "Сфера", 1999.
  9. Поливанова, Н.И.Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей / Н.И. Поливанова, В.В. Рубцов, М. А. Семенова // Проблемы рефлексии. – Новосибирск, 1987.
  10. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.1.: Система работы психолога с детьми разного возраста: учеб. пособие / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
  11. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии., С-Пб, 1999.
  12. Слободчиков В.И., Цукерман Г. А.. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. Http://www.voppsyl.ru/4y/ISSUES/1990/903/903025.php.
  13. Стеганцева Т.А., Аликин И. А., Толмачев А. А. Методы организации и проведения психолого-педагогического исследования: Пособие для студентов и аспирантов. - Красноярск: РИО КГПУ, 2001.
  14. Талызина Н.Ф.Педагогическая психология. - М., 1998.
  15. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  16. Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности.// Нач. школа: – 2001. - № 1.
  17. Шапарь В.Б.Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. Ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика "Автопортрет", авторы - Е. С. Романова и С. Ф. Потемкин. Автопортрет – это изображение человека, созданного им самим. Суть методики состоит в том, что детям предлагается нарисовать себя. В результате проведенной диагностики можно выявить уровень самооценки ребенка, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношений к ней.

Методика "Автопортрет" проводилась со всем классом, в результате чего был выявлен уровень самооценки ребят, их представлений о себе, своей внешности, личности и отношений к ней. Полученные данные были занесены в таблицу с критериями завышенная самооценка, адекватная и заниженная.

Были получены следующие результаты:

45 % ребят имеют завышенную самооценку;

21 % имеют адекватную самооценку;

34 % - заниженную.

Большинство ребят имеют неадекватную самооценку, и, следовательно, недостаточный уровень сформированности рефлексивных способностей. Это показатель того, что дети находятся на стадии развития своих рефлексивных способностей, только учатся адекватно оценивать свои достижения, работу сверстников, сопоставлять результаты своей работы с оценкой учителя.

У большинства ребят завышенная самооценка, что является нормальным для данного возраста.

Высокий процентный уровень составили дети с заниженной самооценкой. Такие дети войдут в группу риска, так как заниженная самооценка снижает адаптацию детей, различные учебные ситуации выступают для них как стрессогенные, затрудняется общение, как со сверстниками, так и с учителем. С этими детьми необходимо проводить специальную работу с привлечением школьного психолога.

Для более детального изучения актуального уровня развития рефлексивных способностей был использован метод наблюдения. Этот метод, в отличие от других, позволяет фиксировать события в момент их осуществления и в меньшей мере влиять на естественное поведение испытуемых. В объективности результатов наблюдения была разработана карта по следующим параметрам:

- умеет планировать и организовывать собственную деятельность;

- умеет ставить цели и соответствующие задачи на пути к решению проблемы;

- умеет адекватно оценить собственный вклад в дело;

- умеет сотрудничать, адекватно оценить вклад других в дело;

- умеет достигать поставленные цели, прикладывать волевые усилия.

По результатам наблюдения было выяснено:

 22 % - ребят умеют планировать и организовывать собственную деятельность;

 29 % - умеют ставить цели и соответствующие задачи на пути к решению какой-либо проблемы;

 33 % -умеют адекватно оценивать собственный вклад в дело;

 29 % - умеют сотрудничать, адекватно оценивать вклад других в дело;

 39% - умеют достигать поставленные цели, прилагать волевые усилия.

Исходя из этих результатов, можно сделать вывод, что большинство детей умеют сотрудничать, умеют выражать своё отношение к деятельности других ребят, адекватно оценивать вклад других в дело. Гораздо сложнее ребятам оценить себя, не завышая и не занижая действительных результатов собственного труда, сравнивать свои новые достижения с уже имеющимися, оценивать уровень собственного продвижения в деле. Дети могут поставить цель для достижения определенного результата, с некоторыми затруднениями, при помощи наводящих вопросов и рассуждений выделить соответствующие задачи. Однако для того, чтобы достичь определенного результата в деле, необходимо выполнять определенные действия, прилагать волевые усилия. Именно в этом ребята испытывают некоторые трудности. Им еще сложно удержать в памяти четкую цель и выполнять деятельность, не сбиваясь с намеченного пути. Именно поэтому для ребят оказывается еще сложным процесс планирования и организации собственной деятельности. Данные проявления рефлексии находятся еще на стадии развития, а стандартные учебные ситуации не всегда выводят ребенка на активную рефлексивную позицию. Следовательно, для того, чтобы дети могли в полной мере развивать свои рефлексивные способности, необходимо использовать специальным образом организованную деятельность, специальные методы и приемы.

Методика определения самооценки и уровня притязаний. Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Уровень самооценки школьников определяют на основе полученных данных по следующим показателям:

- совпадение или не совпадение самооценки с адекватной оценкой учителя,

- характер аргументации самооценки.

Уровень притязаний обнаруживается в прогностической или априорной самооценке, в которой оцениваются еще не полученные результаты.

На основе анализа полученных результатов исследования актуального уровня развития рефлексивных способностей учащихся у большинства детей была выявлена характерная  неравномерность в развитии рефлексивных способностей, различные компоненты которых представлены с неодинаковой степенью выраженности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

         Данный вид рефлексии выполняет функцию психологической настройки на урок и психологической завершенности. Рефлексия способствует формированию благоприятного микроклимата на уроке. Учащийся настраивается на урок, проявляет неподдельный интерес к следующим этапам урока. Снимается мышечное напряжение перед уроком и полностью снимается напряжение в конце урока. Здесь реализуется здоровьесберегающая функция рефлексии.

Приёмы:

цветопись,

букет настроения,

дерево чувств,

художественные изображения,

картина,

музыкальный фрагмент,

эмоциональное состояние,

настроение телом.

карточки с изображением лица;                                                                                    

показ большого пальца вверх или вниз;  

гномики,

маятник настроения.

                   

Рефлексия деятельности.

Самооценка активности на каждом этапе урока, алгоритм, контроль и оценка. Оцениваются не столько знания, сколько умения, компетенции: (что учащийся умеет? что может?) Здесь рефлексия выступает в качестве мотивации учения и определения степени достижения цели. Учащийся не только осознает содержания материала, но осмысливает способы и приемы своей работы. Так как рефлексия может быть индивидуальной, коллективной или групповой, то учащиеся проявляют умение работать в разных режимах.

Применение этого же вида рефлексии в конце урока покажет активность каждого ученика.          

Приёмы:

 «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;

 «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;  

«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

Эти 2 варианта целесообразно применять на первых этапах введения учащихся в систему рефлексивной деятельности. Затем следует перейти к следующему этапу.

Это рефлексия содержания учебного материала.

Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Речь учащихся становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной. Учащиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили. Информацию могут передавать в более сжатой форме, выявляя основное. Могут рефлектировать в письменной форме, более подробно излагая свои мысли. Рефлексия является способом самовыражения учащихся, пробуждает в них желание учиться, получать новые знания, проявлять свои способности в более активной форме.

Приемы:

незаконченное предложение, (я не знал… - теперь я знаю…).

выбор афоризма,

точка зрения,

дерево цели,

достижение цели,

отношение к проблеме,

умозаключение,

кластер,

синквейн,

работа с текстом,

работа с фрагментом фильма.

Рефлексия как способ обратной связи.

Данные приемы стимулируют речемыслительную деятельность учащихся и наиболее полно способствуют реализации развивающей цели обучения. Они позволяют по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся.

Приемы: 

тесты,

сочинения,

стихотворения,

эссе,

размышления над вопросами,

составление таблицы,

многоточие,

открытый финал.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Приемы рефлексивной деятельности

Выбор приёмов зависит от конкретной цели проводимой рефлексии.

 «Дерево цели»

Для стимулирования мотивации. На листе ватмана изображено дерево. Каждый ученик прикрепляет листочек зелёного цвета. На одной стороне учащиеся пишут свою личную цель - чтобы он хотел узнать, понять, какую информацию получить по данной теме. В конце прохождения темы каждый ученик пишет на своем листке, достиг ли он цель частично или полностью

«Мнение»

При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в первом классе предлагается высказать свое мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по следующим критериям:

1. Громко – тихо.

2. С запинками – без запинок.

3. Выразительно – нет.

4. Понравилось – нет.

При этом, в первую очередь, отмечаются положительные моменты в ответе учащегося, а о недочётах дети высказываются с позиции пожеланий. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.

«Яблоня»

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

«Дерево предсказаний»

Ствол дерева – тема, вид деятельности.

Ветви - утверждения, которые ведутся по направлениям - "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено).

Листья - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)

 «Пик взаимопонимания»

Настроение изображено в виде ступеньки .Первая - настроение крайне скверное. Вторая - плохое. Третья - хорошее. Четвертая - уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.

           «Пятерочка – 1»

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.

«Слон»

Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.

Уши - значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух;

 глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно;

хобот – знания, которые вы приобретаете;

голова – это мыслительные процессы;

посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой;

ноги тонкие – неуверенность.

«Плюс – минус – интересно»

Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на “+”, “–”, “?” или индивидуально письменно. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки.

“+” “–” “?”

В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

              «Синквейн»

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

 «Кластеры»

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.

«Рефлексия себя в проекте»

Осуществляется при помощи таблицы и условных обозначений. (Ребята оценивают свою работу с позиции Я. Мы, Дело. По итогам работы над проектом дети оценивают: Я - как работал, был активен? (хорошо, средне, плохо). Какой внес вклад в работу над проектом? Мы - насколько эффективно смогли работать вместе, чего достигли в совместном обсуждении? Дело – насколько продвинулось? Узнал ли больше?).

- осознавание собственных дефицитов и возможных способов их преодоления.

«Горячий стул»

Учащиеся по кругу (по цепочке) отвечают на вопросы, передавая из рук в руки какой-либо предмет. Вопросы могут быть следующими:

-Что нового ты узнал?

-Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?

-Какие знания, умения, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

-Где во время работы ты чувствовал себя успешным, и у тебя всё получалось хорошо?

-О чем ты думал во время работы?

-Какие формы работы ты использовал (читал, искал дополнительную информацию, записывал, обсуждал, внес идею и т.д.)?

-Что тебе понравилось при работе больше всего?

Данный набор вопросов можно менять в зависимости от особенностей группы. Учащиеся также могут высказать иную точку зрения относительно работы над заданием, не отраженную в вопросах.

 «Химс»

Позволяет получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Используется лист большого формата, фломастеры.

Этот метод помогает выяснить впечатления от урока или семинара по следующим вопросам:

• Хорошо…

• Интересно…

• Мешало…

• Возьму с собой…

Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.

«Уборка в доме»

Получение обратной связи от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.

Используются три листа большого формата с рисунками, фломастеры.

К стене прикрепляются три больших листа. На первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.

На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять.

На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.

На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.

 «Сотрудничество».

Внимательно прочитай приведенные ниже утверждения и отметь знаком V, насколько ты согласен с данным утверждением.

Утверждение

Абсолютно согласен

Согласен

Частично согласен

Не согласен

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий группы

Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы

Если я не согласен с чем-то, я не спорю, а предлагаю другое решение

Я помогаю участникам группы, когда они нуждаются во мне

Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними

Когда мы сталкиваемся с проблемами, я стараюсь искать выход, а не предлагаю прекратить работу

Я стараюсь услышать прежде всего то, что участник группы хочет предложить, а не ищу ошибки в его или ее высказывании

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

Интересный

Работал

Понял материал

Скучный

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразличен мне

Помогал другим

Не понял

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Оценка личностного роста учащихся

Цель:  получение целостного представления о  различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по заданным параметрам, оценка  сформированности конкретных качеств на определенном возрастном этапе  развития личности.

№ п/п

Содержание показателей

 Баллы

1.

Мотивация учебно-познавательной  деятельности:

  • учится охотно,  стремится получать прочные знания и вне школьной работы способствует активной познавательной деятельности учащихся в классе, охотно помогает в реализации познавательных возможностей товарищам;
  • учится с интересом,  участвует в познавательной деятельности, не ограничивается рамками школьной программы, но под контролем педагогов и наставников или только по интересующим его предметам;
  • учится под контролем педагогов и наставников, не охотно, познавательная активность низкая, ограничивается рамками школьной программы;
  • не проявляет особого интереса к приобретению знаний, познавательная активность крайне низкая, школьную программу знает плохо;
  •  равнодушен к учению, познавательная активность отсутствует, знания образовательной программы неудовлетворительны.

5

4

3

2

1

2.

Сформированность интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, установления закономерностей):

  • высокая,  самостоятельно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый), анализируемого, точно и емко обобщает, видит и осознает тонкие различия при сравнении, легко обнаруживает закономерные связи;
  • хорошая, охотно определяет содержание, смысл анализируемого с  незначительной помощью взрослых, умеет обобщать, способен  найти различия в сравнении, закономерные связи обнаруживает при внешней стимуляции взрослых;
  • средняя,  задания,  требующие анализа, синтеза, сравнения, обобщения и установления закономерных связей выполняет не всегда охотно и при соответствующей стимулирующей помощи взрослых;
  •  низкая,  задания выполняются с организующей и направляющей помощью учителя,  не может перенести освоенный способ деятельности на сходное задание, закономерные связи обнаруживает с большим трудом;
  • очень низкая,  при выполнении задания необходимо обучающая помощь, предлагаемая помощь воспринимается с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется, способность к установлению закономерностей практически отсутствует.

5

4

3

2

1

3.

Степень обучаемости:

  • высокая, усваивает учебный материал на  уроке, свободно применяет все виды памяти, обладает высокой способностью к переключению внимания;
  • хорошая,  учебный материал усваивает, в основном, на  уроке; при необходимости использует наиболее развитые виды памяти; при желании свободно переключает внимание;
  • средняя,  для усвоения учебного материала необходимо дополнительная  домашняя проработка,  использует лишь один вид памяти, способность к переключению внимания развита недостаточно;
  • низкая,  учебный материал усваивает плохо, память развита  слабо, способность к переключению внимания  практически  отсутствует;
  • очень низкая, учебный материал не усваивает, память не  развита, способность к переключению внимания отсутствует.

 

  5

 4

  3

 

2

  1

4.

Навыки учебного труда:

  • высокие, умеет планировать и контролировать свою деятельность, организован, темп работы стабильный, высокий;
  • хорошие,  может планировать и контролировать свою деятельность с помощью учителя, не всегда организован, темп работы не всегда стабильно хороший;
  • средние,  с трудом  планирует и контролирует свою деятельность, не организован, темп работы замедленный;
  • низкие, не планирует свою деятельность, способность к самоконтролю развита слабо, темп работы низкий;
  • очень низкие,  не умеет и не хочет планировать свою деятельность, темп работы крайне низкий.

 

  5

 4

 

3

 2

  1

5.

Результативность индивидуальных занятий:

  • высокая,  наблюдается постоянно возрастающий интерес, проявляется практическая инициатива;
  • хорошая, интерес к занятиям стабилен, но инициатива  проявляется не всегда;
  • удовлетворительная,  интерес к занятиям ситуативен, инициатива проявляется только по требованию наставника  или учителя;
  • низкая, интерес к занятиям практически отсутствует, инициатива не проявляется;
  • очень низкая,  интерес к  знаниям отсутствует.

 

5

4

3

2

1

6.

Уровень утомляемости:

  • очень низкий,  хорошо развита способность к необходимой концентрации, внимания, постоянно соблюдается режим дня и питания;
  • низкий,  развита способность к концентрации внимания, режим дня и питания соблюдается не всегда;
  • значительный, способность к концентрации внимания развита недостаточно, режим дня и питания нередко нарушается;
  • достаточно высокий,  способность к концентрации внимания развита очень слабо, режим дня и питания  постоянно нарушается;
  •  высокий,  способность к концентрации внимания не развита, режим дня и питания не соблюдается.

5

4

3

2

1

7.

Целеустремленность:

  • умеет ставить перед собой цель и  добиваться её осуществления, осознает, кем и каким хочет  стать, стремится к знаниям в сфере  выбранного жизненного становления;
  • может  поставить перед собой цель, но не всегда добивается её осуществления, осознает, кем  и каким хочет стать, но  упорства в  обогащении знаниями не проявляет;
  • не считает  нужным ставить перед собой конкретные цели, четко не представляет, кем и каким хочет стать, полагается на рекомендации взрослых, сверстников и воспринимает это как необходимость;
  • не способен  ставить перед собой цели, в выборе жизненного пути следует «за всеми», не проявляет активности в личностном становлении;
  • отсутствует  полностью, не задумывается о дальнейшем  жизненном становлении, не хочет знать, кем и каким будет.

5

4

3

2

1

8.

Дисциплина и  организованность:

  • высокая, самоорганизован, выполняет Правила внутреннего распорядка, проявляет постоянную готовность в оказании помощи другим (одноклассникам, учителям), в их соблюдении, осознает значение этих качеств;
  • хорошая,  готов оказать содействие в  соблюдении Правил внутреннего распорядка по просьбе взрослых, осознает значение этих качеств для воспитанника;
  • удовлетворительная,  проявляет эти качества по указанию учителей и наставников, слабо осознает их значение;
  • низкая, пассивен в их проявлении, характерная позиция «исполнитель по необходимости», не осознает их  значение;
  • полностью отсутствует, не считает эти качества необходимыми.

5

4

3

2

1

9.

Коммуникабельность, степень влияния в  коллективе:

  • явный лидер, легко контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать  благоприятные, положительные отношения в коллективе, пользуется уважением среди воспитанников и взрослых;
  • лидер, умеет находить контакт с окружающими, поддерживает доброжелательные отношения в коллективе, но сам редко выступает инициатором их создания, пользуется уважением среди большинства воспитанников;
  • неровен в отношениях,  с окружающими может стать  источником межличностных конфликтов, не способен поддерживать нормальные отношения в коллективе,  пользуется уважением среди небольшого количества воспитанников;
  •  конфликтен,  часто безразличен к состоянию взаимоотношений в коллективе, уважением среди сверстников практически  не пользуется;
  • часто осложняет отношения в коллективе,  безразличен к их состоянию, не способен к адекватному анализу ситуации, уважением в коллективе не пользуется;

5

4

3

2

1

10.

Соблюдение правил личной гигиены, уровень развития навыков самообслуживания:

  • постоянно соблюдает и активизирует товарищей на их освоение,  высокие навыки самообслуживания, не требующие контроля со стороны наставников;
  • соблюдает выборочно, готов к самообслуживанию по требованию наставника;
  • соблюдает неохотно, навыки самообслуживания  развиты слабо, к их развитию не стремится;
  • соблюдает только под присмотром наставника, навыки самообслуживания развиты крайне слабо;
  • не соблюдает, не хочет заниматься самообслуживанием. 

5

4

3

2

1

11.

Внешний вид и аккуратность:

  • соответствует  требованиям учебного заведения, способствует развитию этих качеств в товарищах, пропагандирует их значение;
  • соответствует требованиям, способствует развитию этих качеств у одноклассников лишь по просьбе наставника; 
  • не всегда соответствует требованиям, не хочет развивать в себе эти качества;
  • крайне редко соответствует требованиям, не хочет развивать в себе эти качества;
  • не соответствует требованиям, высмеивает наличие этих качеств у других;

5

4

3

2

1

12.

Интересы и увлечения:

  • любит читать, проявляет  постоянный и живой интерес  к музыке,  живописи, мировой культуре и её значению, охотно делится своими знаниями с товарищами, привлекает их к культурному просвещению;
  • много читает,  интересуется музыкой, с удовольствием посещает культурные центры, осознает значение культурного наследия, делится своими знаниями с товарищами лишь по просьбе учителя;
  • читает, посещает культурные центры по рекомендации взрослых, недостаточно понимает значение культурного наследия;
  • интереса к чтению не проявляет, культурные центры посещает редко и неохотно, не проявляет желания к культурному росту и совершенствованию;
  • не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры, не проявляет интереса своему культурному просвещению.

5

4

3

2

1

13.

Уровень этической культуры:

  • высокий,  не допускает неуважительного отношения к себе и окружающим, соблюдает общепринятые нравственные нормы поведения,  разъясняет необходимость их соблюдения среди одноклассников,  обладает устойчивым иммунитетом к безнравственной некорректной лексике;
  • хороший, соблюдает общепринятую этику взаимоотношений, но инициатором её соблюдения среди сверстников не выступает, корректен;
  • средний,  соблюдает нормы общепринятой этики взаимоотношений под давлением взрослых, неразборчив в выборе лексики,  допускает неуважительное отношение к окружающим;
  • низкий, использует  нецензурную лексику, часто неуважителен к окружающим,  редко задумывается над необходимостью работы над собой;
  • очень  низкий,  неуравновешен, часто использует нецензурную лексику, неуважителен и не сдержан в выборе средств самовыражения.

5

4

3

2

1

14.

Работа над вредными привычками:

  • активно работает над искоренением вредных привычек, постоянно  проявляет инициативу в поиске оптимальных результатов,  внимательно прислушивается к взрослым и сверстникам;
  • активен в искоренении вредных привычек, но в работу включается по инициативе других; 
  • особой активности не проявляет,  в работу включается по мере необходимости и под контролем старших;
  • пассивен  в работе над собой, включается в неё лишь под воздействием необходимых стимулов;
  • уклоняется от работы над собой, безразличен к мнению  окружающих.

5

4

3

2

1

15.

Отношение к физической культуре и спорту:

  • активно участвует  в занятиях спортивных секций, посещает бассейн, ежедневно занимается утренней гимнастикой, выполняет  водные закаливающие процедуры, ведет здоровый образ жизни и пропагандирует его среди сверстников, постоянно улучшает свои спортивные достижения;
  • занимается в спортивной секции, посещает бассейн, занимается утренней гимнастикой, не всегда проводит закаливающие водные процедуры, пропагандирует здоровый образ жизни по просьбе старших, спортивные достижения  нестабильны;
  • активность в занятиях физкультурой ситуативна, не всегда посещает спортивную секцию и бассейн, не проявляет интереса к необходимости  ЗОЖ. Безразличен к своим  спортивным достижениям, не всегда делает утреннюю гимнастику, старается не выполнять закаливающие процедуры;
  • пассивен в занятиях физкультурой и спортом, редко  делает утреннюю гимнастику, старается не посещать  бассейн, не выполняет закаливающие процедуры, уровень спортивных достижений низкий;
  • безразличен к физической культуре и спорту, ЗОЖ, не выполняет закаливающие процедуры, не делает утреннюю гимнастику, не посещает спортивную секцию, уровень спортивных достижений  очень  низкий. 

5

4

3

2

1

16.

Общественная активность:

  • постоянно  выступает инициатором и организатором внеклассных мероприятий, проявляет активность в решении поставленных задач, стремится к вовлечению большего  числа одноклассников в общественно-значимые мероприятия;
  • ответственно  относится к порученным заданиям, но  безынициативен, не старается проявлять  организаторские способности без особой надобности;
  • активность в делах коллектива ситуативна,  организаторские способности развиты слабо, не стремится довести  дело до конца, старается не участвовать в общественно значимых мероприятиях;
  • пассивен.  Характерная позиция -   «слушатель»,  «наблюдатель», «зритель».
  • безразличен ко всем делам коллектива и отдельных групп, часто мешает  выполнению поставленных задач.

5

4

3

2

1

17.

Исполнение должностных обязанностей:

  • работает активно, инициативно, доводит до конца любое порученное дело, аккумулирует активность подчиненных;
  • работает хорошо, но особой активности не проявляет;
  • не проявляет интереса к порученному делу, безынициативен, не ведет документацию, для выполнения работы необходимо давление взрослых;
  • активность ситуативна,  порученное дело не доводит до конца, необходим постоянный контроль со стороны  взрослых;
  • не выполняет своих обязанностей, к решению поставленных задач безразличен.

5

4

3

2

1

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Показатели

                         Список учащихся

      Количество

           баллов

Средний уровень

личностного роста

       

                                                                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Рефлексивные методики в работе учителя начальных классов"

Педагогический совет способствует повышению мотивации педагогов начальной школы  к внедрению в учебный процесс рефлексивных методик...

Организация рефлексивной деятельности на уроке.

Завершающим этапом любого урока является организация рефлексивной деятельности. Именно этот этап позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребё...

Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе.

Определение рефлексии и актуальность применения в работе учителя.  Виды рефлексии, методика и варианты использования....

Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе.

Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, услов...

Моделирование системы рефлексивной деятельности с учащимися. ФГОС НОО

Проблема моделирования системы рефлексивной деятельности учащихся является одной из актуальных в современных условиях, так как смысловая ориентация ребенка становится источником и побудителем развития...

«Современный урок: поиски, проблемы, решения. Приемы организации рефлексивной деятельности учащихся»

Материал на тему: Рефлексия на уроках в начальной школе. Примеры упражнений направленных на развитие рефлексии...

Организация рефлексивной деятельности с обучающимися с ОВЗ

В  школе, под "присмотром" учителей и воспитателей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. Поэтому ...