АПО
опыты и эксперименты по теме

Ткаченко Наталья Васильевна

Опыт по теме "Использование ИКТ в условиях современной начальной школы как средство формирования УУД у учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_tkachenko_n.v.docx75.49 КБ

Предварительный просмотр:

Ткаченко Наталья Васильевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«Использование ИКТ в условиях современной начальной школы как средство формирования УУД

 у учащихся»

                       Автор опыта:

                                                                  Ткаченко Наталья Васильевна,

                                                                  учитель начальных классов

                                                                МОУ «Никольская средняя школа»

                                                                  Белгородского района

                                                                  Белгородской области

с. Никольское

2014


 Содержание

I. Информация об опыте…………………………………………...3-7

  1. Условия возникновения, становления опыта………………..3
  2. Актуальность опыта …………………………………………..3-5
  3. Ведущая педагогическая идея опыта………………………...5  
  4. Длительность работы над опытом…………………………...5
  5. Диапазон опыта………………………………………………..5-6
  6. Теоретическая база опыта ……………………………………6-7
  7. Новизна  опыта…………………………………………………7
  8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта……………………………………………….....7

II.Технология описания опыта……………………………………7-10

  1. Определение цели……………………………………………...7
  2. Постановка задач, способствующих достижению данной цели. 7
  3. Описание изменений, вносимых автором опыта в содержание образования…………………………………………………….8
  4. Описание содержания обучения ……………………………..8-10

III. Результативность опыта………………………………………..10-14

IV. Библиографический список.………………………………….15

V. Приложение к опыту……………………………………………16

I. Информация    об   опыте

Тема  опыта: «Использование ИКТ в условиях современной начальной школы как средство формирования УУД у учащихся».

1.1. Условия возникновения опыта

Село Никольское расположено в 15 километрах от областного центра. Численность населения составляет 3274 человек, из них 400 детей дошкольного и школьного возраста. Коренных жителей на сегодняшний день мало, здесь живут в основном переселенцы из бывших республик Советского Союза и регионов Российской Федерации.

Школа расположена в центре села Никольское. Открытый характер воспитательной системы школы обеспечивается тесным контактом с семьёй,  взаимодействием школы с другими социальными институтами (библиотекой, СДК, детским садом,  амбулаторией, Никольским храмом, администрацией поселения). За время своего существования школа завоевала авторитет в селе. Многие её выпускники приводят в школу своих детей, образуя многочисленные школьные «династии». За время работы педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы, сложились традиции, которые ведут к поиску эффективных путей организации образовательного процесса. В образовательном учреждении созданы благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

С 2002 года по 2012 год в школе проводилась опытно-экспериментальная работа по теме «Развитие интеллектуальной культуры учащихся», по итогам каждого этапа осуществлялся мониторинг сформированности интеллектуальных умений и навыков учащихся.

Материально-техническая база школы позволила учителям начальных классов перейти на обучение по ФГОС НОО в короткие сроки. Учебный кабинет, в котором преподаёт учитель, оснащён современным компьютерным оборудованием, имеется автоматизированное рабочее место учителя, создана медиатека. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения.

Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ.

1.2. Актуальность опыта

Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения. Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим.

Актуальные проблемы образования позволили выделить следующие концептуальные позиции:

-  подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе;

-  компетенция современного человека в ИКТ, позволяющая ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- потребность совершенствования системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом;

- выполнение  требований ФГОС НОО: развитие личности на основе системно-деятельностного подхода;

-    формирование УУД в процессе приобретения знаний, навыков, умений.

Началом работы по теме опыта  «Использование ИКТ в условиях современной начальной школы как средство формирования УУД у учащихся» стало проведение диагностики по определению показателей и   уровней (высокий, средний, низкий)  сформированности словесно-логического мышления первоклассников по критериям Рудольфа Амтхауэра, Е.Ф. Замбацявичене, а также наблюдений за формированием УУД. [5]

Обработав данные, полученные при проведении диагностики и наблюдений в 1 классе, были определены следующие результаты:

               

Диагностика и наблюдения показали, что необходимо повышать интеллектуальный уровень обучающихся, создавать организационно-педагогические условия для формирования УУД. Возникает потребность в высоком уровне развития информационной компетентности. В содержании ФГОС отмечено, что «в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут навыки работы с информацией».

Опыт работы в начальной школе показал, что роль начального обучения  в формировании УУД с использованием ИКТ имеет решающее значение для последующего обучения, поэтому обращение к данному вопросу представляется весьма актуальным. Таким образом, выявлены противоречия: 

-  между объективной потребностью в использовании новых технологий для организации учебного процесса и недостаточной проработкой этого процесса в условиях традиционной системы обучения;

- между широкими возможностями содержания начального образования, заложенного в УМК «Школа России» и низким уровнем развития показателей,  уровней сформированности  УУД младших школьников. Поэтому  была определена тема работы над опытом «Использование ИКТ в условиях современной начальной школы как средство формирования УУД у учащихся».

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея заключается в создании и обеспечении условий для формирования УУД через использование ИКТ на уроках и во внеурочное время, которые способствуют успешному усвоению знаний в любой предметной области.

1.4.  Длительность  работы  над  опытом

Работа над опытом охватывала период с сентября 2011 года по январь 2014 года и осуществлялась в несколько  этапов:

I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2011 года – ноябрь 2012 года – изучение теоретических основ по теме опыта и опыта коллег, составление плана работы, подбор диагностического материала, выявление уровня развития УУД у  учащихся и их причин, их образующих.

II этап – основной (формирующий) – декабрь  2012  года – май 2013 года.  На формирующем этапе использовались различные методы и приёмы для формирования УУД младших школьников, способствующих развитию  информационной компетентности учащихся.

III этап – заключительный (контрольный) – сентябрь 2013  – январь  2014 года. На заключительном этапе была проведена диагностика для отслеживания динамики результативности, которая доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

1.5. Диапазон  опыта

Диапазон опыта представлен системой работы учителя через уроки и внеурочную деятельность, направленной на развитие УУД учащихся. Система работы предполагает различные подходы к организации уроков и внеурочной деятельности в 1-4 классах и развивает информационную компетентность школьников.

Диапазон   опыта  широк  и  вариативно  разнообразен.    Данный   опыт  рассчитан   на  систему  уроков, внеклассных  мероприятий,  занятий   внеурочной деятельности  для  младших   школьников  в  течение  всего  обучения   в  начальной  школе.

Такой   подход  в  работе  применим  как  на  отдельном  уроке  или  его  части,  так  и  в  системе  уроков;  эффективен   во  внеклассной  работе;  с  успехом  может  использоваться  учителями  начальной  школы  с  учётом  возрастных  особенностей   младшего  школьного  возраста.

1.6. Теоретическая база опыта

К настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки для решения обозначенной проблемы.

Проблемам применения информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе посвящены работы таких отечественных и зарубежных ученых, как  В.П.Беспалько [3], Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк [4], О.А. Ивашовой, М.В. Кларина, Г.П. Максима, Г.К. Селевко [8], Е.С. Полат [9] и др.

Исследователями были определены возможности информационных технологий: они позволяют оптимизировать и модернизировать процесс обучения, осуществлять диагностику и управление учебным процессом. Использование возможностей мультимедиа-технологий позволяет организовать разнообразные формы деятельности обучаемых, развивать навыки анализа информации, исследовательской деятельности, стимулировать мотивацию учащихся к обучению, повышать их социальную и профессиональную мобильность, расширять кругозор, способствовать формированию коммуникативных умений. [6]

В основе педагогического понятия «информационно- коммуникационные технологии»  лежат идеи Ю.В. Прохорова. Он определяет информационную технологию как «создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения». [7]

Существует другой взгляд на информационные технологии. С.З. Алборова считает, что информационные технологии в обучении представляют собой «совокупность методов и средств обучения, направленных на формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков». [1]

            Использование информационных технологий в обучении изменило содержание методов и форм обучения. Всё большее признание получил интеграционный подход к обучению. Познание мира осуществляется в результате создания его модели, а не путём традиционного заучивания. Целью обучения становится формирование учебных универсальных действий (УУД) в процессе приобретения знаний, навыков и умений, а не простое приобретение знаний, навыков и умений. Ориентированный на усреднённого индивида подход сменяется индивидуальным психологическим подходом к обучаемому.

Анализ данных работ показал, что компьютерные технологии способны ускорить формирование речевых навыков и развитие речевых умений, способствуют оптимизации самостоятельной работы.

1.7. Новизна опыта

Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с ФГОС НОО. В опыте используются идеи системно - деятельностного подхода, это даёт возможность сделать доступным для учащихся освоение учебного материала при меньшей затрате времени и с большей эффективностью. На первый план выдвигается формирование приемов исследовательской, познавательной, творческой деятельности.

С применением ИКТ строятся особые отношения учителя, родителей и детей. Меняется традиционная цепочка передачи знаний от взрослого ребёнку. В традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

        Новизна опыта заключается в:

- организации учебной деятельности;

- системе дидактических принципов;

- организации условий, инициируемых учителем;

- разработке технологических аспектов реализации опыта.

        Внесение изменений в содержание образования и организацию  педагогического процесса – одно из условий успешности данного педагогического опыта.

1.8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Используемые приёмы, методы и формы обучения можно применять не только в УМК «Школа России», но и при организации образовательного процесса на основе принятых УМК в начальной школе, а также во внеурочной деятельности.

                Данный опыт можно применять  на любых уроках, при изучении дисциплин как на базовом уровне, так и   при углубленном их изучении. Использование опыта  положительно влияет на организацию урока, повышает его  эффективность.

II. Технология  описания опыта

                                2.1. Определение цели

Целью опыта является создание условий для овладения УУД  в процессе  информационного взаимодействия между обучаемым, учителем и средствами новых информационных технологий, направленных на достижение желаемых результатов.

2.2. Постановка задач, способствующих достижению данной цели

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • создание педагогических условий на уроке, обеспечивающих развитие информационной компетентности младших школьников и формирования УУД;
  • создание и систематизация продуктов совместной деятельности;
  • повышение эффективности учебного процесса, качества знаний, активизации познавательной деятельности школьников, словесно-логического мышления;
  • формирование комфортной учебной среды, где ребёнок может преодолеть неуверенность в своих действиях.

2.3. Описание изменений, вносимых автором опыта в содержание образования

Опыт работы «Использование ИКТ в условиях современной начальной школы как средство формирования УУД у учащихся» потребовал внести коррективы в содержание образования начальной школы.

Приемы:

- внесение изменений в рабочие программы в соответствии с ФГОС НОО;

- творческое комплексное применение известных педагогических технологий Г.К. Селевко; [8]

-   организации  работы учащихся на основе групповых, игровых форм.

2.4. Описание содержания обучения

 В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разные направления.

В работе используются информационные технологии в трех направлениях:    

- демонстрация слайдов (использование презентаций);

- создание тестов (используя тестовую оболочку);

- работа над проектами.

Работая в первом направлении, можно пользоваться самым простым, доступным и эффективным программным обеспечением, которым может пользоваться каждый учитель - средой MS Power Point, с помощью которой можно реализовать принцип наглядности на уроках  начальной школы. В практике используются, созданные специально для конкретных уроков конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Использование таких презентаций дает хороший результат.

Второе направление работы - использование компьютерных тестов  Преимущества тестового контроля: объективность оценки, достоверность информации, надёжность. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов.

Третье направление работы – использование проектных форм. Даже младший школьник выполняет простой  по содержанию проект в Microsoft Power Point. В проектной деятельности ученик осознает свою миссию – раскрыть другим значение освоенных им технологических способов деятельности. Он ставит цель развивать способности при освоении необходимого предметного содержания, составляет пошаговый план действий, затем воплощает его в рабочих слайдах, наконец, анализирует результат и путь, который привёл к нему. Применение метода проектов в процессе преподавания школьного курса  дает возможность:

-   активизировать учебно-познавательную деятельность учеников;

- обеспечить связь теоретического материала с его практическим применением;

- формировать ключевые жизненные компетентности: умение учиться, общекультурную, гражданскую, предпринимательскую, социальную, информационно-коммуникативную и компетенцию сохранение здоровья;

- значительно повысить результативность изучения конкретной темы.

Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы)

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы  на уроке:

- конспекты-презентации (приложение № 2);

- различные виды диктантов;

- тексты;

- схемы;

- формулы;

- видеофрагменты (приложение № 2, 3).

Также активизируют интеллектуальную  деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например:

- групповая работа (приложение № 1,4, 5);

- урок - исследование;

- урок - творческая мастерская;

- урок - тест;

- урок – игра (приложение № 4);

- метод проектов;

- урок - презентация.

Использование ИКТ в учебном процессе в начальной школе позволяет моделировать содержание разнообразных учебных проблем с самими учащимися. При этом важное значение приобретает формирование психологически комфортной учебной среды, где ребёнок может быстро преодолеть неуверенность в своих действиях, где создаются доверительные отношения между всеми участниками процесса и активизируется творческая учебно-познавательная деятельность. В данном случае учитель выполняет роль тьютора.

III. Результативность опыта

Работа над темой «Использование ИКТ в условиях современной начальной школы как средство формирования УУД у учащихся» позволила добиться определенных результатов.

По итогам школьного мониторинга при 100%-й успеваемости  качество знаний  учащихся по предметам за последние три года составило:

Предмет

2011-2012

(безотметочное обучение)

2012-2013

(2 полугодие)

2013-2014

(1 четверть)

Среднее качество знаний

Русский язык

-

78,5%

60%

69,2%

Литературное чтение

-

85,7%

80%

82,8%

Математика

-

85,7%

73,3%

79,5%

Окружающий мир

-

100%

100%

100%

Технология

-

100%

100%

100%

Изобразительное искусство

-

100%

100%

100%

Среднее качество знаний по всем предметам

-

91,6%

85,5%

88,5%

Динамика уровня развития словесно-логического мышления представлена в виде диаграмм:

Результативность опыта педагога по формированию УУД у младших школьников  отслеживалась с помощью диагностик: проведенных в конце каждого года обучения, участие детей в олимпиадах,  конкурсах и смотрах (таблица). 

2011-2012 учебный год

№ п/п

Название конкурса

Дата

Участники

Место

1

Всероссийская мультиолимпиада «Муравейник - 2012», 1 тур

20.11.2011

Ниматов Я.

Кривозуб Н.

Красношлыков Н.

участие

участие

участие

2

Акция «Живи, ёлка!»

20.01.2012

1 б класс

3

3

Всероссийская мультиолимпиада «Муравейник – 2012»,  2 тур

05.04.2012

Ниматов Я.

Копылова А.

Красношлыков Н.

Косоловская А.

участие

участие

участие

участие

2012-2013 учебный год

4

Всероссийская мультиолимпиада

«Домик - Семигномик»

октябрь

Копылова А.

Косоловская А.

участие

участие

5

Районный  этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь»

12 декабря

(школьный этап)

15 января 2013

(участие в районном конкурсе)

Ниматов Я.

 лауреат

6

Всероссийская мультиолимпиада

«Юный патриот России»

10 марта 2013

Косоловская А.

победитель

7

Всероссийская олимпиада

 «Азбука

безопасного лета»

10.04.2013

Бондарев Е.

Красношлыков Н.

Ревина Н.

Кравченко А.

участие

призер

участие

призер

2013-2014 учебный год

8

Всероссийская дистанционная олимпиада

«Домик - Семигномик» 2013

сентябрь

Копылова А.

Ревина Н.

Красношлыков Н.

Косоловская А.

Кравченко А.

участие

участие

участие

   призер

призер

9

Всероссийская олимпиада

«Светофорик»

сентябрь

Проценко А.

Проценко А.

Косоловская А.

Ниматов Я.

участие

участие

участие

призер

10

Всероссийская дистанционная олимпиада

«По сказочным тропинкам»

октябрь

Ревина Н.

Кравченко А.

участие

призер

11

Районная выставка-конкурс

новогодних букетов и композиций

«Зимняя фантазия»

декабрь

Ревина Н.

участие

12

Районный  этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь»

23 декабря

(школьный этап)

21 января 2014

(участие в районный  конкурс)

Ниматов Я.

победитель

лауреат

Опыт работы по теме «Использование ИКТ в условиях современной начальной школы как средство формирования УУД у учащихся» задает творческую ориентацию школьников, развивает их интеллектуальные способности, формирует УУД как одну из составляющих успешности обучения в школе.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.

Таким образом, анализ результатов работы по  теме опыта позволяет  сделать следующие выводы:

- использование ИКТ в рамках реализации  УМК «Школа России» оказывает положительное влияние на развитие словесно-логического мышления, уровней сформированности информационной компетентности младших школьников, формирования УУД;

- педагогическая практика  доказывает, что при  использовании ИКТ на уроках в начальных классах и внеурочной деятельности, повышается эффективность учебного процесса, качество знаний;

-  создана папка-портфолио творческих проектов учащихся на уроках и внеурочных занятиях;

- разработана система методов и форм организации учебного процесса с использованием ИКТ.

IV. Библиографический список

1. Алборова, С. З. Сетевые информационные технологии. Учебно-методическое пособие. - Владикавказ, 2003.

2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2011.

3. Беспалько В.П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) /М., Воронеж, 2002. – 352 с.

4. Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании / М., Дрофа, 2007.

5. Брыль, Д.В. Проверь свой интеллект. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра./ М.: Мой мир, 2004.- 168 с.

6. Попов, Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников.// Начальная школа - 2012.- № 4.

7. Прохоров, Ю.В. Математический энциклопедический словарь. /Гл. ред. Ю. В. Прохоров.— М.: Советская  энциклопедия, 1988.— 847 с.

8. Селевко, Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

9.Новые педагогические информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров./ Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.

V. Приложение

  1. Приложение   №  1 – Урок русского языка, 2 класс.
  2. Приложение № 2 – Поклонимся великим тем годам, 1 класс.
  3. Приложение № 3 – Всероссийский открытый урок по ОБЖ, 1-4 класс.
  4. Приложение № 4 – Внеклассное занятие по окружающему миру: КВН «Планета-дом», 2 класс.
  5. Приложение № 5 – Урок окружающего мира, 2 класс.